доклад "Рок-культура"
методическая разработка по музыке

Мошнаков Юрий Васильевич

Рок - Культура 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rok_kultura.docx34.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический доклад

 

Преподавателя МБУ ДО  ДШИ им Е. Поленовой

Мошнакова

Юрия Васильевич

Тема:

"Рок-культура"

2020г

Это явление молодежной субкультуры, возникшей в Великобритании и США в 60-х гг. вокруг нового муз. стиля и выражающей нонконформистский пафос. "Рок - это больше, чем просто музыка, это энергетич. центр новой культуры и молодежной революции", - писал журнал "Роллинг стоунз" в пер. пол. 60-х гг. Ядро P.-к. составляет контркультура.

Поэтому рок - это, прежде всего, не искусство, не идеология, а система ценностей и образ жизни. Отсюда социальная направленность рока и практика, выраженная в шокирующей триаде: пансексуализм - наркотики - музыка. P.-к. породила несколько феноменов: язык (слэнг) и стиль одежды, рок- периодику ("Роллинг Стоунз"), рок-энциклопедию, рок-концерт (сэйшен) и т.п. Основу рока составляет музыка, представляющая собой синтез ориентальной (негритянский ритм-энд-блюз) и зап. (кантри) муз. фольклорных традиций.

От первого в роке - экспрессивное, "горячее" интонирование блюзовых нот, т.н. "обратный бит" (с акцентом на 2-ую и 4-ую долю: ритмич. характеристика всего рока). Ритм в Р.-к. приобретает почти религ. значение. Это связано с тем, что метафизика контр культуры по духу и смыслу своему ближе всего к энергетич. варианту теории эманации. "Бог, то что мы называем богом, - это разновидность вибрации. Мы достигаем перевоплощения, когда мы достигаем той тончайшей вибрации, на к-рой мы становимся едины с богом. Мы вибрируем на том же уровне", - из манифеста рок- общины. Другие особенности ритм-энд-блюза в роке - использование непрерывной переклички коротких риффов фраз "зова" и "ответа" певца и сольного инструмента, частые фальцетные перебои, крайнее насыщение тембра высокими обертонами, доходящими часто до полной утраты тональной определенности звучания, и наконец, электрогитара в качестве сольного инструмента. Кантри же оформил, придал законченность, в какой-то мере упростил импровизационность блюза. Культура наркотиков тоже имеет негритянское происхождение. Ориентализм рока проявился и в использовании других муз. традиций (индийской у "Битлз"), в увлечении дзэн-буддизмом... Началом рока принято считать 1954, когда появился рок-нфолл (рез-т вышеупомянутого муз.

синтеза): Билл Хейли спел свою песню "Rock round the clock" в к/ф "Джунгли классных досок", а у Элвиса Пресли вышла первая коммерч. пластинка. Но только в 60-е гг. формируются и завоевывают массовое признание классич. роковые группы и исполнители: "Битлз", "Роллинг стоунз", Боб Дилан. В этот период рок-музыка была знаменем протеста против войны во Вьетнаме. Возникают организации "Рок против войны", "Рок против расизма". В кон. 60-х гг. развивается т.н. андеграунд- рок или прогрессивный рок. В Америке ("Дорз", "Айрон Баттерфляй", "Грэнд Фанк Рэйлроад", "Джефферсон Эйрплайн", "Вельвет Андеграунд", "Степпенвулф", "Блад, Свит энд Тирз") он стал муз. выражением движения хиппи. В Великобритании связь с контркультурой была более опосредствованной ("Лед Цеппелин", "Дип Перпл", "Блэк Саббет", "Назарет", "Пинк Флойд", "Дженезис", "Ху", "Йез", "Джетро Талл", "Кинг Кримсон", "Ван дер Грааф Генератор", "Э.Л.П." (Эмерсон, Лэйк и Палмер)).В рамках прогрессивного рока формируются основная форма рок-искусства - долгоиграющий альбом с развернутой композицией, объединенной одной идеей. Практич. воплощением ценностей P.-к. стали грандиозные (до 0,5 млн. зрителей) муз. фестивали (Вудсток 1969, Монтре 1967), к-рые впоследствие приобрели культовое значение. Одним из гл. принципов рок-действ (от фестиваля до концерта) является хэппенинг. В нем реализуется декларируемый контркультурой в противовес зап. индивидуализму пафос живого общения внутри органич. коллектива, сооб-ва, что способствует эмоционально-психич. самовыражению и отвечает контркультурному требованию самораскрытия личности. Этому служит и практика самодеят. музицирования, свойственная P.-к. Несмотря на то, что текст (особенно в раннем роке) играет немалое значение, приоритет на рок-концертах имеют невербальные формы общения. Активизировать это общение призван худож. синтетизм P.-к. В рок-действе слиты воедино текст, музыка, свет, танец, костюм. Этот синтетизм направлен в первую очередь на подсознание, вызов неведомых ощущений и реакций.Синтетизм рока способствует тому, что эмоции моделируются в единстве,двух признаков: чувств, окраски и физич. ощущений. "Синестезия" - межчувств, восприятие - следствие культурного синтетизма рока. Ярко выраженное ритмич. начало, единство чувств, и физич. ощущений, хэппенинг, громкий звук, - все это наделяет рок способностью к муз. суггестии (внушению). Рок-концерты поражают общностью переживаний. Атмосферу Вудстока один из его участников оценил как "достижение мимолетного ощущения единства поколения". Интернационализм и демократизм рока сделали его своеобр. эсперанто молодежи. Метрополией рока считается англо-язычный мир, но его принципиальная фольклорная основа позволила самостоятельно развиться нац. направлениям этого муз. жанра в Воет, и Зап. Европе, Африке, где, как правило, его бытование связано с практикой социального протеста. В 70-е гг. возникает панк-рок, сознательно стремящийся примитивизированными муз. средствами и эпатажной практикой выразить протест против коммерциализации рок-музыки ("Секс Пистолз", "Кисс" и др.). С 80-х гг. на Западе рок перестал быть образом жизни и стал восприниматься только как предмет искусства. Совр. тенденции эволюции P.-к. имеют следующие направления. С одной стороны, коммерциализация рока приводит к выхолащиванию его контркультурного содержания, сращиванию с поп-культурой и превращению в моду. Замечание о том, что рок перестал быть маргинальной культурой, равнозначно тому, что он перестал быть роком. С другой стороны, идет эстетизация и элитаризация рок- искусства, выражающаяся в развитии таких жанров, как симфо-рок, рок-опера, арт-рок, рок-авангард, джаз-рок и т.д. Значение P.-к. сводится к тому, что являясь наследницей контр культуры, она транслирует в бурж. об-ве альтернативную систему ценностей. А также, питаясь мощными фольклорными истоками, оздоравливает и обновляет массовую муз. культуру. Рок в России (СССР) с сер. 60-х гг. - заимствование с запада. Техн. предпосылки: бытовые магнитофоны, сделавшие возможным неконтролируемое и неограниченное размножение фонограмм, вначале - зарубежных, переписываемых с пластинок. Эстетич. предпосылки: влияние зап. рок-групп, прежде всего "Битлз". Ранний рок, чаще именовавшийся "бит", датируется 2-й пол. 60-х гг.; имел подражат. характер (критерий качества - сходство с зарубежным оригиналом); как правило, англоязычный; танцевальный. Не столько искусство (худож. творчество), сколько разновидность сферы услуг в специфич. молодежной среде. В 70-е гг. появляется "хиппи- рок" со свойственным ему организационным и творч. самоопределением при сохранении ряда архаичных черт. Происходит расширение социальной базы; самостоят, творчество отмечено идейным влиянием т.н. "хиппизма": анти-реализм, эскапизм, пессимизм вплоть до крайних форм саморазрушения. В текстах - возвышенные аллегории, нравоучения, рок дистанцируется от "советской эстрады". Собственно рус. рок в 1980-89 выходит за рамки молодежной субкультуры. Текст получает преимущество перед музыкой, запись - перед сэйшеном. Почти все звезды десятилетия выступают с "акустич." бардовскими программами. Традиц. деление на рок и бардовскую песню теряет смысл: они сливаются в едином течении "народной магнитофонной культуры". Для 1983-85 характерны репрессии, направленные на уничтожение рока как жанра: массовые облавы на сэйшенах, аресты и судебные приговоры. Карательные меры ведут к радикализации рок-подполья. С началом перестройки на рубеже 1986/87 рок-движение вырывается на поверхность обществ, жизни. Легализация концертов явочным порядком, создание демократич. рок-клубов, новые авторы, сформировавшиеся в последние годы подполья. Весной- летом 1987 г. организуется серия всесоюзных рок- фестивалей, происходит укрепление взаимодействия с др. жанрами и традиц. фольклором. Рус. рок становится реальной обществ, силой, объединяющей многотысячные молодежные аудитории вокруг осознанной еще в подполье антибюрократич. и интернационалистской программы. Хотя в 1987-88 рок-группы по-прежнему отстранены от офиц. каналов распространения (ТВ, грамзапись), они теснят звезд "советской эстрады" в моек, и региональных хит-парадах. Теоретически процесс мог привести к формированию цивилизованного шоу-бизнеса, учитывающего интересы разных слоев. Однако антибюрократич. движение (рок в т.ч.) оказалось не готово к позитивной самоорганизации. Октябрь

1987 - провал попытки Свердловского рок-клуба объединить рок-музыкантов в профсоюз (1-й и последний съезд Всесоюзной рок-федерации). В течение 1988 - быстрое разложение механизмов, обеспечивавших организац. и творч. независимость рок-движения. К нач. 90-х гг. рок как жанр в России перестает существовать. Отд. его представители продолжают работать, порой даже успешно, в рамках той системы, с к-рой боролись в молодости, т.е. "советской эстрады", принявшей в этот период откровенно суррогатные формы т.н."попсы". Рус. рок становится товаром в зап. понимании уже после гибели, когда начинают выходить книги о нем, сб. текстов, независимые студии переносят на лазерные носители фонограммы, записанные в подполье. Своеобразие рус. рока сказалось в двойственной природе, соединении мировой рок-традиции с местной бардовской, через нее - с рус. культурой поэтич. слова, а также в специфич. организационных механизмах, далеких от зап. "шоу-бизнеса" - именно эти архаичные механизмы обеспечили возможности для создания наиболее ярких и талантливых произведений. Традиции рока не угасли и в последние годы, хотя влияние их уменьшилось. Лит.: Переверзев Л.Б. От джаза к рок-музыке // Конен В. Пути амер. музыки. М., 1977; Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л., 1989; Феофанов О.А., Налоев А.Е. Бунтари и конформисты: рок-музыка Запада за сорок лет. Ставрополь, 1989; Рок-музыка в СССР. М., 1990; Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура / ВФ. 1990. № 8; Житинский А.Н.

Путешествие рок-дилетанта. Л., 1990; Кто есть кто в советском роке. М., 1991; Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата: (1967-94). Новгород, 1994; Смирнов И. Время колокольчиков: жизнь и смерть рус. рока. М., 1994; Meltzer R. The Aesthetics of Rock. N.J., 1970; Brown Ch.T. The Art of Rock and Roll. Englewood Cliffs (N.J.), 1983; Zimmer J. Rock-Soziologie: Theorie und Sozialgeschichte der Rock-Musik. Hamb., 1981; Barnard S. Rock: An illustrated History. L., 1986; Seca J.M. Vocations Rock. P., 1988. T. В. Пушкарева, И. В. Смирнов