Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках музыки.
учебно-методический материал по музыке (5, 6, 7 класс)
Проектно-исcледовательская деятельность учащихся
на уроках музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-iscledovatelskaya_deyatelnost_na_urokakh_muzyki_i_iskusstva_0.doc | 71.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проектно-исcледовательская деятельность учащихся
на уроках музыки.
Медведева О.И., учитель музыки.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, организую такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока музыки должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия музыкального произведения, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений музыкального искусства, находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки музыки исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила.
Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.
Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.
Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в начальной школе, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
С учащимися 5-6 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств - музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью музыкальных средств выразительности, композитор изображает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, писателя? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? Знакомясь с оперой М.П.Мусоргского «Борис Годунов», идут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников (В.И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов, С. Галактионов). На уроке в 5 классе ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было бы с музыкой, если бы не было литературы? В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы.
При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.
Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
- личный интерес учащегося;
- четкость и конкретность постановки цели проекта;
- определение планируемых результатов;
- констатация исходных данных.
Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты.
Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Кроме того, в учебном кабинете мною оформлен стенд «Проектно – исследовательская деятельность учащихся», где представлены памятки, советы и рекомендации не только для учащихся, но и родителей по организации поисково-исследовательской работы. Собрана папка достижений и портфолио творческих, исследовательских, проектных работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, рефератов и проектов с их описанием.
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой
Привожу немногие темы проектов, над которыми работали учащиеся лицея на уроках музыки и искусства.
Классы | Тема проекта | Цель проекта | Подготовил проект | Год |
5 | Импрессионизм в музыкальном и художественном искусстве России. | Создание видео – ряда. | Шахмаметьева А. Малинкина А. | 2013 2013 |
Импрессионизм в музыкальном и художественном искусстве. | Создание видео – ряда. | Сурайкина А. Чинкова А, Балашова В, Горшкова И. | 2013 2013 2013 2013 | |
Что такое клип? | Учимся создавать свой музыкальный видео - клип. | Ашмарина А. Исаева А КозеняшеваА. | 2014 | |
Мы - авторы и исполнители своего клипа. | Вьюркова Е. Колчина М. | 2014 | ||
6 | «Мы помним и чтим» | Сохранить память о своих родственниках – фронтовиках, | Малинкина Алёна | 2014 |
8 | «Влияние музыки на здоровье человека» | Раскрыть полезные и вредные качества музыки, влияющие на здоровье человека | 2013 | |
«Что такое красота?» | Выяснить: что есть красота в разные эпохи. | 2013 | ||
Музеи мира. | Экскурсии по музеям мира. Знакомство с культурой разных стран через музеи. Выявить какие музеи существуют. Какая страна имеет больше всего музеев. | Кондрашова И Тихоноа О | 2013 2013 | |
Мой родной город. | Подготовить фото-экскурсию по Краснослободску. | Кондрашова И. Родькина М. | 2013 2013 | |
Портрет – зеркало души. | Собрать копилку автопортретов. Узнать, когда это жанр получил наибольшее распространение. Что может рассказать портрет? Создать портрет композитора. | Кондрашова И. | 2013 | |
«Идеал женской красоты» | Как менялся идеал женской красоты с древности до наших дней. | Волкова В. Родькина М. | 2013 2013 | |
Образ Снегурочки в русском искусстве и литературе. | История образа Снегурочки. | Родькина М. Волкова В. Колушова Д. | 2013 | |
9 | «Мистер-Х» «Загадочный мир искусства» | Узнать как можно больше о произведении искусства, что таит в себе каждый шедевр. | 2014 | |
Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов», | Какие виды искусства слились в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов». | Зинина И. | 2013 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки в 5 классе при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме.
Это материал по данной теме, с которым я выступала на городском семинаре учителей музыки. В нём я делюсь опытом своей работы в школе. Описываю какие применяю виды учебных исследований, как использую п...
Технологии проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки.
использование проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки....
Проектная деятельность учащихся на уроках музыки
конспект выступления на педагогическом совете...
Проектная деятельность учащихся на уроках музыки
Презентация выступления на педагогическом совете по теме: "Проектная деятельность на уроках музыки"...
Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности....
«Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках музыки
На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно воор...