2022 г. Методическая статья. Тема: «Сценическое волнение исполнительской деятельности и как его преодолеть»
статья по музыке
Материал статьи рассказывает и подсказывает педагогу-практику: как добиться максимального развития своих природных способностей. Как достигнуть того, на что в принципе способен человек от природы, - или хотя бы приблизиться к этому рубежу? Каким образом воздействовать на свои внутренние, психические состояния, регулировать их в ходе своей творческой деятельности, например, в процессе публичного выступления?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._statya_stsenicheskoe_volneniepublikovan_v_sbornike_statey_dmhsh_g._orel.docx | 17.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Савельева Марина Геннадьевна
ОБОУ ДО «ДШИ им. Г. Струве»
г. Железногорск Курской области
преподаватель вокально - хоровых дисциплин
Методическая статья.
Тема: «Сценическое волнение исполнительской деятельности
и как его преодолеть»
Бери известное, открытое другими,
и с этим иди дальше.
Лев Толстой.
Что может дать музыканту – тому же исполнителю или педагогу, учащемуся или специалисту со стажем – знание научно - теоретических основ его профессии? Многое, очень многое, если, конечно, не относится изначально, априори с предубеждением к любым теоретическим знаниям в области искусства. Они, эти знания, могут подсказать практику: как добиться максимального развития своих природных способностей. Как достигнуть того, на что в принципе способен человек от природы, - или хотя бы приблизиться к этому рубежу? Каким образом воздействовать на свои внутренние, психические состояния, регулировать их в ходе своей творческой деятельности, например, в процессе публичного выступления?
Весь опыт мирового художественного творчества, равно как и история мировой науки свидетельствуют: задатки и способности человека проявляются ярче, полнее, сильнее, если внешние и внутренние условия деятельности благоприятствуют этому. И наоборот. Что такое внешние условия деятельности, более или менее понятно. А что представляют собой внутренние, психологические условия, способствующие либо препятствующие творческой работе, - об этом не мешает задуматься. Есть факторы, «изнутри» помогающие работе, а есть и такие, что мешают ей. Надо, по крайней мере, знать об этих факторах. Только в этом случае можно каким – то образом воздействовать на них, опять–таки «изнутри».
Надо со всей серьезностью отнестись к следующему. Творчеству обучить нельзя. Это, как говорится, дар Божий. Человеку или дано творить, или нет. Ни книги, ни учителя тут не помогут. Но можно и нужно научить (вернее, научиться) правильно, умно, продуктивно работать; научиться культуре общения с самим собой. Это напрямую влияет на результаты нашей деятельности, включая, естественно, и музыкально – исполнительскую. Многие не в курсе подчас самых элементарных вещей. Отсюда множество проблем психологического (и не только!) свойства, возникающих в их творческой практике, - от мучительно острого, разрушительного сценического волнения, да и вообще неумения внутренне «освободиться», раскрепоститься в нужный момент, - до неспособности углубленно и психологически грамотно общаться самим с собой, со своим Я. А ведь нет нужды доказывать, что это важно для всех, кто занимается художественно – творческой работой. Вполне можно открывать какие – то закономерности творческой деятельности и самому, без посторонней помощи. И чем человек любознательнее, а главное, даровитее от природы, тем больше он преуспеет в этом занятии. Однако, число по – настоящему крупных дарований сравнительно не велико. К тому же, далеко не все способны творить и одновременно осмысливать свою деятельность; созидать что - либо и попутно анализировать, рефлексировать, выводить для себя какие – то правила творческой работы.
Существует расхожее выражение – «муки творчества». Да, процесс создания художественного произведения или интерпретация его протекает подчас не просто, иной раз мучительно. Нет, наверное, музыканта, который не испытал бы этого на собственном опыте. Психика человека – и прежде всего тот огромный, необозримый мир, который именуется подсознанием, - противится любому произволу, насилию над ним. Оно же бывает сплошь и рядом. Разве не насилие, к примеру, работать в состоянии хронической усталости, через «не хочу» и «не могу»? Понукать себя делать что – то быстрее, чем следовало бы? Готовить к публичному показу музыкальное произведение, к которому явно не лежит душа? Выжимать из себя чувство и мысль, когда нет ни того, ни другого? Существует три основных фактора, которые, сочетаясь и взаимодействуя, создают особо неблагоприятный фон для творческой деятельности.
Во – первых, когда люди пытаются выполнить большой объем работы – большой в количественном отношении, - нежели это им под силу.
Во – вторых, когда стараются проделать эту работу по - быстрее, в предельно сжатые сроки, торопя и подгоняя себя.
В – третьих, когда работа в силу тех или иных обстоятельств сопряжена с жесткой установкой на успех; когда нужен не просто высокий результат, а самый высокий – победный; когда, как говорится, все поставлено на карту и сама мысль о возможной неудаче холодит душу, парализуя силы и волю. (Психологи ссылаются в таких случаях на эффект высоко поднятого бревна: почему по лежащему на земле бревну пройдет практически каждый, и без особых усилий, а по тому же бревну, но поднятому на высоту десятиэтажного дома, простому смертному пройти почти невозможно? Потому что неудача во втором случае исключена – она равносильна гибели.)
Разумеется, жизнь диктует человеку свои требования и «правила игры». И обычно достаточно жесткие. Идеальных условий для творческих занятий почти никогда и ни у кого не бывает: хочешь – не хочешь, приходится работать и больше, и быстрее, и интенсивнее, чем следовало бы. Да и проходить через жизненно важные этапы своей профессиональной биографии тоже приходится – а это зачистую означает конкурировать, соперничать, творчески противоборствовать, утверждать свое Я. «Жить – значит сражаться», как говорили древние.
Однажды выдающийся американский скрипач Фриц Крейслер обронил примечательную фразу, смысл которой был в том, что мир живет ныне во времена владычества денег и скоростей. Если что – то и изменилось с тех пор, то лишь одно: еще больше, очевиднее стала власть денег и скоростей, скоростей…Теперь и серьезное исполнительство заторопилось. Скорее: с концерта на концерт, с конкурса на конкурс, с одной наспех выученной программы к другой, сделанной тоже наспех…иначе уйдет время, уйдет успех или видимость успеха, и глядишь – ты ни с чем…. Прямое следствие этого – работа перестает быть радостной. Становится делом, с которым хочется побыстрее покончить. Торопливость, суетность, гнетущий диктат сроков – все это безрадостное, тягостное по своей сути, в творческой деятельности – тем более. Отсюда, как уже не трудно догадаться, легковесность, поверхностность, неряшливость, технический брак…дискомфортные состояния, всяческие неврозы, психические диссонансы, стрессы и проч. – на которые жалуются вечно спешащие люди творческих профессий. Это приводит к безнадежному утомлению и отчаянию, а это кратчайший путь к срывам, кризисам, творческим тупикам.
Не исключено и то, что есть люди, которым нужно, чтобы внешние обстоятельства как – то подгоняли, дисциплинировали их. И все же факт остается быть фактом: работа к сроку это несвобода. Вы спросите студента консерватории – что значит подготовится к публичному выступлению? Он вам скажет: это значит отложить все дела в сторону и заниматься, заниматься… учить как можно больше свою программу, технически совершенствовать ее, оттачивать ее… для студента консерватории (для любого ученика) это, может быть, и так. Но для зрелого, сложившегося артиста этого мало. Ему нужно погрузиться во внутренний мир композитора, почувствовать подлинную творческую близость к нему, ощутить духовную первооснову его музыки. Тут одним только техническим тренажем не обойтись.
Итак, важно уметь отгородиться от житейской суеты, отказаться от спринтерских скоростей в работе. Нужнее – ощущение внутренней раскрепощенности, неестественности, независимости от каких – то внешних обстоятельств. Работа – повседневная, закрытая от глаз посторонних, «лабораторная» работа – должна вестись спокойно. «Спокойствие есть необходимое условие прекрасного», - говорил А. С. Пушкин. Речь идет, напомним, о процессе работы над разучиваемым материалом. «Творческая фантазия артиста, чтобы быть действенной, прежде всего, должна иметь одно, всегда неотъемлемое качество каждого творчества – СПОКОЙСТВИЕ!», - говорил К. К. Станиславский. Ибо только в этом случае мысль обретает полную ясность, глаз и ухо – верность «видения» и «слышания», движения – точность и безошибочность. Он же: «Постоянная хаотичная торопливость…сутолока в ежедневных занятиях, не умение достигнуть в них дисциплины переносятся, как дурная привычка, внутрь и становятся атмосферой самого артиста в его творчестве».
Нужна привычка к каждодневному, регулярному труду; все, что становится привычным, - делается лучше, увереннее, смелее, привычное само по себе успокаивает. «Из ничего не выйдет ничего!», - как говорит король Лир у Шекспира. Чтобы начать лучше играть в шахматы, надо уметь в них играть – примерно то же может быть сказано в адрес пианиста, вокалиста и всех остальных. Желательно, далее, изолироваться по возможности от внешних раздражителей, от разных бытовых, житейских помех, от всего, что отвлекает, нервирует, выбивает из колеи. Умение сосредоточится на главном, отбрасывать от себя все мелкое, суетное, преходящее – это, может быть, основное!!!
Как известно, большую роль во всем, что делается человеком, играет установка! – его внутренняя предрасположенность, готовность действовать в определенных обстоятельствах так – то, а не иначе. «Быть готовым к концерту – значит настроиться на «волну» того или иного автора; настроиться эмоционально, психологически», - слова Юрия Башмета. Установка или самонастрой, может быть бессознательной или осознанной; в молодости преобладает обычно первый вариант, в зрелые годы на смену ему нередко приходит второй. Как бы то ни было, установка не только определяет наше отношение к миру, к окружающим нас людям, ко всему, что происходит вокруг, - она влияет, и самым существенным образом, на ход, течение, характер творческой работы. Важно, чтобы психологическая ориентация человека не порождала у него чрезмерно высокой, гнетущей ответственности за результат его деятельности. Внутренний настрой типа «я непременно должен…обязан во что бы то не стало…если не смогу, то конец всему…» не только не помогает, он мешает и мешает очень сильно – привносит беспокойство, нервозность, неуверенность, тревогу. Опасение за результат своего выступления становится столь сильным, что превращается в тяжкое бремя. Как камень, лежит это ощущение на душе исполнителя, давит, мешает ему полностью раскрепоститься перед людьми. Иногда удается сбросить этот груз к середине или концу выступления, а иногда нет.
В принципе, лучше всех работается тому, кто сосредоточен на самом процессе творчества, а не на будущих результатах его. «Мне редко нравится то, что делалось мною прежде», - говорит Елена Образцова, - «…концертные программы и роли, выученные за последнее время, повторяю, не приносят особого удовлетворения…Видимо, потому, что внутренним слухом я воссоздаю музыку тоньше и интереснее, нежели это потом реально воплощается в пении». Заслуженный деятель искусств РФ, музыковед, профессор МГК им. П. И. Чайковского Борис Печерский говорил: «Истинного художника интересует не столько реальный результат творчества, сколько сам процесс. Ведь результат часто приносит разочарование, процесс - никогда». Погружаться в сам процесс работы прямо на сцене бывает гораздо нужнее – в этом можно обрести то внутреннее спокойствие, которое создает наилучшую психологическую среду для творчества.
Что мне категорически не нравится, так это принцип: «Вы имеете право только на одну попытку»!!! Но эта реальность неизбежна. Литератор, сделав что – то не лучшим образом, на завтра перепишет свою рукопись или какой – то ее фрагмент. Живописец может перерисовать свою работу, композитор пересочинять или просто уничтожить написанное. У музыканта, выступающего перед публикой, такой возможности нет: в этом нелегкая особенность его искусства: у них что сделано, то сделано – им не дано исправить погрешность задним числом. Это еще одна причина, в силу которой их волнение сильнее, острее, болезненнее. Виктор Третьяков по этому поводу говорил: «Главное здесь – не растеряться. Выпутаться, выкарабкаться, по - быстрее проскочить неудавшееся место. И затем (и это главное!) не только не упасть духом, но, напротив, заиграть, запеть с еще большей энергией и подъемом». А анализ нужен, но потом, после… «Сделаю все, что смогу, а там уж как получится…что выйдет, то выйдет…» - внутренняя ориентация такого рода приносит, как правило, большое психологическое облегчение. Процесс важнее результата. Движение само по себе интереснее, чем итог.
С мотивационной точки зрения, нечто неизмеримо более сильное и значимое для творческого человека – это радость исполнительского процесса. Некоторые считают, что лишь тогда можно рассчитывать на успех в своем деле, когда работаешь «всласть», «в охотку». «Играть на фортепиано со вкусом и удовольствием», - утверждал пианист Н. К. Метнер. «Пишите с той же радостью, молодой человек, которую вы испытываете, овладевая любимой женщиной… », - советовал Огюст Ренуар. «Как я себя чувствую? – отвечал Борис Пастернак – да наисчастливейшее, по той простой причине, что чувство счастья должно сопровождать мои усилия…»
Общая стратегическая позиция людей творческих профессий остается непоколебимой: «Работаю, потому что нравится. Потому что хочу. Потому что интересно. И ничего другого мне не надо». «Хочу», - как правило, раскрепощает, освобождает, окрыляет, удваивает силы. Синоним к слову «хочу» - «желаю»! Петербургский пианист Григорий Соколов заявлял: «Я играю только то, что люблю и хочу! в данный момент выучить». Высокое творческое ХОЧУ доводит временами человека до подлинной страсти к работе. Люди не просто жаждут заниматься своим делом, достичь чего – то значительного в нем; они желают это самозабвенно, неукротимо, отрицая подчас то, что лежит вне пределов их желания. Мудрые, опытные мастера владеют обычно секретом: они умеют при необходимости превращать «надо» в «хочу». Если надо сделать то, что не очень хочется, остается одно – захотеть сделать то, что надо… «ХОЧУ» – как особое психологическое состояние – сориентировано и на процесс - «на делание чего - то», и стимулирует у человека такое качество, как уверенность в себе, в своих силах. «Самое высшее наслаждение - сделать то, чего, по мнению других, вы сделать не сможете!!!!» – британский экономист и политический философ XIX века УОлтер БАджот. И это не пустая игра слов. Не случайно Шопен наставлял молодых музыкантов: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще лучше». Метнер (пианист - следующее поколение музыкантов) призывал: «Доверие к себе, к своим идеям, своему дарованию, свои техническим возможностям – самое главное в искусстве».
И последнее…Методика аутотренинга пользуется все большей популярностью, и сегодня она во многих странах мира является наиболее распространенным средством самопомощи!!! Аутогенная тренировка или аутотренинг – это термин, обозначающий различные САМОвоздействия человека на самого себя: САМОвнушение, САМОкоррекция психических состояний, САМОвоспитание, САМОобучение.
Итак, чтобы успешно выступать перед публикой, нужно: быть в хорошем расположении духа, иметь желание заниматься своим делом, чувствовать себя легко, свободно, уверенно, «окрыленно» - сфера компетентности аутотренинга!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация сценического волнения.
Как справиться концертмейстеру со сценическим волнением? Одним из способов является психотехника якорения, которая позволяет в нужный момент под полным сознательным контролем вызвать нужное позитивное...
Методическое сообщение "Сценическое волнение"
Методическое сообщение на творческой встрече "Вдохновение" в ГДШИ. Работа расскрывает методы преодоления сценического волнения учащихся исполнительских отделений ДШИ и ДМШ....
Теоретическое осмысление проблемы сценического волнения и методы ее решения.
Взаимовлияние исполнителя и слушателя всегда проявляется в каждом выступлении.Свидетельством этого является эстрадное волнение, которое испытывают все выступающие - от ученика музыкальной школы до мас...
Проблемы сценического волнения и психологической подготовки к выступлению
Эта работа может быть полезна преподавателям детских школ искусств,так как затрагивает важный вопрос психологической подготовки учащихся к концертным выступлениям....
Методическое сообщение "Сценическое волнение"
«Проблема сценического волнения у музыкантов-исполнителей»...
статья Тема войны в проектно - исследовательской деятельности школьников
Современное образование ставит целью развитие самостоятельности, способности к развитию и к сотрудничеству. Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагог...
МК "Как преодолеть сценическое волнение"
Материалы для практических занятий по снятию напряжения и преодолению волнения при выступлении на сцене, с докладом и т.п....