урок музыки в 5 классе
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
«Богатырская тема в искусстве»
Учитель Шункова Наталья Александровна
Цель: Раскрыть значимость музыкальных и живописных портретов с точки зрения их глубокой взаимосвязи с историческим и культурным наследием народа, определить их созвучность жизни современного человека.
Задачи:
Образовательные:
раскрыть образ богатырей через живописные и музыкальные образы;
познакомить с живописью В. Васнецова и художников Бурятии.
«Богатырской симфонией «А. П. Бородина, образами богатырей в разных произведениях искусства;
учить обучающихся соотносить живописные образы с музыкальными и литературными;
обобщить понятие об изобразительности в музыке.
Развивающие:
развивать навыки активного восприятия;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать и совершенствовать певческие навыки, развивать речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость;
добиваться выразительного исполнения песни « Песня о сказке» Сергея и Татьяны Никитиных.
развивать творческое воображение.
Воспитательные:
формировать эмоционально – нравственное отношение к произведениям искусства;
воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну и свою малую Родину, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
1. Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки.
2. Презентация
а) А. П. Бородин. Вторая симфония “Богатырская” (фрагмент I части). Исп. Государственный Академический оркестр, дирижёр Е. Светланов
б «Песня о сказке» Сергея и Татьяны Никитиных.
в) В. М. Васнецов. «Богатыри», А.Сахаровская «Гэсэр», Ф.И.Балдаев «Гэсэр», Ц.С.Сампилов «Гэсэр»
г) Видиофрагмент из к/ф «Илья Муромец»
д) Портреты А. П. Бородина и В. М. Васнецова, А.Сахаровской, Ф.И.Балдаева, Ц.С.Сампилова.
3. Словарь эмоционально-образных определений музыки.
4. Фортепиано.
5. Рабочая доска.
Ход урока:
1.Оргмомент. Вход в класс под песню «Песня о сказке» Сергея и Татьяны Никитиных.
2. Музыкальное приветствие:
3. Подготовка к раскрытию темы урока:
Уч.: Ребята, под какую музыку вы зашли в класс?
Д.: Это «Песня о сказке» Сергея и Татьяны Никитиных.
Уч.: В нашем музыкальном приветствии есть слова, которые подтверждают, что мы с вами живем в окружении, чего то сказочного, загадочного, прекрасного. Что живет рядом с нами? Что помогает нам в путешествии по таинственному миру? Ведёт нас в далекий путь?
Д.: Искусство.
Уч.: Сегодня с помощью Искусств -музыки, живописи и литературы мы войдем в мир музыки, которая наполнена могучей, огромной силой. Но я еще не могу открыть вам тему нашего урока. Для того, чтобы это узнать, мы должны пройти определенный путь.
4. Слушание музыки. «Богатырская симфония» А. П. Бородина (фрагмент)
Сейчас на ф-но я сыграю незнакомую мелодию. Попробуйте определить характер музыки.
(Учитель играет главную тему І ч. «Богатырской симфонии» А. Бородина.)
Уч.: Какой характер вы услышали в этом небольшом фрагменте?
Д.: Музыка как будто угрожает чем-то, напряженная, но при этом твердая.
Уч.: Да, еще можно добавить: мощная, настойчивая. А как вы думаете, это мелодия для голоса или оркестра?
Д.: Оркестра
Уч. Правильно. Это произведение великого русского композитора А.П.Бородина Симфония № 2.
Сейчас мы послушаем эту тему в исполнении симфонического оркестра, проследим, какие новые тембровые краски появляются. В этом нам поможет наш словарик. Продумайте, сможем ли мы «увидеть» своим «внутренним зрением» эту музыку?
(Учащиеся слушают музыку и, пользуясь «Словарем эмоционально-образных определений музыки», определяют характер «краски».
Уч.: Дети, какие новые слова для определения характера музыки вы нашли в словарях?
Д.: Героическая, непоколебимая, отважная, стойкая, широкая, мужественная, храбрая, смелая, богатырская, непобедимая.
Уч.: Вот видите, сколько слов - красок вы подобрали дополнительно, потому что музыка написана для оркестра.
Кто стал героем ваших воображаемых полотен? Может среди них есть герои, знакомство с которыми происходило на занятиях по литературе, изобразительному искусству? Вы ведь выбрали слова: героическая, мужественная, храбрая, смелая.
Д.: Грозный океан, вековой лес, богатыри ...
Уч.: Никто из вас не сказал, что это порхающий мотылек, или журчащий ручеек. Силою и величием веет от этой музыки.
Представьте себе на минутку, что вы ходите по уютным залам Третьяковской галереи. Здесь есть картина, она очень созвучна музыке Бородина.
Д.: Я бы остановился около картины «Богатыри» В. Васнецова
5. Беседа о живописи.
Уч.: А что вы знаете об этом художнике? Проведите с нами экскурсию. Я вам помогу, дам вам маленькую справку.
(Учитель дает текст желающему ученику) Приложение1
Уч.: Ни одна экскурсия по Третьяковской галерее не обходится без обязательной остановки у этого произведения. Но продолжим экскурсию, сделайте описание картины.
Звучит фоном «Богатырская симфония».
«Экскурсовод.: Неподвижно замерли у дороги воины. Необъятные дали русской земли раскинулись за спинами богатырей. Величественная успокоенность и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах.
Уч.: Скажите, какие цвета имеют преимущества в картине?
Д.: Суровые, неяркие.
Уч.: Почему такие цвета выбрал художник.
Д.: Наверное, неспокойно на земле, враг поблизости.
Уч.: Художник мастерски передает состояние природы как бы предвещающий о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надежную и мощную силу защитника родной земли.
Очень интересная экскурсия вышла у нас. Скажите, что общего между музыкою симфонии Бородина и картиною В. Васнецова?
Д.: Эти произведения воплотили идею величия и могущества народа.
Уч.: Стоит отметить, что В. М. Васнецов и А. П. Бородин – современники. Мало того, некоторое время и композитор, и художник находятся в одном городе – в Петербурге.
Картина «Богатыри» будет завершена в 1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. В русском искусстве она «прозвучит» не менее громко и победно, чем вторая симфония Бородина. Вспомните слова, которыми вы описывали музыку (записи на доске). Можно ли их отнести и к картине? (да, эти произведения созвучны). Богатыри всегда были олицетворением русского народа, который в самые трудные моменты не склонял головы перед бедой
Уч.: Вам будет интересно узнать, что ни композитор, ни художник не видели и не слышали произведения друг друга. Ведь называются они одинаково. Вы сейчас слушали симфонию №2, которую современники Бородина назвали «Богатырской». Итак, теперь мы с вами запишем тему нашего урока. Кто может сформулировать ее? (Ответы детей)
Слайд с названием темы «Богатырская тема в искусстве»
Уч.: И сегодня все произведения (и музыкальные, и литературные, и живописные) введут нас в мир могучих людей, которые способны защитить свою землю, свой народ.
5.Физкультминутка
Уч.: Вы хорошо сегодня работаете, и, наверное, немного устали. И сейчас мы с вами отдохнем, слушая песню А. Пахмутовой, на стихи Н. Добронравова
«Богатырская сила», которая была написана в 80 - е годы XX в., когда ваши мамы и папы примерно были именно такими, как вы сейчас. Эта песня также наполнена богатырским духом. Вы можете под эту музыку подвигаться, «показать» свою богатырскую силу, исполняя упражнения, которые для вас подготовил (называется имя обучающегося)
Ученик проводит физкультминутку.
6.Чтение слов русского полководца Дмитрия Донского.
Уч.: Богатырская тема с давних времен звучала в искусстве. Мы часто встречались с ней в народном творчестве, литературе, театре, изобразительном искусстве. Как вы думаете, почему?
Д.: Потому, что с давних времен со всех концов на нашу землю нападали враги.
Уч.: Да. Образ богатыря родился в искусстве как образ защитника Родины, богатырь – это символ патриотизма.
Уч. Ребята, а вы можете мне назвать имя бурятского богатыря-батора?
Д. это Гэсэр, он как русские богатыри защищал родную землю.
(Учитель читает фрагмент эпоса «Гэсэр»), Приложение 2
Уч.: Еще один образ богатыря, и наши бурятские художники изображали Гэсэра на своих полотнах. Можно сравнить образы богатырей? Что их объединяет?
Д. Сила, мужество, доброта.
Уч. Богатыри всегда были олицетворением народа, который в самые трудные моменты не склонял головы перед бедой.
7. Беседа: «Подвиг в нашей жизни»
Уч.: Каждый физически сильный человек лишь тогда становится богатырем, героем, когда находит благородное применение своей силы, творит добро, несет счастье людям.
Таким образом, можно лишь физически сильных людей назвать богатырями? Ведь мы знаем много случаев, когда не очень сильные люди и даже дети совершали подвиги. Что делало их могучими, храбрыми?
Д.: Сила духа.
Уч.: Подвиг – это и есть наивысшее проявление силы духа. Служение своему народу, своей Родине.
8. Вокально- хоровая работа.
«Песня о сказке» Сергея и Татьяны Никитиных.
Выразительное исполнение песни.
9. Итог. Рефлексия.
Сегодня на уроке разные виды искусства - живопись, музыка, литература, независимо друг от друга, каждый по-своему воплотили одно и тоже жизненное содержание, обогатили наше представление про древние времена, заставили вспыхнуть в наших сердцах любовь к Родине, желание по – настоящему, по – богатырски защитить свою землю. Я хочу закончить наш урок следующими словами:
(на фоне фрагмента из кинофильма «Илья Муромец»)
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую, не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся!
Спасибо за внимание!
Домашнее задание:
Вслушиваться в героические темы интонаций в живописи, музыке, литературе. Нарисовать рисунок «Мой богатырь»
Использованная литература:
1.Программа общеобразовательных учреждений “Музыка 1-8 классы” Т.И.Науменко, В.В.Алеев
2. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки – урок искусства: Книга для учителя. - М.,1989
2.Музыка в 4-7 классах: Метод. пособие для учителя/ Т. А. Бейдер.
Т. Е. Вендерова, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Э. Б. Абдуллина; Науч. Руководитель Д. Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1986. – 239 с.: нот.
3.Энциклопедический словарь юного музыканта.
Приложение 1
Текст для «экскурсовода»
Мы находимся в зале художника Виктора Михайловича Васнецова – выдающегося русского художника (к. XIX – н. XX в.в.).
«Богатыри», «Аленушка», «Витязь на распутье»– знаменитые картины художника, в которых мастер обращается к сказочной теме, к русскому былинному эпосу одним из первых из русских художников.
Мощной песней России называют картину Виктора Васнецова "Богатыри". В творчестве художника она заняла главное место.
Все начиналось, между прочим, с маленького карандашного наброска, но в итоге получилось огромное полотно почти три на четыре метра. И вот
сегодня картина художника Васнецова находится в Третьяковской галерее уже больше ста лет. Говорят, знаменитому коллекционеру Павлу Третьякову понадобилось всего несколько минут, чтобы купить эту картину так она
ему понравилось. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее.
Для Третьяковской галереи Васнецов художник особенный, так как именно он придумал всем известный фасад знаменитого музея.
Историю создания картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»
можно было бы начать с начала пятидесятых годов, когда он мальчиком жим Вятском крае, в семье сельского священника. Он воспоминает, что тогда они жили среди мужиков и баб, он заслушивался сказаниями о витязях- защитниках родины. Первый живописный эскиз «Богатырей» Васнецов написал в начале 70-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Считается, что в образе Добрыни Никитича Васнецов изобразил самого себя.
Затем Васнецов получил возможность работать над громадным полотном
в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцеве. Мамонтов устроим ему большую мастерскую. Это был 1881 год. Картина была завершена весной в 1898 году.
Больше 20 лет своей жизни Виктор Васнецов работал над «Богатырями».
Ни одна экскурсия по Третьяковской галерее не обходится без обязательной остановки у этого произведения.
Приложение2
Значительный вклад в прочтение Гэсэра внесла Заслуженный художник России, Народный художник Бурятии Александра Никитична Сахаровская.
В 1959 году она выполнила по заказу макет книги «Гэсэр». Но именно ее иллюстрации самого эпоса позволили поднять бурятское искусство на новый уровень. К работе над иллюстрациями к эпосу «Гэсэр» А. Сахаровская приступила в 1961-1963 годах. Закончила работу через 10 долгих творческих лет. Ей предстояло найти новые пути, свое видение решения проблемы – борьба добра со злом, победа добра над злом. Результатом напряженного кропотливого творческого труда стали множество графических листов к эпосу «Гэсэр». В них было воспроизведено эпическое прошлое народа.
Гэсэриада А.Н. Сахаровской состоит из серии листов – линогравюр:
1. Сражение витязей.
2. Поединки героев с чудовищами.
3. Парадное шествие войска баторов.
4. Передвижение войска с небес на землю.
5. Сцены охоты и народные празднества.
Особенностью данной работы является необычные иллюстрации к тексту «Гэсэра». Каждый лист – иллюстрация, это самостоятельные значимые листы, не связаны между собой сюжетно. Главное содержание Гэсэра раскрывается в панораме народной жизни с включением в нее конкретных бытовых деталей, описанием одежды, сцены охоты, описание пира, ехора. Образ Гэсэра у А.Н. Сахаровской: это Гэсэр, едущий впереди монолитного войска; Гэсэр сидящий в одиночестве или в облаках с бабушкой Манзан-Гурмэ, Гэсэр на охоте, Гэсэр сражающийся с чудовищами. Его образ мало чем отличается от остальных персонажей. Но он выделен композиционно, силуэтно: особенной задумчивостью выражения лица, величественностью позы и движений. Лицо Гэсэра выделено крупным планом, кажется значительным, суровым, непроницаемым. Словно Гэсэр везде и всюду сосредоточен на одной мысли, и над тяготеет извечное бремя, обязанность от которой ему не уйти. Его долг – непрестанно, без устали искоренять на земле зло.
Свой вклад в прочтение «Гэсэра» внесли современные художники Бурятии. Это особенно ярко отражено в работах Чингиса Бадмаевича Шенхорова, и Цыренжапа Сампиловича Сампилова – народных художников Бурятии.
Гэсэр не только центральный герой бурятского героического эпоса, но и самый популярный персонаж в фольклоре бурят. В его образе сведены воедино лучшие человеческие черты и качества. Создатели эпоса видели в Гэсэре героя с возвышенной душой и добрыми помыслами, Гэсэр идет навстречу судьбе, исполненный веры в справедливость своего предназначения. Он не меняет принятых решений и неизменно добивается своей цели. Гэсэр верен в дружбе, но непреклонен в борьбе с врагами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"
Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"
Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....