Программа "Ансамбль"
рабочая программа по музыке
Дополнительная предпрофессиональная общеразвивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ансамбль в классе флейты | 41.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств города Нягани
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Духовые и ударные инструменты»
Учебный предмет
АНСАМБЛЬ В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ
для учащихся 2 - 5 (6) классов и 4 – 8 (9)
г. Нягань
2022
Одобрено: Утверждаю:
Директор И. А. Бережная
________________________
«____» __________ 2022 г.
Разработчик: Болдуреску Юлия Викторовна, преподаватель по классу флейты, МАОУК ДО «Детская школа искусств» г. Нягани. Образование: высшее. Стаж работы: 23 года.
Содержание
№ П.П. | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Учебно-тематический план и содержание предмета | 6 |
3 | Требования к уровню подготовки учащихся | 10 |
4 | Формы и методы контроля, система оценок | 11 |
5 | Творческое развитие учащихся | 13 |
6 | Требования к условиям реализации программы. | 14 |
7 | Список литературы | 15 |
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Дополнительная образовательная программа учебного предмета «Ансамбль в классе флейты» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».
Учебный предмет «Ансамбль в классе флейты» направлен на приобретение учащимися знаний, умений, навыков ансамблевого исполнительства, приобретение опыта творческой деятельности, а также на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, повышение интереса учащихся к музыкальному образованию.
- Срок реализации учебного предмета «Ансамбль в классе флейты»:
- с 4-8 (9) классы - сроком обучения 8 лет
- со 2-5 (6) классы сроком обучения 5 лет.
Для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Ансамбль в классе флейты):
Таблица 1
Срок обучения | 8 лет | 9 лет | 5 лет | 6 лет |
Количество часов на аудиторные занятия | 165 | 198 | 132 | 165 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 151 | 889 | 561 | 693 |
- Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, групповая (от двух и более обущающихся), рекомендуемая продолжительность урока 40 минут.
- Цель:
- развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять ансамблем флейт произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;
- выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на флейте и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств.
Ззадачи:
- формирование устойчивого интереса к познанию музыкального искусства;
- создание наиболее благоприятных условий для обучения детей с различными музыкальными способностями;
- развитие творческих способностей учащихся через вовлечение их в концертно-исполнительскую деятельность;
- вовлечение учащихся в процесс художественного образования и определение перспективы дальнейшего обучения.
Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития юных музыкантов. Игра в ансамбле - идеальное средство для установления взаимного творческого контакта между учениками и педагогом. Практика игры в ансамбле обогащает учащихся новыми музыкальными представлениями, способствует формированию профессиональных навыков на более высоком уровне.
Срок освоения программы -2-5 (6) классы, 4-8 (9) классы.
Срок освоения программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) образования и планирующих поступление в образовательные учреждения музыкальной направленности, может быть увеличен на один год.
Форма проведения занятий - мелкогрупповые занятия (2-10 человек), уроки проводятся с концертмейстером.
Планируемые результаты: к концу обучения учащиеся должны:
- развить комплекс способностей (ритм, слух, память, игровые навыки на флейте);
- овладеть навыками коллективного исполнения;
- проявлять устойчивый интерес к музыкальному искусству:
- знать музыкальную терминологию;
- уметь грамотно исполнять музыкальные произведения при игре в ансамбле;
- уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- уметь самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения:
- уметь создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения.
Планируемые результаты с дополнительным годом обучения
(6 класс):
учащиеся должны:
- знать ансамблевый и репертуар:
- иметь представления о различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений:
- уметь исполнять музыкальные произведения в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета
Срок обучения 8 (9) лет
Таблица 2
Распределение по годам обучения | ||||||
Класс | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Продолжительность учебных занятий (в нед.) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов на аудиторные занятия по годам | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Общее количество часов на аудиторные занятия на весь период обучения | 165 | 33 | ||||
198 | ||||||
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю | 1 | 1 | 2 | 2 | 2,5 | 3 |
Общее количество часов на внеаудиторные занятия по годам | 33 | 33 | 64 | 64 | 72,6 | 99 |
Общее количество часов на внеаудиторные занятия на весь период обучения | 266 | 99 | ||||
365,6 | ||||||
Максимальное количество часов занятий в неделю | 2 | 2 | 3 | 3 | 3,5 | 4 |
Общее максимальное количество часов по годам | 66 | 66 | 99 | 99 | 115,5 | 132 |
Срок обучения 5 (6) лет
Таблица 3
Распределение по годам обучения | |||||||||||
Класс | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||
Продолжительность учебных занятий (в нед.) | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | ||||||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
Общее количество часов на аудиторные занятия по годам | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | ||||||
Общее количество часов на аудиторные занятия на весь период обучения | 132 | 33 | |||||||||
165 | |||||||||||
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | ||||||
Общее количество часов на внеаудиторные занятия по годам | 33 | 49,5 | 66 | 82,5 | 99 | ||||||
Общее количество часов на внеаудиторные занятия на весь период обучения | 231 | 99 | |||||||||
330 | |||||||||||
Максимальное количество часов занятий в неделю | 1 | 1 | 2 | 2 | 2,5 | ||||||
Общее максимальное количество часов по годам | 33 | 33 | 64 | 64 | 82,5 |
Программа включает в себя поэтапность, последовательность обучения.
- этапа обучения:
W
т
- Младшая группа ансамбля.
- Старшая группа ансамбля.
I этап обучения
Младшая группа ансамбля (2-3, 4-5 классы)
- этап включает в себя обучение в младшей группе ансамбля. Занятия проводятся по индивидуальным и групповым планам. Приобретается первичный опыт исполнительской деятельности, а также знания, необходимые для игры в ансамбле (учащимся необходимо добиться в совместной игре единого ритма, штрихов, синхронного дыхания).
Задачи:
- научиться слушать партнеров по ансамблю;
- работа над чистотой звучания;
- работа нал штрихами;
- отработка ритмических рисунков, работа нал динамикой.
Содержание I этапа обучения
Работа над ансамблевыми навыками игры.
Формирование навыка слушания партнера в ансамбле, работа над грамотным исполнением штрихов, динамических оттенков. Отработка ритмических рисунков, дыхания, работа над единовременностью исполнения начала и конца каждой фразы, предложения.
Групповые репетиции ансамбля.
Умение слышать сильную долю в такте. Работа над каждой партией произведения. Совмещение партий. Умение слушать партнера, играя свою партию. Единовременное начало и конец произведения. Единые приемы игры. Динамика. Знакомство со стилем музыкального произведения, его формой. Практическое применение знаний.
Промежуточная аттестация.
Сдача партий по ансамблю уверенно по нотам.
Примерный репертуарный список | |
рнп | «На зеленом лугу» |
рнп | «Стоит орешина кудрявая» |
рнп | «Как у наших у ворот» |
Моцарт В. | «Аллегретто» |
Моцарт В. | Менуэт из оп. «Дон Жуан» |
рнп | «Ах ты, береза» |
рнп | «Под горой калина» |
Лядов А. «Зайчик», В. Моцарт «Вальс»
Й. Гайдн «Песенка», В. Мотов «Веселый танец», А. Буракова «Смеющийся ёжик», И. Шильцева «Пушистые облака», Ф. Куперен «Танец», П. Феррис «Медленный вальс», Линике Сюита.
- этап обучения
Старшая группа ансамбля (4-5(6), 6-8 (9) классы)
На II этапе формируется старшая группа ансамбля. Учебная деятельность носит познавательный, творческий характер, что служит формированию эстетической культуры учащихся. По окончании обучения в старшей группе дети приобретают знания, умения, навыки музыкального исполнительства, ансамблевой игры, концертный опыт исполнения.
Задачи:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в младшей группе:
- работа над качеством звука, звуковым балансом ансамбля;
- работа над формой музыкального произведения:
- воспитание художественного вкуса, прослушивание и обсуждение музыкальных произведений, посещение концертов.
Содержание II этапа обучения
- Работа над ансамблевыми навыками игры. Закрепление умений I этапа обучения. Дальнейшее формирование навыков совместной игры (синхронно «взять» и «снять» звук, синхронное дыхание, чистый звук, точность исполнения ритмического рисунка). Научиться понимать функции каждой партии в ансамбле. Работа над выразительностью исполнения. Совершенствование музыкально-исполнительских навыков. Работа над художественной стороной произведения. Работа над стилем, музыкальным образом произведения. Групповые репетиции ансамбля.
- Закрепление навыков коллективной игры. Изучение новых произведений. Работа над интонацией, качеством звука, динамикой, фразировкой, аппликатурой, звуковым балансом ансамбля. Работа над выразительностью исполнения.
Подготовка к концертным выступлениям.
- Работа над художественной стороной произведения. Заключительным этапом в работе над произведением должно быть максимальное приближение к замыслам композитора. Выступление перед аудиторией. Формирование развития артистичности, внимания, чувства ответственности учащихся
Промежуточная аттестация
Сдача партий уверенно по нотам. Участие в концертных выступлениях.
Примерный репертуарный список
Бах И. С. | «Ария» |
Вебер К. | Хор охотников из оп. «Вольный стрелок» |
Д. Перголези | «Танец» |
В. Медведовский | «Последний лист», «Вместо диксиленда» |
В. Попп | «Вальс», «Безделушка» |
Ф. Мендельсон | «Песня гондольера» |
В. А. Моцарт | «Менуэт» |
Ж. Демерссман | «Галоп», «Виланелла» |
А. Глазунов | Гавот из балета «Барышня-крестьянка» |
В. Сапаров | «Утро» |
И. Шильцева | «Звездный вальс» ¥ |
Л. Боккерини | «Менуэт» |
Требования к уровню подготовки обучающихся
- наличие у учеников интереса к музыкальному искусству;
- знание художественно-исполнительских возможностей флейты:
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента флейты для достижения наиболее удобной интерпретации авторского текста;
- знание флейтового репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- наличие музыкальной памяти, развитие мелодического, ладогармонического. тембрового слуха;
- натпчие навыков репетиционно-концертной работы в составе ансамбля:
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- активизация творческих возможностей учащихся.
Формы и методы контроля, система оценок
Успеваемость учащихся в ансамбле учитывается на разных выступлениях: контрольных уроках, а также на открытых концертах и конкурсах.
Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах, где фиксируется профессиональный рост ученика за весь период обучения. Грамоты, дипломы конкурсов, сведения по концертной деятельности и др. также перечисляются в индивидуальных планах.
Формы: поурочная оценка, контрольные уроки, прослушивания, концертные выступления, промежуточная аттестация.
Методы:
1.Обсуждение выступления.
- Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами. Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает 10 бальную шкалу:
«5»; «5-»; «4+»; «4-»; «4-«; «3+»; «3»; «3-»; «2»; «1».
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене:
- увлечённость исполнением:
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения:
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание формы:
- выразительность интонирования:
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности:
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения:
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене:
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звука;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метроритмическая неустойчивость.
Творческое развитие учащихся
Творческое развитие учащихся предполагает:
- Воспитание музыкально грамотного исполнителя;
- приобретение навыков коллективного творчества:
- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, концертов, творческих вечеров, и др.):
- организация посещения учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов. театров, музеев и др.);
- создание творческих коллективов:
- организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими школами, а также с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования
Требования к условиям реализации программы
Минимальное материально-техническое обеспечение
Реализация программы требует наличия учебного кабинета (класса для коллективных занятий) и зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: личные музыкальные инструменты - флейты, фортепиано, пульты для нот, нотная литература.
Технические средства: метроном, наличие аудио видеозаписей, магнитофон.
Методическое обеспечение учебного процесса: художественный материал по программе. Использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей.
Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.
Список литературы
- Альбом юного флейтиста. Вытек 1. Сост. А. Коган. «Музчина Украина» 1988 г.
- Альбом юного флейтиста. Выпуск 2. Сост. и ред. Я. Э. Мориц. М. 1987 г.
- Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Монография (части I, 2). Москва 2012.
- Легкие пьесы для двух флейт. Ред. Ю. Должиков. М. 1988 г.
- Н. Оленчик. Хрестоматия для флейты. «Современная музыка» 2002 г.
- Переложения лучших образцов классической музыки и оригинальные пьесы для флейты. Хрестоматия 1-5 классы. Ред. А. В. Корнеев. М. 2004 г.
- Сборники ансамблей для скрипки.
- Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Духовые и ударные инструменты» Москва 2012г.
- Хрестоматия для флейты. Переложения Ю. Должикова М. 1990 г.
- Хрестоматия педагогического репертуара для флейты 3-5 классы. Выпуск 2