ПК 4.3.
план-конспект урока по музыке
Конспект информационно-коммуникационные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_shkola_petya_i_volkdlya_sayta.docx | 27.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 26.04. 24 ФИО студента: Гусева Мария Сергеевна
Школа: СОШ №4 ФИО учителя: Бобкова Ирина Александровна
Класс: 2
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Петя и Волк»
Цель: Формирование представления об особенностях творчества композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, знакомство с симфонической сказкой «Петя и Волк».
Задачи:
Образовательные: учить правильно анализировать музыкальное произведение во время слушания музыки, познакомить с тембрами музыкальных инструментов, учить музыкальное произведение.
Развивающие: развивать познавательный интерес к урокам музыки, совершенствовать навыки хорового пения, развивать внутренний слух (вовремя прослушивание произведений), развивать интеллект, внимание, память, воображение.
Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, формировать эмоциональную культуру, воспитывать любовь к музыке, коллективизм, аккуратность выполнения заданий, дисциплинировать детей на уроке музыки.
Методы и приемы: словесный, наглядно-слуховой, игровой, объяснительно-иллюстративный, собственный показ.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: компьютер, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано.
Муз.материал: С.С. Прокофьев «Петя и волк», Д. Трубачев «Мы шагаем как солдаты».
Структура урока:
- Организационный этап
- Слушание музыки
- Пение
- Слушание музыки
- Итог урока
Этап урока. | Хроно-метраж | Содержание урока | Задачи | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Организационный этап | 3 минуты | Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Сергеевна, и сегодня я у вас проведу урок музыки. Перед тем, как начать наш урок, я предлагаю вам поздороваться и настроится на работу. Сейчас вместе со мной вспомним музыкальное приветствие, которое пели на прошлом занятии. Пожалуйста сядьте ровно, руки положите аккуратно на парту и поставьте ноги прямо. Поиграем с вами в эхо, я буду пропевать по две строчки, а после этого вы повторяете за мной, начнем - Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему. - Привет! - С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой. Привет! - Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы. Привет! (пою по строчке, при этом подыгрывая себе на инструменте, после также дети повторяют за мной, я также использую инструментальную поддержку) -Здравствуйте, ребята! -Здравствуйте! -Отлично, ребята, начнем наш урок. | Здравствуйте. (Музыкальное приветствие) | Познакомиться с детьми, настроить детей на урок, рассказать, о чем пойдет речь. |
Слушание музыки | 8 мин | -Ребята, мы с вами уже знакомились с разными музыкальными жанрами, какие это были жанры? Оркестр, верно! А на чем играет оркестр? Ребята, сегодня наш урок будет посвящен знакомству с Симфонической сказкой С.С. Прокофьева «Петя и волк», мы с вами обсудим сюжет и, конечно, посмотрим сказку. Но для начала, поставим цель нашему уроку, пожалуйста, попробуйте догадаться, какова же цель урока? (На слайде название симфонической сказки и иллюстрация, дети формулируют цель урока, в случае затруднения, помогаю им наводящими вопросами) (на слайде появляется цель урока и первый термин «сюжет») Любовь к трем апельсинам! Сергей Сергеевич Прокофьев, был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Вернемся к симфонической сказке и начнем с сюжета, ребята, что такое сюжет, кто знает? Сюжет – это ряд взаимосвязанных событий, которые описываются автором произведения. Откройте ваши тетради и напишите сегодняшнее число и тему урока. После запишите слово «сюжет». (Жду, когда дети запишут) У каждого персонажа сказки, есть своя музыкальная тема и свой музыкальный инструмент, который собственно и показывает нам того или иного персонажа. Познакомимся с героями сказки. Петя – главный герой сказки, отважный пионер. Сказка начинается с того, что пионер Петя выходит на лужайку. Сейчас мы с вами послушаем тему Пети, но для начала, запишите в тетради слово «тема». Ребята, что такое тема в данном случае? (Слушаю детей) Итак, послушаем тему Пети и постараемся определить характер героя. Какой характер у Пети? Что изображает музыка? (Слушаю ответы детей) Хорошо, хочется подметить, что его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: скрипка, альт и виолончель и контрабас. (На слайде изображены названные инструменты). Когда Петя вышел из дома, он увидел свою знакомую-птичку, которая сидела на дереве и увидев Петю, слетает вниз. (На слайде представлена иллюстрация) (Дети слушают фрагмент) Ее тему исполняет флейта. (На слайде изображен инструмент) Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе музыкальных инструментов. Вы послушали тему, скажите, какое настроение у птички? Какая она нам представлена по характеру? (Слушаю ответы детей) Отлично! Тему следующего персонажа – утки, исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. (На слайде также представлена иллюстрация утки и инструмента) Утка проходит в приоткрытую калитку, чтобы поплавать в пруду. Она начинает спорить с птицой о том, кто же является настоящей птицей –утка, которая не летает, но плавает или же птичка, которая плавать не умеет. В теме утки, тембр гобоя звучит несколько «гнусаво», как раз изображая утиное «кря». Кто-нибудь может догадаться, что такое тембр? Послушайте и подумайте, какой изображает утку музыка? (Звучит тема утки) Отлично! Познакомимся еще с одним героем – кошкой. Кошка, во время спора наблюдает за птицей и уткой, готовая скорее схватить одну из них, но птичка, предупрежденная Петей, взлетает обратно на дерево, а утка оказывается в пруду. Кошку нам показывает кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (На слайде появляется изображение героя и инструмента) (Звучит тема кошки) Ребята, а как вы думаете, какой инструмент можно часто услышать в маршах и какой инструмент может передать нам торжественный характер? | Дети начинают отвечать. Ответы детей. . Ответы детей. Дети открывают тетради и записывают определение. Дети встают и исполняют движения под музыку. | Познакомить детей с новым материалом урока, новыми определениями, записать их. Познакомить с новым композитором, рассказать о его жизни и творчестве. |
Слушание музыки | 16 минут | (На экране вновь название сказки и иллюстрации) С каким последним героем мы познакомились? Кларнет! Хорошо, следующий наш персонаж – это дедушка Пети. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. (На слайде представлено изображение) Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит ворчливо и хрипловато. Слушая, подумайте, каков характер героя, похож ли и правда он на дедушку? Когда появляется волк, остальные животные в спешке собираются спрятаться, кошка убегает, а утка скорее выскакивает из пруда, но волк успевает схватить и съесть утку. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка и, в тот момент когда волк пытается её поймать, накидывает ему на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже. Тему волка исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. После прослушивания ответьте на вопросы: Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке? (Включаю тему волка) Совершенно верно! Он представляется нам опасным хищником! И наконец, появляются охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём. Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют? (Включаю тему охотников) Итак, что же за инструмент звучал? Верно! Тему Охотников исполняют барабаны, группа ударных инструментов. Ребята, а все эти инструменты, что это за инструменты, в каком оркестре можно их встретить? Сейчас у вас будет творческое задание, я включу вам музыку из данной симфонической сказки, а вы слушая его, постараетесь изобразить несколько героев сказки, про которых мы с вами говорили. Делать вы будете это в парах, договоритесь кто кого будет рисовать и постарайтесь сделать небольшую иллюстрацию. Вы можете проявить фантазию, сделать иллюстрацию цветной, но не запрещается рисовать и в черно-белом цвете используя простой карандаш, но ручкой рисовать нельзя, только если нужно выделить какие-либо элементы рисунка, задание вам понятно? Отлично, тогда делимся с вами на пары. Лучшие рисунок и получит наклейки, и конечно хорошие оценки. (Жду, когда дети нарисуют, фоном включаю симфоническую сказку) | Предполагаемые ответы детей. Дети слушают, анализируют, после отвечают на вопросы. Ответы детей. (Дети в парах рисуют героев симфонической сказки) | Познакомить детей с новым материалом урока, новыми определениями, записать их. Познакомить с новым композитором, рассказать о его жизни и творчестве. |
Итог урока | 2 минуты | Вот мы и познакомились с симфонической сказкой «Петя и волк». Вашим домашним заданием будет выучить 1 куплет и припев песни «Мы шагаем как солдаты» наизусть. Итак, ребята, с какими инструментами мы сегодня познакомились? Что характеризовали данные инструменты? Кто написал симфоническую сказку «Петя и волк»? Что мы учили сегодня? (Музыкальное прощание): -До свидания, друзья! -До свидания! Спасибо вам за урок! | Дети отвечают на вопросы. Дети поют музыкальное прощание. | Подвести итог урока, оценить результат, закрепить весь пройденный материал. |