Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Коллективное хоровое музицирование", 2017-2018
рабочая программа по музыке

Калинина Елена Аркадьевна

Срок реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности "Коллективное хоровое музицирование" рассчитан на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017-2018-rab._pr.-vneur.-koll.hor_.muzits.docx96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ № 35 г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454014, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 18. тел./факс

(351) 245-27 -01, E-mail: liceum_N35@mail.ru

Приложение к ООП НОО

МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска »

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

Наименование программы:  «Коллективное хоровое музицирование»

Направление: общекультурное

Формы организации внеурочной деятельности:

Теоретические, практические занятия, участие в концертах.

Срок реализации: 4 года

г. Челябинск

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Коллективное хоровое музицирование» при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

1.1. Личностные результаты обучающихся 1–4 классов (с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

Личностные результаты.

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и культуру России;
  • сознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения образцов фольклора;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры человека;
  • воспитание творческой, нравственно-ориентированной личности,
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •   развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, классической и современной.

Метапредметные результаты.

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в процессе познания содержания музыкальных образов;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • развитие умений и навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в процессе совместного музицирования;

Предметные результаты.

  • накопление специфических  знаний из области музыкальной грамоты, знаний о музыке;
  • формирование навыков исполнительской деятельности;
  • развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, дикция, артикуляция, пение acapella, в ансамбле и др.);
  • развитие умения воплощать музыкальные образы в исполнении вокально-хоровых произведений;
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и её исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, художественных);
  • получение опыта презентации индивидуального продукта в процессе концертных выступлений для родителей, участия в школьных, районных, городских мероприятиях.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Содержательный компонент

Ожидаемый результат

Определение результативности

1 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- трудолюбие, терпение, любознательность;

- умение работать в коллективе, доброжелательность;

- уважительное отношение к культуре других народов;

- умение различать музыкальные традиции своего народа и народов других стран.

Текущие наблюдения.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

- начальным формам познавательной и личностной рефлексии;

- анализировать собственные умения и навыки освоения вокального искусства;

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Хоровое исполнение.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- понимать как  устроен артикуляционный аппарат вокалиста, особенности и возможности певческого голоса;

- выполнять пение «мягко, нежно, легко»;

- основам музыкальной грамоты;    

получит возможность научиться:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох не поднимая плеч, в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь короткие фразы на одном дыхании, отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения.

Концертное выступление

2 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения вокальных произведений фольклора;

- ответственность, аккуратность;

- доброжелательность и отзывчивость;

- культура поведения;

- понимание чувств других людей, сопереживание им.

Текущие наблюдения.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

- начальным формам познавательной и личностной рефлексии;

- способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения хоровых произведений;

- находить средства для осуществления достижения творческой задачи при исполнении хоровых произведений разных жанров.

Сольное и хоровое исполнение.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

-  правильно соблюдать певческую установку;

- различать дирижерские жесты и правильно им следовать (внимание, вдох, начало звукоизвлечения, окончание);

- народное творчество;

- музыкальную грамоту;  

- основные закономерности вокального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

получит возможность научиться:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- точно повторить заданный звук, петь чисто и слаженно в унисон;

- правильно показывать красивое индивидуальное звучание своего голоса;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- проявлять интерес к музыке и пению.

Концертное выступление

3 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к творческому познанию;

- взаимопомощь;

- настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран;

- эмоционально-ценностное отношение к искусству;

- понимание функций искусства в жизни человека и общества.

Текущие наблюдения.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

- позитивной самооценке своих вокальных и музыкальных возможностей;

- взаимодействию со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.

Викторина.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

- различать основные типы голосов, типы дыхания;

- образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;

получит возможность научиться:

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко и непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- давать критическую оценку своему исполнению;

- петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Концертное выступление

4 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- понимание и сопереживание чувствам других людей;

- эмоциональное и осознанное отношения к музыке различных направлений;

- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

- умение воспринимать музыку различных жанров, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в в сольном и хоровом музицировании.

Текущие наблюдения.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

- навыкам смыслового прочтения содержания музыкальных текстов;

- выстраивать речевые высказывания о содержании, характере, особенностях языка разных музыкальных направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- продуктивному сотрудничеству с учителем и сверстниками при решении  различных творческих задач во внеурочной  деятельности.

Сольное и хоровое исполнение.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

-   узнавать жанры вокальной музыки;

- соблюдать правила поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;

- применять способы реабилитации при простудных заболеваниях;

получит возможность научиться:

- импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

- исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, вокальные произведения народного творчества;

- правильно показывать индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни.

- эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений;

- сопоставлять музыкальные образы в различных песнях;

- воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

Концертное выступление

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Коллективное хоровое музицирование»с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Универсальные учебные действия

Теоретических (час)

Практических (час)

1.Введение в программу

1.1 Музыка в нашей жизни

2

1

Личностные

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и культуру России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения образцов фольклора

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Метапредметные

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участие в коллективном творчестве;

- умение выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослымипри решении различных музыкально-творческих задач;

- убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом.

Регулятивные

- умение принимать и сохранять цели и задачи творческой  деятельности, находить средства ее осуществления;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе исполнения вокальных произведений;

Познавательные

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- освоение способов решения проблем

поискового характера в процессе  исполнения и оценки музыкальных сочинений.

Предметные

- накопление специфических  знаний из области музыкальной грамоты, знаний о музыке;

- формирование основ музыкальной культуры;

- развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

1.2 Голосообразование

1

2.1 Звуки музыки

7

1

2.2 Музыкальные и шумовые звуки

1

2.3Сила звука

1

2.4Динамический слух

1

2.5Гортань человека

1

2.6Способность гортани человека издавать звуки

1

2.7Динамические оттенки

1

3.1 Звуковедение

8

1

3.2 Гласные и согласные

1

3.3 Фонетика речевых гласных

1

3.4 Пение согласных

1

3.5 Речевой диапазон

1

3.6 Требования к пению гласных

1

3.7 Фонетика речевых согласных

1

3.8 Пение согласных

1

4.1 Музыкальный звукоряд

8

2

4.2 Нотный стан

1

4.3 Запись нот на нотоносце

1

4.4 Запись нот на нотоносце

1

4.5 Клавиатура

1

4.6 Расположение нот на клавиатуре

1

4.7 Пение согласных

1

5.1 Отработка полученных вокальных навыков

9

1

5.2 Дыхание

1

5.3 Дыхание

1

5.4 Певческая установка и

1

5.5 Певческая позиция

1

5.6 Выдувание.

1

5.7 Количество воздуха необходимое для пения

1

5.8 Малое дыхание

1

5.9 Концертное выступление

1

ИТОГО:

34

4

32

2 класс

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Универсальные учебные действия

Теоретических (час)

Практических (час)

1.1 Вокальные упражнения

8

1

Личностные

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Метапредметные

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-навыки организации учащимся своей внеурочной деятельности;

- навыки постановкитворческойзадачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- умение определять наиболее эффективные способы достижения результатов в исполнительской и творческой деятельности.

Познавательные

- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

- освоение способов решения проблем

творческого характера в процессе восприятия, музыкальных сочинений.

Предметные

- формирование навыков исполнительской деятельности;

- развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, дикция, артикуляция, пение acapella, в ансамбле и др.);

- знания основ музыкальной грамоты;

- формирование общего представление о музыкальной картине мира;

- понимание роли и значения музыки в жизни школьника

1.2 Направление движения мелодии

1

1.3Правила вокальных упражнений

1

1.4Правильное дыхание

1

1.5 Дыхательные упражнения

1

1.6Точное интонирование

1

1.7Четкое произношение

1

1.8Ровность тембра

1

2.1 Длительности нот

8

1

2.2 Количество выдуваемого воздуха через голосовую щель

1

2.3 Ноты целые, половинные

1

2.4 Скорость выдуваемого воздуха

1

2.5 Ноты четвертные, восьмые

1

2.6 Запись половинных и целых нот

1

2.7 Запись восьмых и четвертных нот

1

2.8 Счёт

1

3.1 Гамма

7

1

3.2 Работа над звуком

1

3.3 Распевка

1

3.4 Организацияраспевки

1

3.5 Порядок распевки

1

3.6 До мажор - условная тональность

1

3.7 Скороговорка  

1

4. Пауза

4.1 Длительности пауз

4

1

4.2 Написание пауз

1

4.3 Счет пауз

1

4.4 Пение пауз

1

5. Дикция. Артикуляция

5.1 Взаимосвязь речи и пения

7

1

5.2 Умение говорить правильно

1

5.3 Артикуляция в пении

1

5.4 Интонация

1

5.5 Эмоциональное самочувствие

1

5.6 Голосовая активность

1

5.7 Концертное выступление

1

ИТОГО:

34

4

30

3 класс

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Универсальные учебные действия

Теоретических (час)

Практических (час)

1.Размер и дирижирование

1.1   Размер в музыке

8

1

Личностные

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры человека;

- воспитание творческой, нравственно-ориентированной личности;

- личностное самоопределение;

- умение задаваться вопросом о том, «какое значение имеют для меня внеурочные занятия», и уметь находить ответ на него.

Метапредметные

Коммуникативные

- учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов.

Регулятивные

- составление плана и последовательности действий;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик.

Познавательные

- освоение способов решения проблем

творческого и поискового характера в процессе  исполнения музыкальных сочинений;

- умение работать с разными источниками информации.

Предметные

- развитие умения воплощать музыкальные образы в исполнении вокально-хоровых произведений;

- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и её исполнения с помощью музыкально-ритмических движений;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;

- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной, - понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.

1.2   Дирижирование в размере две четверти

1

1.3    Размер две четверти

1

1.4 Пение в размере две четверти

1

1.5-1.8 Пение в размере две четверти

4

2.1 Элементы сольфеджио

10

1

2.2 Сольфеджио – основа пения по нотам

1

2.3Гамма

1

2.4Ступени

1

2.5 Тоника

1

2.6Устойчивые ступени

1

2.7 Неустойчивые ступени

1

2.8 Ля минор - условная тональность

1

2.9Нотные примеры в «Ля минор»

1

2.10 Пение  по нотам в «ля минор»

1

3. Вальс

3.1  Размер три четверти

8

1

3.2  Дирижирование в размере3 четверти

1

3.3 Сильные и слабые доли

1

3.4 Музыкальный  ритм

1

3.5-3.8  Пение вокальных произведений в размере 3 четверти

4

4.Марш

4.1 Размер четыре четверти

8

1

4.2 Дирижирование в размере4 четверти

1

4.3 Сильные и слабые доли

1

4.4Музыкальный  ритм

1

4.5-4.7 Пение вокальных произведений в размере 4 четверти

3

4.8 Концертное выступление

1

ИТОГО:

34

4

30

4 класс

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Универсальные учебные действия

Теоретических (час)

Практических (час)

1.Альтерация

1.1Повышение и понижение звуков

11

1

Личностные

- эмоциональное и осознанное отношение к музыке различных направлений: фольклору, классической и современной.

- умение устанавливать связи между целью внеурочной деятельностью и ее мотивом;

- нравственно-этическая ориентация.

Метапредметные

Коммуникативные

- социальная компетентность;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные

- умение применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Предметные

- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, художественных);

- получение опыта презентации индивидуального продукта в процессе концертных выступлений для родителей, участия в школьных, районных, городских мероприятиях.

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений;

- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров.

1.2 Диез, Бемоль

1

1.3Бекар

1

1.4Интервалы чистые, большие и малые

1

1.5 Прима, октава.

1

1.6  Кварта.

1

1.7  Квинта

1

1.8 Секунда. Интервалы большие и малые

1

1.9 Терция. Интервалы большие и малые

1

1.10 Секста. Интервалы большие и малые

1

1.11 Септима, Интервалы большие и малые

1

2.1 Хроматическая и целотонная гамма

4

1

2.2 Правильное  пение по нотам

1

2.3 Интонирование

1

2.4 Фальшь  и пути ее устранения

1

3.1 Сценическая культура

7

1

3.2 Жесты  вокалиста.

1

3.3 Правильная осанка.

1

3.4 Жестикуляция

1

3.5 Назначение жестов

1

3.6 Сочетание движений

1

3.7 Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки.

1

4.Движения  вокалистов под музыку

4.1 Элементы ритмики

5

1

4.2 Танцевальные движения

1

4.3 Эстетичность и сценическая культура

1

4.4 Движения вокалиста и сценический образ

1

4.5 Пластичность и статичность вокалиста

1

5.1 Сценический образ

7

1

5.2  Песенный образ

1

5.3 Манера движения, костюм исполнителя

1

5.4Мимика. Выражение лица, улыбка

1

5.5Владение собой, устранение волнения

1

5.6Репетиция вдохновения

1

5.7 Концертное выступление

1

ИТОГО:

34

4

30

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Коллективное хоровое музицирование»

Система отслеживания и оценивания результатов

Контрольные мероприятия

Контроль в рамках реализации программы  носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер. Оценке и контролю результатов обучения подлежат: формирование музыкальной культуры, музыкального вкуса; развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; освоение музыкальной грамоты; овладение практическими умениями и навыкамив пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;воспитание устойчивого интереса к музыке, потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании.

Владение нотной грамотой отслеживается в форме викторин конкурсов, творческих работ учащихся.

Владение вокальными средствами, знание репертуара выявляется, когда дети приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения.

Большой объем сценической практики позволяет детям лучше реализовать свой потенциал, поэтому концертно-исполнительская деятельность – это результат, по которому оценивают работу хорового коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Сценические выступления активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт-это финал концертной работы. На нём обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Виды контроля

- предварительный  -  диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью  освоения обучающимися вокальными  умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый  - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских,   окружных и российских мероприятий.

1 класс

Тема 1. «Введение в программу».

Просмотр учебных фильмов. Объяснение наблюдаемых явлений.

Предварительный контроль, диагностика способностей учащихся, наличие интереса вокальному искусству (слушание, пение).

Предполагаемые результаты:  развитие компетентностей художественно-эстетической направленности, формирование активной жизненной позиции.

Тема 2-3. «Звуки музыки. Звуковедение».

Наблюдение за демонстрациями учителя.Объяснение наблюдаемых явлений.Анализ проблемных ситуаций.

Текущий контроль, стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, хором).Индивидуальное и групповое прослушивание.

Предполагаемые результаты: проявление навыков вокально-хоровой деятельности: вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам.

Тема 4. «Музыкальный звукоряд».

Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.

Текущий контроль, занятия по теории, практические занятия в группе. Групповой опрос.

Предполагаемые результаты: владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата.

Тема 5. «Отработка полученных вокальных навыков»

Наблюдение за демонстрациями учителя.Анализ проблемных ситуаций.Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Итоговый контроль, сводные репетиции, концертное выступление.

Предполагаемые результаты: стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

2 класс

Тема 1.  «Вокальные упражнения»

Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ проблемных ситуаций.

Предварительный контроль, индивидуальная работа. Индивидуальное прослушивание.

Предполагаемые результаты: развитие компетентностей художественно-эстетической направленности; наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло).

Тема 2-4. «Длительности нот.  Гамма.  Пауза».

Просмотр учебных фильмов. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.

Текущий контроль, занятия по теории, практические занятия в группе. Групповой опрос.

Предполагаемые результаты: умение исполнять различные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Тема 5. «Дикция. Артикуляция»

Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений.Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Текущий контроль, индивидуальное и групповое прослушивание, концертное выступление.

Предполагаемые результаты: умение слушать паузы, правильно выполнять музыкальные и вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении.

3 класс

Тема 1-2. «Размер и дирижирование. Элементы сольфеджио».

Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.

Текущий контроль, занятия по теории, практические занятия в группе. Групповой опрос.

Предполагаемые результаты: усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков; умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.

Тема 3-4. «Вальс.  Марш».

Просмотр учебных фильмов. Наблюдение за демонстрациями учителя.Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Индивидуальное и групповое прослушивание, практические занятия в группе,концертное выступление.

Предполагаемые результаты: увеличение сценических выступлений, импровизация  движений под музыку, навыки ритмической деятельности, использование элементарных навыков ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию)

4 класс

Тема 1-2. «Альтерация. Хроматическая и целотонная гамма»

Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.

Текущий контроль, занятия по теории, индивидуальный опрос, индивидуальное прослушивание.

Предполагаемые результаты: умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса

Тема 2.«Сценическая культура»

Наблюдение за демонстрациями учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. Просмотр учебных фильмов.

Текущий контроль, импровизация в группе. Индивидуальное прослушивание.

Предполагаемые результаты: уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене; участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Тема 3-4.«Движения  вокалистов под музыку. Сценический образ».

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Анализ проблемных ситуаций.

Итоговый контроль, индивидуальное и групповое прослушивание, практические занятия в группе, сводные репетиции, концертное выступление.

Предполагаемые результаты: формирование активной жизненной позиции, повышение сценического мастерства, активное участие в концертной и пропагандистской деятельности, умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров, умение петь под фонограмму  и с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Приложение 1

Критерии и нормы контрольно-оценочной деятельности

С целью выявления уровня сформированности универсальных учебных действий в качестве текущего контроля (по четвертям) по курсам внеурочной деятельности в МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска» предусмотрена защита обучающимися мини-проекта. Уровни сформированности УУД отражаются в листах оценивания на текущий учебный год. Шкала оценивания предусматривает перевод уровней в баллы: повышенный - 3 балла, базовый - 2 балла, недостаточный - 1 балл. Результат за год рассчитывается как среднее арифметическое суммы баллов за выполненные мини-проекты. Итоговый результат отражается в таблице «Уровень сформированности УУД» по классам.

Критерии оценивания проектной деятельности

Форма аттестации

Мини-проект  

Форма проведения:

- комбинированная (письменная, устная защита проекта в виде презентации)

Длительность проведения:

Урок (45 минут), из них: подготовка проекта - 25 минут, длительность защиты проекта -до 12минут, обсуждение и ответы на вопросы -до 3 минут, подведение итогов - 5 минут

Контрольно-измер. материалы

Не предусмотрено

Возможное оценивание индивидуального учебного  проекта в системе «зач/ незач»

Система оценки «зачет / незачет»

Оценка результатов сдачи проекта оценивается по дихотомической системе: «зачтено» - «не зачтено». Проект считается выполненным, если обучающиеся выполнили поставленные цели и задачи проекта, ответили на теоретические вопросы

Приложение 2

Лист оценивания сформированности УУД

Класс  _____________  

Уровневая шкала: П - повышенный (3 балла), Б - базовый (2 балла), Н - недостаточный (1 балл)

№ п/п

ФИ

обучающегося

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели и ставить задачи деятельности (индивидуальной или групповой)

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать эффективные способы решения задач (индивидуальной или групповой)

Умение самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности (индивидуальной или групповой)

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Владение основами самоконтроля, самооценки

I

II

III

IV

Год

I

II

III

IV

Год

I

II

III

IV

Год

I

II

III

IV

Год

I

II

III

IV

Год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28


Лист оценивания сформированности УУД

Класс___________

Уровневая шкала: П - повышенный (3 балла), Б - базовый (2 балла), Н - недостаточный (1 балл)

№ п/п

ФИ

обучающегося

Познавательные УУД

Смысловое чтение

Умение создавать, применять знаки и символы для решения познавательных задач

Умение определять понятие, обобщать

Умение устанавливать аналогии, классифицировать

Развитие мотивации к овладению культурой использования поисковых систем

I

II

III

IV

Год

I

II

III

IV

Год

I

II

III

IV

Год

I

II

III

IV

Год

I

II

III

IV

Год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


Лист оценивания сформированности УУД

Класс___________

Уровневая шкала: П - повышенный (3 балла), Б - базовый (2 балла), Н - недостаточный (1 балл)

№ п/п

ФИ

обучающегося

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в группе

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

I

II

III

IV

Год

I

II

III

IV

Год

I

II

III

IV

Год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гум.изд.центр ВЛАДОС, 2000г. - 334 с.
  2. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах/Байбородова. - М.: Просвещение,2014.-177 с.
  3. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989. – 365 с.
  4. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте общего образования / П.В.Степанов,  И.В.Степанова. – М.: Центр Педагогический поиск, 201. – 96 с.
  5. История и культура народов Южного Урала: методич. пос, / Е. И. Артюшкина, Челябинск: АБРИС.2010.-112 с.
  6. Методические рекомендации по учёту национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями общеобразовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В.Н.Кеспиков, М.И.Солодкова и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
  7. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.
  8. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ» – М.: «Музыка», 1998.-120с.
  9. Соколова, Е. Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста /Е.Соколова// Искусство в школе.-2014.-№3.-С.19-22
  10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1987. – 542 с.
  11. Теплов Б.М.Психология музыкальных способностей.- М. Наука, 2003 –377 с.
  12. Циос, Л. Л. Музыкальная игра «Что? Где? Когда?» / Л.Л.Циос // Искусство. Всё для учителя! – 2015.-№8.-С.15-19

Литература для детей и родителей

  1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.
  2. Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2001г. – 222 с.
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. – 238 с.
  4. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.
  5. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская сувениров» 13-18 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская сувениров» 13-18 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 6-7 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; bac...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые руки» 8-12 лет учебный год 2017-2018 @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115%; ba...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов « Умелые ручки» на 2017-2018 учебный год (базовый уровень)

    Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на осно...