Конспект урока ПОВСЮДУ МУЗЫКА СЛЫШНА
методическая разработка по музыке
Данный урок насыщен содержанием и разнообразными творческими заданиями. Возможно, учитель остановится только на двух песенках - закличках, основанных на различных интонациях, или будет использовать одну интонационную форму, например «призыва», а все остальные следует рассмотреть как ее разновидности. Это будет зависеть как от учителя, так и от детей.
К началу урока дети знакомы с особенностями звуков музыкальных и немузыкальных, имеют опыт эмоционального ощущения музыки различного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ПОВСЮДУ МУЗЫКА СЛЫШНА | 19.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока "Повсюду музыка слышна"
Урок для учащихся 1 класса, разработан на основе программы «Музыка», авт. Е.Д.Критская и др.
Данный урок насыщен содержанием и разнообразными творческими заданиями. Возможно, учитель остановится только на двух песенках - закличках, основанных на различных интонациях, или будет использовать одну интонационную форму, например «призыва», а все остальные следует рассмотреть как ее разновидности. Это будет зависеть как от учителя, так и от детей.
К началу урока дети знакомы с особенностями звуков музыкальных и немузыкальных, имеют опыт эмоционального ощущения музыки различного характера.
Проблема урока: что помогает музыке быть такой разной?
Используемые методы и приемы: интонационно-содержательного постижения музыки: «сочинение - сочиненного», вокальные импровизации, вокализация, контрастных сопоставлений, невербальной коммуникации.
К концу урока дети овладевают способами сочинения песенок. Важно, чтобы появился мотив к самостоятельному творчеству. Первое осознание, что голос - это музыкальный инструмент. Главное обобщение - чтобы услышать музыку надо быть наблюдательным, уметь видеть и запоминать.
1-йэтап
Учитель: Вспомним нашу первую встречу с музыкой в этом классе. Кого музыка называет музыкантами? И чем отличаются они друг от друга?
Дети: Композитора, исполнителя, слушателя.
Учитель: Кем мы были на прошлом уроке? Композиторами, исполнителями, слушателями
Дети: Исполнителями и слушателями.
Учитель: Кого мы называем композитором?
Дети: Человека, который первым слышит музыку и рассказывает её людям.
Учитель: Что нужно знать композитору, чтобы услышать и рассказать музыку?
Дети делают предположительные ответы.
Учитель: (Собирая высказывания детей, подводит их к тому, что без помощи музыки нам не обойтись.) Откроем страницу 12 нашего учебника. Посмотрите, муза опять нас куда-то зовет. Картинки на этих страницах подсказывают, что она приглашает нас найти самим музыку. Помните песню, в которой девочка рассказывала, где она слышит музыку? (Исполняется песня «Музыка» Г. Струве.)
Птичьи трели это музыка
И капели это музыка.
Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей
И у ветра и у солнышка,
И у тучки и у зернышка
Тоже музыка своя.
Музыка предложила свои подсказки (рисунки, тексты) где нам, как композиторам услышать музыку. Что показывает муза нам нужно делать, чтобы, когда мы услышим музыку, она зазвучала?
Дети: Петь, играть на музыкальных инструментах.
Учитель: Сколько в классе у нас музыкальных инструментов?
Дети дают предположительные ответы.
Учитель: А вот и не угадали. У каждого из вас есть свой, не-похожий не на какой другой музыкальный инструмент — это голос. Музыка подарила его каждому человеку. А как он будет звучать, это зависит от каждого из вас. И еще один инструмент в нашем классе - фортепиано. Мы им тоже воспользуемся сегодня. С чего же нам начать?
Дети дают предположительные ответы – петь стихи и т.д. (учителю важно услышать хотя бы один правильный ответ).
2-й этап
Учитель: Давайте познакомимся с первым четверостишием. К нему есть иллюстрация.
Делается разбор содержания:
- какие мысли спрятались в четверостишие, что хотят дети, к кому обращаются, как его называют;
- что больше — изображения солнышка или отношения к нему детей; как необходимо выразить это обращение (ищется соответствующая интонация). Через прием моделирования интонаций дети должны выбрать самую приемлемую.
Учитель: Что хотят дети подумать «хорошо, если будет солнышко», или приказать солнышку светить, или поиграть, или попросить.
Дети, пробуя различные интонации, выбирают одну. Например, интонацию просьбы. Через приемы контрастных сопоставлений, использования невербальных коммуникаций осваивается данная интонация. Интонационно-мелодическое движение напоминает страстное моление (1 и 2 строки) и галантную учтивость (3 и 4 строки). В произнесении текста чувствуется уважителъностъ, сердечная открытость. Мелодический контур основывается на спуске, нисходящем скольжении. Характерный жест - поклон, реверанс.
Когда все дети пропели, определяется, какая же интонации самая удачная. Учитель объясняет, что именно чувство радости, доброго ожидания создает у музыки радостное настроение. Через обратный процесс (метод переинтонирования) можно закрепить осознание радостного настроения е музыке. Учитель: А чтобы музыка зазвучала надо вспомнить, что отличает звуки музыкальные от не музыкальных.
Дети, назвав эти признаки (высоту и долготу), импровизируют исполнение песенки-заклички. По такому же алгоритму проходит работа с фрагментом «Дождик, дождик». К обобщению добавляется, что одной из разновидностей интонации просьбы является ее строгие формы произношения.
3-й этап
Используется метод «сочинение сочиненного», приемы - мелодекламация, пластическое интонирование, пение.
Учитель: Перейдем к третьему стихотворному тексту. (Читает текст, интонационно выделяя три части.) А теперь постараемся прочитать так, чтобы каждое слово было похоже на то содержание, которое спрятано в словах. Например, слово «бегать» двигалось, а не стояло.
- Начинается выразительная работа со словом. Прочитывается вначале одно слово «гори», выбирается необходимый темпо-ритм, интонация.
- Слова соединяются в смысловые цепочки («гори, гори ясно»). Далее рассматриваются ритмические структуры и длителъностъ произношения отдельных звуков. Выбирается (например) интонация призыва. Ее особенностью является побуждающая активность, побуждение к действию, стремление заразить своей энергией. Невербальным коммуникативным признаком являются: напряжение голосовых связок, телесно-мышечное напряжение, обращение рук к слушающему. На доске можно записывать эмоционалъно-выразительные партитуры.
- Третий этап - выбор повторяемости или изменение звучания текстовых строчек.
- Четвертый этап — вокальное исполнение.
Учитель: С каким настроением получилась наша музыка?
Дети: Призывно.
4-й этап Учитель: Что ее сделало призывной? Обобщаются интонационные признаки призывной интонации.
На основе вокальной импровизации
Учитель: Текст «Баю, баюшки» мы попробуем не только спеть, но и помочь нашему голосу игрой на музыкальном инструменте. Начнем с сочинения мелодии. Муза нам подсказала, с каким настроением должна получиться наша музыка. Нежно. Как будем сочинять мелодию как первую или как третью песенку?
Дети выбирают один из способов сочинения. Могут быть использованы два варианта в классе. Интонация колыбельности характеризуется колебательностью, пространственностью образа движения. Моделируя обстановку интимного общения, создается ощущение уюта и защищенности от всего мешающего, лишнего. Отсутствие суеты создает состояние созерцательности, единения с Вселенной.
Учитель: (Через совместную оценку, рассуждения, выбирается лучший вариант. При исполнении детьми, учитель помогает гармоническим сопровождением).
Теперь украсим наше пение. Можно ли голосом изобразить покачивание колыбельки?
Дети: Предположительные ответы. Можно изобразить равномерное покачивание колыбельки, чтобы не помешать сну ребенка.
Учитель объясняет, как покачивается люлька: вверх-вниз. Значит, и звуков может быть всего два: верхний и нижний. Далее все дети изображают покачивание колыбельки и поют на двух звуках: баю-бай. Солист исполняет свою колыбельную. Следующий этап - учитель предлагает одному ребенку аккомпанировать пению на фортепиано или металлофоне, другому петь.
5-й этап
Итоги урока.
Учитель: Какие по настроению получились сегодня наши песенки? От чего это зависело?
Дети: Оттого, что мы хотели сказать и делали это так, как подсказывали нам солнышко, дождик, считалка, колыбельная.
Учитель: Какая у нас сегодня получилась музыка: радостная, строгая, призывная, нежная?
Необходимо, чтобы дети воспроизвели характерные интонационные признаки каждого настроения. Учитель: Какие песенки запомнились вам больше всего?
В учебниках этих детей появляется отличительный знак — подарок от музыки.
Дома можно придумать окончания к песенкам-закличкам из учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Музыка вновь слышна"
Создание учебно–методической базы для решения задач музыкального образования учащихся,повышение исполнительского мастерства учащихся....
Презентация к уроку по музыке "Повсюду музыка слышна"
Презентация к уроку № 3 в 1 классе из раздела "Музыка вокруг нас" по программе Е.Д. Критской...
Конспект урока Повсюду музыка слышна 1 класс
Повсюду музыка слышна 1 класс...
Презентация к уроку музыки 1 класс "Повсюду музыка слышна"
Повсюду музыка слышнаЦель: формирование музыкальной культуры, интереса к предмету «Музыка».Задачи: 1. Расширять музыкально - слуховой опыт учащихся и их представления о музыкальной культур...
Урок развития речи "Еле слышная музыка снега"
Развитие творческих способностей у учащихся...
Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме «Повсюду музыка слышна».
Цель урока: Формирование представлений о триединстве музыкальной деятельности: композитор – исполнитель – слушатель.Задачи:Развивать сознание, музыкального мышления учеников.Повышать...
"По всюду музыка слышна"
Презентация https://cloud.mail.ru/public/Byui/UKcsHDwdo...