Рабочая программа по музыке в 5 классе
рабочая программа по музыке (5 класс)

Фазлыева Альбина Ильгизовна

Рабочая программа по музыке в 5 классе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Альметьевска

«Рассмотрено»

                Руководитель МО

                А.Ф. Маркелова  _________

Протокол  №        от

«       »                     2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 МБОУ «СОШ № 4»

Д.В. Вавилова_________

«       »                  __ 2020г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 4»

     И.И. Яруллин__________

Приказ  №           от

«      »                   2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Фазлыевой Альбины Ильгизовны

(первая квалификационная категория)

по музыке в 5 классе                                                             

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от  

                                                                                                                                                              «__» __________2020г

                                                                                                                                                                                                 

                                                     

 

      2020-2021 уч. год

Рабочая программа по музыке  для 5  класса разработана в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «СОШ №4» г. Альметьевска на основе  примерной программы  общеобразовательных учреждений «Музыка 1-7 классы», рекомендованной Министерством образования РФ , 3-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г. и авторской программы по музыке - «Музыка.5-7 классы», Г.П.Сергеевой, Е,Д. Критской М., Просвещение, 2010

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

   - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической  и национальной принадлежности ; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

   -целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур  и религий;

   - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию  на основе мотивации к обучению и познанию;

   -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

   -компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

   -коммуникативная  компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

   -участие  в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

   -признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

   -принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

   -эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера. 

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

   -сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

   - сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе  осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

   -развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

   - сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,  драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

   -воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

   -расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

   -овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

   -приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

   -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

1)Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

2)Выпускник получит возможность научиться:

• принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

• самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Метапредметные  результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

   - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

   - умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

   - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

   - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

   - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

   - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

   - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

   - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Содержание программы

Название  раздела

Кол-во часов

Раздел I. “Музыка и литература”

16

Раздел II.  “Музыка и изобразительное искусство”

19

Итого:

35


   

“Музыка и литература”

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы

“Музыка и изобразительное искусство”

        Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Календарно-тематическое планирование

Темы

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

Что роднит музыку с литературой-16ч.

1.

Что роднит музыку с литературой?

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

 Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

Рассуждать  об общности  и различии  выразительных средств музыки и литературы.

5а-4. 09

5б-2.09

5в-4.09

2.

Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей.

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т. п. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т. п.

Исследовать разнообразие и специфику современной, вокальной музыки.

5а-11.09

5б-9.09

5в-11.09

3.

Вокальная музыка.

Песня русская в березах, песня русская в хлебах. Звучащие картины

Понимать значение народного музыкального творчества в сохранении и  развитии общей культуры народа.

Называть основные жанры народного музыкального творчества.

Исследовать многообразие видов народных инструментов и особенности их звучания.

5а-18.09

5б-16.09

5в-18.09

4.

Особенности музыкальной формы: романс.

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»»

 Самостоятельно различать  дуэт от одноголосного исполнения.

Знать, для чего используется прием повторения слов в песне и романс

Понимать и определять произведения, в которых музыка и поэзия неразделимы.

Передавать в исполнении  вокальной музыки особенности развития одного или нескольких музыкальных образов.

5а-25.09

5б-23.09

5в-25.09

5.

Фольклор в музыке русских и татарских композиторов.

Понимать значение фольклора как основы русского профессионального творчества.

 Самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз. образ.

Знать на основе каких муз. средств выразительности

(контраст, повтор, вариационность) создан образ.

Отличать симфоническую миниатюру от других образов.

5а-02.10

5б-30.09

5в-02.10

6.

Программная музыка.

«Что за прелесть эти сказки…»»

 Самостоятельно узнавать музыкальные образы героев сюиты.

Определять, при помощи, каких инструментов создается тот или иной образ героев сюиты.

Сочинить сказку в восточном стиле.

5а-9.10

5б-7.10

5в-9.10

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Самостоятельно определять характерные свойства вокально-инструментальной музыки. 

Самостоятельно определять выразительные средства в музыке.

Участвовать в исполнении романса.

5а-16.10

5б-14.10

5в-16.10

8.

Вторая жизнь песни.

Живительный родник творчества

Самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке.

Различать жанры народных песен в «цитатах» композитора.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

5а-23.10

5б-21.10

5в-23.10

9.

«Восприятие природы поэтами и композиторами.

«Всю жизнь мою несу  Родину в душе…»

Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.

Знать,  какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.

Самостоятельно сопоставлять части симф. действа.

5а-30.10

5б-28.10

5в-30.10

10.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.

Размышлять о смысле жизни, красоте, природы.

5а-13.11

5б-11.11

5в-13.11

11.

«Гармонии задумчивый поэт…» Отличительные черты творчества композиторов - романтиков.

Понимать характерные черты композиторов-романтиков.

Определять  разнохарактерность музыки Шопена. Формировать личную фонотеку, видеотеку и т.д.

5а-20.11

5б-18.11

5в-20.11

12.

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь

Понимать характерные черты  венской классической музыки.

 Самостоятельно определять характер музыки Моцарта

Самостоятельно читать сказку Г.Цыферова «О сказочной тайне маленького Моцарта»

5а-27.11

5б-25.11

5в-27.11

13.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

 Самостоятельно определять  инструментальные темы из опер

Понимать  муз. термины.

 Выполнять творческое задание.

5а-4.12

5б-2.12

5в-4.12

14.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

 Самостоятельно определять музыкальные темы героев  из балета

Понимать  муз. термины

Выполнять творческое задание.

5а-11.12

5б-9.12

5в-11.12

15.

Музыка в театре, в кино, на телевидении.

Самостоятельно определять формы музыки.

Знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и т.д.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах – элементарных и электронных

Передавать свои музыкальные впечатления в письменной и музыкальной форме.

5а-18.12

5б-16.12

5в-18.12

16.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла.

Знать главные отличия мюзикла от оперы.

Выполнять творческое задание.

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п.

5а-25.12

5б-23.12

5в-25.12

12.01

17

Что роднит музыку с ИЗО?

Самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

 Выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности.

Оценивать разнообразные явления муз. культуры.

5а-15.01

5б-13.01

5в-15.01

18.

Небесное и земное в звуках и красках

Самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства.

Выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении.

Иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.

5а-22.01

5б-20.01

5в-22.01

19.

«Звать через прошлое  к настоящему…»

Самостоятельно определять, сколько частей имеет кантата.

Сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин.

 Осмысливать связь исторических событий с муз. образами.

5а-29.01

5б-27.01

5в-29.01

20.

За отчий дом, за русский край…

Самостоятельно определять, какую роль играет контраст в муз. образе; и какую роль рондообразность.

Знать  и понимать муз. термины .

 Читать книги о Ледовом побоище и подвиге А.Невского.

5а-5.02

5б-3.02

5в-5.02

21.

Музыкальная живопись и живописная музыка

Самостоятельно определять ритмический рисунок и мелодическую линию.

 Знать отличие выразительности  и изобразительности   в музыке.

Расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях

5а-12.02

5б-10.02

5в-12.02

22.

Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности

Самостоятельно представлять муз. образы каждого персонажа.

Выполнять творческое задание

Представлять муз. язык картин и изобразительность музыки.

5а-19.02

5б-17.02

5в-19.02

23.

«Колокольность в музыке и  изобразительном искусстве»

Самостоятельно определять главные темы старинных песнопений.

 Знать муз. термины.

Закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз. впечатлениями детства

5а-26.02

5б-24.02

5в-26.02

24.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Самостоятельно определять музыкальные линии произведений.

 Отвечать на вопросы учителя.

Выполнение творческого задания.

5а-5.03

5б-3.03

5в-5.03

25.

Волшебная палочка дирижера

Самостоятельно

продирижировать главную мелодическую линию  симфонии.

 Знать музыкальные термины.

Знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки.

5а-12.03

5б-10.03

5в-12.03

26.

Образы борьбы и победы в искусстве

Самостоятельно отличать звучание муз инструментов.

 Различать краски - тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы.

Вдуматься, что роднит  муз. произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело.

5а-19.03

5б-17.03

5в-19.03

27.

Застывшая музыка. Полифония в музыке и в живописи.

Самостоятельно уметь прослеживать  в полифонии тембральные составляющие линии.

Знать музыкальные термины.

Ценить муз. шедевры музыкального искусства.

5а-2.04

5б-31.03

5в-2.04

28.

Музыка на мольберте.

Композитор-художник

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного  искусства.

Слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море»

 Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства

5а-9.04

5б-7.04

5в-9.04

29.

Импрессионизм в музыке и живописи

Самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства

Знать характеризующие термины импрессионизма.

5а-16.04

5б-14.04

5в-16.04

30.

О подвигах, о доблести, о славе

 Самостоятельно анализировать композиции гравюр.

Вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества.

Выполнение творческого задания.

5а-23.04

5б-21.04

5в-23.04

31.

В каждой мимолетности я вижу миры…».

Самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.

Выявлять необычность колорита и композиции в музыке.

Выполнение творческого задания.

5а-30.04

5б-28.04

5в-30.04

32.

Музыкальная живопись Мусоргского

Самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского.

Знать приемы развития музыки.

 Находить в других музыкальных произведениях картинки-образы.

5а-7.05

5б-5.05

5в-7.05

33.

Мир композитора.

Самостоятельно узнавать муз. шедевры выдающихся композиторов.

Отвечать на вопросы учителя.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку.

5а-14.05

5б-12.05

5в-14.05

34.

С веком наравне.

Знаменитые композиторы Татарстана

Самостоятельно узнавать муз. шедевры выдающихся композиторов РТ.

Отвечать на вопросы учителя

5а-21.05

5б-19.05

5в-21.05

35.

Урок-концерт

Участие в разработке сценария концерта.

Проявлять активное участие в музицировании.

5а-28.05

5б-26.05

5в-28.05

Приложение №1

Лист корректировки рабочей программы

Учебный

период

Количество уроков

№ урока по КТП

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

план

факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...