П.И. Чайковский "Времена года"
презентация к уроку по музыке (5 класс)
Презентация к уроку музыкальной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda_5_klass_prezentatsiya.ppt | 707 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Осенью 1875 г. к композитору обратился известный петербургский издатель Н.М. Бернард с предложением написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг. Письмо издателя с предложением написать фортепианный цикл не сохранилось, но ответ композитора известен: Жанр: цикл фортепианных миниатюр. Год создания: конец 1875–1876. Первое издание: журнал «Нувеллист», 1876, № 1–12. 12 пьес для фортепиано были написаны Чайковским по заказу издателя петербургского журнала «Нувеллист»
Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам…Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю. Ответ П.И. Чайковского издателю Н.М. Бернарду
ИТАК! Чайковскому был предложен большой гонорар! Композитора это предложение заинтересовало! Названия пьес придуманы издателем! Когда дело дошло до публикации, Н. Бернард предложил снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом (он использовал строчки из стихов русских поэтов). И против этой идеи Чайковский не возражал. Свое название — «Времена года» — этот цикл пьес получил уже после публикации пьес в журнале. Хотя, «Времена года» в данном случае не совсем точное, поскольку временами года являются весна, лето, осень и зима. Как бы то ни было, Чайковский по-своему нарисовал годичный круг состояния природы и чувств человека.
12 характерестических картинок для фортепиано 1. Январь – «У камелька» 2. Февраль – «Масленица» 3. Март – «Песнь жаворонка» 4. Апрель – «Подснежник» 5. Май – «Белые ночи» 6. Июнь – «Баркарола» 7. Июль – «Песнь косаря» 8. Август – «Жатва» 9. Сентябрь – «Охота» 10. Октябрь – «Осенняя песнь» 11. Ноябрь – «На тройке» 12. Декабрь – «Святки»
«Поле зыблется цветами, В небе льются света волны. Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны» А.Майков «Март. Песнь жаворонка» Пение жаворонка в России связано с приходом весны. Лирическая мелодия весны и трели, имитирующие трели жаворонка, – вот основные темы этой пьесы. В переплетении двух тем и различных оттенков настроений заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Слушаем
«Апрель.Подснежник» Голубенький, чистый Подснежник-цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слёзы О горе былом И первые грёзы О счастье ином… А.Н. Майков Трогательно после зимней стужи поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки подснежника, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник почитается как символ новой нарождающейся жизни. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее. Слушаем
«Июнь. Баркарола» Выйдем на берег, там волн Ноги нам будут лобзать, Звёзды с таинственной грустью Будут над нами сиять. А. Плещеев Барка - это итальянское слово, означает «лодка». Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника . Особенно эти песни были распространены в Венеции. Песни эти были певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. “ Баркарола” - еще один петербургский музыкальный пейзаж. Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы “раскачивается” на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные, мандолинные переливы. Слушаем
«Ноябрь. На тройке» Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой во след не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши. Н. Некрасов Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках. “ Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню.. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Слушаем
"Времена года" Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. «Времена года» Чайковского стали необычайно популярны, особенно «Июнь. Баркарола» и «Октябрь. Осенняя песня» — эти пьесы известны во множестве транскрипций и обработок для скрипки, виолончели, гитары, мандолины, оркестра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...
Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»
Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960-1970-х годов. «Деревенская проза» 1950-1980-х годов. Историческая романистика 1960-1980-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 1970-1980-х годов
маршрутный лист дистанционного урока...
Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...