ПК 4.3
методическая разработка
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы (представлен в виде фрагментов уроков). Статья на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.97 КБ |
konspekt_2_pateticheskaya_sonata.docx | 27.95 КБ |
konspekt_novy.docx | 26.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
И.Пятков,
Челябинский педагогический колледж №1,
научный руководитель: Муталиева Л.С.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Познавательный интерес – одна из движущих сил в процессе обучения. При наличии познавательного интереса в процессе обучения у учащихся создается плотная почва для развития, воспитания и обучения.
Проблема развития познавательного интереса школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и одновременно, основным средством ее оптимизации.
Проблемой развития познавательного интереса занимались Л.А.Венгер, Л.И.Божович, А.А.Любинская, Г.М.Чуткина и др. Исследователи сходны во мнении, что познавательный интерес – основа мотивации получения знаний. Развитие этого интереса влияет на показатель отношения к процессу обучения, а также на формирование познавательных процессов.
Развитие познавательного интереса школьников является и одной из проблем музыкальной педагогики. Анализ научной литературы показывает, что понимание интереса к музыке неоднозначно: Ю.Б. Алиев, Г.П. Стулова и др. связывают интерес к музыке с развитием эмоциональной сферы, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая и др. подчеркивают необходимость музыкального просвещения детей, Л.Г. Арчажникова указывает на взаимосвязь интереса к музыке и активной творческой деятельности.
В области музыкального образования активно используются информационные технологии. Применение информационных технологий в образовательной среде все больше вызывает интерес в отечественной педагогике. Вклад в изучение и развитие процессов информатизации образования внесли ученые: Я.А.Ваграменко, Е.П.Велихов, Б.С.Гершунский, В.И.Гриценко, Г.Р.Громов, Д.В.Зарецкий, Е.В.Зворыгин, В.М.Монахов и др.
Известно, что мотивом каждой деятельности является интерес. Этот вопрос интересует многих психологов и педагогов. Под понятием «познавательный интерес» подразумеваются различные состояния индивида, все это обобщает положительная направленность к деятельности: энтузиазм, увлечения, предрасположенности и другие.
По предметной направленности интересов и ограниченно связанными с ним сферами деятельности вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические, познавательные и т.д.
Особой и важной областью общего феномена «интерес» является познавательный интерес.
Психологи утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т.е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека. Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать.
Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл».
Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.
Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения.
При переходе ребенка в школу, под влиянием обучения наступает перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослому человеку. Это происходит в связи с тем, что у детей появляются новые виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия дополнительных психологических качеств.
Уже в первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, сильное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность.
Познавательный интерес учащихся в возрасте 7-10 лет выделяется своей непрочностью и слабой дифференцированностью. В этот период редко встречается огромный интерес к изучению какого-либо отдельного предмета. Из особенностей интересов младших школьников можно выделить следующие: подражательность, непостоянство, кратковременность, поверхностность, близость к собственному опыту, разбросанность, направленность на ближайший результат.
Младший школьный возраст является этапом накопления знаний об окружающей действительности и отношении к ней индивида. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность учащегося постоянно направлена на познание окружающей действительности и построение своей картины мира.
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей.
Процесс формирования целостной информационной культуры личности включает в себя как инструментальную грамотность – овладение навыками информационного поиска и оперирования данными, работы в различных программных средах, так и культуру получения знаний посредством информационных моделей тех или иных явлений материального мира.
Средства информационных технологий, направленные на повышение познавательного интереса на уроках музыки и во внеклассной работе, следующие: 1) обучающие компьютерные программы, которые заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров; 2) обучающие общие программы, предназначенные для детей школьного возраста по предмету «Музыка».
Практический курс «Учимся понимать музыку», «Музыкальный класс» – программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные программой по музыке. Курс «Теория музыки» поможет учащимся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты – нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие, а «Музыкальный диктант» поможет проверить свой музыкальный слух и память. Приложение «История музыкальных инструментов» поможет не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их звучание.
Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов.
Караоке - современная информационная технология нашего времени. Караоке на уроках музыки - это одно из средств, позволяющих не только повысить интерес к урокам за счёт разнообразной аранжировки фонограмм песен, но и дающих возможность в разы расширить репертуар и более качественно проводить оценку исполнения песен учениками.
Развитие познавательного интереса школьников представляет собой целенаправленный процесс, который предусматривает поиск путей и способов его организации через включение школьников в творческое направление учебной деятельности. Огромные возможности для развития познавательных интересов современных школьников открывают именно информационные технологии, которые позволяют решить актуальные задачи педагогики: развитие человека, его интеллектуального, творческого потенциала, критического мышления, самостоятельности в работе с информацией и мн.др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Монографии, учебники, учебные пособия
- Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания / Н.Ф. Добрынин // Психологическая наука в СССР. – Т.1. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. – С. 207 – 217
- Кривошеева, А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ [Текст] / А.О. Кривошеева // Информационные технологии. – 1996.- № 2.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова // Учителю о познавательном интересе – М.: Знание, 2009. – С. 246
- РХарламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов // Педагогика: учебное пособие – М.: Юрист, 2007. – С. 512
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина // Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе – М.: Просвещение, 1979. – С. 160
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся – Ленинград : ЛГПИ, 1983. – С. 205
Статьи из периодических и продолжающихся изданий
- Гончар С.А. Применение ИКТ как эффективного средства контроля знаний учащихся средней школы [Текст] // В сборнике: Молодежь XXI века: шаг в будущее Материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах – 2018. – С. 268-269
- Канянина Т.И. Способы диссеминации инновационного опыта школ в области развития ИКТ-компетентности педагогов [Текст] / Т.И. Канянина, Е.П. Круподерова, С.Ю. Степанова // Тенденции развития науки и образования – 2018. – Т. 41. – № 1. – С. 28-30
- Троицкая О.Н.О необходимости подготовки учащихся начальной школы к продолжению образования с ИКТ-поддержкой в основной школе [Текст] / О.Н. Троицкая, Н.П. Рудакова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 68-71
- Филина Е.В. ИКТ на уроках технологии как мост между школой и современным производственным оборудованием [Текст] / Е.В. Филина, М.В. Маринина // В сборнике: Информационные технологии в образовании Саратовский государственный университет. – 2015. – С. 333-336
Предварительный просмотр:
Дата: 02.05.24 | Учитель: Швец Наталья Викторовна |
Академический лицей №95 | Методист: Муталиева Лейла Суймбаевна |
Класс: 4(5) | Руководитель ВКР: Анищенко Ирина Леонидовна |
Разработчик: Пятков Иван Александрович | |
Технологическая карта по музыке
Тема: «Патетическая соната»
Цель деятельности учителя: Знакомство обучающихся с 1 частью Патетической сонаты и биографией Л. Бетховена.
Задача урока по практической части ВКР: Развитие познавательного интереса у обучающихся путем введения интерактивных платформ в образовательный процесс.
Задачи:
Образовательная: Познакомить обучающихся с «Патетической сонатой» Л. Бетховена, дать определение понятию «соната», продолжать изучение творчества зарубежных композиторов.
Развивающая: развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения, продолжать развивать внимание, умение слушать, совершенствовать вокальные исполнительские навыки обучающихся
Воспитательная: воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к прекрасному, формировать духовно-нравственные качества личности, чувства уважения к историческому и культурному наследию человечества.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: словесный, наглядный, наглядно-слуховой, интерактивный метод.
Материалы, оборудование: компьютер, колонки, проектор, гитара, фортепиано, кубик рефлексии, интерактивная платформа «LearningApps»
Музыкальный репертуар: муз. Й. Гайдн, сл. П. Синявского – «Мы дружим с музыкой; Л. Бетховен – Патетическая соната, 1 часть.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация слушательской деятельности
3. Организация исполнительской деятельности
4. Итог урока
Челябинск, 2024
Этап | Хронометраж | Содержание урока | Задачи | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Организационный момент | 3 минуты | Здравствуйте, ребята! Перед началом нашего урока поздороваемся музыкально. | Здравствуйте! Шопен! | продолжать развивать внимание, умение слушать |
Организация слушательской деятельности | 12 минут | Фортепианное творчество Венского классика Людвига ван Бетховена можно назвать бессмертным наследием, которое отражает не только внутренние переживания композитора, но и перемены в эпохе. «Патетическая соната» Бетховена является одним из ярчайших произведений среднего творческого периода жизни композитора. Но что же такое соната? Сейчас будет разбираться! | Тревожные, странные чувства | Познакомить обучающихся с «Патетической сонатой» Л. Бетховена, дать определение понятию «соната», продолжать изучение творчества зарубежных композиторов, воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к прекрасному, формировать духовно-нравственные качества личности, чувства уважения к историческому и культурному наследию человечества, развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения. |
Организация исполнительской деятельности | 15 минут | Сегодня мы также продолжаем разучивание песни «Мы дружим с музыкой». Вспомним с вами первый куплет песни. Вспоминаем первый куплет, исправляем ошибки Хорошо, теперь нам пора разучить слова 2 и 3 куплетов Неплохо! Пора соединить 2 куплет с 1 куплетом. Соединяем 2 и 1 куплет. Теперь наша с вами задача полностью исполнить под аккомпанемент 1 и 2 куплет Исполнение под аккомпанемент Присаживайтесь! | развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, продолжать развивать внимание, умение слушать. | |
Итог урока | 10 минут | Ребята, у нас с вами осталось одно незаконченное дело. Вам интересно, что это за дело такое? Нам с вами нужно пройти интересную квест игру. Для этого мы должны работать единой командой. Наша цель – выбраться из комнаты. Для этого нам будут даны подсказки, где будут содержаны вопросы по пройденной теме. Вы готовы пройти квест? Работа с платформой LearningApps У нас получилось! Вы большие молодцы! Сегодня вы стали чуточку дружнее и умнее. Теперь нам пора оценить вашу работу на уроке. Для этого мы воспользуемся кубиком, которым пользовались на прошлом уроке. Не все успели поработать с ним, поэтому сегодня мы начнем именно с тех, кто не успел в прошлый раз. Кубик рефлексии Хорошо! Сегодня мы познакомились с творчеством Л. Бетховена. На следующих уроках мы продолжим знакомиться с зарубежными композиторами. А пока я желаю вам хорошего дня! До свидания | Да! Да! До свидания! | продолжать развивать внимание, умение слушать |
Предварительный просмотр:
Дата: 18.04.23 | Учитель музыки: Швец Наталья Викторовна |
Школа № 95 | Руководитель практики: Муталиева Лейла Суймбаевна |
Класс: 4 | Преподаватель фортепиано: Фоменко Ирина Владимировна |
Студента 30 группы | Преподаватель вокала: Булатова Алена Сергеевна |
Пяткова Ивана |
Тема урока музыки: «Не молкнет сердце чуткое Шопена»
Цель: Знакомство обучающихся с творчеством Ф. Шопена и культурным наследием Польши.
Задачи:
Образовательная: формировать представления о творчестве Ф. Шопена, знакомить обучающихся с музыкальными формами (полонез, мазурка).
Развивающая: развивать образное, творческое восприятие детей, развивать умение соотносить музыку с хореографическим искусством.
Воспитательная: воспитывать интерес к музыкальному искусству, эмоциональную отзывчивость на восприятие фортепианной музыки.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, метод музыкального обобщения, метод сравнения, интерактивный метод.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, экран, фортепиано, гитара, бумажные монетки, призы.
Музыкальный репертуар:
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог урока и рефлексия