Доклад на тему: «Формирование и развитие исполнительских и концертмейстерских навыков и умений»
статья по музыке

Афанасьев Олег Зигмантасович

В докладе рассматривается проблема формирования и развития педагога-музыканта, концертмейстера, как одна из самых сложных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_frmirovanie_i_razvitie.docx20.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование и развитие исполнительских и концертмейстерских навыков и умений»

  Проблема формирования и развития педагога-музыканта, концертмейстера - одна из самых сложных. В силу своей специфичности искусство аккомпанемента в музыкально-педагогической сфере является общей базой для всех исполнительских специальностей. Концертмейстер, педагог-музыкант должен непрерывно работать над приобретением и совершенствованием исполнительских и концертмейстерских умений и навыков. Музыкальная культура концертмейстера состоит:

  • в умении анализировать структуру произведения;
  •  исполнять инструментальные и вокальные произведения фортепианной литературы;
  •  аккомпанировать солисту, хору, ансамблю, инструменталисту;
  • транспонировать, объединять аккомпанемент с партией солиста;
  •  подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним, бегло читать и аккомпанировать с листа.

   На высоком профессиональном уровне должна быть и исполнительская подготовка концертмейстера. Очевидно, что она невозможна без теоретических знаний, без умения раскрыть музыкальный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.

  В профессиональную компетенцию педагога- пианиста входит в первую очередь умение научить студентов в довольно короткий срок овладевать художественным материалом.

  Целесообразно взять на вооружение такой прием, как эскизное изучение произведения. Разумеется, этот прием не ставит конечной целью концертное проигрывание произведения. Эскизное проигрывание в необходимом темпе и характере происходит уже после ознакомления с произведением. Такой прием приводит к значительному расширению фортепианного репертуара и повышению исполнительского мастерства, но только при условии систематического (ежедневного) его применения.

  Большую роль в деятельности концертмейстера играет предварительная работа над вокальным репертуаром. При аккомпанировании романсов и арий следует иметь в виду разницу в их исполнении. Если для романса композитор создает оригинальный фортепианный аккомпанемент, который требует неукоснительного воспроизведения нотного текста, то аккомпанемент арии - это фортепианное переложение оркестрового сопровождения, которое зачастую нуждается в дополнительной обработке для облегчения исполнения и обогащения звучания.

  Предварительная работа над вокальным репертуаром позволяет освоить многие трудности. Так, собственный опыт работы концертмейстером при изучении песен однородной структуры (например, колыбельные, маршевые, в ритме вальса и т.д.) позволяет выработать определенный автоматизм при исполнении жанровых произведений.

  В практической деятельности концертмейстера умение читать нотный текст с листа и аккомпанировать с листа при работе над вокальным репертуаром неоценимо, т.к. сокращает время подготовки к занятиям, дает возможность прочитать незнакомый текст без предварительной подготовки на уроке, при неожиданных ситуациях на концертах. Развитие этого навыка происходит достаточно сложно, т.к. во многом это и природный дар, и психофизиологические свойства личности исполнителя, и многое другое.

  Практика показывает, что для формирования концертмейстера как творческой личности важную роль играют исполнительские и дирижерские навыки, которые важно постоянно развивать и совершенствовать.

  Здесь аккомпанемент с листа - еще более сложное явление, чем чтение с листа сольных фортепианных произведений, ибо возникают задачи чисто ансамблевого характера.

  Мастерство концертмейстера требует и знакомства с различными певческими голосами, знаний особенностей игры других музыкальных инструментов, оперной партитуры.

  Учитель обычно знакомится с новым произведением в домашней обстановке, не торопясь разбирает ноты с листа. Разбор произведения включает в себя изучение агогики, фактуры, технических пассажей, словесного текста, структуры и формы произведения в приемлемом для играющего темпе, с поисками подходящей аппликатуры.

  При чтении аккомпанемента с листа важно уметь слушать солиста, не перекрывать его партию своим звучанием, и, если нужно, уметь исполнить не только аккомпанемент, но и партию солиста (ансамбля, хора), не останавливаясь при неточном исполнении, а следуя до конца.

  Концертмейстеру жизненно необходим быстрый анализ гармонии, т.к. испытывая фактурные затруднения, невозможно будет следить за художественной стороной исполнения. Нужно помнить о том, что звучность фортепианной партии не должна превалировать над вокальной. В этом заключается художественное равновесие в ансамбле. В зависимости от силы звука поющего увеличивается или уменьшается динамика партии фортепиано. Но соотношение силы звука между отдельными элементами фортепианной фактуры остается для концертмейстера неизменным.

  Не каждый музыкант в силу своей подготовки или общей музыкальной одаренности предрасположен к такому виду деятельности, как аккомпанирование. Здесь нужна особая подготовка, способствующая развитию необходимых навыков. В отечественной музыкальной педагогике много сделано для выработки необходимых методических навыков и умений. Так, Н. Крючков освещает вопросы подготовки студентов учебных заведений к концертмейстерской и аккомпаниаторской деятельности, подчеркивает необходимость развития навыков аккомпанемента с листа путем комплексного восприятия звуков при читке нот, превращения гармонических фигураций в аккорды, упрощения сложной фактуры и т.д.

  Работе над вокальными произведениями, над произведениями, в частности, М.Глинки, М.Мусоргского, Г.Свиридова, Н. Мясковского и др. композиторов посвящена книга “О работе оперного концертмейстера” (сост. М. А. Смирнов).

  В своей книге «Развитие навыков аккомпанемента с листа» В.Подольская большое значение придаёт ежедневным упражнениям, развивающим ряд компонентов, овладев которыми концертмейстер сможет на приличном профессиональном и художественном уровне аккомпанировать при неожиданных ситуациях. Трудно переоценить работы Е.М. Шендеровича по совершенствованию концертмейстерского искусства.

  Работа над развитием аккомпаниаторских навыков и чтения с листа должна проходить систематично, планомерно, учитывая, конечно же, индивидуальную профессиональную подготовку играющего. Отсюда подбирается музыкальный материал, на котором можно проследить, как преодолеваются фактурные препятствия, контролируется вокальная строчка, нарабатывается различная градация звучности в фортепианном сопровождении вокальных произведений.

  В ходе изучения вокальных произведений внимание обращается на их содержание, композиционную структуру и характер фактуры, содержание поэтического текста, связь слова и звука, специфичность партии вокалиста. И самое главное - проблема соотношения вокальной и фортепианной партий, слияние их в едином художественном синтезе, стремление к максимальному выявлению всех элементов аккомпанемента для создания гармонически целостного музыкального образа должно быть предметом особого внимания концертмейстера.

  Музыкально-педагогическая деятельность предполагает постоянное совершенствование разносторонних профессиональных качеств, умений и специфических навыков по исполнительскому и концертмейстерскому искусству. Разносторонний по своему содержанию и формам музыкальный материал призван обогащать слуховой опыт учащихся. И здесь активная исполнительская практика учителя музыки, концертмейстера сыграет свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль по развитию музыкальной культуры студентов.


Примечания

1. Н. Крючков. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - Л.: Музгиз, 1961.

2. В.Подольская. Развитие навыков аккомпанемента с листа. / О работе оперного концертмейстера. Сост. М. Смирнов М.А. - М.: Музыка, 1974.

3. С.И. Савшинский. Работа пианиста над музыкальным произведением. - М.: Музыка, 1964.

4. Е.Е.Федоров. Интуиция в музыкально-исполнительской деятельности. / Вопросы психологии. - 1985. - №2.

5. К.А. Цатурян . Чтение с листа. Теория и методика обучения игре на фортепиано под ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой - М.: Владос, 2001.

6. Е.М. Шендерович. В концертмейстерском классе: размышления педагога. М., Музыка. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование общеучебных умений текстообразования»

Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, пон...

Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб...

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

Доклад на тему «Формирование компетентностных умений на уроках биологии посредством использования ИКТ» (из опыта работы)

Сегодня перед школой стоят задачи по формированию компетентной личности. Школа должна обеспечить учащихся компетентностными умениями, знаниями, т.е. такими, которые помогут будущему молодому человеку ...

Доклад на тему: Формирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта

Доклад на тему: Фрмирование игровых умений и навыков у дошкольников с нарушениями интеллекта...