Инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
статья по музыке
Инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
Прянишникова Ирина Владимировна, учитель музыки
МОУ СОШ №1 г.Хвалынска Саратовской области
Инновационная педагогическая деятельность имеет широкий смысловой диапазон – это целенаправленная деятельность по внедрению новой педагогической практики, это творческий подход к планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на достижение более высоких результатов качества образования.
Слово инновация происходит от латинского iп – и пovus – новое и в переводе означает: обновление, новинка, изменение. Инновация всегда несёт в себе сущность содержания и организации нового. Под новшеством, новацией понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации содержания нового.
ХХI век – век высокой электронной культуры. В получении знаний учащимися информация стала одним из главных направлений в разных предметных областях, в том числе и на уроках музыки. Следовательно, учитель должен владеть современными образовательными технологиями, активными и интерактивными методиками преподавания, работать в информационной среде, он должен стать опытным координатором информационного потока. Он еще должен быть и прекрасным воспитателем, психологом, хорошим музыкантом, исследователем, новатором. Активное развитие информационных технологий и внедрение их в педагогическую практику, наложили отпечаток и на уроки музыки.
Современный урок музыки - это урок, в котором сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфики музыкального развития, где используются современные педагогические технологии, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Уроки музыки необычны, это творческая мастерская, которая включает много различных видов деятельности: слушание музыки, пение, пластическое интонирование, импровизации, различные творческие задания, учебно-игровую деятельность.
К сожалению, уроки в общеобразовательной школе проводятся один раз в неделю. Это недостаточно для формирования разносторонней развитой гармоничной личности. Возникает проблема увеличения насыщенности, интенсивности урока. И, конечно же, нам на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ позволяют мне по-новому использовать на уроках звуковую, текстовую, видеоинформацию.
Я создала мультимедийную библиотеку, но еще использую в процессе обучения готовые электронные образовательные ресурсы. Синтез мультимедиа-компонентов (видео, текста, звука и др.) позволяет учащимся воспринимать информацию на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что обеспечивает наилучшее усвоение материала учеником.
Важное место в своей работе отвожу презентациям. Презентации позволяют сопровождать свой рассказ красочными иллюстрациями, картинами, фотографиями, видео и аудио фрагментами. Презентации делают и сами ученики. При подготовке они проводят большую поисковую работу, используют большое количество источников информации, что позволяет превратить свою работу в индивидуальный творческий «продукт».
На уроках музыки знакомимся с различными музыкальными инструментами, на них играем, импровизируем. Узнаем историю развития этих инструментов. Данный вид учебной деятельности способствует развитию у ученика самостоятельности выбора, логического мышления, опыта публичных выступлений. Этот вид деятельности важен еще и тем, что он способствует выявлению одаренных детей.
Актуальным для инновационной педагогической деятельности является применение принципов художественной дидактики:
- увеличение объема репертуара, теоретической емкости урока;
- насыщенность урока музыкальным звучанием;
- принцип эмоционально-ценностного развития
- отход от репродуктивного уровня к творческому.
На уроках музыки большое внимание отводится развитию креативности. После прослушивания музыки с использованием видео и аудио записей дается детям творческие задания различного характера: сочинить малые фольклорные жанры, подготовить иллюстрации, сочинить небольшой рассказ, небольшое стихотворение.
Результаты работы представляются в виде методических разработок, проведение открытых уроков, участие в семинарах разного уровня, распространение опыта работы в профессиональном сообществе через сеть Интернет.
И в заключение я хотела бы обратиться к словам Бориса Асафьева, которые служат для меня своеобразным профессиональным ориентиром: «... Музыкальный педагог в общеобразовательной школе должен быть и теоретиком, и регентом, но, в то же время, и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или другую сторону».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsionnaya_deyatelnost.docx | 16.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
Прянишникова Ирина Владимировна, учитель музыки
МОУ СОШ №1 г.Хвалынска Саратовской области
Инновационная педагогическая деятельность имеет широкий смысловой диапазон – это целенаправленная деятельность по внедрению новой педагогической практики, это творческий подход к планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на достижение более высоких результатов качества образования.
Слово инновация происходит от латинского iп – и пovus – новое и в переводе означает: обновление, новинка, изменение. Инновация всегда несёт в себе сущность содержания и организации нового. Под новшеством, новацией понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации содержания нового.
ХХI век – век высокой электронной культуры. В получении знаний учащимися информация стала одним из главных направлений в разных предметных областях, в том числе и на уроках музыки. Следовательно, учитель должен владеть современными образовательными технологиями, активными и интерактивными методиками преподавания, работать в информационной среде, он должен стать опытным координатором информационного потока. Он еще должен быть и прекрасным воспитателем, психологом, хорошим музыкантом, исследователем, новатором. Активное развитие информационных технологий и внедрение их в педагогическую практику, наложили отпечаток и на уроки музыки.
Современный урок музыки - это урок, в котором сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфики музыкального развития, где используются современные педагогические технологии, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Уроки музыки необычны, это творческая мастерская, которая включает много различных видов деятельности: слушание музыки, пение, пластическое интонирование, импровизации, различные творческие задания, учебно-игровую деятельность.
К сожалению, уроки в общеобразовательной школе проводятся один раз в неделю. Это недостаточно для формирования разносторонней развитой гармоничной личности. Возникает проблема увеличения насыщенности, интенсивности урока. И, конечно же, нам на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ позволяют мне по-новому использовать на уроках звуковую, текстовую, видеоинформацию.
Я создала мультимедийную библиотеку, но еще использую в процессе обучения готовые электронные образовательные ресурсы. Синтез мультимедиа-компонентов (видео, текста, звука и др.) позволяет учащимся воспринимать информацию на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что обеспечивает наилучшее усвоение материала учеником.
Важное место в своей работе отвожу презентациям. Презентации позволяют сопровождать свой рассказ красочными иллюстрациями, картинами, фотографиями, видео и аудио фрагментами. Презентации делают и сами ученики. При подготовке они проводят большую поисковую работу, используют большое количество источников информации, что позволяет превратить свою работу в индивидуальный творческий «продукт».
На уроках музыки знакомимся с различными музыкальными инструментами, на них играем, импровизируем. Узнаем историю развития этих инструментов. Данный вид учебной деятельности способствует развитию у ученика самостоятельности выбора, логического мышления, опыта публичных выступлений. Этот вид деятельности важен еще и тем, что он способствует выявлению одаренных детей.
Актуальным для инновационной педагогической деятельности является применение принципов художественной дидактики:
- увеличение объема репертуара, теоретической емкости урока;
- насыщенность урока музыкальным звучанием;
- принцип эмоционально-ценностного развития
- отход от репродуктивного уровня к творческому.
На уроках музыки большое внимание отводится развитию креативности. После прослушивания музыки с использованием видео и аудио записей дается детям творческие задания различного характера: сочинить малые фольклорные жанры, подготовить иллюстрации, сочинить небольшой рассказ, небольшое стихотворение.
Результаты работы представляются в виде методических разработок, проведение открытых уроков, участие в семинарах разного уровня, распространение опыта работы в профессиональном сообществе через сеть Интернет.
И в заключение я хотела бы обратиться к словам Бориса Асафьева, которые служат для меня своеобразным профессиональным ориентиром: «... Музыкальный педагог в общеобразовательной школе должен быть и теоретиком, и регентом, но, в то же время, и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или другую сторону».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная педагогическая деятельность на уроках музыки
новые подходы к обучению, использование ИКТ....
Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"
В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения мультимедийных средств на уроках. Применением ИКТ на уроках муз...
Психолого-педагогические особенности развития обучающихся подросткового возраста и их влияние на организацию проектной деятельности на уроках музыки
Теория и практика проектного обучения показывает, что творческая проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспит...
Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "АКТУАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ"
1. Педагогическая технология это...2. Типы педагогических технологий3. Актуальные типы педагогических технологий для уроков музыки...