"Музыкальные инструменты России"
план-конспект урока по музыке

Алла Николаевна Судженко

Материал к уроку музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty_rossii.docx16.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   

                  Открытый урок по музыке

   Тема: «Музыкальные инструменты России»

  1. Приветствие учащихся попевкой «Здравствуйте, ребята».
  2. Беседа по пройденной теме.

               На прошлом уроке мы говорили о том, что в народных песнях  глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших веков до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни.                                                                                                                                                                                        Почему мы называем песни летописью народа?        

Правильно, все песни, действительно, разные.

  Семейно-бытовые – это те песни, которые сопровождали все важные события семейной жизни  и быт древних славян.

Здесь все – и рождение ребенка, и свадьба, и все праздники.

Какие по характеру свадебные песни?

Трудовые песни – какие они, зачем нужны были эти песни?

Да, трудовые песни объединяли единым ритмом работу многих людей:

-  Раз, два, взяли!  Еще дружно!  Раз, два, сильно! По характеру эти песни протяжные, сдержанные, потому как и сочинялись они в основном в процессе труда.

Исторические песни и былины. Между собой они очень похожи. По сравнению с былиной историческая песня отличается более точным отражением  событий, в ней отсутствует фантастика.

Каждая эпоха оставляла свои песни. В народе сохранились песни о борьбе с татарами , о завоевании Сибири        , о восстаниях Емельяна Пугачева и Степана Разина, ну и ,конечно ,о Вов.

Патриотические песни- песни о славных походах русской армии, о храбрости дружины, о походах, военных сражениях.

Хороводные песни – они были связаны с календарными праздниками и обрядами. В хороводах принимали участие девушки, , юноши , женщины, старики.

Какую роль сыграла русская народная песня в творчестве композиторов таких как  М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, Г.В.Свиридов?

Да, народная песня как живой источник всегда вдохновляла композиторов. И как сказал один из композиторов: «Музыку сочиняет народ , а мы композиторы её оранжируем»

                                                        

        Музыкальные инструменты России

С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком  музыкальные инструменты. Как они появились? Оказывается, процесс создания музыкальных инструментов любого народа связан с жизнью:   человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударам дубинок по сухим  стволам деревьев, свисту срезанной камышинки. Любой материал ( глина, береста, тростник, кожа)  мог зазвучать если к нему прикасались умелые руки. И практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение.

  Самый древний и самый простой музыкальный инструмент- гусли.  Гусли бывают  звончатые – это треугольный или трапециевидный ящик, который при игре становился на колени  музыканта. Струн было немного – от 7 до 13. Если музыкант играл мелодию, он поочередно защипывал струны пальцами. А если он сопровождал пение аккордами, он зажимал и приглушал те струны, звуки которых были не нужны.

 Щипковые гусли – устроены намного сложнее. У них 60 струн.

                 «Танец струн»-  гусли.

 Летом 1830 года мастеровой Иван Сизов поехал на ярмарку в Новгород и там услышал гармонику .Сизов выторговал её, тогда ещё очень дорогую, и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего сложного нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же.

 Конечно, об этом узнали сразу же все родственники и знакомые. Тула всегда славилась мастерами. И очень скоро изготовление гармоник стало повальным увлечением. Открылись  сначала кустарные мастерские по изготовлению гармоник, затем и фабрики .Сам  Иван Сизов тоже не ограничился одной гармоникой  и также наладил фабричный выпуск.

 Производство перекинулось и в другие города. Так появились  саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская – да всех не перечислишь!

«Барыня», «Елецкого»  -гармоника.

Рожок народный мундштучный инструмент, называемый также пастушьим рожком. Исполнители на русских пастушьих рожках называются рожечниками.

          «Владимирский рожок» - видеозапись с Ярославского

 Фестиваля.

Смотрите – гусли звончатые, какие ещё инструменты увидите, запоминайте.

                       2.Ансамбль «Играй, рожок»  Калужская обл.

                      3. Ансамбль рожечников Владимирского музыкального колледжа.

Следующая история произошла более чем сто лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову  пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать музыкальный инструмент. Но когда мастер посмотрел на чертежи, которые принес ему скрипач, он страшно рассердился. Как так, ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской , скомороший инструмент! Да он не стоит дерева, на него затраченного! И при этом молодой человек настаивает, чтобы инструмент был изготовлен из лучших сортов дерева, которые мастер годами  выдерживал, чтобы делать из них благородные скрипки и виолончели! Это же недоразумение какое-то , а не инструмент!

 И  рассердившийся мастер сказал, что если господину Андрееву угодно , он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где тот продается вместе со спичками и солью!

  Какой же музыкальный инструмент предложил сделать Иванову Андреев?    (Балалайку) И тогда Андреев показал свое мастерство.

Иванов был потрясен игрой . А ещё ему понравилось, что Андреев хочет  «наладить» русские народные инструменты.

  Виртуозное исполнение на балалайке  Архиповский.

Идем ближе к нашей области- Колесная лира. Обратите внимание, как сочетаются тембры человека и инструмента.

«Тимоня» - запись 1969 года.

«Кугиклы»

«Двойная жалейка»

«Наигрыш на калюках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме « Музыкальные инструменты России»

Цель: углубить знания детей о мире русской народной  культуры с помощью народной инструментальной музыки.Задачи-воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки...

Цикл лекций "Музыкальные инструменты России"

Эти лекции знакомят  учащихся с музыкальными инструментами разных  народов, населяющих просторы нашей России....

Конспект урока по музыка в 4 классе. Тема: "Музыкальные инструменты России".

Цель урока: пробудить интерес к игре на простейших музыкальных инструментах. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки, через историю своего народа. На уроке и...

Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

Конспект урока в 4 классе по теме - Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Музыкальные  инструменты России. Оркестр народных инструментов....

Музыка моего народа. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

расширение музыкального кругозора учащихсязнакомство с русскими народными инструментам и историей их появления;закрепление навыков игры на народных инструментах;нравственное воспитание уч-ся,...