ПК 4.3.
план-конспект урока по музыке

Гусева Мария Сергеевна

Конспект информационно-коммуникационные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_shkola_petya_i_volkdlya_sayta.docx27.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата:        26.04.        24                                                                                              ФИО студента: Гусева Мария Сергеевна

Школа: СОШ №4                                                                                            ФИО учителя: Бобкова Ирина Александровна

Класс: 2                                                

                              КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Петя и Волк»

Цель: Формирование представления об особенностях творчества композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, знакомство с симфонической сказкой «Петя и Волк».

Задачи:

Образовательные: учить правильно анализировать музыкальное произведение во время слушания музыки, познакомить с тембрами музыкальных инструментов, учить музыкальное произведение.

Развивающие: развивать познавательный интерес к урокам музыки, совершенствовать навыки хорового пения, развивать внутренний слух (вовремя прослушивание произведений), развивать интеллект, внимание, память, воображение.

Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, формировать эмоциональную культуру, воспитывать любовь к музыке, коллективизм, аккуратность выполнения заданий, дисциплинировать детей на уроке музыки.

Методы и приемы: словесный, наглядно-слуховой, игровой, объяснительно-иллюстративный, собственный показ.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: компьютер, флешка, музыкальный центр, экран, проектор, фортепиано.

Муз.материал: С.С. Прокофьев «Петя и волк», Д. Трубачев «Мы шагаем как солдаты».

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Слушание музыки
  3. Пение
  4. Слушание музыки
  5. Итог урока

Этап урока.

Хроно-метраж

Содержание урока

Задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный этап

3 минуты

Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Сергеевна, и сегодня я у вас проведу урок музыки.

Перед тем, как начать наш урок, я предлагаю вам поздороваться и настроится на работу.

Сейчас вместе со мной вспомним музыкальное приветствие, которое пели на прошлом занятии.

Пожалуйста сядьте ровно, руки положите аккуратно на парту и поставьте ноги прямо. Поиграем с вами в эхо, я буду пропевать по две строчки, а после этого вы повторяете за мной, начнем

- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему.

- Привет!

- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой.

 Привет!

- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы.

Привет! (пою по строчке, при этом подыгрывая себе на инструменте, после также дети повторяют за мной, я также использую инструментальную поддержку)

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

-Отлично, ребята, начнем наш урок.

Здравствуйте.

(Музыкальное приветствие)

Познакомиться с детьми, настроить детей на урок, рассказать, о чем пойдет речь.

Слушание музыки

8 мин

-Ребята, мы с вами уже знакомились с разными музыкальными жанрами, какие это были жанры?
Оперы, балеты., так, хорошо, это музыкальные представления, кто исполняет музыку в операх и балетах?

Оркестр, верно! А на чем играет оркестр?
На музыкальных инструментах, правильно!

Ребята, сегодня наш урок будет посвящен знакомству с Симфонической сказкой С.С. Прокофьева «Петя и волк», мы с вами обсудим сюжет и, конечно, посмотрим сказку.

Но для начала, поставим цель нашему уроку, пожалуйста, попробуйте догадаться, какова же цель урока? (На слайде название симфонической сказки и иллюстрация, дети формулируют цель урока, в случае затруднения, помогаю им наводящими вопросами)
Итак, цель нашего урока – знакомство с симфонической сказкой С.С. Прокофьева «Петя и волк».

(на слайде появляется цель урока и первый термин «сюжет»)
Для начала я немного расскажу вам о композиторе С.С. Прокофьеве.
(На слайде изображение композитора и немного слов из биографии)
Сергей Сергеевич Прокофьев  - русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Не так давно мы слушали фрагмент, а именно марш из одной из его опер, кто вспомнит, что же это за опера?

Любовь к трем апельсинам!

Сергей Сергеевич Прокофьев, был  первым композитором,  который  решил  познакомить  ребят  со  звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Вернемся к симфонической сказке и начнем с сюжета, ребята, что такое сюжет, кто знает?
(Слушаю ответы детей)

Сюжет – это ряд взаимосвязанных событий, которые описываются автором произведения.

Откройте ваши тетради и напишите сегодняшнее число и тему урока. После запишите слово «сюжет».

(Жду, когда дети запишут)

У каждого персонажа сказки, есть своя музыкальная тема и свой музыкальный инструмент, который собственно и показывает нам того или иного персонажа.

Познакомимся с героями сказки.

Петя – главный герой сказки, отважный пионер.

Сказка начинается с того, что пионер Петя выходит на лужайку.

Сейчас мы с вами послушаем тему Пети, но для начала, запишите в тетради слово «тема». Ребята, что такое тема в данном случае?

(Слушаю детей)
Тема - более или менее развёрнутое построение, выражающее некую самостоятельную мысль, которая может быть воспринята как завершённое музыкальное выражение, выделяющееся, по своей сути, в ряду иных тем, или какого-либо ещё музыкального материала.

Итак, послушаем тему Пети и постараемся определить характер героя.
(Включаю из видео тему Пети)

Какой характер у Пети? Что изображает музыка?

(Слушаю ответы детей)

 Хорошо, хочется подметить, что его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: скрипка, альт и виолончель и контрабас.

(На слайде изображены названные инструменты).

Когда Петя вышел из дома, он увидел свою знакомую-птичку, которая сидела на дереве и увидев Петю, слетает вниз.

 (На слайде представлена иллюстрация)
Давайте послушаем тему птицы и подумаем, какой инструмент нам показывает птицу?

(Дети слушают фрагмент)
Итак, ваши ответы?
(Слушаю ответы детей, помогаю с ответом в случае затруднения)

Ее тему исполняет флейта.

(На слайде изображен инструмент)

Этот инструмент относится к деревянно-духовой  группе музыкальных инструментов. Вы послушали тему, скажите, какое настроение у птички? Какая она нам представлена по характеру?  

(Слушаю ответы детей)

Отлично! Тему  следующего  персонажа – утки, исполняет  гобой – это  тоже деревянно-духовой инструмент.

(На слайде также представлена иллюстрация утки и инструмента)

Утка проходит в приоткрытую калитку, чтобы поплавать в пруду. Она начинает спорить с птицой о том, кто же является настоящей птицей –утка, которая не летает, но плавает или же птичка, которая плавать не умеет.

В теме утки, тембр гобоя звучит несколько «гнусаво», как раз изображая утиное «кря».

Кто-нибудь может догадаться, что такое тембр?
Запишите слово «тембр» в тетрадь. Это окраска звука.

Послушайте и подумайте, какой изображает утку музыка?

(Звучит тема утки)
Итак, как композитор изобразил утку? Что вы услышали?
(Слушаю ответы детей, помогаю наводящими вопросами)

Отлично! Познакомимся еще с одним героем – кошкой.

Кошка, во время спора наблюдает за птицей и уткой, готовая скорее схватить одну из них, но птичка, предупрежденная Петей, взлетает обратно на дерево, а утка оказывается в пруду.

Кошку нам показывает кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов.

(На слайде появляется изображение героя и инструмента)
Послушайте тему и постарайтесь представить, что во время исполнения может делать кошка, как это описывает музыка?

(Звучит тема кошки)
Итак, что вы представили?
(Слушаю ответы детей)
Хорошие ответы, мне представляется, будто кошка на мягких лапках как-будто осторожно крадется к птичке.

Ребята, а как вы думаете, какой инструмент можно часто услышать в маршах и какой инструмент может передать нам торжественный характер?
Барабаны! А в каких оркестрах часто можно услышать барабаны и в каких жанрах музыки?
Марши, а кто часто марширует?
Солдаты! Верно, ребята.

Дети начинают отвечать.

Ответы детей.

.

Ответы детей.

Дети открывают тетради и записывают определение.

Дети встают и исполняют движения под музыку.

Познакомить детей с новым материалом урока, новыми определениями, записать их. Познакомить с новым композитором, рассказать о его жизни и творчестве.

Слушание музыки

16 минут

(На экране вновь название сказки и иллюстрации)

С каким последним героем мы познакомились?
Кошка, верно, а ее инструмент был?

Кларнет! Хорошо, следующий наш персонаж – это дедушка Пети. Он начинает ворчать на внука,  предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его.

(На слайде представлено изображение)

Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот.  Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит ворчливо и хрипловато. Слушая, подумайте, каков характер героя, похож ли и правда он на дедушку?
(Включаю тему дедушки)
Итак, как вы думаете?
(Слушаю ответы детей)
Хорошо! Один из главных персонажей сказки – волк! (На слайде представлены иллюстрации)

Когда появляется волк, остальные животные в спешке собираются спрятаться, кошка убегает, а утка скорее выскакивает из пруда, но волк успевает схватить и съесть утку. Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка и, в тот момент когда волк пытается её поймать, накидывает ему на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Тему волка исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. После прослушивания ответьте на вопросы: Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

(Включаю тему волка)
Итак, что услышали?
(Слушаю ответы детей)

Совершенно верно! Он представляется нам опасным хищником! И наконец, появляются охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Сейчас внимательно послушаем их  тему  и  попробуем  определить,  какие  инструменты  ее исполняют?

(Включаю тему охотников)

Итак, что же за инструмент звучал?

Верно! Тему Охотников исполняют барабаны, группа ударных инструментов. Ребята, а все эти инструменты, что это за инструменты, в каком оркестре можно их встретить?
Правильно, это инструменты симфонического оркестра.

Сейчас у вас будет творческое задание, я включу вам музыку из данной симфонической сказки, а вы слушая его, постараетесь изобразить несколько героев сказки, про которых мы с вами говорили. Делать вы будете это в парах, договоритесь кто кого будет рисовать и постарайтесь сделать небольшую иллюстрацию. Вы можете проявить фантазию, сделать иллюстрацию цветной, но не запрещается рисовать и в черно-белом цвете используя простой карандаш, но ручкой рисовать нельзя, только если нужно выделить какие-либо элементы рисунка, задание вам понятно?

Отлично, тогда делимся с вами на пары. Лучшие рисунок и получит наклейки, и конечно хорошие оценки.

(Жду, когда дети нарисуют, фоном включаю симфоническую сказку)
Итак, время вышло, если вы не успели дорисовать, ничего страшного, кто хочет сам выйти и показать свой рисунок?
(Происходит просмотр иллюстраций по желанию, раздаю наклейки детям за старание и прохожу смотрю остальные работы)
Вы не только хорошие артисты, но и отличные художники, молодцы!

Предполагаемые ответы детей.

Дети слушают, анализируют, после отвечают на вопросы.

Ответы детей.

(Дети в парах рисуют героев симфонической сказки)

Познакомить детей с новым материалом урока, новыми определениями, записать их. Познакомить с новым композитором, рассказать о его жизни и творчестве.

Итог урока

2 минуты

Вот мы и познакомились с симфонической сказкой «Петя и волк». Вашим домашним заданием будет выучить 1 куплет и припев песни «Мы шагаем как солдаты» наизусть.

Итак, ребята, с какими инструментами мы сегодня познакомились?

Что характеризовали данные инструменты?

Кто написал симфоническую сказку «Петя и волк»?

Что мы учили сегодня?
Молодцы, ребята! Вы отлично сегодня потрудились!

(Музыкальное прощание):

-До свидания, друзья!

-До свидания!

Спасибо вам за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Дети поют музыкальное прощание.

Подвести итог урока, оценить результат, закрепить весь пройденный материал.