Психофитнес
методическая разработка по теме

Белуш Яна Михайловна

Тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка тренинга.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг                                                                                                    "Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

(теория Арттерапия — естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арттерапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограничено. Выделяют собственно арттерапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию и т.д.)

Цель: формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания      Задачи:                                                                                                                          1. Формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием.                                                                             2. Освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения.                                                                             3. Развитие навыков позитивного самовосприятия.                

Условия проведения тренинга: просторное помещение, магнитофон, флаконы мыльных пузырей по числу участников, шарики с мукой по числу участников.

Вступительное слово.   Предлагаю фрагмент тренинга  по   профилактике синдрома эмоционального выгорания, который провожу с педагогами своей школы. Направлен он на  формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием,  освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения,   развитие навыков позитивного самовосприятия.   Все развиваемые в данном тренинге навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.                                                                                                       Проблема эмоционального выгорания не нова. Вот так  было сформулировано в одной из книг по НОТ (научной организации труда) еще в советское время: «Тот руководитель, который горит на работе, не жалея себя, является вредителем, отдаляющим окончательную победу коммунистического труда».    

Почему психофитнес? Потому что эмоциональная, духовная, душевная сферы личности способны тренироваться так же, как способно тренироваться наше тело. Вот только если тренировать тело для нас уже (к счастью) кажется делом логичным и полезным, то в области «тренировки эмоций, психики» многие до сих пор предпочитают учиться на своих ошибках, цена которым подчас – вечно подавленное настроение, эмоциональные срывы и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                                                             В спорте есть понятие перетренированность - при неправильно организованных нагрузках мышцы не успевают отдохнуть, остается чувство усталости, и, как следствие, нежелание заниматься, снижение физической силы. Эмоциональное выгорание похоже на перетренированность, но если перетренироваться (и отдохнуть) можно за несколько дней, то, чтобы справиться с  эмоциональным  выгоранием нужно гораздо более длительное время.

Тренинг включает элементы нескольких направлений  арт-терапии. Собственно арттерапию (визуальные виды искусства), а также музыкотерапию, танцевальную терапию,  телесно-двигательной,  игровую. И некоторые упражнения из этого тренинга  вы увидите.

 Каждое занятие включает: разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе; основную часть, направленную на реализацию поставленных задач; завершающая часть направленная на рефлексию; домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков

Ход занятия.

 Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга.

-(обращаясь к непосредственным участникам тренинга и сидящим в зале) Уважаемые коллеги предлагаю показать с помощью большого пальца руки, в каком настроении вы пришли на сегодняшний семинар. Если настроение радостное, бодрое — палец поднят вверх, грустное, подавленное — опущен вниз, а если нейтральное — палец находится в горизонтальном положении. Выполняют.

-Начнем тренинг с проверки готовности. Готовности не только непосредственных участников, приглашаю подключиться и зал. Упражнение называется    «Термометр эмоций ».                                                                             -Какие способы снятия напряжения Вы знаете?                                                          -Ответы участников.(поговорить с другом, побегать, побить подушку, написать об этом в дневнике и др.)                                                                              -А можно прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее. Я буду  показывать рукой уровни  «эмоционального накала, напряжения». Чем выше рука, тем накал сильнее, аплодисменты, крик громче. Соответственно, чем ниже  рука, тем накал слабее, аплодисменты, крик тише.  

                                     Выполняется упражнение.                                                                                          

-И теперь спокойные и уравновешенные,  давайте познакомимся

Упражнение «Рисование в воздухе».                                                                              -Свое имя надо написать, нарисовать,  но в воздухе. А участники попробуют догадаться как вас зовут.

Выполняют.

Комментарий: рисование в воздухе прекрасно снимает внутреннее напряжение, помогает управлять эмоциями.

Принятие групповых правил

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:                         -доброжелательный стиль  общения;                                                          -активное участие в происходящем;                                                                               -уважение к говорящему;                                                                                            -право каждого на свое мнение.

-Фитнестренинг,  как любая тренировка начинается с разминки . Сегодня это будет “Звуковая гимнастика”, направлена она на укрепление духа и тела. Правила применения звуковой гимнастики: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;                                                Е — воздействует на щитовидную железу;                                                            И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;                                                               О — воздействует на сердце, легкие;                                                                           У — воздействует на органы, расположенные в области живота;                               Я — воздействует на работу всего организма;                                                               М — воздействует на работу всего организма;                                                          X — помогает очищению организма;                                                                       ХА — помогает повысить настроение.

-Легко ли было справиться с заданием? Ваши ощущения.  

Упражнение арт-терапии

-Переходим к упражнению «Пластилиновая музыка». Предлагаю прослушать музыкальные произведения, а возникающие в ходе прослушивания музыки переживания, воспоминания, мысли, воплотить в  образе-впечатлении, используя шарик с мукой.                                                                       Комментарий.  Такой прием помогает раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию; «самовыразиться»; снять стрессы.                                                                                  Звуки и чувства взаимосвязаны.  Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус), проникает в глубинные слои личности (подсознание). Музыка способна устанавливать общее настроение: быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают. Своеобразный         тренинг эмоций.   Рисуя, лепя вовремя звучания музыки, помогаем отыгрывать внутренние состояния,  восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли, образы.                                   Можно использовать разные варианты этого упражнения. Например, прослушать специально подобранные музыкальные произведения, обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, возникающие у них в ходе прослушивания, а затем в соответствии с ними создать образы-впечатления (рисунки, поделки из глины, пластилина). Такой прием помогает ребенку раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию; «самовыразиться»; снять стрессы.     Можно  под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии, Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета.  

-А сейчас праздником позитива. Говорят, человеку не надоедает смотреть на три вещи: огонь, воду и звёздное небо. Я бы четвёртым пунктом добавила мыльные пузыри. Сколько удовольствия мы получаем, надувая пузыри, наблюдая за переливами всех цветов радуги. В мыльные игры играли ещё в давние времена. Например, в городе Помпее археологи обнаружили фрески с изображением детей, выдувающих мыльные шарики.                         Есть множество игр с мыльными пузырями. В одну из них предлагаю поиграть: по сигналу выдуть как можно больше пузырей за один выдох воздуха.                                                                                                           Выполняют

-Ваши чувства, поделитесь своими впечатлениями.

                         Упражнение «Джаз тела». 

ограничение двигательной активности оказывает  негативное влияние на физическое и психическое самочувствие.  Напрягая мышцы, сдерживая слезы или гнев, способствуем   возникновениют психологических  «зажимов» на теле. Танцуя, способствуем высвобождению скрытых, подавляемых  чувств , улучшаем физическое и душевное самочувствие. Будем сочинять танец .  Я встаю в центре круга. В такт музыке буду выполнять несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют мой танец. Затем дотрагиваясь до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец; далее игра продолжается по кругу.

Музыка прекратилась.                                                                                                                            -Все сели— слушаем тишину. Прислушиваемся к своему дыханию, оно становится спокойнее. Послушаем свое сердцебиение, как оно становится тише. Представляем себе, как выглядит спокойный человек.

  Комментарий.  Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно- психических нагрузок,- одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: “Молодец!”, “Умница!”, “Здорово получилось!” и т.д. Похвалите себя за выполненное упражнение.

Выполняют.

                Комментарий: лучше после активной фазы упражнения не на стул садиться, а ложиться на коврик.                                                                              

Обсуждение.

-Приглашаю всех участников тренинга  в круг. Предлагаю поделиться впечатлениями, наблюдениями.                                                                                    – Легко ли было справиться с этим заданиями?                                                              – Какие были трудности?                                                                                               - Что вы чувствовали во время упражнений, и после их  выполнения?                   – Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе тренинга?

Домашнее задание                                                                                          Домашнее задание направлено  на отработку и закрепление полученных навыков. Ежедневно выполняйте  звуковую гимнастику. Чаще танцуйте, ведь устроить  небольшую  дискотеку можно даже вовремя уборки квартиры.

Заключение

-Спасибо за работу, за участие. А главное, спасибо вам за то, что вы смогли сегодня сделать себе замечательный подарок! Открыть в себе что-то новое.   Для этого вам приготовила шпаргалку-памятку, где есть полезная информация: звуковая гимнастика,  список музыкальных произведений, дающих терапевтический эффект и др.

Дополнительно:

Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка — это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал.  Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что-то все же «происходит». Было бы хорошо, если бы вы описали ваши впечатления, не откладывая. Если вы впервые проделали это упражнение, то теперь вы знаете, что после него всегда чувствуешь себя лучше, и готовы приступить к регулярным тренировкам. Тренировка улыбки. Суть тренировки заключается в том, что вы учитесь несколько раз в день «держать на лице улыбку» примерно 1 минуту. Это упражнение можно проводить везде, где угодно: в автомобиле, на прогулке, у телевизора. Интересен следующий эффект, который возникает при этой тренировке. В первые секунды у вас вместо улыбки может получиться гримаса, особенно если вы находитесь в раздраженном состоянии. Но примерно через 10 секунд вы начинаете казаться смешным самому себе. Это означает, что ваша гримаса уже трансформируется в улыбку. Потом вы начинаете потихоньку подтрунивать над собой. Вы спрашиваете, действительно ли в этой ситуации надо раздражаться. Несколько секунд спустя, вы замечаете, что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.                                   Улыбка всегда обезоруживает человека в его негативном отношении к вам, поэтому выходя из дома, не забудьте “положить в карман” улыбку и надевать ее при каждой сложной жизненной ситуации.