занятие по вокалу "Весну звали"
план-конспект по музыке
Мастер-класс по вокалу
«Весну звали»
Педагога дополнительного образования Павлюковой Ольги Валерьевны
Дата проведения: 28.03.2023г.
Наименование программы: «Весёлое путешествие в мир творчества»
Раздел программы: Вокально- хоровые навыки.
Форма занятия: открытие новых знаний,тренинг
Цель: познакомить с азами народной (фольклорной) вокальной техники.
Задачи:
1.Задачи направленные на достижения личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
2.Задачи направленные на достижения метапредметных результатов:
- размышление о воздействии музыки на человека, народными обрядами и традициями , русским народным фольклором.
4.Тип занятия: открытие новых знаний.
5Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог)
Методические приёмы: - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
6.Необходимое техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, проектор.
Музыкальные произведения:
Видеофрагменты: https://youtu.be/ZffE0piYe7g
Цель: познакомить с азами народной (фольклорной) вокальной техники.
Задачи:
План мастер-класса
Разновидности вокального искусства.
Определение народного (фольклорного) пения.
Правильная постановка корпуса (упражнения).
Дыхательные упражнения.
Упражнения для голоса.
Скороговорки. Распевки.
Весенние заклички. Разучивание.
Введение:
актуальность опыта заключается в том, чтобы обучающиеся научились определять народную (фольклорную) манеру исполнения в вокальном искусстве и использовали в своей работе.
Предмет материала – народное (фольклорное) пение.
Объект, предмет исследования - человеческий голос, весенние заклички.
Научно-практическая значимость – использование данного материала в работе с обучающимися к календарным народным праздникам.
Основная часть.
(ход мастер-класса)
- Друзья я приглашаю Вас
На свой вокальный мастер – класс!
1. Свой мастер - класс, я хочу начать словами М. Горького, закройте глаза, почувствуйте красоту этих слов: «Когда я слушаю музыку, то забываю день на земле или ночь. Мальчишка я или старик, забываю все.
Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Как говорил Георгий Александрович Струве (выдающийся педагог, хормейстер, композитор, создатель хоровой школы «Пионерия») «Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».
А вы любите петь?
2. (1 минута) Пение бывает: народное (фольклорное, аутентическое), академическое, эстрадно - джазовое, рок-пение и т.д. Мы же с Вами сегодня познакомимся с народным (фольклорным), Тема нашего мастер-класса «Весну звали», Сегодня мы познакомимся с народными закличкми и разучим песню «Весну звали»
3. Народное (фольклорное) пение – самый древний, естественным образом развивавшийся вид пения. Как правило, народное пение близко к естественной речевой манере человека, имеет грудное звучание и произношение звуков в народном пении «открытое» (то есть звук идет наружу, а не «в голову»).
Что значит поставленный голос?
Постановка голоса опирается на данные анатомии, физиологии и акустики. При обучении различным видам пения или сценической речи применяются особые приёмы, но существуют и общие принципы, позволяющие эффективно регулировать дыхание, использовать естественные резонаторы и правильно артикулировать.
Постановка голоса является обязательным начальным этапом при обучении пению. Большинство голосов от природы несовершенны, хотя иногда ряд качеств поставленного голоса может присутствовать у певца, не имевшего специальной подготовки. Поставленный певческий голос отличается свободой, естественностью, устойчивостью; певец способен достигать максимального акустического эффекта с минимальной затратой мышечной энергии. На характер постановки голоса могут оказывать влияние национальная манера пения, эстетические предпочтения эпохи, особенности того вида пения, которому обучают певца.
При обучении сценической речи к постановке голоса приступают после работы над дикцией и дыханием. В процессе постановки укрепляются все голосовые данные человека — объём, сила и звучность голоса.
-Первое, с чего нужно начать, это настроить правильное дыхание.
4. певческое дыхание начинается с правильной постановки корпуса.
Если хочешь стоя петь,
Головою не вертеть.
Встань спокойно, подтянись,
И спокойно улыбнись.
Выполним с вами двигательные упражнения.
Исходное положение (стоя прямо, ноги на ширине плеч)
1 упражнение «Пружинки». «Вверх» подняться на носочки, «вниз» - опуститься.
2 упражнение «Пиджачок» описываем полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем.
- Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
Молодцы!
5. (6 минут). А теперь перейдём к дыхательным упражнениям, которые способствуют не только развитию голоса, но и служат охране голоса от различных заболеваний.
Проведём с вами лечебную гимнастику:
1.«Выдох 3 раза» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем коротко 3 раза с силой);
«Длинный выдох» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем длинно 1 раз пока не закончится вдох);
«Обнимашки» ( согнуть руки в локтях,как буд -то мы себя обнимаем) и при этом сделать вдох.
Хорошо! С дыхательными и вокальными упражнениями справились, теперь переходим к артикуляционной гимнастике.
6. (4 минуты) Проговорим с Вами скороговорку, четко произнося каждое слово.
Сначала проговорим в медленном темпе, затем в умеренном, затем в быстром темпе.
скороговорка «У Вари на бульваре варежку порвали»
А теперь распоёмся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием, певческой постановкой корпуса.
Мелодия распевки плавная, протяжная. И мы должны спеть её с вами легко, полетным красивым голосом.
Теперь вы попробуйте спеть, обратите внимание на мою руку, я буду показывать движение мелодии. Мышцы лица не напряжены. По моей руке начинаем петь.
Хорошо!
Как вы знаете, тема нашего занятия «Весну звали» и прежде ,чем мы разучим песню я предлагаю посмотреть видео о весенних праздниках и традициях русского народа. https://youtu.be/ZffE0piYe7g
Молодцы!
7. (12 минут) Мы с Вами познакомились с народной (фольклорной) манерой пения, теперь давайте её применим, переходим с вами к пению весенних закличек.
По русскому обычаю весну встречают трижды. Первый раз – в день Сретения. Второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И третий раз – 7 апреля на Благовещение.
У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать заклички:
Я сейчас продемонстрирую, а затем споём вместе.
1. Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки
Прилятите к нам, принясите нам.
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела.
Весь хлеб переела.
Весна - красна.
На чём пришла.
На прутике.
На хомутике.
Чувиль-виль-виль.
Жаворонушки.
2. Жаворонушки, уж вы матушки.
Прилятите к нам, принясите нам.
Весну-красну.
На сохе, на бороне,
На ржаным калаче… У….
Молодцы!
Сегодня мы с вами разучим стилизованную песню «Весну звали», то есть это песня авторская сл. Н.Осошник , муз.В.Осошник
но написана в русском народном стиле.
Прослушивание аудио записи, разучивание текста и мелодии
Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.
Молодцы,ребята! Думаю, что Весне-красна услышала наши заклички и песню весёлую и скоро придёт к нам с ярким ,тёплым солнышком землю и нас согреет.
Спасибо всем за участие, до новых встреч!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_vesnu_zvali.docx | 23.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по вокалу
«Весну звали»
Педагога дополнительного образования Павлюковой Ольги Валерьевны
Дата проведения: 28.03.2023г.
Наименование программы: «Весёлое путешествие в мир творчества»
Раздел программы: Вокально- хоровые навыки.
Форма занятия: открытие новых знаний,тренинг
Цель: познакомить с азами народной (фольклорной) вокальной техники.
Задачи:
1.Задачи направленные на достижения личностных результатов:
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
- развитие вокально-хоровых навыков;
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
2.Задачи направленные на достижения метапредметных результатов:
- размышление о воздействии музыки на человека, народными обрядами и традициями , русским народным фольклором.
4.Тип занятия: открытие новых знаний.
5Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог)
Методические приёмы: - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
6.Необходимое техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, проектор.
Музыкальные произведения:
Видеофрагменты: https://youtu.be/ZffE0piYe7g
Цель: познакомить с азами народной (фольклорной) вокальной техники.
Задачи:
План мастер-класса
Разновидности вокального искусства.
Определение народного (фольклорного) пения.
Правильная постановка корпуса (упражнения).
Дыхательные упражнения.
Упражнения для голоса.
Скороговорки. Распевки.
Весенние заклички. Разучивание.
Введение:
актуальность опыта заключается в том, чтобы обучающиеся научились определять народную (фольклорную) манеру исполнения в вокальном искусстве и использовали в своей работе.
Предмет материала – народное (фольклорное) пение.
Объект, предмет исследования - человеческий голос, весенние заклички.
Научно-практическая значимость – использование данного материала в работе с обучающимися к календарным народным праздникам.
Основная часть.
(ход мастер-класса)
- Друзья я приглашаю Вас
На свой вокальный мастер – класс!
1. Свой мастер - класс, я хочу начать словами М. Горького, закройте глаза, почувствуйте красоту этих слов: «Когда я слушаю музыку, то забываю день на земле или ночь. Мальчишка я или старик, забываю все.
Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Как говорил Георгий Александрович Струве (выдающийся педагог, хормейстер, композитор, создатель хоровой школы «Пионерия») «Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».
А вы любите петь?
2. (1 минута) Пение бывает: народное (фольклорное, аутентическое), академическое, эстрадно - джазовое, рок-пение и т.д. Мы же с Вами сегодня познакомимся с народным (фольклорным), Тема нашего мастер-класса «Весну звали», Сегодня мы познакомимся с народными закличкми и разучим песню «Весну звали»
3. Народное (фольклорное) пение – самый древний, естественным образом развивавшийся вид пения. Как правило, народное пение близко к естественной речевой манере человека, имеет грудное звучание и произношение звуков в народном пении «открытое» (то есть звук идет наружу, а не «в голову»).
Что значит поставленный голос?
Постановка голоса опирается на данные анатомии, физиологии и акустики. При обучении различным видам пения или сценической речи применяются особые приёмы, но существуют и общие принципы, позволяющие эффективно регулировать дыхание, использовать естественные резонаторы и правильно артикулировать.
Постановка голоса является обязательным начальным этапом при обучении пению. Большинство голосов от природы несовершенны, хотя иногда ряд качеств поставленного голоса может присутствовать у певца, не имевшего специальной подготовки. Поставленный певческий голос отличается свободой, естественностью, устойчивостью; певец способен достигать максимального акустического эффекта с минимальной затратой мышечной энергии. На характер постановки голоса могут оказывать влияние национальная манера пения, эстетические предпочтения эпохи, особенности того вида пения, которому обучают певца.
При обучении сценической речи к постановке голоса приступают после работы над дикцией и дыханием. В процессе постановки укрепляются все голосовые данные человека — объём, сила и звучность голоса.
-Первое, с чего нужно начать, это настроить правильное дыхание.
4. певческое дыхание начинается с правильной постановки корпуса.
Если хочешь стоя петь,
Головою не вертеть.
Встань спокойно, подтянись,
И спокойно улыбнись.
Выполним с вами двигательные упражнения.
Исходное положение (стоя прямо, ноги на ширине плеч)
1 упражнение «Пружинки». «Вверх» подняться на носочки, «вниз» - опуститься.
2 упражнение «Пиджачок» описываем полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем.
- Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
Молодцы!
5. (6 минут). А теперь перейдём к дыхательным упражнениям, которые способствуют не только развитию голоса, но и служат охране голоса от различных заболеваний.
Проведём с вами лечебную гимнастику:
1.«Выдох 3 раза» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем коротко 3 раза с силой);
«Длинный выдох» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем длинно 1 раз пока не закончится вдох);
«Обнимашки» ( согнуть руки в локтях,как буд -то мы себя обнимаем) и при этом сделать вдох.
Хорошо! С дыхательными и вокальными упражнениями справились, теперь переходим к артикуляционной гимнастике.
6. (4 минуты) Проговорим с Вами скороговорку, четко произнося каждое слово.
Сначала проговорим в медленном темпе, затем в умеренном, затем в быстром темпе.
скороговорка «У Вари на бульваре варежку порвали»
А теперь распоёмся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием, певческой постановкой корпуса.
Мелодия распевки плавная, протяжная. И мы должны спеть её с вами легко, полетным красивым голосом.
Теперь вы попробуйте спеть, обратите внимание на мою руку, я буду показывать движение мелодии. Мышцы лица не напряжены. По моей руке начинаем петь.
Хорошо!
Как вы знаете, тема нашего занятия «Весну звали» и прежде ,чем мы разучим песню я предлагаю посмотреть видео о весенних праздниках и традициях русского народа. https://youtu.be/ZffE0piYe7g
Молодцы!
7. (12 минут) Мы с Вами познакомились с народной (фольклорной) манерой пения, теперь давайте её применим, переходим с вами к пению весенних закличек.
По русскому обычаю весну встречают трижды. Первый раз – в день Сретения. Второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И третий раз – 7 апреля на Благовещение.
У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать заклички:
Я сейчас продемонстрирую, а затем споём вместе.
1. Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки
Прилятите к нам, принясите нам.
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела.
Весь хлеб переела.
Весна - красна.
На чём пришла.
На прутике.
На хомутике.
Чувиль-виль-виль.
Жаворонушки.
2. Жаворонушки, уж вы матушки.
Прилятите к нам, принясите нам.
Весну-красну.
На сохе, на бороне,
На ржаным калаче… У….
Молодцы!
Сегодня мы с вами разучим стилизованную песню «Весну звали», то есть это песня авторская сл. Н.Осошник , муз.В.Осошник
но написана в русском народном стиле.
Прослушивание аудио записи, разучивание текста и мелодии
Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.
Молодцы,ребята! Думаю, что Весне-красна услышала наши заклички и песню весёлую и скоро придёт к нам с ярким ,тёплым солнышком землю и нас согреет.
Спасибо всем за участие, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итак, она звалась Татьяной...
Методическая разработка традиционного для всего студенчества праздника "День студента"....
Сценарий праздника «Итак, она звалась Татьяной»
Разрабртка сценария праздника, посвященного празднику Татьянин День...
Литературно- музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы « Нас песня на подвиг звала».
Чем дальше от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Многие люди , родившиеся в послевоенное...
Литературно-музыкальная композиция "...Звали меня Мариной...."
Литературно-музыкальная композиция «…Звали меня Мариной…» - это своеобразное путешествие по страницам жизни и творчества Марины Цветаевой – моего любимого поэта 20 века. Это спектакль, уча...
Сценарий юбилея 55 лет учителя математики "Итак, она звалась Татьяной..."
Сцераий 55-летнего юбилея учителя математики Малаховой Т.А....
Она звалась Татьяной
презентация...