ПК 4. 3.
план-конспект урока

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения профессиональной литературы (представлен в виде фрагментов уроков)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока музыки: «Музыкальная живопись и живописная музыка. С. Рахманинов».

Цель: знакомство с музыкальной живописью на примерах художника В. Борисова-Мустова и С. Рахманинова.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Чувства гордости за свою Родину, за культурного наследия народов России;
  2. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Метапредметные:

  1. Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
  2. Умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии
  3. Сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры.

Предметные:

  1. Знакомство с творчеством С. Рахманинова;
  2. Развитие общих музыкальных способностей школьников, а также образного и ассоциативного мышления;
  3. Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный, практический, наглядно-зрительный, метод размышления о музыке.

Материалы и оборудование: компьютер, проект, флешка.

Музыкальный репертуар: 1. С. Рахманинов романс «Островок». 2. «Мы хотим, чтоб птицы пели» Музыка Я. Жабко Слова Е. Карганова.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация певческой деятельности;
  4. Итог;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

2

Организация слушательской деятельности

15 мин

Если заглянуть в мастерскую одного русского художника Виктора Борисова-Мусатова, то можно увидеть как он ставит на мольберт готовую картину,садится на подоконник и долго неподвижно «слушает» свою красочную композицию – звучание разных тонов в сочетании красок, любуется гармонией цветовых пятен на полотне(на слайде одна из его картин). А в своем дневнике он записывает: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски…Я импровизирую…Мечты мои всегда впереди…Они мне создают целые симфонии. Мои помыслы-краски, мои краски-напевы».

Исходя из этого текста, можно понять, какая взаимосвязь существует между музыкой и живописью. Композитор, то, что он хочет передать слушателям, то, что он видит, от чего получил впечатление и вдохновение, он это передает в своих музыкальных произведениях, а художник наоборот, он передает это в живописи. Определите тему урока. Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Рахманинов».

Музыка и живопись тесно связаны между собой. В.Борисов-Мусатов писал картины преимущественно о жизни крестьянского народа. Всматриваясь в картины В.Борисова-Мусатова, какими словами можно передать настроение его картины? Какая музыка была бы у этой картины?

Картина «Капуста и ветлы»(тишина,спокойствие,красота русской природы).

Картина «Портрет дамы» (задумчивость, воспоминания о ком-то или о каких-то событиях, размышления.Музыка была бы заунывная, немного напряженная, протяжная).

Картина «Весенняя сказка» (эта картина 19 века.Тогда дамы ходили в пышных платьях,здесь они гуляют по весеннему саду.И музыка была бы легкой, непринужденной, немного волшебная).

Видя картину,мы можем представить, какая музыка была бы этой картины. А чтобы понять как слыша музыку, можно представить себе картину мы послушаем романс русского композитра С. я познакомлю вас с известным русским композитором Сергеем Рахманиновым.  Жил он в 19 веке. Родился в Новгородской губернии. Уже в 5 лет играл на фортепиано. Он окончил Московскую консерваторию. В его жизни были и взлеты и падения,удачи и неудачи. Но он все же добился успеха как пианист он объездил весь мир с концертами. Написал много произведений. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый День рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет. Это были его любимые цветы. Для композитора сирень была символом родины России.

Рахманинов написал много романсов. И с одним из романсов мы познакомимся. Это романс «Островок». Он написал романс на стихи Константина Бальмонта.

Для начала ознакомимся со словами романса (прочитать). О чем же этот романс?

А теперь закройте все глазки и попробуйте представить этот островок. Прослушайте музыку и подумайте, на сколько точно описал композитор тот островок в музыке? Какая музыка по звучанию? Что вы представляете себе,какой островок вы представляете слушая этот романс?

Отвечают на вопросы учителя.

«Композитор и художник свои чувства вкладывают в творчество».

«Спокойная».

«Мечтательная».

«Волшебная».

Слушают романс С.Рохманинова «островок».

«Об островке».

Л – гордость за отечественную музыкальную культуру.

П – владение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления музыкального произведения.



Предварительный просмотр:

4 класс

Тема урока музыки: «Балет «Петрушка»»

Цель: знакомство с творчеством И. Ф. Стравинского через анализ музыкального произведения композитора «Балет «Петрушка».

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  2. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные:

  1. Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания;
  3. Приобретении умения осознанного построения речевого высказывания.

Предметные:

  1. Ознакомление с биографией и творчеством И. Ф. Стравинского;
  2. Формирование умения размышлять над музыкальными произведениями;
  3. Формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный, практический, наглядно-зрительный, метод размышления о музыке.

Материалы и оборудование: компьютер, проект, флешка.

Музыкальный репертуар: 1. И.Ф.Стравинский балет «Петрушка» 1 часть «Русские пляски», 2. И.Ф.Стравинский балет «Петрушка» 2 часть «Петрушка», 3. «Начальная школа» сл. и муз. Е. Плотникова.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация певческой деятельности;
  4. Итог;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

2

Организационный момент

Организация слушательской деятельности

5 мин

Здравствуйте ребята. Вы помните, какая тема была на прошлом уроке?

А кто композитор балета? А что вы вообще знаете о балете?Что такое балет?

Балет – это музыкальное произведение для театра, действие которого целиком строится на танцах. . Балет возник в 15-17 веках в Италии и Франции.

В России балет появился с 17 века.

Какие балеты вы знаете кроме балета «Гаянэ»?

Как вы думаете, что нужно композитору для написания музыки к балету?

Для написания музыки к балету необходимы слова – либретто это текст, краткое изложение содержания произведения, на которое пишется балет.

На что пишется балет? На какие произведения?

Балет может быть написан на сказку, на романтическую поэму, комедию, оперу и т.д.  

Кто создает танцы для балета?

Балетмейстер сочиняет хореографию. Художник создает костюмы действующих лиц и декорации.

Какая особенность у балета? Есть ли в балете вокальные произведения, песни?

В балетном спектакле нет слов,только танцы.  Но раз нет слов, то как актерам удается передать смысл произведения, эмоции героев, то,что с ними происходит?

Выразительные танцевальные движения способны передать содержание произведения, все чувства и эмоции героев. Источником зарождения балета стали разнообразные и богатые по содержанию народные танцы разных стран Европы. Оказали так же влияние на зарождение балета и маскарады, торжественные процессии, балы – придворные развлекательные представления, в которых танцам было отведено почетное место. Изначально балет был доступен только для богатых людей. Они устраивали балы, маскарады. При царском дворе стали выступать заграничные оперные артисты, музыканты и балетные труппы.

Привествуют учителя.

Отвечают на вопросы.

«Восточные мотивы.Балет «Гаянэ»». Композитор А.И.Хачатурян. Балет-это произведение для театра,без слов,там только танцы.

Балет «Лебединное озеро».

Для написания балета нужны слова.

С помощью танцевальных движений.

Л - формирование познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя.



Предварительный просмотр:

3 класс

Тема урока музыки: «Острый ритм-джаза звуки»»

Цель: знакомство с творчеством Джоржа Гершвина через анализ джазовых произведений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям джазовой музыкальной культуры;
  2. Эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Предметные:         

  1. Знакомство с краткой историей джазовой музыки и ее основных особенностей;
  2. Умение воспринимать джазовую музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
  3. Умение определять на слух джазовые мелодии, называя их особенности;

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный, практический, наглядно-зрительный, метод размышления о музыке, метод «пластического интонирования».

Материалы и оборудование: компьютер, проект, флешка.

Музыкальный репертуар: 1. «Колыбельная Клары» из оперы Джорджа Гершвина «Порги и бесс», 2. «Колыбельная» из м/ф «Умка», 3. «Это для нас» Муз. Тамары Попатенко, сл. М. Лаписовой.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Организация слушательской деятельности;
  3. Организация певческой деятельности;
  4. Итог;
  5. Рефлексия.

Конспект

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

5 мин

Здравствуйте. Меня зовут Валерия Андреевна.

Наш мир очень трудно представить без музыки, ведь она окружает человека с самого детства и до глубокой старости. Мы знаем, что музыка разнообразна и таит в себе множество музыкальных жанров. Так вот наш сегодняшний урок познакомит вас с ещё одним жанром в музыке.

Приветствуют учителя

Л - формирование познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя.

3

Организация слушательской деятельности

15мин

А теперь загадки. Отгадка будет появляться на экране,внимательно запоминайте и потом скажете, в чем есть связь между ними.

«Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит — В ногу всем шагать велит» (барабан).

«Форте-громко,пиано-тихо,кто наигрывает мне?Без ошибки,без изъяна,ну,конечно,(фортепиано!)»

«Он на солнце заблестит,нежным звуком одарит,в джазе самый первый он, серебристый (саксафон)».

А теперь на слайде вы видите все этиинструменты. Как думаете к какому жанру можно отнести ансамбль из этих инструментов?

Мы с вами познакомимся с таким жанром как «Джаз» и отправимся в то время, когда джаз приобрёл свою популярность.

Джаз – удивительное явление ХХ века.Ему уже более 100 лет. Родина джаза – юг Северной Америки.

Особенность джаза в том,что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления,импровизируют на самых разных инструментах:трубе,саксофоне,фортепиано,кларнете.

Послушайте песню одного знаменитого джазового композитора Луи Армстронга «Hello,dolly». Подумайте, в чем особенность джазовой музыки?

Луи Армстронг - американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал наибольшее влияние на развитие джаза и внёс значительный вклад в его популярность в мире.

Отвечают на вопросы учителя.

«Барабан»

«Фортепиано»

«Саксофон»

«Джазовая музыка»

«К джазовому жанру»

Л – эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных стилей.

Р – эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведенийразных жанров.

П – передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

К – выражать свое мнение о музыке в процессе слушания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Рахманинов»

Слайд 3

«Капуста и ветлы»

Слайд 4

«Портрет дамы»

Слайд 5

«Весенняя сказка»

Слайд 6

Сергей Рахманинов (1873-1943) Русский композитор, пианист, дирижер.

Слайд 7

Романс «Островок» «Из моря смотрит островок, Его зеленые уклоны Украсил трав густых венок, Фиалки, анемоны. Над ним сплетаются листы, Вокруг него чуть плещут волны, Деревья грустны, как мечты, Как статуи, безмолвны. Здесь еле дышит ветерок, Сюда гроза не долетает, И безмятежный островок Все дремлет, засыпает».

Слайд 8

Романс «Островок» На сколько точно описал композитор тот островок в музыке? Какая музыка по звучанию? Какой островок вы представляете слушая этот романс?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Луи Армстронг - американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля.