Духовная музыка в работе с учащимися средних классов как средство развития эмпатии и уважения к окружающему миру
рабочая программа по музыке (7 класс)

Данная программа разработана для учащихся средних классов на основе проекта https://cloud.mail.ru/public/B6T9/YeE5dZzev Предмету «Музыка» для общеобразовательных учреждений отведено недостаточное количество учебных часов.  Программа внеурочной деятельности построена на слаженной работе учителей музыки и МХК, классных руководителей. психолога, а также родителей. Таким образом, дополнительное образование органично интегрировано в единый образовательный процесс школы.

Цель программы - на базе знаний, полученных обучающимися в ходе изучения предмета «Музыка», продолжить музыкальное развитие детей, формирование их интереса к духовным истокам музыкальной культуры, освоить пение духовной музыки. А также способствовать развитию у учащихся средних классов навыков эмпатии, уважения к различным культурным традициям и формирования позитивного отношения к окружающему миру через изучение духовной музыки.

Для достижения цели программы решаются следующие задачи:

- продолжить знакомство обучающихся с духовной музыкальной культурой во внеурочное время;

- расширить знания обучающихся по истории возникновения духовной музыки и этапах её развития;

- познакомить обучающихся с современными веяниями духовной музыки, с авторами и исполнителями духовных песен, гимнов и песнопений;

- помочь освоить навыки в исполнении духовных песен, гимнов, песнопений.

В рамках общеобразовательной программы, проведения внеклассных мероприятий, быту обучающиеся интересуются духовными песнями, однако не имеют возможности реализовать в полной мере этот интерес в рамках базового курса «Музыка». Поэтому главная функция программы - создать условия для реализации этого интереса, более глубоко познакомившись с духовной песней, её направлениями, представителями этих жанров и лучшими образцами.

В основу построения программы положены принципы гуманистичности, последовательности, историзма, системности, связи с жизнью, соответствия возрасту, доступности, что позволяет индивидуализировать учебно-воспитательную работу с учётом интересов и способностей обучающихся.

Содержание программы реализуется на основе следующих методов: объяснительно-иллюстративного, проблемного, частично – поискового и исследовательского, дискуссии, анализ музыкальных произведений, игрового и других. Метод полифонизма деятельности применяется при изучении духовной поэзии, церковных песнопений. Метод погружения и театрализации, творческие задания применяются при рассмотрении таких тем, как Рождество Христово, Пасха. А на занятиях по таким темам, как «Добро и зло», «Зачем творить добрые дела?»  применяется проблемный метод и метод дискуссии.

Различные формы организации занятий способствуют освоению программы. Это беседы, беседы-концерты, викторины и диспуты, прослушивание песен в записи и в живом исполнении, посещение выступлений хора церковных песнопений, посещение церкви совместно с родителями.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа и включает 5 разделов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2

Программа внеурочных занятий

Духовная музыка в работе с учащимися средних классов как средство развития

эмпатии и уважения к окружающему миру

Разработала: Бубеева Лариса Шойнхоровна

учитель музыки и ИЗО

Курумкан

2024

Пояснительная записка

Педагогический коллектив МБОУ «Курумканская СОШ №2» решает актуальные для современного образования проблемы: формирование духовно – нравственной, эстетической культуры обучающихся, развитие толерантного сознания, направленность личности обучающихся на будущее самообразование и самоопределение. Эти проблемы решаются путём активного освоения обучающимися основных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, модуля Основы православной культуры.

Данная программа разработана для учащихся средних классов на основе проекта https://cloud.mail.ru/public/B6T9/YeE5dZzev Предмету «Музыка» для общеобразовательных учреждений отведено недостаточное количество учебных часов.  Программа внеурочной деятельности построена на слаженной работе учителей музыки и МХК, классных руководителей. психолога, а также родителей. Таким образом, дополнительное образование органично интегрировано в единый образовательный процесс школы.

Цель программы - на базе знаний, полученных обучающимися в ходе изучения предмета «Музыка», продолжить музыкальное развитие детей, формирование их интереса к духовным истокам музыкальной культуры, освоить пение духовной музыки. А также способствовать развитию у учащихся средних классов навыков эмпатии, уважения к различным культурным традициям и формирования позитивного отношения к окружающему миру через изучение духовной музыки.

Для достижения цели программы решаются следующие задачи:

- продолжить знакомство обучающихся с духовной музыкальной культурой во внеурочное время;

- расширить знания обучающихся по истории возникновения духовной музыки и этапах её развития;

- познакомить обучающихся с современными веяниями духовной музыки, с авторами и исполнителями духовных песен, гимнов и песнопений;

- помочь освоить навыки в исполнении духовных песен, гимнов, песнопений.

В рамках общеобразовательной программы, проведения внеклассных мероприятий, быту обучающиеся интересуются духовными песнями, однако не имеют возможности реализовать в полной мере этот интерес в рамках базового курса «Музыка». Поэтому главная функция программы - создать условия для реализации этого интереса, более глубоко познакомившись с духовной песней, её направлениями, представителями этих жанров и лучшими образцами.

В основу построения программы положены принципы гуманистичности, последовательности, историзма, системности, связи с жизнью, соответствия возрасту, доступности, что позволяет индивидуализировать учебно-воспитательную работу с учётом интересов и способностей обучающихся.

Содержание программы реализуется на основе следующих методов: объяснительно-иллюстративного, проблемного, частично – поискового и исследовательского, дискуссии, анализ музыкальных произведений, игрового и других. Метод полифонизма деятельности применяется при изучении духовной поэзии, церковных песнопений. Метод погружения и театрализации, творческие задания применяются при рассмотрении таких тем, как Рождество Христово, Пасха. А на занятиях по таким темам, как «Добро и зло», «Зачем творить добрые дела?»  применяется проблемный метод и метод дискуссии.

Различные формы организации занятий способствуют освоению программы. Это беседы, беседы-концерты, викторины и диспуты, прослушивание песен в записи и в живом исполнении, посещение выступлений хора церковных песнопений, посещение церкви совместно с родителями.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа и включает 5 разделов.

Календарно-тематическое планирование

1.

История развития русской духовной музыки. Анкетирование.

2.

Музыка души. Слушание духовной музыки. Песнопения.

3.

Добро и зло. Песнопения.

4.

Законы добра. Песнопения.

5.

Зачем творить добрые дела? Песнопения.

6.

Духовная музыка в творчестве русских композиторов. Слушание.

7.

Духовная музыка в творчестве русских композиторов

8.

Анкета «Что такое духовная музыка?»

9.

Милосердие и сострадание.

10.

Образ Богородицы в музыке.. Древнейшая песнь материнства. Песнопения.

11.

Православные праздники. Православный календарь. Песнопения.

12.

О России петь, что стремиться в храм. Песнопения. Молитва. Чтение молитв.

13.

Великий колокольный звон. Посещение колокольни.

14.

Духовная поэзия. Песнопения.

15.

Духовная поэзия. Песнопения.

16.

Духовная поэзия. Практическое  занятие.

17.

Храмы России. Песнопения.

18.

Пришло Рождество.

19.

Посещение Свято – Троицкого храма в с. Курумкан

20.

Посещение церкви

21.

Посещение церкви

22.

Заповеди.

23.

Духовная музыка в творчестве русских композиторов. Слушание.

24.

Духовная музыка в творчестве русских композиторов. Слушание.

25.

Картинная галерея. Песнопения.

26.

Картинная галерея. Праздник Пасхи.

27.

Тест «Православные праздники»

28.

Народные праздники. Троица.

29.

Святые земли русской. Кирилл и Мефодий.

30.

Святые. Песнопения.

31.

Ангел хранитель мой.  Анкета «Что такое духовная музыка?»

32.

Совесть и раскаяние. Мониторинг.

33.

Подготовка к отчетному концерту.

34.

Отчетный концерт.

Список использованной литературы

  1. Аксенова Т.Н. Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения// http://festival.1september.ru
  2. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России
  3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина - М.: 1997.-245 с.
  4. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А. Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - №3.с. 5-8.
  5. Рабочие программы по УМК "Музыка" под ред. Е.Д.Критской Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Русская духовная музыка (Разработки уроков по мировой художественной культуры) // http://mxk-guru.narod.ru
  7. Федулова Л.Н., Духовно-нравственное развитие личности школьников на уроках музыки// Искусство в школе. - № 3. – 2007 г. – с.14-18.
  8. Худякова С.В., Ченцова Т.Ю., Интегрированный подход к изучению духовной музыки в общеобразовательной школе. – М.: Наука, 2005. – 23 с.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

"Учебный диалог как средство развития творческой активности учащихся средних классов"

Исследовательская работа по методике преподавания английского языка...

" Средства связи". Презентация к уроку окружающего мира,ППО

Данный материал поможет учителю расширить знания учащихся по данной теме....

Фрагменты урока в 1 классе"Буква ц".Презентация к уроку по окружающему миру"Одежда".

Знакомство с буквой "Ц".Умение находить ее среди других букв.Написание буквы "Ц".Знакомство с видами одежды и с периодом ее появления....

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...