Духовная музыка в работе с учащимися средних классов как средство развития эмпатии и уважения к окружающему миру
рабочая программа по музыке (7 класс)
Данная программа разработана для учащихся средних классов на основе проекта https://cloud.mail.ru/public/B6T9/YeE5dZzev Предмету «Музыка» для общеобразовательных учреждений отведено недостаточное количество учебных часов. Программа внеурочной деятельности построена на слаженной работе учителей музыки и МХК, классных руководителей. психолога, а также родителей. Таким образом, дополнительное образование органично интегрировано в единый образовательный процесс школы.
Цель программы - на базе знаний, полученных обучающимися в ходе изучения предмета «Музыка», продолжить музыкальное развитие детей, формирование их интереса к духовным истокам музыкальной культуры, освоить пение духовной музыки. А также способствовать развитию у учащихся средних классов навыков эмпатии, уважения к различным культурным традициям и формирования позитивного отношения к окружающему миру через изучение духовной музыки.
Для достижения цели программы решаются следующие задачи:
- продолжить знакомство обучающихся с духовной музыкальной культурой во внеурочное время;
- расширить знания обучающихся по истории возникновения духовной музыки и этапах её развития;
- познакомить обучающихся с современными веяниями духовной музыки, с авторами и исполнителями духовных песен, гимнов и песнопений;
- помочь освоить навыки в исполнении духовных песен, гимнов, песнопений.
В рамках общеобразовательной программы, проведения внеклассных мероприятий, быту обучающиеся интересуются духовными песнями, однако не имеют возможности реализовать в полной мере этот интерес в рамках базового курса «Музыка». Поэтому главная функция программы - создать условия для реализации этого интереса, более глубоко познакомившись с духовной песней, её направлениями, представителями этих жанров и лучшими образцами.
В основу построения программы положены принципы гуманистичности, последовательности, историзма, системности, связи с жизнью, соответствия возрасту, доступности, что позволяет индивидуализировать учебно-воспитательную работу с учётом интересов и способностей обучающихся.
Содержание программы реализуется на основе следующих методов: объяснительно-иллюстративного, проблемного, частично – поискового и исследовательского, дискуссии, анализ музыкальных произведений, игрового и других. Метод полифонизма деятельности применяется при изучении духовной поэзии, церковных песнопений. Метод погружения и театрализации, творческие задания применяются при рассмотрении таких тем, как Рождество Христово, Пасха. А на занятиях по таким темам, как «Добро и зло», «Зачем творить добрые дела?» применяется проблемный метод и метод дискуссии.
Различные формы организации занятий способствуют освоению программы. Это беседы, беседы-концерты, викторины и диспуты, прослушивание песен в записи и в живом исполнении, посещение выступлений хора церковных песнопений, посещение церкви совместно с родителями.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа и включает 5 разделов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 29.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2
Программа внеурочных занятий
Духовная музыка в работе с учащимися средних классов как средство развития
эмпатии и уважения к окружающему миру
Разработала: Бубеева Лариса Шойнхоровна
учитель музыки и ИЗО
Курумкан
2024
Пояснительная записка
Педагогический коллектив МБОУ «Курумканская СОШ №2» решает актуальные для современного образования проблемы: формирование духовно – нравственной, эстетической культуры обучающихся, развитие толерантного сознания, направленность личности обучающихся на будущее самообразование и самоопределение. Эти проблемы решаются путём активного освоения обучающимися основных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, модуля Основы православной культуры.
Данная программа разработана для учащихся средних классов на основе проекта https://cloud.mail.ru/public/B6T9/YeE5dZzev Предмету «Музыка» для общеобразовательных учреждений отведено недостаточное количество учебных часов. Программа внеурочной деятельности построена на слаженной работе учителей музыки и МХК, классных руководителей. психолога, а также родителей. Таким образом, дополнительное образование органично интегрировано в единый образовательный процесс школы.
Цель программы - на базе знаний, полученных обучающимися в ходе изучения предмета «Музыка», продолжить музыкальное развитие детей, формирование их интереса к духовным истокам музыкальной культуры, освоить пение духовной музыки. А также способствовать развитию у учащихся средних классов навыков эмпатии, уважения к различным культурным традициям и формирования позитивного отношения к окружающему миру через изучение духовной музыки.
Для достижения цели программы решаются следующие задачи:
- продолжить знакомство обучающихся с духовной музыкальной культурой во внеурочное время;
- расширить знания обучающихся по истории возникновения духовной музыки и этапах её развития;
- познакомить обучающихся с современными веяниями духовной музыки, с авторами и исполнителями духовных песен, гимнов и песнопений;
- помочь освоить навыки в исполнении духовных песен, гимнов, песнопений.
В рамках общеобразовательной программы, проведения внеклассных мероприятий, быту обучающиеся интересуются духовными песнями, однако не имеют возможности реализовать в полной мере этот интерес в рамках базового курса «Музыка». Поэтому главная функция программы - создать условия для реализации этого интереса, более глубоко познакомившись с духовной песней, её направлениями, представителями этих жанров и лучшими образцами.
В основу построения программы положены принципы гуманистичности, последовательности, историзма, системности, связи с жизнью, соответствия возрасту, доступности, что позволяет индивидуализировать учебно-воспитательную работу с учётом интересов и способностей обучающихся.
Содержание программы реализуется на основе следующих методов: объяснительно-иллюстративного, проблемного, частично – поискового и исследовательского, дискуссии, анализ музыкальных произведений, игрового и других. Метод полифонизма деятельности применяется при изучении духовной поэзии, церковных песнопений. Метод погружения и театрализации, творческие задания применяются при рассмотрении таких тем, как Рождество Христово, Пасха. А на занятиях по таким темам, как «Добро и зло», «Зачем творить добрые дела?» применяется проблемный метод и метод дискуссии.
Различные формы организации занятий способствуют освоению программы. Это беседы, беседы-концерты, викторины и диспуты, прослушивание песен в записи и в живом исполнении, посещение выступлений хора церковных песнопений, посещение церкви совместно с родителями.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа и включает 5 разделов.
Календарно-тематическое планирование
1. | История развития русской духовной музыки. Анкетирование. |
2. | Музыка души. Слушание духовной музыки. Песнопения. |
3. | Добро и зло. Песнопения. |
4. | Законы добра. Песнопения. |
5. | Зачем творить добрые дела? Песнопения. |
6. | Духовная музыка в творчестве русских композиторов. Слушание. |
7. | Духовная музыка в творчестве русских композиторов |
8. | Анкета «Что такое духовная музыка?» |
9. | Милосердие и сострадание. |
10. | Образ Богородицы в музыке.. Древнейшая песнь материнства. Песнопения. |
11. | Православные праздники. Православный календарь. Песнопения. |
12. | О России петь, что стремиться в храм. Песнопения. Молитва. Чтение молитв. |
13. | Великий колокольный звон. Посещение колокольни. |
14. | Духовная поэзия. Песнопения. |
15. | Духовная поэзия. Песнопения. |
16. | Духовная поэзия. Практическое занятие. |
17. | Храмы России. Песнопения. |
18. | Пришло Рождество. |
19. | Посещение Свято – Троицкого храма в с. Курумкан |
20. | Посещение церкви |
21. | Посещение церкви |
22. | Заповеди. |
23. | Духовная музыка в творчестве русских композиторов. Слушание. |
24. | Духовная музыка в творчестве русских композиторов. Слушание. |
25. | Картинная галерея. Песнопения. |
26. | Картинная галерея. Праздник Пасхи. |
27. | Тест «Православные праздники» |
28. | Народные праздники. Троица. |
29. | Святые земли русской. Кирилл и Мефодий. |
30. | Святые. Песнопения. |
31. | Ангел хранитель мой. Анкета «Что такое духовная музыка?» |
32. | Совесть и раскаяние. Мониторинг. |
33. | Подготовка к отчетному концерту. |
34. | Отчетный концерт. |
Список использованной литературы
- Аксенова Т.Н. Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения// http://festival.1september.ru
- Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина - М.: 1997.-245 с.
- Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А. Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - №3.с. 5-8.
- Рабочие программы по УМК "Музыка" под ред. Е.Д.Критской Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. – М.: Просвещение, 2010.
- Русская духовная музыка (Разработки уроков по мировой художественной культуры) // http://mxk-guru.narod.ru
- Федулова Л.Н., Духовно-нравственное развитие личности школьников на уроках музыки// Искусство в школе. - № 3. – 2007 г. – с.14-18.
- Худякова С.В., Ченцова Т.Ю., Интегрированный подход к изучению духовной музыки в общеобразовательной школе. – М.: Наука, 2005. – 23 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира
Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...
"Учебный диалог как средство развития творческой активности учащихся средних классов"
Исследовательская работа по методике преподавания английского языка...
" Средства связи". Презентация к уроку окружающего мира,ППО
Данный материал поможет учителю расширить знания учащихся по данной теме....
Фрагменты урока в 1 классе"Буква ц".Презентация к уроку по окружающему миру"Одежда".
Знакомство с буквой "Ц".Умение находить ее среди других букв.Написание буквы "Ц".Знакомство с видами одежды и с периодом ее появления....
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов
Актуальность проекта В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов
Актуальность проекта В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...