Доклад к Педагогической конференции "Использование народного фолклора в музыкальном воститании детей с ОВЗ"
консультация по музыке
Доклад к Педагогической конференции "Использование народного фолклора в музыкальном воспитании детей с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.konf_.odt | 9.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Докад
"Использование народного фолклора в музыкальном воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста"
Воспитание детей на основах народной культуры- одно из самых главных направлений обновленного педагогического процесса, которое является ведущей частью новой Федеральной Образовательной программы в разделе «Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду». Творческая природа фолклора неоценима, так как является уникальным средством эмоционального и интеллектуального развития детей с ОВЗ. Через фолклор взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Играя с ребенком мы создаем оптимальные условия для его самостоятельной игровой деятельности и развития. Фолклор- именно та, доступная всем, вариативная импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало. Музыка в большей степени, чем какой-то другой вид искусства доступен ребенку с ОВЗ и играет важную роль в формировании и развитии творческих способностей детей. Работая с музыкальным произведением народного фолклора создается такая атмосфера, при которой к ее восприятию подключаются органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание. У детей появляется возможность, наряду с характером музыкального произведения, почувствовать свое настроение, высказать свое отношение к его звучанию. Поэтому использование музыкальных произведений народного фолклора особенно воздействуют на ребенка, воспитывают его чувства, формируют вкусы. Имея широкий диапазон содержания музыка развивает и обогащает эмоциональный мир детей. Как показывают исследования, эмоции у детей с ОВЗ более сохранны по сравнению с интеллектуальным развитием. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста важно раскрывать через фолклор перспективы развития умственных способностей, двигательной активности под музыку, эмоционально-волевой сферы, а так же сформировать устойчивый интерес к фолклору как виду искусства, используя разнообразные доступные формы музыкально-игровой деятельности для ребенка с ОВЗ. Какие же формы музыкально-игровой деятельности используются в работе?
- народные календарные тематические праздники и развлечения, включающие в себя: игры-хороводы, народные подвижные игры, инсценирование песен, народные танцы, оркестр русских народных инструментов, например «ложкарей», обряды народного и православного календаря, костюмы: сарафаны, рубашки, головные уборы-косынки, картузы, веночки, театральные шапочки к народным сказкам.
- театрализованные представления (разыгрывание народных сказок с участием взрослых и детей; показ кукольного театра с использованием народного фолклора: потешек, загадок по сказкам, инсценирования народных песен);
- тематические музыкальные занятия, например «В хороводе были мы», «Прогулка с колобком», «Музыкальный теремок», «День рождения березы», «В гости к Бабушке Загадушке» и т.д.
- тематические физкультурные занятия и гимнастики с использованием речевого сопровождения произведений народного фолклора, подвижных народных игр например «Посадили мы горох», «Ай-гу-гу», «Гуси-гуси», игр дмалой подвижности: «Золотые ворота», «Ручеек», «Карусель»и другие.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка сначала слушая, а позднее самостоятельно ритмично проговаривая или пропевая народные тексты. Так постепенно народный фолклор органично входит в повседневную жизнь детей дошкольного возраста. Детский фолклор-это то, что взрослые на протяжении многих веков создавали для детей . Начиная с колыбельных, успокаивающих младенцев, затем чтение или пение веселых потешек, вызывающих яркий эмоциональный отклик и положительные эмоции у ребенка, далее-веселые частушки, которые очень любят исполнять дети, а так же скороговорки, пословицы и считалки, заклички, приговорки, прибаутки, сказочки у которых нет конца и которые можно обыгрывать несколько раз. Фолклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие мира, особенно в общей игровой деятельности. В основе народных игр всегда лежит мелодичное или ритмичное начало, позволяющее выполнять движения по содержанию текста в нужном темпе. Поэтому развивая речевые навыки ребенок совершенствует и двигательные (танцевальные) навыки: прыжки, пружинистый или дробный топающий шаг, боковой галоп, легкий или стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей с ОВЗ интересным и радостным. Во время музыкальной деятельности дети знакомятся с движениями русской пляски, проявляют свое танцевальное творчество на основе соревнования-"Кто лучше танцует". Есть народные игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно хорошей координации движений. Текст любой народной игры можно использовать для развития у ребенка чувства ритма, предложив ему прохлопать или протопать ритм. В народной педагогике, в качестве первых музыкальных инструментов для детей, использовались звучащие игрушки: свистульки, трещотки, погремушки. В музыкальном фолклоре неразрывно связаны музыка, сдово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к возможности развития творческих способностей детей с ОВЗ. Звучание народной музыки, любая народная игра положительно воздействуют на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка и способствует всестороннему и гармоничному его развитию.
Таким образом использование народного фолклора для обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, способствует повышению качеству коммуникации, развитию творческих музыкальных способностей, обеспечивает подъем мышечного тонуса, вовлекает не говорящего ребенка в процесс пения через многократное повторение текстов. Обучение театральному искусству, начиная с дошкольного возраста, позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через коллективную и самостоятельную музыкально-игровую деятельность в качестве активного участника и исполнителя, или в качестве театрального зрителя. Приобщение ребенка с ОВЗ к общей игровой деятельности со сверстниками и педагогами способствует саморазвитию личности, обогащает духовный и нравственный мир ребенка, формирует его активную жизненную позицию.
В соответствии ФОПДО выделены задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей с ОВЗ.
Интегрированное обучение с использованием музыкального народного фолклора в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, позволяет создать оптимальные условия для раскрытия творческих танцевальнвых, театральных и певческих способностей.
В результате планомерного и грамотного использования произведений народного фолклора, у детей с ОВЗ формируются сдедующие навыки и умения:
- дети умеют выражать свои впечатления словом, мимикой, жестом;
- овладевают навыками самостоятельно находить выразительные средства для передачи образа персонажа, используя движение, позу, жест, речевую интонацию;
- создают художественные образы, используя игровые, песенные или танцевальные импровизации;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что использование народного фолклора в музыкальном воспитании детей с ОВЗ, является неотъемлемой частью духовно-нравственного развития детей в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Актуальные проблемы музыкального образования детей" Доклад на родительском собрании
Актуальные проблемы музыкального образования детей В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно ...
Коррекционно-педагогическая работа на уроках музыки, направленная на развитие музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и их устойчивого интереса к музыкальному искусству
В статье рассматриваются различные способы коррекционно-педагогической работы на уроках музыки с детьми с нарушением интеллекта....
Доклад на педагогическом совете «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»
laquo;Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»...
Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» на XIV Ярмарке социально-педагогических инноваций
Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н.«Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного обра...
Методика музыкального развития детей на примере опыта работы в ансамбле русских народных инструментов МАУ ДО ДДТ г. о. Бронницы
В статье раскрываются основные моменты начального музыкального развития детей в ансамбле народных инструментов....
Презентация к докладу "Использование народного фолклора в музыкальном воспитании детей с ОВЗ"
Презентация к докладу в рамках выступления на Педагогической конференции 2023 года....