«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
статья по музыке
Значимость использования ИКТ в каждодневной работе музыкального руководителя дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelya_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx | 27.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад присмотра и оздоровления №91»
городского округа «город Якутск»
677901,2 км. Маганского тр. тел/факс 20-53-79
«Использование ИКТ
в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»
Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию.
Современные дети с легкостью овладевают всевозможными мобильными техническими устройствами. И поэтому перед педагогами встает проблема по совершенствованию образовательного процесса, по применению, как того требует ФГОС ДО, современных техник, программ, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и способностью применять их в педагогической деятельности. Приобретенные знания и умения педагогов в системе ИКТ позволят им быть на одном уровне с детьми и достигать более высоких результатов в своей деятельности. Но, к сожалению, проблема состоит в том, что не все педагоги достаточно владеют знаниями и умениями в работе с ИКТ, которые нацелены на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. На сегодняшний день педагоги ДОУ активно внедряют всё новые образовательные технологии в свою педагогическую деятельность. Одним из основных методов являются информационно — коммуникационные технологии, которые способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача – формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
И я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: музыка, живопись, литература, народные промыслы. Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии, и иллюстрации для занятий.
Функции демонстрационного материала на детских утренниках, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий выполняют презентации, созданные в приложении MicrosoftOfficePowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. Очень важны в работе по формированию восприятия музыки презентации по изучению композиторов-классиков (Гендель, Бах, Вивальди, Бетховен, Моцарт, Чайковский, Прокофьев и др). Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей воображения, музыкальной памяти, образности мышления. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мышления, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Практика.
Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Все чаще использую аудио- или видеозаписи. Это облегчает мне работу, так как я не сижу за инструментом, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения можно показать на видео, и дети смотрят красивый показ и стараются сделать так же. Этим можно добиться выразительного качественного выполнения движений. Такой прием развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передается в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли. Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении – пары, круг, в шахматном порядке и так далее. Детям очень нравится танцевать под детскую современную музыку.
Восприятие музыки – это самый распространенный вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде : и по телевидению, и по радио, и в компьютере, и в мобильном телефоне. Но очень мало классической музыки. Я стараюсь это восполнить. У меня большая подборка классической музыки, которую мы с детьми слушаем на музыкальных занятиях.
В моей коллекции много музыки, объединенной одной темой: весенние, осенние, новогодние, на 23 февраля и 9 мая, песни для мамы, для малышей, танцевальные, логоритмические, песни якутских песенников, якутская классическая музыка, классическая музыка для малышей, песенки-инсценировки для развития речи и вокальных навыков» Е. Железновой, много музыкальных сказок и песен из мультфильмов.
Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами музыкальной выразительности. Дети учатся высказывать свои сопереживания, эмоции, размышлять о прослушанном музыкальном произведении. В результате развивается речь, мышление, художественный вкус.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает аудио- или видеозапись.
Также я использую в своей работе презентации. Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий. Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами их использования, такими как:
• информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;
• компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но, независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;
• доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;
• наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентациидают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
• мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер;
• многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.
Применение информационных технологий на музыкальных занятиях в детском саду является базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Программа PowerPoint дает возможность использовать на музыкальном занятии схемы, рисунки, портреты композиторов, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах работы с детьми старшего дошкольного возраста, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать предлагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов, знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста (соблюдая требования СанПиНов) я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты, диагностики качества обучения (тесты).
Презентации очень помогают при изучении произведения для игры на музыкальных инструментах.
Преимущества музыкальных занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе PowerPoint :
- использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;
- дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;
- гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе PowerPoint позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.
Перспективные планы, документация, конспекты занятий – для этого я использую программу MicrosoftWord .Для составления диагностических карт - MicrosoftExcel. Уже привычными для нас средствами медийных устройств стали цифровые фотоаппараты, принтеры, сканеры, копиры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, так что освоение ИКТ - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.
Во время пандемии стало нужным работа с видео программами. Изучила и начала пользоваться программой VideoPad Video Editor. Редактирование видео помогает самим делать видеоклипы для родителей.
Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
- психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет кругозор детей;
- повышает уровень использования наглядности на занятиях.
Вывод.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.
Полученные результаты:
Повышение эффективности процесса обучения.
Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
Активизация познавательной деятельности детей.
Создание единой информационной среды.
Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов ДОУ с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
"Современные технологии в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения"
Обзор программ и технологий, используемых музыкальными руководителями в ДОУ....
Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....
Сборник материалов из опыта работы музыкальных руководителей дошкольных организаций города Рубцовска
В сборнике представлены материалы (разработки проведения открытых мероприятий сценарии праздников, конспекты музыкальных занятий и др.) из опыта работы музыкальных руководителей города Рубцовска....
Использование QR-кода в работе музыкального руководителя учреждения дошкольного образования
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в образование стало неотъемлемой частью современной жизни. Информационная компетентность учреждений образования все больше показывает уро...
Использование инноваций в работе музыкального руководителя
Различные инновационные аспекты деятельности музыкального руководителя...
3. Использование эвритмии в работе музыкального руководителя.
Использование эвритмии в работе музыкального руководителя. Эвритмия – это особый вид художественного движения. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм&raqu...