Рабочая программа учебного предмета музыка для обучающихся 5-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 5-7 КЛАССЫ
Приоритетными целями обучения музыке в 5-7 классах являются: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.
Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостногомиропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникациимежду людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутреннеймотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Основные линии содержания курса музыки в 5-7 классах представлены девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_muzyka_-5-7klass-fgos-2023-2024.docx | 310.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне ООО составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»), с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 5-7 КЛАССЫ
Приоритетными целями обучения музыке в 5-7 классах являются: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.
Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
- становление системы ценностей обучающихся, развитие целостногомиропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
- развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникациимежду людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
- формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутреннеймотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Основные линии содержания курса музыки в 5-7 классах представлены девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 7 класс включительно.
Настоящей программой предусматривается выделение в учебном плане на изучениемузыки в 5-7 классах 1 учебный час в неделю. Общее количество – 102часа (по 34 часа ).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
- Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
- Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
- Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально- исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебнойдеятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
- Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценностиотечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
- Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязяхчеловека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком,навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основнымиспособа- ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, атакже на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального скусства, использование доступного объёмаспециальной терминологии .Физического воспитания, формирования культуры здоровья иэмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены,в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированностьнавыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
- Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
- Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах черезразличные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числев разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ходсобытий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развитиякультуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оцениватьпроисходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, и навыки управления своими психоэмоциональнымиресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями Базовыелогические действия:устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодийи ритмов, других элементов музыкального языка; сопоставлять, сравнивать на основаниисущественных признаков произведения,жанры и стили музыкального и других видов искусства; обнаруживать взаимные влиянияотдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.Базовые исследовательские действия: следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в томчисле исполнительских и творческих задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов
между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; пониматьспецифику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; использовать смысловое чтение
для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с
учебной задачей; самостоятельно выбирать оптимальную формупредставления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; эффективноиспользовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления; распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога; публично представлять результаты учебной и творческой деятельности. Совместная деятельность (сотрудничество):Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно формулированным участниками взаимодействия; сравнивать результатыс исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач
частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемыеварианты решений; делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту; использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональнымсостоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т.д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций вданной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциямидругих как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованногообщения; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерениядругого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулироватьспособ выражения
собственных эмоций. Принятие себя и других: уважительно иосознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
культуры своего народа); Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
- осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
- воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
- сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной
- понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
класс
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Фольклор – народное творчество
Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).
Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и роль композитора – основоположника национальной классической музыки.Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа идр.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам,легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).Русская исполнительская школа
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт- Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского.
Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
«Музыка и литература
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.
Музыка и живопись
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика и т. д. Программная
музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.).
класс
Модуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Россия – наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыканаших соседей, музыка других регионов.
Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыка – зеркало эпохи
Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена.
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф.Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского- Корсакова и др.).
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – членов «Могучей кучки»,С. С. Прокофьева, Г. В.Свиридова и др.).
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.).
Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма. Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.
класс
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка — древнейший язык человечества
Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция
–колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.).
Музыкальный фольклор народов Европы
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальная драматургия
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения
Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии
Музыка кино и телевидения
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Симфоническая музыка
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Модуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙМУЗЫКИ»
Храмовый синтез искусств
Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella
/ пение в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения. Развитие церковной музыки Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение
нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной ирусской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.
Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православнаялитургия, всенощное бдение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫКУРСА «МУЗЫКА» (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
5класс
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края; исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов
своей малой родины.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведенияевропейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одномуиз художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использован композитором,способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русскихкомпозиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать музыкальный образ ивыразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков,приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые ижанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т.
п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
6 класс
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя); различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведенияевропейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального
произведения;характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русскихкомпозиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав; характеризовать
музыкальный образ ивыразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального
произведения;исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений. Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичныхдля данного жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,инструментальных и музыкально-театральных жанров.
7класс
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно- европейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в томчисле к отдельным самобытным культурно-национальным традициям; различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов из числа изученныхкультурнонациональных традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведенияевропейских композиторов-классиков, называть
автора, произведение, исполнительский состав; определять принадлежность музыкального произведения к одному изхудожественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм); исполнять (в том числе
фрагментарно) сочинения композиторов-классиков; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения; характеризовать творчество не менее двух омпозиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры; рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного
жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,инструментальных и музыкально-театральных жанров.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые ижанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств; импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора; высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Тематическое планирование предмета «Музыка»
5_ класс
№ п/п | Тема/раздел | Количество часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1.1 | Фольклор —народное творчество | 5 | -воспитание гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом; -формирование у обучающихся таких личностных качеств, как старание, внимательность, добросовестность, организованность, целеустремлённость |
1.2 | Календарный фольклор | 3 | |
2.1 | Образы родной земли | 6 | -воспитание любви к Родине; -выявление, поддержка и развитие творческих способностей, обучающихся через приобщение к искусству в целом; -воспитание образного мышления, приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры; -воспитание духа коллективизма, желания жить и трудиться в коллективе |
2.2 | Русская исполнительская школа | 1 | |
3.1 | Национальные истоки классической музыки | 8 | -приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, воспитание у обучающихся гражданских качеств, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей;
|
3.2 | Музыкант и публика | 2 | |
4.1 | Музыка и литература | 5 | -воспитание уважения к народной культуре разных стран; -формирование активной жизненной позиции. создание условий для сохранения и укрепления нравственного, психического здоровья обучающихся; –формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. |
4.2 | Музыка и живопись | 4 | |
Итого | 34 |
№ п/ п | Наименов ание разделов и тем програм мы | Количество часов | Репертуар | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, форм ы контр оля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
все го | кон тро льн ые раб оты | пра кти ческ ие раб оты | для слушания | для пения для музицирования | ||||||
Модуль 1. Музыка моего края | ||||||||||
1. 1. | Фольклор — народное творчество | 5 | 0 | 1 | Народные музыкальные произведения России, М. И. Глинка. Камаринская | Веснянки, колядки, масленичныепесни Русская народная песня «Бородино», сл. М. | 04.09.23. 11.09.23. 18.09.23 25.09.23. 02.10.23 | Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- ивидеозаписи. Определение на слух: ; принадлежности к народной или композиторской музыке; ; исполнительского состава (вокального, инструментальног о, смешанного); ; жанра, основного настроения, характера музыки.; | Устный опрос; Практиче ская работа; | https://resh.edu.ru/subject/le sson/7421/start/314766/ |
Лермонтова, | ||||||||||
В. Кикта. | ||||||||||
«Мойкрай | ||||||||||
тополиный»(сл. И. | ||||||||||
Векшегоновой); | ||||||||||
Н. Римский- | ||||||||||
Корсаков. | ||||||||||
Опера«Снегуроч | ||||||||||
ка» | ||||||||||
("Проводы | ||||||||||
Масленицы) |
1. 2. | Календарны йфольклор | 3 | 0 | 0 | Н. Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка» (хороводная песня«А мы прососеяли»); Кубанскийказачий хор. «Распрягайте, хлопцы, коней»;детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М. Е. | Осенние песни, обрядовые песни | Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующи х фольклорных традициях.; | Устн ый | https://resh.edu.ru/subject/le sson/7420/start/298442/ | |
на Троицу | опро | |||||||||
В. Гаврилин. | с; | |||||||||
«Перезвоны». По | ||||||||||
прочтении В. | ||||||||||
Шукшина | ||||||||||
(симфония- | ||||||||||
действо для | ||||||||||
солистов, хора, | ||||||||||
гобоя и ударных); | ||||||||||
Г. Свиридов. | ||||||||||
Кантата "Снег | ||||||||||
идет"; К. Волков. | ||||||||||
Кантата "Тихая | ||||||||||
моя Родина..." | ||||||||||
Пятницкого. | ||||||||||
«Вдоль по улице широкой» | ||||||||||
Итого по модулю | 8 | |||||||||
Модуль 2. Русская классическая музыка |
2. 1. | Образы родной земли | 6 | 0 | 0 | Г. Свиридов. «Музыкальные иллюстрации кповести А. Пушкина «Метель»(«Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс»,«Пастораль», «Военный марш»,«Венчание»); П. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке»,«Баркарола» ); М. Мусоргский. Опера (вступление); С. | Д. Кабалевский. «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!») С. В. Рахманинов. Поэма "Колокола", Кантата «Александр Невский» ("Вставайте, люди русские"), С. Рахманинов. «Вокализ», Н. Римский- Корсаков. Романс«Горные вершины» (ст. М. Лермонтова); А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова) | Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах. Выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору.; Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.; | Устн ый опро с; | https://resh.edu.ru/subject/le sson/7423/start/255279/ | |
Рахманинов. Сюита для двух фортепиано № 1; Н. Римский-Корсаков. | ||||||||||
Опера "Снегурочка" (Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), М. | ||||||||||
Мусоргский. | ||||||||||
Фортепианная сюита «Картинки с выставки». |
2. 2. | Русская исполнител ьскаяшкола | 1 | 0 | 0 | А. Варламов. «Горные вершины»(сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан»(сл. Г. Цыганова); М. Глинка. Романс"Жаворонок"; | М. Глинка. «Патриотическаяпесня» (сл. А. Машистова) С. Рахманинов. Романс «Сирень»(сл. Е. Бекетовой) | Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации.; Создание домашнейфоно- и видеотеки из понравившихся произведений.; | Устн ый опро с; | https://resh.edu.ru/subject/le sson/7431/start/291880/ | |
Итого по модулю | 7 | |||||||||
Модуль 3. Европейская классическая музыка |
3. 1. | Национальн ыеистоки классическ ой музыки | 8 | 0 | 0 | Фортепианные миниатюры из сборников «Лирические пьесы», песни «Лебедь», «Избушка», «Люблю тебя!», «Сердце поэта», две сюиты к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», Концерт для фортепиано с оркестром | Тематическийпесенный репертуар В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). Ф.Шопен Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор); И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского); Л. Бетховен. Соната№ 14 («Лунная») | Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением клас в .; се | Устн ый опро с; | https://resh.edu.ru/subject/le sson/7422/start/255314/ |
3. 2. | Музыкант ипублика | 2 | 0 | 1 | В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Фрагменты изоперы «Волшебная флейта»; Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). | Тематическийпесенный репертуар Произведения Ф.Листа, Н Паганини, Ф.Шопена | Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографийвеликих музыкантов — как любимцев публики, так и непóнятых современниками.; Музыкальная викторина назнание музыки, названий и авторов изученных произведений.; Создание тематической подборки музыкальных произведений длядомашнего прослушивания; | Практиче ская работа; | https://resh.edu.ru/subject/le sson/7427/start/305962/ |
Итого по модулю | 10 | |
Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства |
4. 1. | Музыка и литература | 5 | 1 | 0 | С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище); П. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»; М. Мусоргский. Опера«Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами); А. Бородин. Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.); К. Волков. Кантата "Слово" | Тематическийпесенный репертуар П. И. Чайковский."Вальс цветов"; М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»; Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» ("Утро"); А. Вивальди. Цикл концертовдля скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»), С. Рахманинов. Романс «Весенниеводы» (сл. Ф. Тютчева). "Островок"; Народная песня "Вот мчится тройка удалая"; Л. Бетховен. Соната№ 14 («Лунная»); П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» (Хор девушек "Девицы, | Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки.; Рисование образов программной музыки.; Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений; | Письменн ый контроль ; | https://resh.edu.ru/subject/l esson/7419/start/255185/ |
4. 2. | Музыка и живопись | 4 | 1 | 0 | Д. Каччини. Ave Maria; Ф. Шуберт. Ave Maria (сл. В. Скотта); В. Моцарт. Мотет «Ave, verum corpus», С. Прокофьев. Фортепианныеминиатюры «Мимолетности», И.С. Бах. Органная прелюдияСоль- минор; С. В. Рахманинов “Богородица Дева, радуйся” | Тематическийпесенный репертуар К. Дебюсси. «Бергамасская сюита» («Лунныйсвет»); А. Н. Скрябин. "Прометей"; А. К. Лядов "Волшебное озеро", Греческий распев XVII в. "Богородице Дево, радуйся»; П. И. Чайковский. «Богородице Дево, радуйся!» | Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки. Выявление интонаций изобразительного характера.; | Письменн ый контроль ; | https://resh.edu.ru/subject/les son/7432/start/302923/ https://resh.edu.ru/subject/les son/7429/start/255055/ |
Итого по модулю | 9 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕС ТВО ЧАСОВ П О ПРОГРАМ МЕ | 34 | 2 | 2 |
6_ класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | ||
Модуль 1. Народное музыкальное творчество России |
1.1 | Россия – наш общий дом. | 5 | 0 | 2 | Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвящённого данной теме; Обсуждение в классе и/или письменная рецензия по результатам просмотра. | Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7166/start/254667/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7167/start/254442 | -воспитание творческого потенциала и формирование высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом -воспитание гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом; |
1.2 | Фольклор в | 3 | 0 | 1 | Сравнение | Устный | -создание условий для сохранения и укрепления нравственности; –формирование понимания значимости здоровья для самоутверждения. | |
творчестве | аутентичного звучания | опрос. | ||||||
профессиональн | фольклора и | |||||||
ых | фольклорных мелодий в | |||||||
композиторов. | композиторской | |||||||
обработке. Разучивание, | ||||||||
исполнение народной | ||||||||
песни в композиторской | ||||||||
обработке. | ||||||||
Итого по модулю: | 8 | 0 | 3 | |||||
Модуль 2. Русская классическая музыка |
2.1 | Золотой век русской культуры. | 3 | 0 | 1 | Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композитором- классиком. | Устный опрос; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». | -формирование у обучающихся таких личностных качеств, как старание, внимательность, добросовестность, организованность, целеустремлённость; -воспитание любви к Родине -приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; - формирование основы национального самосознания | |
2.2 | История страны и народа в музыке русских композиторов. | 4 | 0 | 1 | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса. | Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». |
Итого по модулю: | 7 | 0 | 2 | ||||
Модуль 3. Европейская классическая музыка |
3.1 | Музыка – зеркало эпохи. | 7 | 0 | 3 | Знакомство с образцами полифонической и гомофонно- гармонической музыки. | Устный опрос; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7169/start/308396/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7162/start/254378/ | -воспитание уважения к народной культуре разных стран; -формирование активной жизненной позиции; -воспитание образного мышления, приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры; |
3.2 | Музыкальный образ. | 3 | 0 | 1 | Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо- интонации. | Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». | ||
Итого по модулю: | 10 | 0 | 4 | |||||
Модуль 4. Жанры музыкального искусства |
4.1 | Камерная музыка. | 3 | 0 | 1 | Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд. | Устный опрос. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7173/start/254410/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7174/start/315914/ | -воспитание образного мышления, приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры; -воспитание духа коллективизма, желания жить и трудиться в коллективе - воспитание у обучающихся гражданских качеств, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей; - формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации |
4.2 | Циклические формы и жанры. | 6 | 0 | 2 | Знакомство с циклом миниатюр; Определение принципа, основного художественного замысла цикла. | Самооценка с использовани ем «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7175/start/315980/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7171/start/292008/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 7176/start/281849/ | |
Итого по модулю: | 9 | 0 | 3 | |||||
Резерв: | ||||||||
Общее количество часов по программе: | 34 | 0 | 12 |
7_ класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | ||
Модуль 1. Музыка народов мира | ||||||||
1.1 | Музыка – древнейший язык человечества. | 5 | 0 | 2 | Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации. | Самооценка с использование м «Оценочного листа». | -воспитание творческого потенциала и формирование высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом |
1.2 | Музыкальный фольклор народов Европы. | 3 | 0 | 1 | Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России. | Устный опрос. | -выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся | |
Итого по модулю: | 8 | 0 | 3 | |||||
Модуль 2. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки | ||||||||
2.1 | Храмовый синтез искусств. | 3 | 0 | 1 | Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных | Устный опрос; Самооценка с использование м «Оценочного листа». | -воспитание любви к Родине; -приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; - формирование основы национального самосознания |
проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства. |
2.2 | Музыкальные | 4 | 0 | 1 | Слушание духовной | Самооценка с | -воспитание образного | |
жанры | музыки. Определение | использование | мышления, | |||||
богослужения. | на слух: состава | м | приобщение обучающихся | |||||
исполнителей, типа | «Оценочного | к мировой сокровищнице | ||||||
фактуры (хоральный | листа». | художественной культуры; | ||||||
склад, полифония), | ||||||||
принадлежности к | ||||||||
русской или | ||||||||
западноевропейской | ||||||||
религиозной | ||||||||
традиции. | ||||||||
Итого по модулю: | 7 | 0 | 2 | |||||
Модуль 3. Европейская классическая музыка | ||||||||
3.1 | Музыкальный | 5 | 0 | 2 | Знакомство с | Устный опрос; | -воспитание уважения к народной культуре разных стран; -формирование активной жизненной позиции | |
образ. | произведениями композиторов — | Самооценка с использование | ||||||
венских классиков, | м | |||||||
композиторовромант | «Оценочного | |||||||
иков, сравнение | листа». | |||||||
образов их | ||||||||
произведений. | ||||||||
Сопереживание |
музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения. | ||||||||
Итого по модулю: | 5 | 0 | 2 | |||||
Модуль 4. Жанры музыкального искусства | ||||||||
4.1 | Симфоническая музыка. | 5 | 0 | 2 | Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической четырехчастной симфонии. | Самооценка с использование м «Оценочного листа». | https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 3181/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 3185/start/ | -воспитание любви к Родине; -воспитание образного мышления, приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры; -воспитание духа коллективизма, желания жить и трудиться в коллективе |
Итого по модулю: | 5 | 0 | 2 | |||||
Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства | ||||||||
5.1 | Музыка и театр. | 3 | 0 | 1 | Знакомство с образцами музыки, | Устный опрос. | - воспитание у обучающихся гражданских качеств, |
созданной отечественными и | представлять и защищать свои интересы, уважая | |||||||
зарубежными | интересы и права других | |||||||
композиторами для | людей; - формирование | |||||||
драматического | позитивной самооценки, | |||||||
театра. | самоуважения, | |||||||
конструктивных способов | ||||||||
5.2 | Музыка кино и | 6 | 0 | 2 | Разучивание, | Самооценка с | самореализации | |
телевидение. | исполнение песни из фильма. | использование м | -создание условий для сохранения и | |||||
«Оценочного листа». | укрепления нравственности; –формирование | |||||||
понимания значимости | ||||||||
здоровья для | ||||||||
самоутверждения. | ||||||||
Итого по модулю: | 9 | 0 | 3 | |||||
Резерв: | ||||||||
Общее количество часов по программе: | 34 | 0 | 12 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
- ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2019.
Музыка, 6 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2019.
Музыка, 7 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2019.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
.
Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126 с.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 230 г.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 7-8 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 331 г.
- ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection.edu.ru
- Российская Электронная Школа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент, музыкальный центр.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный инструмент, музыкальный центр.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
Модуль 1. Музыка моего края | ||||||
1. | Музыка — отражение жизни народа | 1 | 0 | 0 | 04.09.2023 | Устный опрос; |
2. | Богатство и разнообразие фольклорных традиций | 1 | 0 | 0 | 11.09.2023 | Устный опрос; |
3. | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | 0 | 0 | 18.09.2023 | Устный опрос; |
4. | Песня как жанр музыкально- литературного творчества. | 1 | 0 | 1 | 25.09.2023 | Устный опрос; исполнение песенного репертуара; |
5. | Как рождается народная песня. Певческие голоса. | 1 | 0 | 0 | 02.10.2023 | Устный опрос; |
6. | Народный хор. | 1 | 0 | 0 | 09.10.2023 | Устный опрос; |
7. | Образ Родины в музыкальных произведениях. | 1 | 0 | 0 | 16.10.2023 | Устный опрос; |
8. | Календарный фольклор. | 1 | 0 | 0 | 23.10.2023 | Устный опрос; |
Модуль 2. Русская классическая музыка | ||||||
9. | Образы родной земли. Писатели и поэты о русской музыке. | 1 | 0 | 0 | 30.10.2023 | Устный опрос; |
10. | Отвага и героизм, воспетые в искусстве. | 1 | 0 | 0 | 06.11.2023 | Устный опрос; |
11. | Традиции и новаторство в творчестве русских композиторов. | 1 | 0 | 0 | 13.11.2023 | Устный опрос; |
12. | Колокольность. Вариации колокольного звона. | 1 | 0 | 0 | 20.11.2023 | Устный опрос; |
13. | Вокальная музыка отечественных композиторов. | 1 | 0 | 0 | 27.11.2023 | Устный опрос; |
14. | Поэтическое звучание романса. | 1 | 0 | 0 | 04.12.2023 | Устный опрос; |
15. | Композитор, исполнитель, слушатель. | 1 | 0 | 0 | 11.12.2023 | Устный опрос; | |
Модуль 3. Европейская классическая музыка | |||||||
16. | Национальные истоки классической музыки. Творчество Ф. Шопена. | 1 | 0 | 0 | 18.12.2023 | Устны й опрос; | |
17. | Национальные истоки классической музыки. Творчество Э. Грига. | 1 | 0 | 0 | 25.12.2023 | Устны й опрос; | |
18. | Писатели и поэты о западноевропейской музыке. | 1 | 0 | 0 | 09.01.2024 | Устны й опрос; | |
19. | Значение и роль композитора— основоположника национальной классической музыки | 1 | 0 | 0 | 15.01.2024 | Устны й опрос; | |
20. | Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка | 1 | 0 | 0 | 22.01.2024 | Устны й опрос; | |
21. | Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта) | 1 | 0 | 0 | 29.01.2024 | Устны й опрос; | |
22. | Кумиры публики (на примере творчества Н. Паганини, Ф. Листа) | 1 | 0 | 0 | 05.02.2024 | Устны й опрос; | |
23. | Понятие виртуозного исполнения. Музыкальный талант | 1 | 0 | 0 | 12.02.2024 | Устны й опрос; | |
24. | Музыкант и публика. Миссия композитора и исполнителя | 1 | 0 | 0 | 19.02.2024 | Устны й опрос; | |
25. | Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня | 1 | 0 | 1 | 26.02.2024 | Письменны йконтроль; рисунок кмузыке; |
26. | Единство слова и музыки в вокальных жанрах. | 1 | 0 | 0 | 04.03.2024 | Устный опрос; |
27. | Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке | 1 | 0 | 0 | 11.03.2024 | Устный опрос; |
28. | Картины исторических событий в музыке. | 1 | 0 | 0 | 18.03.2024 | Устный опрос; |
29. | Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. | 1 | 1 | 0 | 25.03.2024 | Практическая работа; |
30. | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 | 0 | 0 | 01.04.2024 | Устный опрос; |
31. | Интерпретации в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | 0 | 0 | 08.04.2024 | Устный опрос; |
32. | Импрессионизм в музыке и живописи. Цветовая гамма и звуковая палитра. | 1 | 0 | 0 | 22.04.2024 | Устный опрос; |
33. | Гармония и синтез: скульптура, архитектра, музыка. | 1 | 0 | 0 | 29.04.2024 | Устный опрос; |
34. | Урок-викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений | 1 | 1 | 0 | 06.05.2024 | Письменный контроль; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 2 |
- класс
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | ||
Модуль 1. Народное музыкальное творчество России | |||
1 | Образы романсов и песен русских композиторов. | 04.09.2023 | |
2 | Два музыкальных посвящения. | 11.09.2023 | |
3 | Портрет в музыке и живописи. | 18.09.2023 | |
4 | "Уноси моё сердце в звенящую даль..." | 25.09.2023 | |
5 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 02.10.2023 | |
6 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. | 09.10.2023 | |
7 | Песня в свадебном обряде. | 16.10.2023 |
8 | Сцены свадьбы в операх русских композиторов. | 23.10.2023 | |
Модуль 2. Русская классическая музыка | |||
9 | Народное искусство Древней Руси. | 30.10.2023 | |
10 | Русская духовная музыка. | 06.11.2023 | |
11 | Духовный концерт. | 13.11.2023 | |
12 | "Фрески Софии Киевской". Орнамент. | 20.11.2023 | |
13 | Сюжеты и образы фресок. | 27.11.2023 | |
14 | "Перезвоны". | 04.12.2023 | |
15 | Молитва. | 11.12.2023 | |
Модуль 3. Европейская классическая музыка | |||
16 | "Небесное и земное" в музыке Баха. | 18.12.2023 | |
17 | Образы скорби и печали. | 25.12.2023 | |
18 | Фортуна правит миром. | 15.01.2024 | |
19 | Песни вагантов. | 22.01.2024 | |
20 | Песни Булата Окуджавы. | 29.01.2024 | |
21 | Спиричуэл и блюз. | 05.02.2024 | |
22 | Джаз - музыка лёгкая или серьёзная? | 26.02.2024 | |
23 | Искусство прекрасного пения. | 04.03.2024 | |
24 | "Старинной песни мир". | 11.03.2024 | |
25 | Баллада. "Лесной царь". | 18.03.2024 | |
Модуль 4. Жанры музыкального искусства | |||
26 | Могучее царство Шопена. | 25.03.2024 | |
27 | "Метель". Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. | 08.03.2024 | |
28 | Ночной пейзаж. Космический пейзаж. | 15.04.2024 |
29 | Инструментальный концерт. | 22.04.2024 | |
30 | "В печали весел, а в веселье печален". | 29.04.2024 | |
31 | Программная увертюра. | 06.05.2024 | |
32 | Мир музыкального театра. | 13.05.2024 | |
33 | Опера "Орфей и Эвридика". Рок-опера "Орфей и Эвридика". | 20.05.2024 | |
34 | Образы киномузыки. | 27.05.2024 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: | 34 |
- КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | ||
Модуль 1. Музыка народов мира | |||
1 | Классика и современность. | 04.09.2023 | |
2 | В музыкальном театре. Опера. | 11.09.2023 | |
3 | В музыкальном театре. Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». | 18.09.2023 | |
4 | В музыкальном театре. Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». | 25.09.2023 | |
5 | В музыкальном театре. Опера. | 02.10.2023 | |
6 | В музыкальном театре. Балет. | 09.10.2023 | |
7 | В музыкальном театре. Балет Б. Тищенко «Ярославна» | 16.10.2023 | |
8 | Героическая тема в русской музыке. | 23.10.2023 | |
Модуль 2. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки | |||
9 | В музыкальном театре. | 06.11.2023 | |
10 | В музыкальном театре. Дж. Гершвин «Порги и Бесс» | 13.11.2023 | |
11 | В музыкальном театре. Опера Ж. Бизе «Кармен». | 20.11.2023 | |
12 | В музыкальном театре. «Кармен – сюита» Р.К. Щедрина. | 27.11.2023 |
13 | В музыкальном театре. | 04.12.2023 | |
14 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 11.12.2023 | |
15 | Сюжеты и образы духовной музыки. Творчество И.С. Баха. | 18.12.2023 | |
Модуль 3. Европейская классическая музыка | |||
16 | Сюжеты и образы духовной музыки. Творчество С.В. Рахманинова. | 25.12.2023 | |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. | 15.01.2024 | |
18 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 22.01.2024 | |
19 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. Практическое занятие. | 29.01.2024 | |
20 | Камерная инструментальная музыка. | 05.02.2024 | |
Модуль 4. Жанры музыкального искусства | |||
21 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. | 12.02.2024 | |
22 | Циклические формы инструментальной музыки. | 19.02.2024 | |
23 | Циклические формы инструментальной музыки. Творчество А.Шнитке. | 26.02.2024 | |
24 | Циклические формы инструментальной музыки. Творчество Л. Бетховена. | 04.03.2024 | |
25 | Циклические формы инструментальной музыки. | 11.03.2024 | |
Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства | |||
26 | Симфоническая музыка. | 18.03.2024 | |
27 | Симфоническая музыка. Й.Гайдн «Симфония №103». | 25.03.2024 | |
28 | Симфоническая музыка. В.А. Моцарт «Симфония №40». | 08.04.2024 | |
29 | Симфоническая музыка. С.С. Прокофьев «Симфония №1» | 15.04.2024 | |
30 | Симфоническая музыка. Л. Бетховен «Симфония №5» | 22.04.2024 | |
31 | Инструментальный концерт. | 29.04.2024 |
32 | Инструментальный концерт. Творчество А.И. Хачатуряна. | 06.05.2024 | |
33 | Инструментальный концерт. Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз». | 13.05.2024 | |
34 | Музыка народов мира. Пусть музыка звучит. | 20.05.2024 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 5 – 6 классов ОВЗ ЗПР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(ID 1577470) учебного предмета «Музыка»для обучающихся 5 – 6 классовОВЗ ЗПР Коррекционные задачи:Развитие зрительного, зрительно-осязательного и слух...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 7 – 8 классов ОВЗ ЗПР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(ID 1577470) учебного предмета «Музыка» для обучающихся 7 – 8 классов Коррекционные задачи:Развитие зрительного, зрительно-осязательного и слухового в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 5 – 6 классов ОВЗ слабовидение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА(ID 1577470) учебного предмета «Музыка»для обучающихся 5 – 6 классов г.Железногорск 2023 Коррекционные зада...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 7 – 8 классов ОВЗ слабовидение
Коррекционные задачи:Развитие зрительного, зрительно-осязательного и слухового восприятия.Развитие произвольного внимания.Развитие и коррекция слуховой памяти.формирование навыков зрительного, зритель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 5 – 8 классов
Содержание учебного предмета структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального общего образования и непрерывност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 5 – 8 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 5 – 8 классов Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части всей ду...