Открытый урок по предмету: сольфеджио на тему: «Игровые формы работы на уроках сольфеджио»
учебно-методический материал по музыке
Открытый урок по предмету: сольфеджио на тему: «Игровые формы работы на уроках сольфеджио»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_solfedzhio.docx | 22.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
Открытый урок по предмету:
СОЛЬФЕДЖИО
на тему:
«ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»
Подготовила:
Рябенко Анжелика Георгиевна преподаватель теоретических
дисциплин МБУДО СДШИ
Симферополь
2019
Содержание урока:
|
|
Эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в детских школах искусств уделяется большое внимание. Музыка же является одним из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его умения воспринимать в музыке определенное содержание, а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. Музыкальное воспитание детей должно быть направлено на развитие восприимчивости к языку музыки, образному представлению, а также на потребность слушать музыку. .
Начальный этап обучения музыке остается самым уязвимым местом в методическом плане, так как он призван заложить фундамент музыкального образования, создать действенную систему духовных и эстетических контактов учащегося с музыкой как видом искусства. Общение с музыкой должно стать неотъемлемой для учащегося формой его бытия.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, и поэтому, на мой взгляд, один из самых эффективных способов развития творческих способностей у ребенка – это игра, потому что именно игра является одним из главных средств познания у ребенка младшего возраста. Пренебрегать игрой вовсе и даже сокращать объем игровой деятельности на уроке неразумно. Игра вводит ребенка в увлекательный мир музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, ребенок переживает в действии то, что он воспринимает и одновременно изучает, познает изнутри, в том числе и терминологию. В игре ребенок перевоплощается, раскрепощается, забывает об официальности урока.
Опираясь на свой опыт, могу сказать, что детей невольно тянет к знаниям, если они слышат от учителя сказку. Поэтому, так же как и музыкальные игры, музыкальные сказки органично вплетаются в урок. Сама собой исчезает проблема дисциплины и неустойчивого внимания, не говоря уже об отношении к «скучному» уроку сольфеджио. Часто в ходе урока задания по формированию навыков чистого интонирования, запоминания и осмысления элементов лада превращаются в достаточно однообразные упражнения. Без их тщательной проработки не обойтись, но при постоянном повторении внимание учащихся ослабевает, исчезает интерес, теряется контроль над интонацией, важные теоретические понятия не остаются в памяти. Сказка – это то зерно, из которого произрастает эмоциональное отношение ребенка к предмету обучения. Музыкальное озвучивание сказок – обязательное условие, так же как и вовлеченность в рассказ, иначе желаемого результата придется ждать несколько дольше. Сказка интереснее слушается в коллективе, ведь малышу хочется поделиться с другим своими переживаниями, маленькими открытиями, удивлением и восхищением чем-то новым и необычным. На наших уроках сказочные истории могут быть длинными и короткими; их рассказывают друг другу по несколько раз, целиком и частями (с продолжением на следующем уроке).
Игра и сказка дают возможность в доступной для детей форме, без лишнего интеллектуального и нервного напряжения, с привлечением внимания учащегося к происходящему на уроке сольфеджио научить ребёнка основным теоретическим понятиям, развить у учащегося мелодический, ладоинтонационный, ритмический слух.
Цель открытого урока:
- показать всю важность и значимость начального этапа работы на уроках сольфеджио с учащимися младшего школьного возраста;
- с учащимися первого класса показать разнообразие методов, приёмов и форм работы, способствующих применению знаний, умений и навыков, полученных на уроке.
Задачи открытого урока:
I. Обучающие:
1. способствовать яркому, образно-эмоциональному восприятию музыки;
2. раскрывать индивидуальный творческий потенциал каждого ребенка;
3. сформировать у обучающихся знания и навыки, связанные с развитием ладового, гармонического, полифонического слуха, чувства ритма и уметь применять их в конкретной практической деятельности.
II. Развивающие:
1. развитие музыкальной памяти, внимания;
2. развитие логического мышления; умения сравнивать;
3. развить эмоции, интерес, способности и дарование личности.
III. Воспитывающие:
1.формирование музыкально-эстетической культуры в период эмоционального воздействия с музыкой.;
2.воспитывать и формировать систематический процесс обучения средствами музыки, игры, сказки.
Тип урока: урок-повторение, урок- обобщение.
Оснащение урока:
- фортепиано, таблицы, карточки, схемы.
Методы обучения:
- игровой;
- проблемно-поисковый;
- иллюстративный;
- объяснительный;
- эвристический;
- метод создания ролевых действий;
- метод эмоционального воздействия;
- метод «забегания вперед».
План – конспект урока.
I. Организационный момент
Цель и задачи:
- проверка присутствующих, мобилизация внимания;
- настрой учащихся на учебную деятельность;
- приглашение в страну «сольфеджио» как в сказку;
- создание рабочего климата на уроке, определенной творческой атмосферы;
- настрой на урок – активный, целеустремленный, но при этом доброжелательный и позитивный.
II. Работа с учащимися над различными видами и формами изучения теоретического и практического материала по сольфеджио:
- Лад. Ступени-главные жители нашей страны. Пение песенок о ступенях.
- Гамма. Пение гаммы До мажор разными способами. Пение ступеней по руке (включая альтерированные ступени).
- Знаки альтерации. Песенки про диез, бемоль, бекар.
- Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие (пение трезвучий от разных нот). Разрешение ступеней (пение разрешение ступеней в До мажоре).
- « Песенка о посадке»-куплетная форма.
- Нота, нотный стан или нотоносец. Ребусы.
- Песня «Ехали медведи»- длительности, паузы, фермата. Игра «Светофор». Прохлопывание ритмического рисунка песенки.
- Игра «Ритмический поезд».
- Песня «1,2,3,4,5»-динамические оттенки. Пение по ролям.
- Интервалы. Песенка «Про интервалы».
- Определение интервалов на слух (используя карточки).
- Четыре вида трезвучия. Определение на слух 4-х видов трезвучия (используя карточки).
- Сказка «Про ноты» (расположение нот на фортепиано).
- Эмоциональное чтение стихотворений с показом. Игра «Зеркало». Стихотворение «Маленький котик».
III. Оценивание работы учащихся на уроке.
IV. Домашнее задание:
- сочинить сказку о приключениях животных- интервалов в нашем сказочном волшебном лесу;
- нарисовать сочинённые приключения.
Подведение итогов урока.
На занятии были представлены основные разделы предмета
«Сольфеджио»:
- вокально - интонационные навыки;
- воспитание чувства метро – ритма;
- воспитание музыкального восприятия;
- воспитание творческих навыков;
- теоретические сведения.
На уроке использовались следующие современные технологии:
- проблемно – развивающая;
- личностно – ориентированная;
- перспективно – опережающего развития;
- сотрудничества.
Урок проведен в соответствии с современными требованиями:
- цели и задачи, поставленные перед обучающимися выполнены;
- темы, методы и формы проведения урока обусловлены чёткой логикой построения;
- задания, формы их выполнения, музыкальный материал подобран с учётом индивидуальных музыкальных способностей, уровня развития и темпа работы обучающихся, что создавало психологический комфорт;
- обучащиеся показали хорошие знания предмета, практические навыки и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"
В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего развитию личности ученика в процессе ...
Открытый урок по предмету «Специальное фортепиано» Тема: «Начальный период работы над артикуляцией»
Тип урока: урок закрепления понятий и умений.Цель: Закрепление навыков технической работы над музыкальной артикуляцией с применением игровых технологий.Задачи:Образовательные:- закрепить п...
Методическая разработка на тему: Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ
Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и нав...
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
"Формы работы на уроке сольфеджио в первом классе"
Данная методическая разработка является разработкой открытого урока по предмету «Сольфеджио» в 1 классе. Построение урока может быть или всегда од...
Видео-урок "Анализ на слух как одна их форм работы на уроках сольфеджио"
Видеоурок посвящен одной из важнейших форм работы на уроках сольфеджио – анализу на слух. В этой форме работы объединяются все знания и умения учащихся, получаемые на уроках. Работа над анализом...
- Мне нравится (1)