Применение технологии проблемного обучения
материал по музыке
Актуальность применения технологии проблемного обучения в художественно-эстетическом развитии заключается в развитие творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 20.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Применение технологии проблемного обучения в художественно-эстетическом развитии детей в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ Винокурова Оксана Александровна
Актуальность применения технологии проблемного обучения в образовательной области «Музыка»
Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала. Это означает изменение способов, средств и методов обучения.
Проблемного обучение помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.
Технология проблемного обучения (ТПО) обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.
Актуальность применения технологии проблемного обучения в художественно-эстетическом развитии заключается в развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста.
2. Содержание технологии проблемного обучения в художественно-эстетическом развитии.
Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе образовательной деятельности педагог ставит перед воспитанниками проблемные задачи, решая которые дети приобретают новые знания.
Методическими основами применения проблемного обучения на музыкальных занятиях являются :
1. Самостоятельность музыкального мышления детей, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Открытие неизвестного, нового.
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента:
1. Потребность в поисковой деятельности;
2. Неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации;
3. Доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.
3. Применение технологии проблемного обучения в различных видах
музыкальной деятельности
Проблемные задания в музыкальной деятельности составляются с учетом всех видов деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, инсценирование песен, детское игровое творчество, музыкально-дидактические игры.
Мы хотим поделиться с вами своим опытом использования технологии проблемного обучения на музыкальных занятиях.
Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на музыкальных занятиях. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ. На каждом занятии нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному возрасту детей. На музыкальных занятиях при слушании и анализе музыки можно использовать различные методы и приемы деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации : описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.
Интеграция различных видов искусства очень важна в музыкальной деятельности детей. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью живописи, поэзии даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании детей стирается относительная грань между ними.
Например, при прослушивании пьесы Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» в подготовительной группе будет уместным прочитать фрагмент стихотворения «Небо холодное – в тучах…», А. Жемчужникова.
При знакомстве с произведением Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», будет не лишним показать детям картину Левитана «Золотая осень».
При повторном прослушивании произведения Антонио Вивальди «Осень», а так же «Октябрь. Осеняя песня» Петра Ильича Чайковского, можно создать следующую проблемную ситуацию – назвать имя композитора, сочинившего музыку.
Таким принципом можно руководствоваться на занятиях и с младшими дошкольниками.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность дошкольников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению.
Программа определяет следующие задачи для подготовительной группы в области песенного творчества: учить самостоятельно придумывать мелодии, самостоятельно импровизировать мелодию на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни.
Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа педагога. Самостоятельное придумывание мелодии на заданный текс и наоборот, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.
Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию детей, углубленному освоению музыкального материала; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию ребят.
Практический опыт показывает, что организация самостоятельной музыкальной деятельности детей - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности ребёнка на всех его возрастных ступенях. Музыкальная деятельность – это элемент искусства, творчества, а значит и самостоятельная музыкальная деятельность детей должна быть творческой.
Виды самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. В свободное время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах.
Важными критериями самостоятельной деятельности, повышающих интерес к музыке, являются элементы игры и творческого подхода, которые воплощаются в музыкально-дидактических играх. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать сними.
Рассмотрим несколько музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
1. Игры на развитие звуковысотного слуха: «Три поросёнка», «Угадай-ка».
2. Игры на развитие диатонического слуха: «Громко-тихо запоём», «Найди щенка».
3. Игра на развитие чувства ритма: «Учитесь танцевать».
4. Игра на развитие тембрового слуха: «На чём играю».
5. Игра для развития детского творчества «Музыкальный телефон».
Организуя самостоятельные игры детей, воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.
ВЫВОД:
Таким образом, в нашем понимании, проблемное обучение - такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.
Использование на практике проблемного обучения доказывает, что дети при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания.
Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях.
В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 9 классе с применением технологии проблемного обучения
Конспект урока по теме "Косвенная речь"...
THE ROLE OF BOOKS IN OUR LIFE (урок с применением технологии проблемного обучения)
Урок разработан для учащихся 7-го класса В (углублённое изучение языка, 4 часа в неделю)УМК “Английский язык” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для 7 класса школ с углубленным изучением англи...
Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка
В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....
Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка
Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...
Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)
Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...
Творческая работа"Развитие общеучебных навыков учащихся через применение технологии проблемного обучения на уроке"
На развитие общеучебных навыков учащихся направлена технология проблемного обучения и воспитания. В её основе лежит развитие способностей видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средс...
Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе
Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...