Фортепианная музыка для детей Валерия Гаврилина
методическая разработка по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

"Живая, современная музыка глубоко народного склада и - самое главное - современного мироощущения" - таковы слова известного композитора Георгия Свиридова о музыке его современника  Валерия Гаврилина.  Фортепианная музыка В. Гаврилина получила большое признание. Она вошла и в педагогический репертуар музыкальных школ, её исполняют и на концертной эстраде,  а также широко используют в любительской практике, так как фортепианные произведения нередко написаны в современном легком жанре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fortepiannaya_muzyka_dlya_detey.doc82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фортепианная музыка для детей Валерия Гаврилина

В огромном красочном мире музыки есть особенная область – музыка, написанная специально для исполнения или слушания детьми. Сочиняя произведения для детей, композиторы стремятся к их доступности для восприятия и исполнения.

Один из главных принципов современной фортепианной педагогики – музыкальное и пианистическое развитие учащихся на основе высокохудожественной литературы. Этот репертуар создавался на протяжении нескольких веков. Традиции сочинения музыки для детей восходят еще ко времени И. С. Баха. Произведения И. С. Баха - подлинная школа голосоведения и разносторонней фортепианной виртуозности. Произведения И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена дают ключ к освоению классического стиля. Произведения для детей Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Э Грига открывают новый яркий мир образов романтической музыки. Нельзя не вспомнить и о цикле «Детский уголок» Клода Дебюсси, который он посвятил своей дочери.

Русские композиторы П. Чайковский, А. Лядов, А. Аренский, В. Ребиков, А. Гречанинов явились создателями многих детских фортепианных произведений. Композиторы, работавшие в советское время, также написали немало замечательных произведений для детей: детские циклы С. Прокофьева, Д .Шостаковича, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна,  Г. Свиридова, многочисленные пьесы Н. Мясковского, Р. Глиэра, А. Гедике, Ан. Александрова.

Прочно вошли в детский репертуар произведения Валерия Гаврилина, нашего современника.

Валерий Александрович Гаврилин (17.08.1939 – 28.011.1999) – известный российский композитор. Он работал во многих жанрах, создал немало превосходных произведений. Основная сфера его творчества – вокальная музыка (вокально-симфонические поэмы, кантаты, вокальные циклы). Писал и музыкально-сценические произведения (особенно знаменит балет «Анюта»). В. Гаврилин создал музыку к более сорока драматическим спектаклям, кинофильмам и телефильмам.

Вокальный по природе талант композитора отличается неповторимой, собственной интонацией. У В. Гаврилина господствует культ мелодии. Свежий, первозданный песенный мелодизм — душа его музыки.

Фортепианная музыка В. Гаврилина получила большое признание.

Впервые пьесы Валерия Гаврилина прозвучали на Неделе музыки для детей и юношества композиторов Ленинграда в 1967 году. Пьесы были включены в сборник «Пьесы советских композиторов для фортепиано», издательство «Музыка», Ленинград, 1967год. Составитель и редактор – профессор Л. Баренбойм. В этом сборнике пьес ленинградских композиторов разных поколений вошли 7 пьес В. Гаврилина. Успех, выпавший на долю этой первой публикации, определил появление монографического сборника пьес В. Гаврилина, содержащего 13 пьес, а в 1974 году – второго дополненного издания этого сборника, состоящего из 17 пьес. В 1976 году вышел новый сборник пьес для фортепиано В.Гаврилина, знакомство с которым стало интересно многим музыкантам – педагогам.

Популярность вызвана рядом причин. Большинство пьес В. Гаврилина «многоадресны». Они могут быть использованы как в педагогической практике, так и для исполнения на концертной эстраде, ибо их образное, многозначное содержание допускает различное исполнительское видение – и специфически детское, и взрослое. Кроме того, эти пьесы не требуют в ряде случаев пианистической виртуозности, написаны в современном легком жанре, поэтому они могут жить и в любительской практике.

Фортепианная музыка В. Гаврилина основана на русском фольклоре. В. Гаврилина, композитора-фольклориста, вместе с другими композиторами-шестидесятниками – Р. Щедриным, С. Слонимским, Б Тищенко – причисляют к композиторам так называемой второй неофольклорной волны, своеобразной параллели творчеству русских писателей - «деревенщиков», в основе творчества которых лежит явственно ощутимое жанрово- бытовое начало, связанное с опорой на конкретные народно- песенные и народно- танцевальные интонации. Он и цитирует подлинно народные мелодии, и «растворяет» широко бытующие попевки народно- песенного характера в своей музыке, и создает оригинальную музыку, основанную на обобщенных интонациях, ладовых и ритмических элементах национального музыкального фольклора. В области ладогармонического языка и фактуры современное народно- национальное мышление В. Гаврилина обнаруживается взаимопроникновение коренных национальных основ и новейших приемов, появившихся в музыкальной культуре XX века.

Все отличительные черты творческого метода и стиля проявляются в фортепианных пьесах В.Гаврилина. В его музыке органически переплетаются элементы современного интонационно- мелодического материала и архаики. Характерный для русской народной песни диатонизм он обогащает резкостью тональных переходов и сопоставлений. Ладово- мелодические структуры пьес обнаруживают взаимодействие диатоники и хроматики, семиступенной и двенадцатитоновости на диатонической основе, «ладовые гибриды», характерные для современного гармонического языка. Большинство пьес обнаруживает сопоставление натуральных и альтерированных ступеней лада в мелодии, а так же в и сопровождающей партии. Встречается скрещивание мажора и минора, одновременное сочетание различных гармонических функций, политональные сочетания.

Ритмическая сторона разнообразна, сочетает в себе и простые метроритмы, и сложные. В некоторых пьесах используется смена тактового размера, например, в пьесах «Загрустили парни» и «Беззаботный». Широко используются острые ритмы: синкопы, акценты на слабых долях, паузы на сильных («Беззаботный»). Особенно характерна для метроритмического языка и фактуры пьес остинатность («В старом доме», «Частушка»). Все эти средства придают пьесам В. Гаврилина свежесть и остроту, способствуют усилению шутливых, гротесковых черт и образов, так свойственных музыке композитора. Это говорит о его любви к народному русскому юмору, к ярмарочному, скоморошьему пласту народного творчества. Ярким примером тому являются пьеса «Поехал Тит по дрова», музыкальная иллюстрация русской народной сказки, и гротескная пьеса «Генерал идет», построенная на звукоподражании и на имитации характера движений. В основе пьес лежат поучительные и смешные истории.

В. Гаврилин говорит с детьми на языке хорошо понятных им образов – живых, ярких, наглядных. Особенно привлекательным в этом плане является цикл «Портреты», в который входят пьесы «Капризная», «Мальчик гуляет, мальчик зевает», «Беззаботный».

Пьесы сборника объединены в три небольшие цикла: «Деревенские эскизы», «Портреты», «Танцы». Как видно, расположение пьес определяется общностью жанра.

В инструментальной музыке Валерия Гаврилина большое место занимают характерные и жанровые пьесы. Здесь и жанровые картинки («В старом доме», «Загрустили парни»), и различные психологические состояния («Капризная», «Беззаботный»). Используются разнообразные бытовые музыкальные жанры (колыбельная, частушка, марш, танцы).

Специфическим качеством музыкальной образности является ее программность. Большинство фортепианных пьес В. Гаврилина – программные миииатюры. В пьесе «Поехал Тит по дрова» музыка как бы дословно следует литературному сюжету, его событиям. Использует композитор и другого рода программность: даёт названия своим пьесам. Названия пьес в сочетании с образностью самой музыки открывают богатый простор для детского воображения. Педагог не должен навязывать ученику своё видение, снижая полет детской фантазии: ведь музыка вызывает и у слушателей, и у исполнителей различный душевный отклик, индивидуальные образные ассоциации.

Цикл «Деревенские эскизы» открывает миниатюра «В старом доме». Светлая, с оттенком грусти тема очень проста и основана на обыгрывании тоники (тональность h-moll). Мелодия диатонична, диапазон - чуть больше октавы.

При размере 5/8 ритмическому объединению мелодической линии (2/8+3/8) в первом разделе противопоставлена ритмическая остинатность аккомпанемента. Необходимо сохранить эту дуольность, что вызовет определенные трудности при исполнении. Во втором разделе ритмическое несоответствие исчезает, но ненадолго. В заключительном разделе пьесы автор использует выразительные возможности органного пункта (пример сочетания D-dur и h-moll). Этот гармонический комплекс воспринимается как последний красочный мазок, которым автор завершает звуковую картинку.

Важная задача на первоначальном этапе работы – точное определение и выбор звуковой окраски. Вполне уместно, опираясь на жанровую основу пьесы, искать особый легкий, светлый тембр. Выбранный звуковой колорит может быть сохранен в течение всей пьесы. В партии аккомпанемента нужно добиться плавности и выразительности. Пьеса требуют тщательной работы над каждой партией в отдельности. Указанная педализация, очевидно, авторская.

Вторая пьеса цикла - «Баю-баю-баюшки». В ней обнаруживается желание приблизиться к народной первооснове; она является примером использования имитационной и подголосочной полифонии и способствует приобретению навыков исполнения полифонии. В основу положена мелодия, интонационно родственная русским лирическим песням. Остинатность этой четырехтактной фразы лишена статичности: постоянно ощущается движение за счёт подключения новых голосов, динамического подъема и спада от «р» до «f » , а в конце – «ррр». Фактура миниатюры прозрачна. Важное выразительное значение имеет гармонический язык. Диссонирующие звуки придают особый, щемящий характер.  Гармонии своеобразны.

Тонкие красочные эффекты требуют от исполнителя мастерства, так как почти вся пьеса звучит приглушенно, в полутонах. Очень важно слышать мелодическую линию каждого голоса в горизонтальном течении. Обязательна работа по голосам над мягким звуком, фразировкой. Польза пьесы в том, что она учит маленького пианиста умению слушать себя.

Следующая пьеса «Частушка» также обладает ярким национальным характером. Написана в куплетной форме, что соответствует жанру. Своеобразна ритмическая группировка (2/8 +3/8). Второй куплет (начинается с т.23) – полное повторение первого куплета, но звучащее октавой ниже. Новый оттенок вносит во второй куплет дробление восьмой ноты. Аккомпанемент имитирует звучание балалайки. Известную трудность представляет собой быстрый темп. Автор указывает: четверть = 132.

Заключительная пьеса цикла – «Загрустили парни». Затруднения у учащихся может вызвать метроритмическая сторона: частая смена размера (4/4, 5/4, 6/4), изменение единицы пульсации и мелодических ритмофигур. Интонационно пьеса сложна, необходима определенная слуховая и эмоциональная настройка ученика.

В цикле «Портреты» композитор создал яркие запоминающиеся образы. Очень полезна в музыкальном и техническом отношении пьеса «Капризная». Острый скерцозный характер крайних частей, стремительные взлеты пассажей и такие же стремительные падения, быстрое переключение игры legato и staccato способствует развитию внутренней активности юного исполнителя, хорошей реакции

Вариантность артикуляции (быстрое чередование различных штрихов- стаккато, акценты, tenuto) требует большого внимания, повышенной активности пальцев, особенно на акцентах, и несколько фиксированной кисти. Контрастом крайним частям звучит средний раздел. Особую изысканность и выразительность придают мелодии хроматизмы. Капризный характер, штриховое разнообразие, подвижный темп крайних частей допускают беспедальное исполнение пьесы, хотя возможна короткая прямая педаль на сильных долях.

Вторая пьеса цикла - «Мальчик гуляет, мальчик зевает…». Начальные такты рисуют состояние покоя и лености - мальчик зевает, а  затем в едином четком, упругом ритме марша композитор создает образ задорный, веселый, бойкий. При работе над этой пьесой необходимо добиться темпового единства. Смена размера – 3/2 – 4/4 – должна быть очень определенной. Легкие акценты на опорных звуках будут способствовать ритмической устойчивости исполнения. Динамический план пьесы разнообразен: от «pp» до «ff». Смена динамики порой неожиданна, ученику надо быстро реагировать.

В. Гаврилин в пьесе «Беззаботный» создает образ привлекательный и непосредственный. Средства использует самые простые, но оригинально их сочетает. Так, весьма интересна ритмическая сторона пьесы. Размер 4/4 образован группировкой 6/8 и 2/8. Акценты на слабой доле, частая смена размера (4/4 – 3/4 – 9/8 – 3/4 – 5/8 – 3/4 – 6/8 – 3/4 – 5/8), неожиданные резкие динамические контрасты способствуют созданию характера действительно беззаботного маленького человека, непредсказуемого и веселого. Исполнительскую трудность представляют быстрые переносы рук из низкого регистра в высокий. и назад.

 

Цикл «Танцы» можно рассматривать как своеобразную танцевальную сюиту. Поэтому целесообразно начать изучение одной или двух пьес из цикла после обязательного первоначального целостного ознакомления.

После праздничных фанфар пьесы «На открытие занавеса» звучит «Полонез». Многослойность фактуры, скачки, частое использование звучностей верхнего регистра, широкий диапазон создают яркий, блестящий характер.

«Воспоминание о вальсе» – своеобразный лирический центр цикла. Мелодия очень выразительна, пластична, с многочисленными интонациями вздоха. В среднем разделе звучит тема, интонационно родственная старинному вальсу. Педаль в редакции не указана, но её применение подсказывается самим изложением. Конечно, возможны индивидуальные варианты педали.

Интересно, что в пьесах этого цикла отсутствуют аппликатурные указания, очевидно потому, что они рассчитаны на исполнение учащимися-старшеклассниками, которые уже должны иметь навыки выбора аппликатуры.

В пьесах используются разнообразные технические формулы. Используются пальцевые репетиции, игра двойными нотами, аккордовая фактура.

Сборник пьес В.Гаврилина – это неоценимая помощь педагогам и юным исполнителям. Работа над этими произведениями принесёт огромную пользу и радость, способствуя эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Крупнейший композитор Георгий Свиридов так высказался о музыке В.Гаврилина: «Живая, современная музыка глубоко народного склада и – самое главное – современного  мироощущения, рожденная здесь, на наших просторах».

Использованная литература

  1. Волков С. Молодые композиторы Ленинграда.  «Советский композитор», 1971г.
  2. Лукьянова Н. В. «Зарисовки» В. Гаврилина и их роль в фортепианно-ансамблевой культуре СПб на рубеже ХХ-ХХI столетий.  Фортепианное искусство, вып.I.  СПб., РГПУ им А. И .Герцена, 2004.
  3. Хараджанян Р. И. Единство в многообразии: О некоторых особенностях художественной личности Валерия Гаврилина.  Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен. Ч.2. СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концерт фортепианного отделения "Вечер фортепианной музыки"

Концерт учащихся фортепианного отделения.Материал может быть полезен преподавателям ДШИ!...

Валерий Гаврилин. Фортепианная музыка для детей

Валерий Гаврилин - наш современник, удивительный композитор, автор многочисленных произведений. Его музыка имеет глубокие национальные корни, основывается на фольклоре. В то же время В.Гаврилин в свои...

Валерий Гаврилин

Размышления о судьбе человека...

Валерий Гаврилин

Размышления о судьбе композитора...

М. И. Глинка. Фортепианная музыка для детей.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал для юных музыкантов ряд произведений различных жанров. Музыка для детей наполнена большим чувством, выразительностью, песенностью. Она наполне...