Картотеки
методическая разработка
Картотека предназначена для включения упражнений в образовательный процесс и относится к здоровьесберегающим технологиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека «Дыхательные упражнения» | 48.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 10 «Светлячок» города Заринска
Картотека «Дыхательные упражнения»
Разработчик: Звонкова О. А.,
музыкальный руководитель
Заринск, 2020
Карточка № 1
Упражнение «Ладошки»
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То спокойно выдыхаем.
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.
На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох. На счет 4 делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд.
Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
Карточка № 2
Упражнение «Погончики»
Вот погоны на рубашке,
Темный кожаный ремень.
Я теперь не просто мальчик –
Летчик я военный!
Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.
На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) – вдох!
Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса – выдох уходит пассивно.
Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
Карточка № 3
Упражнение «Насос»
(«Накачиваем шины»)
По шоссе летят машины-
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и расслаблены.
На счет "раз" слегка наклоняемся вниз руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох. Опускаются вниз верхняя часть туловища, т.е. наклон осуществляется за счет округленной спины, ноги прямые.
«Два»- выпрямились, но не полностью, т.е. спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулившись,- выдох ушел пассивно.
Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.
Карточка № 4
Упражнение «Кошка»
(приседание с поворотом)
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь ее немножко –
Сразу замурлычет … (кошка)
Дети стоят ровно и прямо; ступни ног уже, чем на ширине плеч; руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.
На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем 1 раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти рук одновременно делают хватательные движения (кулачки резко сжимаются) – вдох!
Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идет» обратно, - выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку»
На счет «два» - в левой конечной точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают
хватательное движение слева – с шумным и коротким вдохом через нос.
Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.
Карточка № 5
Упражнение «Обними плечи»
(вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровне груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник - вдох!
Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнять эти упражнения 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха. Это норма для ребенка 3-6 лет.
Карточка № 6
Упражнение «Большой маятник»
(«Игрушки-неваляшки»)
Наклонилась неваляшка,
Но упасть – не упадет,
Даже если кот мой Яшка
Неваляшку в бок толкнет.
В бок толкнет игрушку он
И в ответ услышит звон.
Интересно очень Яшке,
Что внутри у неваляшки?
Дети стоят ровно и прямо, голова слегка опущена (смотреть на ступни своих ног). Руки свободно висят перед собой кистями к коленям. Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи».
На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся к коленям – вдох! (как в упражнение «Насос»). Возвращаемся в исходное положение (выдыхая и полностью выпрямляясь), но и слегка откидываемся назад, прогибаясь в пояснице, на счет «два» запрокидываем голову вверх и сверху, «с потолка», - вдох! Мы себя как бы обнимаем. Во время поклона нельзя низко кланяться, кисти рук не должны доходить до колен.
Получается так: руки к коленям – вдох «с пола», руки к плечам – вдох «с потолка».
Норма: 4 раза по 4 движения-вдоха.
Карточка № 7
Упражнение «Повороты головы»
(«Вправо-влево»)
Ежик по лесу гулял
И цветочки собирал.
Справа – белая ромашка,
Слева – розовая кашка.
Как цветочки пахнут сладко!
Их понюхают ребятки.
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.
На счет «раз» слегка поворачиваем голову вправо – «вдох»! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево тоже вдох! Шея во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободна. Болевых ощущений не должно быть. Нужно с осторожностью подходить к выполнению этого упражнения.
Упражнение можно делать сидя.
Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
Карточка № 8
Упражнение «Ушки»
(«Ай-ай», или «Китайский болванчик»)
Ай-ай-ай!
Проказник мишка
Разбросал по лесу шишки!
Будем головой качать,
Носом правильно вдыхать.
Дети стоят ровно и прямо, смотрят прямо перед собой. Руки висят вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч.
На счет «раз» слегка наклонить голову к правому плечу – вдох! Затем, не останавливая голову посередине, на счет «два» слегка наклонить голову к левому плечу – тоже вдох! О выдохе не думать, он уходит в промежутках между наклонами-вдохами. Плечи не поднимаются. Упражнение можно выполнять сидя.
Норма: 4 раза по 4 вдоха - движения.
Карточка № 9
Упражнение «Маятник головой»
(«Малый маятник»)
Тик-так! Тик-так! Стучат часы,
И маятник качается.
У наших добрых малышей
День новый начинается!
Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз (посмотреть в пол) – вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в и. п.) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) – вдох!
Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная.
Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
Карточка № 10
Упражнение «Цветок»
Упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов.
И.п.- стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.
Упражнение «Собачка»
( закаливание зева)
И. п. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь, охлаждение зева (как это делает собачка).
Карточка № 11
Упражнение «Лягушка»
(оздоровительное упражнение для верхних дыхательных путей)
К нам лягушка прискакала, Шлепают ладошками по коленям.
Тихо- тихо прошептала:
-Ква-а-а! Ква-а-а! Шлепают ладошкой по рту.
Услыхали комары, Гладят носик.
Засмеялись:
-Хи-хи-хи! Произносят на выдохе.
Мошки услыхали,
Громко зажжужали:
-Ж-ж-ж! Барабанят ладошками по груди.
Лягушка не стерпела,
Громко так запела:
- Ква-а-а! Ква-а-а! Громко проговаривают слова.
Карточка № 12
Упражнение «Чудак»
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
Педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.
Карточка № 13
Упражнение «Куры»
Бормочут куры по ночам,
Бьют крыльями: тах-тах.
Поднимем крылья мы к плечам,
Потом опустим так.
И. п.: стоя. Наклониться, пониже опустив голову. Произнося «тах - тах», одновременно похлопывать себя по коленям — выдох. Выпрямиться, подняв руки к плечам, — вдох.
Повторить 3— 5 раз.
Упражнение «Жук»
Усы раздвинув смело,
Жуки жужжат в траве.
«Ж-ж-у, — сказал крылатый жук,—
Посижу и пожужжу».
И. п.: сидя, скрестив руки на груди. Опустить голову. Сжимать грудную клетку, произнося «ж-ж-ж», — выдох. Развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать прямо — вдох. Повторить 4—5 раз.
Карточка № 14
Упражнение «Подуем на плечо»
Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою.
Подуем и на грудь мы
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака
И остановимся пока.
Потом повторим все опять,
Раз, два, три, четыре, пять.
И. п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой — подуть на плечо. Голова прямо — вдох. Голову вправо — выдох трубочкой. Голова прямо — вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо — вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
Повторить 2—3 раза.
Карточка № 15
Упражнение «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.
«Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Упражнение «Бегемотик»
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение «Снегопад»
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Карточка № 16
Упражнение «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторите с ребенком 3-5 раз.
Упражнение «Вырасти большой»
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!
Повторить 4-5 раз.
Упражнение «Листопад»
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Карточка № 17
Упражнение «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: дети стоят прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Упражнение «Ворона»
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Карточка № 18
Упражнение «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться.
Упражнение «Каша кипит»
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф».
Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Дерево на ветру»
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Упражнение «Пушок»
Привязать на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Карточка № 19
Упражнение «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Упражнение «Насос»
Резко наклониться 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по 6-8 раз в каждую сторону)
Упражнение «Качели»
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Карточка № 20
Упражнение «Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Упражнение «Аист»
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Карточка № 21
Упражнение «Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
Упражнение «В лесу»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Карточка № 22
Упражнение «Веселый мячик»
Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед со звуком у-х-х-х – выдохнуть, затем догнать мяч (4-5 раз)
Упражнение «Дудочка»
Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно вдох с произнесением звука п-ф-ф-ф (4 раза)
Упражнение «Петушок»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны и вздохнуть, затем похлопать по бедрам со словами ку-ка-ре-ку – выдох (4 раза)
Карточка № 23
Дыхательная гимнастика «Любимый носик»
Цель: научить детей дыханию через нос, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
А сейчас без промедления
Мы разучим упражнения,
Их, друзья, не забывайте
И почаще повторяйте.
1.Погладить свой нос от крыльев к переносице – вдох, обратно – выдох (5 раз)
Вдох – погладить свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох – и обратно
Пальцы наши просятся.
2.Сделать вдох левой ноздрей; правая – закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз)
Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.
Попеременно ноздри при этом закрывай.
Сиди красиво, ровно, спинка – прямо.
И насморк скоро убежит, ты так и знай!
3.Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза)
Дай носу подышать,
На выдохе мычи.
Звук [м] мечтательно пропеть старайся,
По крыльям носа пальцами стучи
И радостно при этом улыбайся.
Карточка № 24
Упражнение «Филин»
И. П.—сидя на гимнастической скамейке, стуле.
Сидит филин на суку Вдох.
И кричит: «Бу-бу-бу!» Выдох.
Упражнение «Шарик красный»
И. П.—сидя на гимнастической скамейке, стуле.
Воздух мягко набираем, Вдох.
Шарик красный надуваем. Выдох.
Шарик тужился, пыхтел, Вдох.
Лопнул он и засвистел: «Т-сс!» Выдох.
Карточка № 25
Упражнение «Поехали»!
Завели машину - Вдох.
Р-Р... Р-Р... Выдох.
Накачали шину Вдох.
Ш-Ш... Ш-Ш... Выдох.
Улыбнулись веселей Вдох.
И поехали быстрей.
Р-Р... Р-Р... Выдох
Упражнение «Дрова»
И.П.—стойка ноги врозь, руки над головой в «замок».
Раз дрова, Наклон вперед, на выдохе
Два дрова, произнося «Ух!»
Раскололся ствол едва!
Бух дрова, При выпрямлении – вдох.
Бах дрова!
Вот уже полена два.
Карточка № 26
Упражнение «Погреемся»
Сильный мороз Заморозил наш нос. Носик погреем, Подышим скорее. | Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо. |
Отогрели нос, А подбородок замерз. | Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю, длительно бесшумно подуть вниз на подбородок. |
Ладошки погреем – Дышим веселее! | Выдох на ладошки, произнося звук «фа». |
Мерзнут ножки наши? Весело попляшем! | Дети выполняют приседания, произнося слог «ух». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека "Автоматизация звуков"
Карточки для автоматизации звуков Р, Л в словах, сложных словах...
Картотека музыкального руководителя
Музыкально-дидактические игры...
Картотека музыкального руководителя
Музыкально-дидактические игры...
Методическая картотека
Методическая картотека-это своеобразный паспорт педагогического мастерства учителей школы. Создание методической картотеки педагогического коллектива позволит избежать формализма в работе школьн...
Картотека учебных приемов.
КАРТОТЕКА УЧЕБНЫХ ПРИЕМОВ И ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ по курсу биологии 8 класса "Человек и его здоровье". В картотеке собраны материалы по всем разделам курса, позвол...
Картотека учебников
Список учебников по всем предметам, имеющихся в наличии...
Картотека учебников
Список учебников по всем предметам, имеющихся в наличии...