Рабочая программа по музыке в 6 классе
рабочая программа по музыке (6 класс)

Фазлыева Альбина Ильгизовна

Рабочая программа по музыке в 6 классе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Альметьевска

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                    А.Ф. Маркелова   _________

Протокол  №        от

«       »                     2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 МБОУ «СОШ № 4»

Д.В. Вавилова_________

«       »                  __ 2020г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 4»

     И.И. Яруллин__________

Приказ  №           от

«      »                   2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Фазлыевой Альбины Ильгизовны

(первая квалификационная категория)

по музыке в 6 классе                                                             

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от  

                                                                                                                                                              «__» __________2020г

                                                                                                                                                                                                 

                                                     

 

      2020-2021 уч. год

Рабочая программа по музыке  для 6  класса разработана в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «СОШ №4» г. Альметьевска на основе  примерной  программы  общеобразовательных учреждений «Музыка 1-7 классы», рекомендованной Министерством образования РФ , 3-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г. и авторской программы по музыке - «Музыка.5-7 классы», Г.П.Сергеевой, Е,Д. Критской М., Просвещение, 2010

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • компетентность в решении   проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированность  мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;  
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Метапредметные результаты: 

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;        
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Содержание программы

Название  раздела

Кол-во часов

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17 ч

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки

18ч

Итого:

35 часов

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.) Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза,  рефрен).Приёмы развития. Повтор, Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог, песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, хоровое многоголосие )Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариантность).Контраст - сопоставление.Хор -солист. Единство поэтического текста и музыки. Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием).Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата. Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора. Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии  образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (19ч)

Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.Музыка в современном мире: традиции и инновации. Музыкальная культура своего региона. Жизненная основа художественных образов камерной и симфонической  музыки. Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык .Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита. Форма. Сходство и различия как основной принцип музыки. Повтор (вариативность .вариантность).Рефрен, эпизоды .Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика. Программная музыка и её жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы. Обработка. Интерпретация. Трактовка.

       Календарно-тематическое планирование

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч.)

1

Музыкальный образ как основная закономерность музыкального искусства. Мир музыкальных образов.

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты)

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

6а-3.09

6б-3.09

2

Вокальная музыка. Образы романсов и песен русских композиторов.

 Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Разыгрывание народные песни

6а-10.09

6б-10.09

3

Вокальная и симфоническая музыка. Два музыкальных посвящения.

Участвовать в коллективных деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

6а-17.09

6б-17.09

4

Взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Портрет в музыке и живописи.

Воспринимать  и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

6а-24.09

6б- 24.09

5

Отечественная музыка композиторов ХХ века.  «Уноси мое сердце в звенящую даль...»

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.

6а-01.10

6б-01.10

6

Выдающиеся отечественные исполнители. Музыкальный

образ и мастерство исполнителя.

Оценивать и соотносить характерные черты творчества отдельных отечественных композиторов.

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных вы дающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.

6а-8.10

6б-8.10

7

Народное музыкальное творчество.  Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Изучать обряды и обычаи в фольклоре, находить воплощения в творчестве композиторов.

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манеру исполнения.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона.

6а-15.10

6б-15.10

8

Вокальная музыка. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто.

Наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств, в создании единого образа.

6а-22.10

6б-22.10

9

Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Мир старинной песни. Ф.Шуберт.

Изучать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;

-понятие баллада.

Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

6а-29.10

6б-29.10

10

Русская музыка XVII – XVIII вв. Народное искусство Древней Руси.

Изучать особенности развития народной музыки, её жанры и формы;

Назвать народные музыкальные инструменты.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т.п.).

Исполнять музыку, передавая её художественный смысл.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.

6а-12.11

6б-12.11

11

Русская духовная музыка.

Изучать основные этапы развития духовной музыки;

- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт,

фреска, орнамент.

6а-19.11

6б-19.11

12

Духовная музыка. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской».

Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва.

Понимать  значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством.

Осознавать значение молитвы в музыке отечественных композиторов, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

6а-26.11

6б-26.11

13

Западноевропейская  музыка XVII – XVIII вв. «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха

Обнаруживать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Оценивать и соотносить характерные черты творчества зарубежных композиторов

6а-03.12

6б-03.12

14

Лирические, драматические образы.  Образы скорби и печали.

Изучать понятия: кантата, реквием, полифония;

Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези.

 Проводить интонационно-образный анализ музыки.

6а-10.12

6б-10.12

15

Зарубежная музыка композиторов ХХ века. К. Орф. Фортуна правит миром.

Изучать  особенности творчества К.Орфа;

-понятие фортуна;

-кто такие ваганты.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования

6а-17.12

6б-17.12

16

Современная музыка. Авторская

песня: прошлое

и настоящее

Изучать историю развития авторской песни;

-особенности и жанры авторской песни;

- имена авторов бардовской песни.

Исполнение песни О.Митяева «Как здорово…»

6а-24.12

6б-24.12

Музыка и изобразительное искусство-19 ч.

17

Джаз-искусство ХХ века

Изучать  истоки джаза,  определения  музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения.

 Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

6а-14.01

6б-14.01

18

Взаимосвязь классической и современной музыки. Вечные темы искусства и жизни

Изучать понятия вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;

- основные принципы развития музыкального произведения.

6а-21.01

6б-21.01

19

Зарубежная музыкальная культура XIX  века. Могучее царство Ф. Шопена.

Изучать основные моменты творчества Ф.Шопена, - различные жанры фортепианной миниатюры.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования

6а-28.01

6б-28.01

20

Лирические образы в творчестве Ф.Шопена. Ночной пейзаж

Изучать понятие ноктюрн.

 Проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять средства художественной выразительности

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования

6а-04.02

6б-04.02

21

Камерно-инструментальная музыка. Инструментальный концерт.

Изучать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;

Называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;

-проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

6а-11.02

6б-11.02

22

Современная электронная музыка. Космический

Пейзаж

Осознать взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки,  изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки.  Знакомиться с понятием - синтезатор.   Определять форму музыкального произведения.

6а-  18.02

6б- 18.02

23

Образы

симфонической

музыки. Отечественная музыка композиторов XX века. Г.Свиридов.

 Проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- определять форму, приемы развития музыки, тембры;

- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов

6а-25.02

6б-25.02

24

Особенности музыкального языка. Образы

симфонической

музыки.

 Проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

-выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;

6а-04.03

6б-04.03

25

Образы

симфонической

музыки. Стилевое многообразие музыки XX века. Г.Свиридов

Проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- определять форму, приемы развития музыки, тембры;

- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.

6а-11.03

6б-1103

26

Симфоническое развитие музыкальных образов.

 Изучать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка.

называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;

6а-18.03

6б-18.03

27

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Симфоническое развитие  музыкальных образов.

Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;

- определять тембры музыкальных инструментов.

6а-1.04

6б-1.04

28

Творчество композитора Л.Бетховена. Программная увертюра

 «Эгмонт».

-Изучать понятия: увертюра, программная музыка;

- строение сонатной формы;

- имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.

Соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития.

6а-8.04

6б-8.04

29

Русская национальная школа. Программная музыка и ее жанры. Увертюра-фантазия

П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

Изучать  понятия: увертюра, программная музыка;

- строение сонатной формы;

- имена русских композиторов

6а-15.04

6б-15.04

30

Театральная музыка. Мир

музыкального театра

Региональный компонент

Изучать понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;

- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский,  А.Журбин и их произведения;

 Определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.

6а-22.04

6б-22.04

31-32

Современное музыкальное искусство. Мир

музыкального театра.

Изучать  понятия: опера, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;

- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский,  А.Журбин и их произведения;

Определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах,музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования

6а-29.04

6б-29.04

6а-6.05

6б-6.05

33

Взаимосвязь классической и современной музыки. Образы

киномузыки.

Изучать понятия: вокальная и инструментальная музыка;

- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения;

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

6а-13.05

6б-13.05

34

Современное музыкальное искусство. Музыка в отечественном кино.

Определять по  характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Изучать  понятия: вокальная и инструментальная музыка.

Называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам;проводить  интонационно-образный анализ;

определять форму музыкального произведения.

6а-20.05

6б-20.05

35

Обобщение темы “Музыкальная драматургия”

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования Повторить термины и понятия.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

6а-27.05

6б-27.05

Приложение 1

Лист корректировки рабочей программы

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...