Джаз - искусство XX в.
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Знакомство с истоками джазовой музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dzhaz_-_iskusstvo_xx_v.ppt | 2.01 МБ |
dzhaz_iskusstvo_xx_v.doc | 63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Писатель М. Горький: «Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек – 1, 2, 3, 10, 20 ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, вой, рёв, треск, врываются нечеловеческие голоса, напоминающие лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется едва уловимому ритму, и, послушав эти вопли 2 минуты, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных».
Композитор Дариус Мийо: «В небольшом дансинге, вроде «Капитолия» на Ленокс Авеню около 140 улицы, можно нередко слышать, как негритянка поет в течение часа и более всё одну и ту же мелодию, полную захватывающей силы и тонкого рисунка, как любой прекрасный классический речитатив. Ей аккомпанирует джаз-бэнд, из которого струится постоянно обновляющийся мелодический поток. Вариации разрастаются, почти достигая мощи симфонии. Как далеко мы здесь от элегантных модных танцев Бродвея! Здесь мы соприкасаемся с первоистоками музыки, с той глубокой стороной человеческой души, которой она обязана своим происхождением. И эта музыка волнует не менее глубоко, чем какое-нибудь всеми признанное гениальное художественное произведение».
Луи Амстронг : «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз».
«Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, какими пользовался Бах» Дж.Гершвин
Слово jazz появилось в начале XX века. Оно стало обозначать тип новой музыки , зазвучавшей тогда впервые, а также оркестр , который эту музыку исполнял.
Африка Северная Америка Южная Америка родина джаза
Речные пароходы Миссисипи в Новом Орлеане
Спиричуэлс – от англ. – духовный. Духовные песни американских негров. В спиричуэлс отражены трагические настроения, им свойственны искреннность, одухотворенность, глубокая поэтичность. Тексты связаны с библейскими образами.
В конце XIX в . – появились песни протеста, которые стали называть блюзами.
Блюз – от анг. – грусть, меланхолия. Лирическая песня негров, выражающая тоску по утраченному счастью. Блюзы исполнялись под аккомпанемент банджо или гитары .
Музыкальная культура африканцев Европейская музыкальная культура
Большинство инструментов были самодельными : в дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой в качестве резонатора, стиральные доски.
После окончания гражданской войны 1861-1865 гг. в США были распущены духовые оркестры воинских частей.
Инструменты попали в лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Так африканцы смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Стали появляться духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия.
Основные особенности джаза : импровизационность «скользящая» интонация полиритмия (одновременное сочетание различных ритмических рисунков) - синкопирование (перенос ударения с сильной доли на слабую) широкое использование глиссандо, вибрато необычное применение ударных инструментов повышенная эмоциональность
Известные исполнители джаза : Луи Армстронг Элла Фицджеральд Дюк Эллингтон
Излюбленные инструменты джаза:
По результатам исследований доктора Роберта Заторре из Монреальского неврологического института, джаз является одним из самых сложных для восприятия видов музыки, требующих от мозга сложной и напряжённой работы для прослеживания и анализа гармонических построений и прогрессий. Исполнение джаза и особенно создание джазовой импровизации является для мозга ещё гораздо более сложной задачей. Музыкальное образование, и импровизация как его часть, являются эффективными инструментами для повышения интеллектуальных способностей.
По горизонтали: 1. Медный духовой инструмент 2. Американский композитор xx века 3. Сочинение музыки во время её исполнения 4. Жанр негритянской песни, повлиявший на развитие джазового стиля 5. Музыкальный стиль 6. Джазовый инструмент 7. Клавишный инструмент По вертикали: 1. Медный духовой инструмент 8. Негритянская религиозная песня 10. Великий негритянский певец и трубач 11. Духовой инструмент 12. Африканский струнный щипковый инструмент, получивший широкое распространение в музыке кантри
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке для учащихся 6 классов
Тема урока: «Джаз – искусство XX века»
Тема раздела: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Базовый учебник: Г. П. Критская, Е. Д. Сергеева 6 класс
Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний
Цель урока: сформировать у учащихся представление о джазе как уникальном явлении культуры XX в.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей возникновения джаза, особенностями ее исполнения
- познакомить с известными джазовыми исполнителями
- познакомить с излюбленными музыкальными инструментами джаза
Развивающие:
- развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач
- развитие навыков практического музицирования и познавательного интереса к музыке;
- развитие навыков самоконтроля при выполнений групповых и коллективных заданий
Воспитывающие:
- воспитание эстетического вкуса, интереса к различным явлениям музыкального искусства
Планируемые результаты:
Предметные:
- научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;
- выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;
- формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности
Метапредметные:
- познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;
- коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
- регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные:
- умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности, осваивать начальные формы личностной рефлексии;
Формы работы учащихся: коллективные, групповые.
Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.
Методы работы:
Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)
Практический (творческое музицирование)
Оборудование и материалы:
- Презентация;
- Компьютер, видеопроектор;
- Учебник 6 класс;
- Иллюстрации к теме урока;
- Фортепиано.
Ход урока:
- Организационный этап. Актуализация ранее полученных знаний.
Вход учащихся под песню Луи Армстронга “Hello ,Dolly”
Учитель: Что эта за музыка и где вы могли ее слышать?
Где и когда она могла возникнуть?
Какому народу она принадлежит?
- Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Писатель М. Горький: «Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек – 1, 2, 3, 10, 20 ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, вой, рёв, треск, врываются нечеловеческие голоса, напоминающие лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется едва уловимому ритму, и, послушав эти вопли 2 минуты, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных».
Композитор Дариус Мийо:
«В небольшом дансинге, вроде «Капитолия» на Ленокс Авеню около 140 улицы, можно нередко слышать, как негритянка поет в течение часа и более всё одну и ту же мелодию, полную захватывающей силы и тонкого рисунка, как любой прекрасный классический речитатив. Ей аккомпанирует джаз-бэнд, из которого струится постоянно обновляющийся мелодический поток. Вариации разрастаются, почти достигая мощи симфонии. Как далеко мы здесь от элегантных модных танцев Бродвея! Здесь мы соприкасаемся с первоистоками музыки, с той глубокой стороной человеческой души, которой она обязана своим происхождением. И эта музыка волнует не менее глубоко, чем какое-нибудь всеми признанное гениальное художественное произведение».
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о высказываниях Горького и Дариуса Мийо? Все ли одинаково понимают джаз?
Луи Амстронг: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз».
Дж.Гершвин: «Джаз – это музыка. Она пользуется теми же самыми нотами, какими пользовался Бах».
Сегодня на уроке мы постараемся с вами приблизиться к этому яркому явлению в музыке.
- Усвоение новых знаний.
Учитель: Слово jazz появилось в начале XX века. Оно стало обозначать тип новой музыки, зазвучавшей тогда впервые, а также оркестр, который эту музыку исполнял.
Джаз зародился в пении и корнями глубоко уходит в традиции негритянской народной песни, некогда процветавшей на землевладельческом Юге Соединенных Штатов. В те времена у африканцев, как и у большинства американцев, было мало музыкальных инструментов, голос оставался основным средством музыкального выражения. Разные песни доносились отовсюду: трудовые, печальные, шуточные, бодрящие.
Учитель: Кто может назвать родину джаза?
Родиной джаза считают Новый Орлеан – широко раскинувшийся портовый город был самым оживленным и красочным центром этой музыки в годы ее зарождения. Новый Орлеан в конце XIX в. был своеобразным перекрестком культур, завезенных со всех концов света. Беззаботная атмосфера большого города и сравнительно либеральные взгляды на расовый вопрос магнитом притягивали туда странствующих исполнителей.
В основу джаза легли такие жанры афроамериканской культуры, как: спиричуэл и блюз.
Спиричуэлс – от англ. – духовный. Духовные песни американских негров. В спиричуэлс отражены трагические настроения, им свойственны искреннность, одухотворенность, глубокая поэтичность. Тексты связаны с библейскими образами.
В конце XIX в. – появились песни протеста, которые стали называть блюзами.
Блюз – от анг. – грусть, меланхолия. Лирическая песня африкацев, выражающая тоску по утраченному счастью. Блюзы исполнялись под аккомпанемент банджо или гитары. А. Баташев сказал о блюзе: «Это крик истерзанной негритянской души».
Джаз – это сплав европейской музыкальной культуры и музыкальной культуры африканцев.
Учитель: ребята, как вы думаете, на каких инструментах сначала играли африканцы?
Большинство инструментов были самодельными: в дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой в качестве резонатора, стиральные доски.
После окончания гражданской войны 1861-1865 гг. в США были распущены духовые оркестры воинских частей.
Инструменты попали в лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Так африканцы смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Стали появляться духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия.
Учитель: Давайте сейчас послушаем разных джазовых исполнителей. Ваша задача постараться определить отличительные особенности этой музыки.
Hello, Dolly. Луи Армстронг
Summertime. Элла Фицджеральд
It don’t Mean a Thing. Элла Фицджеральд и Луи Армстронг
Учитель: Давайте вместе обсудим и запишем основные особенности джазовой музыки:
- импровизационность
- «скользящая» интонация
- полиритмия (одновременное сочетание различных ритмических рисунков)
- синкопирование (перенос ударения с сильной доли на слабую)
- широкое использование глиссандо, вибрато
- необычное применение ударных инструментов
- повышенная эмоциональность
Учитель: Кто может назвать излюбленные инструменты джаза?
По результатам исследований доктора Роберта Заторре из Монреальского неврологического института, джаз является одним из самых сложных для восприятия видов музыки, требующих от мозга сложной и напряжённой работы для прослеживания и анализа гармонических построений и прогрессий. Исполнение джаза и особенно создание джазовой импровизации является для мозга ещё гораздо более сложной задачей. Музыкальное образование, и импровизация как его часть, являются эффективными инструментами для повышения интеллектуальных способностей.
Учитель: Предлагаю всем исполнить песню из кинофильма «Мы из джаза» композитора М. Минкова.
Разучивание песни.
Учитель: А сейчас предлагаю разделится на 3 группы и придумать небольшую ритмическую импровизацию (можно использовать хлопки, щелчки, шлепки, удары ногами).
4. Итог урока. Рефлексия
Учитель: Ребята, что нового вы сегодня узнали о джазе?
Домашнее задание: Разгадать кроссворд (раздаточный материал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Джаз - искусство XX века"
Урок по теме "Джаз - искусство XX века" для 6 класса по программе Е.Д. Критской. На этом уроке учащихся знакомятся с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз), со стилем “джаз”; историей возник...
Джаз - искусство XX века.
Конспект урока в 6 классе по программе Е.Д.Критской...
Джаз - искусство XX века.
Презентация к уроку музыки по программе Е.Д.Критской 6 класс....
Джаз - искусство ХХ века
Урок формирования новых знаний в рамках темы "Музыка серьезная и музыка легкая".Рассмотрены вопросы возникновения джаза как жанра музыкального искусства, определены характерные черты мухыкального язык...
Джаз - искусство ХХ века. Презентация.
Презентация к уроку....
Конспект урока с презентацией для учащихся 6 классов на тему: " Джаз -искусство 20 века"
Урок разработан на основе программы по музыке авторов Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. К уроку прилагается авторская мультимедийная презентация....
Методическая разработка урока по музыке 6 класс "Джаз – Искусство 20 века."
Цель урока. Усвоение современных музыкальных стилей. Углубить знания по музыкальной культуре. Содействовать формированию мировоззренческой ориентации.Тип урока – развивающий (формирование новых з...