Программа" Наставничество"
рабочая программа по музыке
. Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО «Утверждаю»
На педагогическом совете Директор школы
Протокол № _________Г.Н. Прибыткина
от «__» 2022 г. « » 2022г.
Программа наставничества над молодым специалистом
Наставник: учитель музыки,
Окользина Вера Ивановна
Молодой специалист: учитель музыки,
Прохоровская Елена Олеговна
Разработала: учитель музыки,
Окользина В.И.
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности. Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа «Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.
Актуальность
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Программа «Наставничество» предусматривает организацию системной работы учителя-наставника с целью помощи молодому учителю в процессе его профессионального становления. В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Молодому специалисту необходима постоянная помощь опытных коллег, наставников. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Наставничество в образовании — форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.
Параметры реализации программы
Программа «Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
2. профессиональное самоопределение,
3. творческая самореализация,
4. проектирование профессиональной карьеры,
5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
1. Общие положения
Цель программы: организация наставничества с целью оказания помощи молодому учителю в профессиональном становлении.
Задачи программы:
∙ обеспечить быструю и эффективную адаптацию молодого учителя, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить учителей в образовательном учреждении;
∙ дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу с молодым учителем на основе выявленных потенциальных его возможностей;
∙ повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
∙ развивать творческий потенциал начинающих педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
∙ повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно— воспитательного процесса в образовательном учреждении;
Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:
∙ планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);
∙ консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;
∙ оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;
∙ посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов и педагогов-новаторов, а затем анализирует их.
Сроки реализации программы: 1 год
Организационные основы наставничества
1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
2. Руководство деятельностью наставников осуществляют заместитель директора по методической работе, методист.
3. Деятельность наставника регламентируется Положением о наставничестве.
Требования, предъявляемые к наставнику:
∙ знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
∙ разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
∙ изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям;
∙ вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
∙ проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
∙ оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
∙ подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации.
Требования к молодому специалисту:
∙ изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
∙ выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
∙ постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
∙ учиться у наставника передовым методам и формам работы;
∙ совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
∙ периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Виды контроля работы молодого специалиста.
В работе с молодым педагогом правомерны все виды контроля, которые действуют в ОУ. В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Его цель – общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого педагога. Затем в течение всего года работы проводится предупредительный контроль. Его цель — выявить и предупредить ошибки в работе молодого педагога.
Ожидаемые результаты:
∙ активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
∙ повышению профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
∙ обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
∙ использовани в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.
Сведения о молодом специалисте
Ф.И.О | Прохоровская Елена Олеговна |
Образование и учебное заведение | 1.Нижнетагильский колледж искусств,2013 2.СПбГИК, 2019 |
Специальность по диплому | 1.Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин 2.Социально-культурная деятельность |
Должность | Учитель музыки |
Стаж работы | 2 года |
Кв. категория | —- |
Сведения о наставнике
Ф.И.О | Окользина Вера Ивановна |
Образование и учебное заведение | Адыгейский государственный педагогический институт, 01.1980 — 30.06.1985 Высшее образование |
Специальность по диплому | Учитель музыки |
Должность | Учитель музыки |
Стаж работы | 40 лет |
Кв. категория | высшая |
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ
НА 2022-2023 учебный год
Цель — создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы. Формирование профессиональных умений и навыков у молодого педагога для успешного применения на практике.
Задачи:
— помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
— оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;
— выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
— создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
— развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого специалиста и посещение уроков молодым специалистом.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
7. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
— успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
— активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
— повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
— обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
— совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
— использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.
Планируемые мероприятия | Срок исполнения |
∙ Беседа: «Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы». ∙ Инструктаж: «Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы». ∙ Практическое занятие: «Планирование и организация работы по предмету» (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование). ∙ Изучение инструкций: «Как вести электронный журнал». | сентябрь |
∙ Посещение молодым специалистом уроков учителя — наставника. ∙ Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. ∙ Практикум по темам «Разработка поурочных планов». ∙ Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи. | Октябрь- ноябрь |
∙ Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока. ∙ Занятие: «Работа с школьной документацией. Обучение составлению отчетности по окончанию четверти». ∙ Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. ∙ Занятие: «Современный урок и его организация». ∙ Практикум: «Разработка олимпиадных заданий». Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. | |
∙ Беседа: «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности». | декабрь |
∙ Индивидуальная беседа: «Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся». ∙ Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания». | январь |
∙ Посещение уроков, мероприятий, праздников у опытных учителей школы. ∙ Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. ∙ Посещение открытого урока молодого учителя-коллеги с целью знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока. ∙ Практикум: «Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе». | февраль |
∙ Дискуссия: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё». Анализ педагогических ситуаций. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). ∙ Беседа: «Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала». | март |
∙ Участие молодого специалиста в заседании ШМО (выступление по теме самообразования); ∙ Беседа: «Содержание формы и методы работы педагога с родителями». | апрель |
∙ Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя. ∙ Анкетирование: «Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником». ∙ Анализ процесса адаптации молодого специалиста. | май |