Рабочие программы.
рабочая программа по музыке (8 класс)
Рабочие программы для 4 и 8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_kl.docx | 56.27 КБ |
rabochaya_programma_4_kl.docx | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Челябинской области
МАОУ "Образовательный центр №5 г. Челябинска"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3089259)
учебного предмета
«Музыка»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Норкаллаева Амина Гуфроновна
учитель музыки
Челябинск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 8 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 8 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Наш край сегодня
Современная музыкальная культура родного края.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Театральные жанры
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Русский балет
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский, Р.К.Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Русская музыка — взгляд в будущее
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г.Шнитке, Э.Н.Артемьева и др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальный стиль
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В.А.Моцарта, К.Дебюсси, А.Шёнберга и др.).
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА: ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ» Джаз
Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).
Мюзикл
Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф.Лоу, Р.Роджерса, Э.Л.Уэббера и др.).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового
наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для | для | ||||||
Модуль 1. Музыка моего края | |||||||||||
1.1. | Семейный фольклор | 5 | 0 | 2 | Фольклорные и семейные праздники. Традиции и обряды. Свадебный | - | - | 06.09.2022 04.10.2022 | Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла. Изучение особенностей их исполнения и звучания.; | Тестирование; | Российская электронная школа |
1.2. | Наш край сегодня | 3 | 0 | 1 | Музыкальное творчество | - | - | 11.10.2022 25.10.2022 | Разучивание и исполнение гимна | Устный опрос; | Российская электронная школа |
Итого по модулю | 8 | ||||||||||
Модуль 2. Жанры музыкального искусства | |||||||||||
2.1. | Театральные жанры | 4 | 0 | 1 | Опера Князь Игорь А. Бородина. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. Опера Кармен Дж.Безе-самая популярная опера в мире. | - | - | 08.11.2022 29.11.2022 | Различение; | Устный опрос; Тестирование; | Российская электронная школа |
Итого по модулю | 4 | ||||||||||
Модуль 3. Русская классическая музыка | |||||||||||
3.1. | Русский балет | 4 | 0 | 1 | Бале Ярославна Б. Тищенко. Плач Ярославны. Молитва. | - | - | 06.12.2022 27.12.2022 | Поиск информации о постановках | Устный опрос; Тестирование; | Российская электронная школа |
Итого по модулю | 4 | ||||||||||
Модуль 4. Европейская классическая музыка | |||||||||||
4.1. | Музыкальный стиль | 4 | 0 | 1 | Классика в современной обработке. Ленинградская симфония Д.Д. | - | - | 24.01.2023 07.02.2023 | Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора; | Устный опрос; Практическая работа; | Российская электронная школа |
Итого по модулю | 4 | ||||||||||
Модуль 5. Русская классическая музыка | |||||||||||
5.1. | Русская | 5 | 0 | 2 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Майя Плисецкая. | - | - | 07.03.2023 28.03.2023 | Знакомство с музыкой отечественных | Устный опрос; Тестирование; | Российская электронная школа |
Итого по модулю | 5 | ||||||||||
Модуль 6. Современная музыка: основные жанры и направления | |||||||||||
6.1. | Джаз | 4 | 0 | 2 | Джордж Гершвин. Американец в Париже. Опера Порги и Бесс. | - | - | 04.04.2023 25.04.2023 | Разучивание; | Устный опрос; Тестирование; | Российская электронная школа |
6.2. | Мюзикл | 5 | 0 | 2 | Рок-опера. Иисус Христос Супер звезда. Преступление и наказание. Мюзикл. Кошки. Звуки музыки. Два капитана. | - | - | 02.05.2023 30.05.2023 | Знакомство с музыкальными | Устный опрос; Контрольная | Российская электронная школа |
Итого по модулю | 9 | ||||||||||
ОБЩЕЕ | 34 | 0 | 12 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | 1 | 0 | 0 | 06.09.2022 | Устный опрос; | |
2. | 1 | 0 | 1 | 13.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; | |
3. | 1 | 0 | 0 | 20.09.2022 | Устный опрос; | |
4. | 1 | 0 | 1 | 27.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; | |
5. | 1 | 0 | 0 | 04.10.2022 | Устный опрос; | |
6. | 1 | 0 | 1 | 11.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; | |
7. | 1 | 0 | 0 | 18.10.2022 | Устный опрос; | |
8. | 1 | 1 | 0 | 25.10.2022 | Устный опрос; Практическая работа; | |
9. | 1 | 0 | 0 | 08.11.2022 | Устный опрос; | |
10. | 1 | 0 | 1 | 15.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; | |
11. | 1 | 0 | 0 | 22.11.2022 | Устный опрос; | |
12. | 1 | 1 | 0 | 29.11.2022 | Устный опрос; Практическая работа; | |
13. | 1 | 0 | 1 | 06.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
14. | 1 | 0 | 0 | 13.12.2022 | Устный опрос; | |
15. | 1 | 0 | 1 | 20.12.2022 | Устный опрос; Практическая работа; | |
16. | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Устный опрос; | |
17. | 1 | 0 | 1 | 10.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; | |
18. | 1 | 0 | 0 | 17.01.2023 | Устный опрос; | |
19. | 1 | 0 | 1 | 24.01.2023 | Устный опрос; Практическая работа; | |
20. | 1 | 0 | 0 | 31.01.2023 | Устный опрос; | |
21. | 1 | 0 | 1 | 07.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; | |
22. | 1 | 0 | 0 | 14.02.2023 | Устный опрос; | |
23. | 1 | 0 | 0 | 21.02.2023 | Устный опрос; | |
24. | 1 | 0 | 1 | 28.02.2023 | Устный опрос; Практическая работа; | |
25. | 1 | 0 | 0 | 07.03.2023 | Устный опрос; | |
26. | 1 | 0 | 1 | 14.03.2023 | Устный опрос; Практическая работа; | |
27. | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Устный опрос; | |
28. | 1 | 0 | 1 | 28.03.2023 | Устный опрос; Практическая работа; | |
29. | 1 | 0 | 0 | 11.04.2023 | Устный опрос; |
30. | 1 | 0 | 1 | 18.04.2023 | Устный опрос; Практическая работа; | |
31. | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Устный опрос; | |
32. | 1 | 0 | 1 | 16.05.2023 | Устный опрос; Практическая работа; | |
33. | 1 | 0 | 0 | 23.05.2023 | Устный опрос; | |
34. | 1 | 1 | 0 | 30.05.2023 | Устный опрос; Практическая работа; | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 14 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 8 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 8 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция - http://collection. cross- edu. ru/catalog/rubr/ f544 b3 b7 - f1 f4- 5 b76- f453- 552 f31d9 b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music. edu. ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki. rdf. ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Р есурсов. – Режим доступа: http://school- collection.
edu. ru
5. Российская Электронная Школа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Классная магнитная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, МФУ.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Челябинской области
МАОУ "Образовательный центр №5 г. Челябинска"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
______________ | ______________ | ______________ |
Протокол № | Протокол № | Приказ № |
от "" г. | от "" г. | от "" г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3074311)
учебного предмета
«Музыка»
для 4 класса начального общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Норкаллаева Амина Гуфроновна
учитель музыки
Челябинск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества
Первые артисты, народный театр
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков
Искусство Русской православной церкви
Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).
Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные портреты
Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев Музыка на войне, музыка о войне
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Искусство времени
Музыка — временно́е искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Патриотическая и народная тема в театре и кино
История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка народов Европы
Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты.
Карнавал
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для | ||||||
Модуль 1. Классическая музыка | |||||||||||
1.1. | Европейские композиторы-классики | 2 | 0 | 0 | Beethoven - Symphony No. 5 | "Улыбка" (мультфильм "Крошка Енот") | - | 09.09.2022 | Знакомство с творчеством выдающихся композиторов; отдельными фактами из их биографии.; Фрагменты вокальных; Круг характерных образов (картины природы; | Устный опрос; | Российская |
Итого по модулю | 2 | ||||||||||
Модуль 2. Музыка народов мира | |||||||||||
2.1. | Музыка народов Европы | 2 | 0 | 1 | В. Моцарт | "Дружба - это не работа" | - | 16.09.2022 23.09.2022 | Знакомство с внешним | Устный опрос; | Российская |
Итого по модулю | 2 | ||||||||||
Модуль 3. Музыка в жизни человека | |||||||||||
3.1. | Танцы, игры и веселье | 3 | 0 | 0 | чешская народная песня«Полька» | "Ничего на свету лучше нету" (мультфильм | - | 30.09.2022 14.10.2022 | Проблемная ситуация: зачем люди танцуют?;; | Практическая работа; | Российская |
Итого по модулю | 3 | ||||||||||
Модуль 4. Народная музыка России |
4.1. | Фольклор в | 1 | 0 | 1 | Ария Снегурочки из оперы | Песни о Родине Родные просторы Музыка Якова Дубравина Слова | - | 21.10.2022 | Диалог с учителем о | Устный опрос; | Российская |
4.2. | Первые артисты, народный театр | 1 | 0 | 0 | Во поле береза стояла | Песни о Родине С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА Музыка Вениамина | - | 28.10.2022 | Разучивание, исполнение скоморошин.; | Практическая работа; | Российская |
4.3. | Сказки, мифы и легенды | 2 | 1 | 0 | К.В.Глюк. “Мелодия” из оперы “Орфей и | Песни о Родине НАШ КРАЙ | - | 04.11.2022 11.11.2022 | Знакомство с манерой | Практическая работа; | Российская |
Итого по модулю | 4 | ||||||||||
Модуль 5. Духовная музыка | |||||||||||
5.1. | Звучание храма | 2 | 0 | 0 | Слушание "Отче наш" в исполнении Надежды Бабкиной и ансамбля | Песня Богородице | - | 18.11.2022 25.11.2022 | Двигательная импровизация— имитация движений | Устный опрос; | Российская |
5.2. | Песни верующих | 2 | 0 | 1 | запись арии | Ангелы-ткачи | - | 02.12.2022 09.12.2022 | Слушание; | Практическая работа; | Российская |
5.3. | Искусство Русской православной | 1 | 0 | 1 | церковная песнь о Сергие Радонежском. | БЕСКОЗЫРКА БЕЛАЯ | - | 16.12.2022 | Сопоставление произведений музыки и живописи; | Устный опрос; | Российская |
Итого по модулю | 5 | ||||||||||
Модуль 6. Музыка театра и кино | |||||||||||
6.1. | Патриотическая и народная тема в | 3 | 0 | 0 | Вставай, страна огромная! День Победы | БЕСКОЗЫРКА БЕЛАЯ | - | 23.12.2022 30.12.2022 | Разучивание; | Практическая работа; | Российская |
Итого по модулю | 3 |
Модуль 7. Музыка в жизни человека | |||||||||||
7.1. | Музыкальные портреты | 1 | 0 | 1 | пьеса «Баба- Яга» М.П Мусоргского | Песни о маме | - | 20.01.2023 | Игра- импровизация; | Практическая работа; | Российская |
7.2. | Какой же праздник без музыки? | 2 | 1 | 1 | М.Пляцковский | Голубой вагон | - | 27.01.2023 03.02.2023 | Проблемная ситуация: | Самооценка с | Российская |
7.3. | Музыка на войне, музыка о войне | 2 | 0 | 0 | Журавли Три танкиста Катюша | Песня | - | 10.02.2023 17.02.2023 | Чтение учебных и | Устный опрос; | Российская |
7.4. | Искусство времени | 2 | 0 | 0 | Антонио Вивальди "Времена года" | песни о весне и временах года | - | 24.02.2023 03.03.2023 | Программная ритмическая или инструментальная | Устный опрос; | Российская |
Итого по модулю | 7 | ||||||||||
Модуль 8. Народная музыка России | |||||||||||
8.1. | Жанры | 2 | 0 | 1 | Прослушивание | Спят усталые игрушки | - | 10.03.2023 17.03.2023 | Различение на слух | Практическая работа; | Российская |
8.2. | Народные | 2 | 0 | 0 | Из русской народной песни | Ты да я, да мы с тобой | - | 24.03.2023 31.03.2023 | Участие в народных | Устный опрос; | Российская |
8.3. | Русские народные музыкальные | 2 | 0 | 1 | ансамбль ложкарей,«Нижегородские | Наши милые учителя! | - | 07.04.2023 14.04.2023 | Просмотр видеофильма о русских музыкальных | Самооценка с | Российская |
8.4. | Фольклор в | 2 | 1 | 1 | оркестр, | Неприятность эту мы переживём! | - | 19.05.2023 26.05.2023 | Слушание музыки; | Контрольная работа; | Российская |
Итого по модулю | 8 | ||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО | 34 | 3 | 9 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | 1 | 0 | 1 | 02.09.2022 | Устный опрос; | |
2. | 1 | 0 | 1 | 09.09.2022 | Самооценка с | |
3. | 1 | 0 | 1 | 16.09.2022 | Устный опрос; | |
4. | 1 | 0 | 1 | 23.09.2022 | Устный опрос; | |
5. | 1 | 1 | 0 | 30.09.2022 | Контрольная работа; | |
6. | 1 | 0 | 1 | 07.10.2022 | Устный опрос; | |
7. | 1 | 0 | 1 | 14.10.2022 | Письменный контроль; | |
8. | 1 | 0 | 1 | 21.10.2022 | Самооценка с | |
9. | 1 | 0 | 1 | 28.10.2022 | Устный опрос; | |
10. | 1 | 1 | 0 | 04.11.2022 | Контрольная работа; | |
11. | 1 | 0 | 1 | 11.11.2022 | Устный опрос; | |
12. | 1 | 0 | 1 | 18.11.2022 | Самооценка с | |
13. | 1 | 0 | 1 | 25.11.2022 | Устный опрос; | |
14. | 1 | 0 | 1 | 02.12.2022 | Устный опрос; | |
15. | 1 | 0 | 1 | 09.12.2022 | Тестирование; | |
16. | 1 | 0 | 1 | 16.12.2022 | Устный опрос; | |
17. | 1 | 0 | 1 | 23.12.2022 | Устный опрос; | |
18. | 1 | 0 | 0 | 30.12.2022 | Устный опрос; | |
19. | 1 | 0 | 0 | 13.01.2023 | Устный опрос; |
20. | 1 | 0 | 0 | 20.01.2023 | Самооценка с | |
21. | 1 | 0 | 0 | 27.01.2023 | Устный опрос; | |
22. | 1 | 0 | 0 | 03.02.2023 | Устный опрос; | |
23. | 1 | 0 | 0 | 10.02.2023 | Самооценка с | |
24. | 1 | 0 | 0 | 17.02.2023 | Устный опрос; | |
25. | 1 | 1 | 0 | 24.02.2023 | Устный опрос; | |
26. | 1 | 0 | 0 | 03.03.2023 | Практическая работа; | |
27. | 1 | 0 | 0 | 10.03.2023 | Самооценка с | |
28. | 1 | 0 | 0 | 17.03.2023 | Практическая работа; | |
29. | 1 | 0 | 0 | 24.03.2023 | Устный опрос; | |
30. | 1 | 0 | 0 | 31.03.2023 | Устный опрос; | |
31. | 1 | 0 | 1 | 07.04.2023 | Устный опрос; | |
32. | 1 | 0 | 1 | 14.04.2023 | Письменный контроль; | |
33. | 1 | 0 | 1 | 21.04.2023 | Практическая работа; | |
34. | 1 | 0 | 1 | 28.04.2023 | Контрольная работа; | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 19 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://pdf.11klasov.net/10541-muzyka-4-klass-rabochaja-tetrad-kritskaja-ed-sergeeva-gp-shmagina-ts.html
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://easyen.ru/load/muzyka/mp/336
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник, портреты композиторов, колонки, компьютер, аудиофайлы, видеофрагменты биографий.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
металофон, тетрадь простая для практических работ, компьютер, колонки, аудиофайлы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...