Система работы с музыкально одаренными детьми
методическая разработка по музыке
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ
Система работы с музыкально одаренными детьми
Выполнили:
Дидук Ю.В.,
Сыркашева О.Н.,
преподаватели по классу фортепиано
Новокузнецк, 2023г
Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начнется целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития. В своей работе я убедилась, что правильное разучивание песен является самым важным дидактическим приемом в развитии музыкальности у дошкольников. Именно поэтому, музыкально одаренные дети с наибольшим интересом занимаются на музыкальных занятиях.
Всегда принимают активное участие в проводимых в детском саду праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые они в дальнейшем очень артистично преподносят. Такие дети проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные. Исходя из всего сказанного и опираясь на исследования ведущих педагогов и музыкантов, я пришла к мысли о необходимости более глубокой работы над развитием музыкальности старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_muzykalno_odarennymi_detmi.docx | 33.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ
Система работы с музыкально одаренными детьми
Выполнили:
Дидук Ю.В.,
Сыркашева О.Н.,
преподаватели по классу фортепиано
Новокузнецк, 2023
«Система работы с музыкально одаренными детьми»
Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с такими детьми в системе дошкольного музыкального воспитания.
Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности. Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начнется целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития. В своей работе я убедилась, что правильное разучивание песен является самым важным дидактическим приемом в развитии музыкальности у дошкольников. Именно поэтому, музыкально одаренные дети с наибольшим интересом занимаются на музыкальных занятиях.
Всегда принимают активное участие в проводимых в детском саду праздниках, утренниках и развлечениях, обладают хорошей памятью, способны запоминать большие роли, которые они в дальнейшем очень артистично преподносят. Такие дети проявляют живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У них отличные вокальные данные. Исходя из всего сказанного и опираясь на исследования ведущих педагогов и музыкантов, я пришла к мысли о необходимости более глубокой работы над развитием музыкальности старших дошкольников. Так что же такое музыкальность и музыкальные способности?
Музыкальность – это единое, неделимое свойство, данное ребенку от природы. Одаренные дети – те, кто наделен способностями от природы, с возможностью развивать эти способности без ограничения. В музыке мы через эмоцию познаем мир.
Музыка – есть эмоциональное познание. Поэтому основным принципом музыкальности Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Меня, педагога, отвечающего за их музыкальное развитие, не могла оставить равнодушной проблема индивидуальности каждого ребенка, имеющего ростки музыкальной одаренности. Из практики я точно знаю, что дети, имеющие задатки музыкальности, не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала: с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их вдохновляет сцена.
Научить ребенка подробно переживать музыку, чувствовать, как одна эмоция переходит в другую, и является моей главной задачей. Вторая задача, которую я ставлю перед собой, - научить детей петь чисто и выразительно. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего. Музыкальное искусство – это интонационное искусство. Речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего, так же, как и музыкальная интонация. Взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка -тихая, медленная, прерывается паузами, возгласами. В работе с одаренными детьми я ставлю перед собой следующие цели и задачи:
1. Развивать вокальные способности детей.
2. Формировать и развивать звуко-высотный слух детей; учить чисто интонировать, т. е. пропевать своим голосом «про себя» или вслух основную тему любой мелодии.
3. Научить детей не только пропевать или подпевать, но и сравнивать звучание голоса взрослого со звучанием инструмента, свое пение с пением других детей.
4. Правильно дышать во время пения, принимать правильную певческую позу.
5. Дать основы интонирования, как соло, так и ансамблевого пения в унисон, научить петь под фонограмму, в сопровождении музыкального инструмента, а капелла.
6. Развивать в детях артистическую свободу, умение держаться перед публикой.
7. Формировать в маленьких певцах осознание собственной значимости, талантливости, уникальности на сцене.
8. Рождать в душах детей чувство радости от общения с музыкой, с песней; чувство единения с другими детьми в процессе разучивания и исполнения песен, воспитывать желание воспринимать и исполнять именно хорошую музыку. Чтобы подготовить детей к конкурсам мы репетируем ежедневно.
С одаренными детьми занимаюсь в промежутках между групповыми занятиями. Большое значение я уделяю подбору музыкального материала. Мы работаем над каждой фразой, ее смысловой наполненностью, характером героев и самого произведения, над правильным дыханием и фразировкой, над дикцией, над интонационной выразительностью.
Иногда нам приходится адаптировать тексты, добавлять или убирать куплеты, придумывать новые слова в песне. К концу обучения у одаренных детей появляется устойчивый интерес к пению. Дети умеют петь в ансамбле и индивидуально, работать с микрофоном и петь под фонограмму; используют песню в самостоятельной деятельности, изъявляют желание участвовать в утренниках, концертах, конкурсах, фестивалях, свободно владеют аудиторией.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса малыша. Однако процесс этот – долгий и кропотливый, требующий от нас, педагогов, терпения и бережного отношения к каждому ребенку.
Наиважнейшая часть работы каждого педагога дополнительного образования это проблема выявления, развития и поддержки способных и одарённых детей, в том числе и музыкально одаренных. Раскрытие и реализация их способностей важны не только для способных или музыкально одарённых детей как отдельных личностей, это важно для общества в целом.
А музыкально одаренные дети – это потенциал страны, который позволяет и позволит развиваться эффективно, быстро и конструктивно решать воспитательные и социальные задачи.
Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться с пониманием ряда педагогических терминов и понятий.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Одарённость это наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Выявление музыкально одарённых детей должно начинаться уже в классе раннего музыкального развития на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, музыкальной памяти, природного чувства ритма, вокальной интонации, музыкального слуха. Работа с музыкально одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности преподавателя детской музыкальной школы.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 этап (2013-2014 годы): организационно-диагностический
Цель: создание условий для оптимального развития творческих (музыкальных) способностей обучающихся.
Задачи:
Организация:
- выявления музыкально одаренных детей;
- индивидуального образовательного маршрута для музыкально одаренных детей;
- внеклассной работы по предмету для музыкально одаренных детей;
- индивидуальных занятий с музыкально одаренными детьми.
Создание:
- электронного банка данных по одаренным детям отделения народных инструментов.
- банка творческих работ учащихся отделения народных инструментов;
- методических пособий с текстами олимпиад и интеллектуальных и музыкальных конкурсов;
Составление:
- циклограммы работы с музыкально одаренными детьми на отделении народных инструментов;
- структуры портфолио музыкально одаренных детей;
- плана-графика повышения квалификации педагогов отделения
- плана работы преподавателей отделения народных инструментов с родителями музыкально одаренных детей.
Выстраивание
целостной системы работы преподавателей отделения народных инструментов по работе с музыкально одаренными учащимися.
2 этап (2014-2017 годы): внедренческий (практический)
Цель: апробация системы работы преподавателей отделения народных инструментов с музыкально одаренными учащимися.
Задачи:
- диагностика склонностей учащихся к творческой (музыкальной) деятельности;
- разработка методических рекомендаций по работе с музыкально одаренными детьми: материалов для проведения занятий, классных часов, викторин, праздников, конкурсов, конференций, фестивалей;
- инициирование участия музыкально одаренных обучающихся отделения народных инструментов в олимпиадах по музыкальной литературе сольфеджио, конкурсах и фестивалях детского творчества;
- включение музыкально одаренных обучающихся в работу школьной Детской филармонии как условия обеспечения творческого самовыражения во внеурочное время;
- формирование отдела методической литературы в библиотеке школы по работе с музыкально одаренными учащимися;
- адаптация образовательных программ к уровню развития музыкально одаренных обучающихся и их реализация;
- организация музыкального образования одаренных обучающихся по индивидуальным учебным программам на основе индивидуального образовательного маршрута.
- повышение квалификации педагогов по работе с музыкально одарёнными детьми как условия достижения высокого качества музыкального образования.
- достижение преемственности в воспитании и развитии музыкально одаренных детей на всех этапах обучения в детской музыкальной школе.
3 этап (2017-2018 годы): обобщающе-аналитический
Цель: подведение итогов результативности реализации программы.
Задачи:
- мониторинг результативности занятий с музыкально одаренными детьми;
- анализ итогов реализации программы;
коррекция затруднений педагогов в реализации программы «Музыкальные вундеркинды!»;
- разработка методических рекомендаций по работе с музыкально одаренными детьми;
- создание портфолио отделения народных инструментов;
- обобщение результатов работы отделения народных инструментов по работе с музыкально одаренными детьми;
- диссеминация опыта работы преподавателей по работе с музыкально одаренными детьми.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
В современной психолого-педагогической литературе "одарённость" рассматривается как динамическое явление. Психика человека - это результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Именно поэтому одарённость предстаёт как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов. Значительные трудности в определении понятия "одарённости" связаны с бытовым пониманием этого психологического термина, когда "одаренность" рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, и противопоставляется способностям.
В отечественной психологии проблема одарённости разрабатывалась как психология способностей. В трудах С.Л. Рубинштейна и Б.И. Теплова сделана попытка классифицировать понятие способности, одарённости и таланта по единому основанию успешности деятельности:
- способности - формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологические особенности человека) индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;
- одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности.
В.Д. Шадриков охарактеризовал одарённость как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей. Следует отметить, что в современной психологии понятие одарённости принято относить к когнитивным способностям, тогда как понятие "талант" включает более общие стороны развития. Преодолеть односторонние представления о высших способностях как преимущественно интеллектуальных позволяет концепция творческой одарённости разработанная А.И. Матюшкиным. Автор концепции считает, что психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека, а творческий потенциал является основой для развития одарённости. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Важнейшей чертой отечественного подхода является то, что наличие специальной одарённости не исключает общей, которая понимается как качественное своеобразие сочетаний различных способностей (Б.М. Теплое, В.Д. Шадриков и другие).
В определении категорий одарённых детей учёные не имеют единого мнения. За основу классификации мы берем классификацию одаренных детей по А. Н. Савенкову:
1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.
2. Дети с высоким уровнем творческих способностей.
3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (математика, шахматы, музыка и т.д.), эту категорию детей чаще всего называют талантливыми.
4. Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).
Выявление музыкально одарённых детей должно начинаться уже в классе раннего музыкального развития на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, музыкальной памяти, природного чувства ритма, вокальной интонации, музыкального слуха. Работа с музыкально одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности преподавателя детской музыкальной школы.
Музыкально одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников музыкальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
- имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность и потребность в творческом самовыражении;
- испытывают радость от общения с музыкой, добывания знаний и приобретения исполнительских навыков, от участия в концертной деятельности и социально значимых проектов, осуществляемых в ДМШ.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В основу программы работы с музыкально одаренными детьми положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты музыкального образования рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с музыкально одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели музыкального образования, субъекты педагогического процесса, содержание музыкального образования, методы и формы педагогического процесса, обеспечивающие познавательную и творческую активность обучающихся.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности музыкально одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и конструктивного общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение музыкально одаренных детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов образовательной деятельности.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Музыкально одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов современной культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения педагогических проблем при работе с музыкально одарёнными детьми, осуществлять прогнозирование и планирование их образовательной и творческой деятельности.
Формы работы с музыкально одарёнными детьми:
- индивидуальные занятия;
- групповые занятия;
- ансамблевая деятельность;
- концертная деятельность;
- фестивали, конкурсы;
- участие в олимпиадах по теоретическим дисциплинам;
- работа по индивидуальным планам на основе индивидуального образовательного маршрута;
- социально значимая деятельность.
- Урок:
- использование активных методов обучения, современных образовательных технологий (информационно-коммуникативных, проектной, исследовательской, игровой) в образовательный процесс;
- использование нетрадиционных форм проведения уроков:
- уроки творческих заданий;
- уроки решения нестандартных творческих задач;
- уроки интересных сообщений;
- уроки с использованием презентаций учащихся;
- уроки углубленного изучения тем на основе интересов;
- уроки опережающего обучения, позволяющие ускоренным методом изучить программный материал;
- уроки межпредметных знаний;
- уроки, связанные с современными творческими достижениями;
- уроки-консультации и др.
Методика обучения одаренных, на наш взгляд, включает в себя решение следующих позиций:
- иметь в качестве основной задачи оказание помощи в самостоятельном получении знаний и овладении исполнительскими навыками;
- учитывать те ситуации, в которые они попадают в процессе обучения;
- содействовать развитию их творческих и мыслительных способностей;
- способствовать последовательному переходу ко все более высоким уровням познания и овладения программным материалом и выходу за рамки образовательной программы;
- систематически давать упражнения для поддержки развития творческих способностей детей;
- обеспечить раннее вовлечение в ансамблевую игру.
- создавать на уроке благоприятную психологическую атмосферу, атмосферу взаимопонимания и др.
Показателями креативности музыкально одаренных обучающихся являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.
Формы творческих заданий при работе с музыкально одаренными детьми:
- Восприятие музыки.
- Импровизация.
- Пластическое интонирование.
- Инструментальное музицирование.
- Музыкальный фольклор.
- Музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность.
- Графическое, цветовое моделирование музыки.
В работе с музыкально одаренными детьми важно учитывать, что к определяющим принципам занятий творческого типа относят следующие:
- Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и музыкального искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.
- Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия, многообразия проявлений мира музыкального искусства. Образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности, волшебного мира музыки.
- Оптимизация способности художественного (музыкального) синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности, мира музыки.
- Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.
- Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности, восприятия мира звуков.
- Воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
- Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству как к методу воспитания – характерная тенденция современной художественной педагогики.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы призвана способствовать созданию условий для приумножения творческого потенциала обучающихся:
наличию творческой образовательной среды как условия обеспечения развития и творческого самовыражения музыкально одаренных детей;
- совершенствованию системы работы с музыкально одаренными детьми;
- разработке индивидуального образовательного маршрута музыкально одаренного обучающего с качественно новым содержанием программ, направленных на развитие творческого потенциала ученика;
- воспитанию интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации и профессиональному самоопределению в соответствии с музыкальными способностями;
- повышению качества музыкального обучения путем подготовки педагогических кадров, к работе с музыкально одаренными детьми, овладение преподавателями современными образовательными технологиями музыкального образования;
- развертывание социального партнерства - совместной деятельности любых членов социума (индивидуальных или коллективных), направленной на решения проблем, представляющих для них обоюдный интерес в деле воспитания и образования музыкально одаренных обучающихся;
- формированию информационных банков, обеспечивающих систему работы с музыкально одаренными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя с одаренными детьми в массовой общеобразовательной школе
Каждый из нас рождается с богатейшими творческими способностями, но в силу жизненных событий мы уже в ранние годы начинаем сдерживать свои творческие порывы и многие из нас не могут реализовать свои е...
Проект "Система работы учителя с одаренными детьми 5-6 класс"
Основной задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных ...
Система работы педагога с одаренными детьми
В данной работе авторы раскрывают понятие одаренности, говорят о необходимости создания благоприятных условий для развития талантливых детей.В связи с этим раскрывают основные направления работы...
Система работы педагога с одаренными детьми
В данной работе авторы раскрывают понятие одаренности, говорят о необходимости создания благоприятных условий для развития талантливых детей.В связи с этим раскрывают основные направления работы...
материалы педсовета "Система работы школы с одаренными детьми"
материалы педсовета "Система работы школы с одаренными детьми"...
Специфика работы с музыкально одаренными детьми на отделении народных инструментов
laquo;Если дети – национальное достояние любойстраны, то одаренные дети – еёинтеллектуальный и творческий потенциал»Р.Н. Бунеев...
Организация работы с музыкально-одаренными детьми
Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у ...