Знакм альтерации.
статья по музыке

Останина Ольга Владимировна

   Повышение или понижение ступени основного звукоряда без изменения её названия.

  Знаки альтерации: Диез (диез, повышение на полутон), Бемоль (бемоль, понижение на полутон), Дубль-диез (дубль-диез, повышение на тон), Дубль-бемоль (дубль-бемоль, понижение на тон). Знаки тройного повышения и понижения не применяются (исключение - в «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, цифра 220).

  Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки при ключе (ключевые), действуют во всех октавах до тех пор, пока они не меняются. Знаки альтерации перед нотой (случайные) действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта. Отказ от альтерации обозначается знаком Бекар (бекар).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_alteratsii.docx82.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Знаки альтерации.

от позднелат. alteratio — изменение

   Повышение или понижение ступени основного звукоряда без изменения её названия.

  Знаки альтерации: Диез (диез, повышение на полутон), Бемоль (бемоль, понижение на полутон), Дубль-диез (дубль-диез, повышение на тон), Дубль-бемоль (дубль-бемоль, понижение на тон). Знаки тройного повышения и понижения не применяются (исключение - в «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, цифра 220).

  Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки при ключе (ключевые), действуют во всех октавах до тех пор, пока они не меняются. Знаки альтерации перед нотой (случайные) действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта. Отказ от альтерации обозначается знаком Бекар (бекар).

  Первоначально понятие альтерации возникло в связи с двояким начертанием звука В, встречавшимся уже в 10 в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или «мягкая», франц. -mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным - более высокая («квадратная», франц. саrrй, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара.

  На рубеже 17-18 вв. случайные и стали действовать до конца такта (прежде они сохраняли силу лишь при повторении той же ноты), были введены двойные знаки альтерации. В современной музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков альтерации часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять). В додекафонной музыке знаки альтерации обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой (за исключением повторяющихся в пределах такта); двойные знаки не применяются.

   В учении о гармонии альтерация обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым (к звукам тонического трезвучия). Напр., в C-dur:

https://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/thumbnail430_26.jpg

Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, которая располагается полутоном выше одного из звуков тонического трезвучия. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину):

https://www.belcanto.ru/media/images/uploaded/thumbnail430_27.jpg

В другой трактовке под альтерацией понимается вообще всякое хроматическое видоизменение диатонического аккорда независимо от того, направлен ли хроматический ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Например, в C-dur, c-e-ges - альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e - трезвучия VI ступени.

\3) В мензуральной нотации альтерация - удвоение второй из двух равных нотных длительностей (например, второй из двух семибревис) при превращении двухдольного метра в трёхдольный; | image | в двухдольном метре (в современной ритмической записи) превращаются в | image | в трёхдольном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное пособие по теории музыки и сольфеджио "Ладовая альтерация"

Данное наглядное пособие в виде двух цветных плакатов-таблиц  выполнено мною для использования на уроках теории музыки и сольфеджио в качестве опорных материалов при объяснении темы "Ладовая альт...

презентация "Знаки альтерации"

Данная презентация предназначена для младших школьников. Возможно ее использование на уроке для объяснения темы "Знаки альтерации"....