5 КЛАСС II ЧЕТВЕРТЬ Урок 14. Модуль «Русская классическая музыка» (Д). Поэтическое звучание романса.
план-конспект занятия по музыке (5 класс)
Открытый урок в 5 классе с применением функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass_14_urok.docx | 27.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 КЛАСС
II ЧЕТВЕРТЬ
Урок 14. Модуль «Русская классическая музыка» (Д). Поэтическое звучание романса.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— выявление взаимосвязей музыки и поэзии в жанре романса;
— обсуждение общности тем и образов в русских пейзажах и романсах о природе.
Личностные:
— формирование эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к жанру романса,. развитие умения смыслового чтения текста.
Предметные:
— выявление сути жанра романса как лирической музыкально-поэтической миниатюры;
— осознание, определение характерных черт и особенностей тем, образов, музыкального языка жанра романса;
— выявление сходства и различия между жанрами песни и романса;
— художественно осмысленное, выразительное исполнение романса М. Глинки.
-демонстрация умения смыслового чтения текста;
Форма проведения занятия: Урок-представление жанра романса.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Поэзия: Н. Кукольник. «Жаворонок».
Песенный материал: М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок».
Виды деятельности учащихся: Сравнительный анализ жанров песни и романса: выявление общего и различного. Прослушивание и пение романса М. Глинки. Выявление связи и различия вокальной и фортепианной партии романса. Смысловое чтение определения в словаре-справочнике: звукоподражание.
Формы педагогического контроля: Контроль вдумчивого, заинтересованного прослушивания музыки. Контроль активности участия учащихся в сравнительном анализе произведений. Проверка качества пения (индивидуально и малыми группами). Контроль нравственно-этического усвоения учащимися предложенного содержания.
ХОД УРОКА
- Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё один песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.
Блиц опрос о вокальной музыке (презентация)
1.Вокальную музыку поют или играют? (поют)
2.Как называется большая группа певцов? (хор)
3.Нужно, чтобы меня спеть,
Музыкальный слух иметь.
Чтобы лучше прозвучало,
Выучи слова сначала.(песня)
4. Как называется хор с мужскими и женскими голосами? (смешанный)
5. В нём так много голосов –
Баритонов и басов. Восемь теноров, сопрано
Вместе слаженно поют.
Путешествуют по странам
И гастроли там дают (хор) .
6. Он на сцене выступает, В хоре песню начинает. Исполняет весь куплет,
Хор припев поёт в ответ.(солист)
7. Как называют хоровое пение без сопровождения (без аккомпанемента)? (А капелла)
8.Слово книжное «вокал» Как бы проще ты назвал?(пение)
-Что такое песня? Из чего она сложена? (из музыки и стихов).
- Кто ее исполняет? (певцы голосом и музыканты на инструментах).
Песня «Мама» -исполнение
Вокальный жанр песни, хоть и является небольшим музыкальным сочинением, всё же это - целый мир: в нём рассказывается о жизни, о людях, об их добрых чувствах и об их переживаниях, песня отражает природу и быт людей, рассказывает об их праздниках и буднях, выражает характер и обычаи народа.
С каким вокальный жанром сегодня мы познакомимся ближе ?
Видео романса
- Сообщение темы урока. Целеполагание
А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:
1.«Музыка вокруг нас»
2.«Романса трепетные звуки…»
3.«Нам песня строить и жить помогает» (слайд)
(После того, как ребята выберут тему урока, появляется слайд с темой: «Романса трепетные звуки»).
3. Ознакомление с новой темой.
Учитель: Итак, тема нашего урока «Романса трепетные звуки». И сегодня я приглашаю Вас в музыкально - поэтическую гостиную, т.к. романс – это жанр камерной музыки, а камерная, значит, предназначенная для небольших (камерных) помещений и для небольшого количества слушателей. Думаю, это будет интересно и Вам и нашим гостям, которые пришли послушать вместе с нами прекрасную музыку. А заодно выясним, что главное в романсе музыка или текст? Что станет с романсом, если исчезнет литература?
Сегодня мы будем говорить о романсе.
Огромный мир музыкальных образов воплотил в себе и один из самых тонких, поэтических жанров – романс. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество; в нём звучит и народная речь, и сказочные повествования. Он уносит нас в страну фантастического Востока, завораживает испанскими ритмами, открывает галерею изящных античных (античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян) образов.
С определением романс мы уже знакомились в 3 классе (читают из муз.словаря). Сегодня мы расширим кругозор
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1.Как появилось слово Романс.
2.В каком веке романс появился в России.
3.Отличие романса от песни.
Романс и песня относится к жанру вокальной музыки. Романс – это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без сопровождения. «Романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке. Наибольшей популярностью в Испании в средние века пользовался напев, исполнявшийся под аккомпанемент гитары, арфы, клавесина. Когда появились такие песни, народный язык Испании называли романским, отсюда и произошло название «Романс». В романсе отражаются личные интересы человека с его радостями страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств. - В России романс был популярен в XIX веке. Перечисленные вами образы звучали в романсах русских композиторов Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского – Корсакова, Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. Конечно же, такую музыку создавали зарубежные композиторы-романтики: Ф Щуберт и Р. Шуман, Ф. Шопен и Брамс, Ф. Мендельсон и Э. Григ. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с её радостями и страданиями – всё звучит в романсе
3.Сообщение темы урока. Целеполагание
Мы постараемся выявить взаимосвязи между музыкой и поэзией в жанре романса, обсудим общие темы и образы в русских пейзажах и романсах о природе, поищем сходство и различие между песней и романсом, поучимся выразительно исполнять романс русского композитора М.И. Глинки «Жаворонок».
- Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки, и постараемся услышать о чем в нем рассказывается. (Слайд)
(Звучит романс «Жаворонок» М.Глинки)
Учитель:
- О чем же рассказал нам романс?
- Какие чувства заключены в музыке? Кто исполнял этот романс?
- Как вы думаете, если мы уберем слова, что останется?
(Ответы детей).
5. Вокально-хоровая работа.
- Давайте мы с вами сейчас попробуем сами исполнить мелодию этого романса без слов и со словами. А потом решим, что важнее слова или музыка.
(Учитель обращает внимание учащихся на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки. Вокально-певческая работа над произведением.)
М. Глинка. Романс «Жаворонок» - Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы необыкновенно поэтичного и задушевного романса М. Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!
- Ребята, давайте сейчас закроем глаза и послушаем еще одно произведение. (звучит вступление)
- Что мы с вами услышали? (варианты ответов детей, трель птицы)
Эту музыку написал великий русский композитор М. И. Глинка. Его считают основоположником русской музыкальной классики. С детства мальчика окружала разнообразная звуковая среда. На развитие слуховой восприимчивости Глинки в детские годы повлияли:
- народная песня, как неотъемлемая часть деревенского быта;
- церковное пение, красота колокольного звона;
- игра крепостного оркестра;
- русский бытовой романс;
- фортепианная музыка, которая постоянно звучала в доме композитора
«…Песни, слышанные мною в ребячестве, - вспоминал позже Глинка, - были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».
- Можем ли мы сказать, о чем это произведение?
- Что может нам об этом рассказать? (текст)
- Кто пишет тексты (стихи)? (поэты)
- Давайте еще раз послушаем это произведение, слова к которому написал Нестор Кукольник (слайд). А называется оно «Жаворонок»
6. Чтение текста стихотворения
7.Слушание романса в исполнении Сергея Лемешева «Жаворонок» (со словами)
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? (душевная теплота, нежная, мечтательная грусть)
- Можем ли мы назвать данное произведение романсом? (да) Почему?
- Как вы думаете, если мы уберем слова, что будет?
- Да, в романсе текст тесно связан с музыкой, которая отражает не только его характер, но и отдельные поэтические события.
Подумайте, как выразительно-изобразительные интонации мелодии и аккомпанемента помогают словам песни рисовать звуковую картину природы.
- Посмотрите на экран: (слайды) Как вы считаете, какая из этих картин больше всего подходит к романсу М. Глинки «Жаворонок» и почему?
Какие чувства, настроения передают авторы своим произведением?
- Настроение светлое, приподнятое, радостное. И, всё же, чувствуется некоторая грусть, - пусть светлая, мечтательная, но она присутствует в музыке и тексте этого романса.
Физкультминутка
Предлагает учащимся прочитать в учебнике стихотворение А. С. Пушкина
«Я помню чудное мгновенье» (демонстрирует портрет), обращает внимание, что
стихотворение поэт посвятил А. П. Керн (демонстрирует портрет).
- Подберите к каждому из шести четверостиший названия (эпитеты), которые соответствуют их образно-смысловому содержанию.
Порыв, воспоминание, забвение, вдохновение, встреча, радость
Встреча
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Воспоминание
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Порыв
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Забвение
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Вдохновение
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Радость
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Предлагает учащимся послушать романс М. Глинки (демонстрирует портрет)на стихи А. Пушкина.
- М. Глинка сочинил романс через несколько лет после трагической гибели А. Пушкина и посвятил его дочери А. П. Керн - Е. Е. Керн. Плавность главной мелодии -
основа мелодичного развития романса и рождение новых гибких вариантов исходных интонаций.
- Послушайте еще раз романс. Раскрывает ли форма романса лирический образ
стихотворения?
. 4. Рефлексия
Романсы – подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными.
Назовите виды искусства, которым присущ психологизм.
Что вы узнали о романсе?
5. Итог урока
6. Вопросы и задания
Учитель: и так мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной. Давайте сейчас подведем итог. Как настоящие знатоки романса вы легко справитесь с вопросами.
Вопросы для закрепления:
- Что такое романс и где он зародился? (песня о любви, в Испании).
- О чем поется в романсе? (чувствах любви ).
Учитель: так в чем же особенность русского романса? ( Особенность русского романса в том, что в нем есть загадка русской души, он обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и красота).
(Слайд)
Учитель: Русский романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады такие как: Александр Малинин, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Витас, Валерия и многие другие исполнители.
Не забывайте песен старых,
Они о многом расскажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни
Для радости и грусти светлой
Друзьями к нам придут они.
Учитель: Наша встреча в музыкальной гостиной заканчивается и на последок я хочу подарить вам старинный романс, но в современном звучании. Итак, Витас «Отцвели уж давно хризантемы в саду».
(Слайд) (Клип «Отцвели уж давно хризантемы в саду»)
- До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыкальной литературе (третий год обучения) «М.И.Глинка – родоначальник русской классической музыки».
Данный урок способствует ознакомлению учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Сокровища русской классической музыки"
В данном документе содержится рабочая программа с УУД...
Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки.
Проект « Классическая музыка в детском саду.»...
И Муза вечная со мной. 1 класс 1 четверть. урок музыки
КомпозиторИсполнительСлушатель...
Открытое мероприятие на тему: «Духовные истоки русской классической музыки»
Открытое мероприятие на тему: «Духовные истоки русской классической музыки»...
Конспект урока. 3 класс. Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.
Знакомство с симфонией-кантатой Ю.А. Шапорина "На поле Куликовом". Метод художественного контекста на уроках музыки. Программа 21 век....