Современный урок музыки в школе
опыты и эксперименты по музыке
В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок,
созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_muzyki_v_shkole.docx | 22.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на августовском чтении, 2017 г.
«Современный урок музыки в школе»
В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок,
созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.
На уроках музыки учитель становится посредником между учениками и музыкой. Ещё Дмитрий Борисович Кабалевский говорил: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».
Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.
Сегодня из приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.
Стандарты второго поколения уходят от парадигмы получения только знаний, все понятия ведут к личному развитию ребенка.
Урок обязательно должен вызывать эмоциональный отклик. Если же переживания так и не возникли и всё, что происходило на уроке, оказалось простым и понятным, то, скорее всего, этот урок оставил лишь «осадок» в памяти, а в душе - незаполненную нишу.
На мой взгляд сегодня главное на уроке музыки – не умение «разобрать по запчастям» оперу, симфонию…, а уметь найти то главное зерно, стержень, которые составляют любое произведение не только музыкальное.
Сегодня очень важным является – формирование у обучающихся творческого отношения к действительности, где действительность предстает как система взаимоотношений с миром, с культурой.
Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.
В этом нам и помогают современные технологии.
Начинающий учитель придя в школу начинает вырабатывать свою стратегию проведения урока музыки. Это зависит от различных факторов: общий уровень класса, возможность музыкального кабинета и т. д. да и желание самого учителя.
Конечно гораздо проще провести урок в традиционной форме, нежели с применением современных технологий, т.к. такой урок требует от учителя большей подготовки, умения быстро выкручиваться из различных ситуаций, грамотно вести за собой класс и самое главное это понимание самого учителя того что он делает на уроке. При подготовке к каждому уроку и даже виду деятельности учитель всегда должен задавать вопрос: ЗАЧЕМ Я ЭТО ДЕЛАЮ? КАКОВ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
2. Я для себя сегодня определила приоритетным работу по технологии:
совместной продуктивной творческой деятельности
Урок в данной образовательной технологии строится по следующей формуле: чувства – мысли – действия, от игры к творчеству, результатом которого будет определенный продукт.
Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего возраста.
Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:
- принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
- принцип культуросообразности;
- принцип природосообразности (от игры к творчеству);
- принцип единства воспитания и образования,
- принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
- комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
- одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязания).
В процессе творческой деятельности учащиеся выступают в роли композиторов, музыкантов, дирижеров, актеров-исполнителей, создают рисунки, сочиняют стихи….
Мной в данной технологии применяется: работа в группах.
Групповая форма организации учебной работы на уроке изначально предполагает подготовительные мероприятия и действия:
- на первоначальном этапе урока класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, или учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;
- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, выполняя его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;
- на протяжении урока состав группы может меняться, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;
- в конце урока учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого участника группы (оценивает как учитель, так и члены группы).
Таким образом, оценивается не только результат выполнения поставленной задачи на уроке, но и работа группы.
Положительное воздействие на ученика группы в том, что:
- отношения между детьми, складывающиеся в группах, приучают их выполнять существующие социальные нормы, которые несут в себе ценностные ориентиры, устанавливающиеся личностью;
- группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;
- от участников группы ученик получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять всё положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;
- группа даёт ребёнку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.
- ребята оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микро коллективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.
Факторы, влияющие на эффективность работы групп:
- групповые нормы - неформальные правила, которые устанавливают члены группы с целью регламентирования поведения каждого члена группы;
- размер группы - от 6 –10 человек принимают более удачные решения, чем большие, но малые группы от 2 - 5 человек имеют больше возможностей достичь консенсуса в противоречивых вопросах;
- состав группы – вынесение решений вопросов на рассмотрение группы должно рассматриваться с разных точек зрения, учитывая мнение каждого;
- сплочённость – должна присутствовать симпатия каждого члена группы по отношению к другим и желание быть членом данной группы;
- конфликтность - разнообразие мнений способствует более эффективному решению проблем, но повышает риск вероятности конфликта;
- статус членов группы – статус личности в группе может определяться рядом факторов: по возрастным критериям, по успеваемости, информированности и т.д.
Типы групп:
- разнородные группы: формируются по принципу: один «сильный», два «средних» и один «слабый» ученик, при этом в группе желательно присутствие девочек и мальчиков. Достоинства данного типа:
1. Обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;
2. «Слабые» попадают под опеку «сильных» и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;
3. В каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.
- тематические группы: в состав входят ученики с разными точками зрения.
- базовые группы: формируемая учителем на длительный срок, в соответствии с некоторыми принципами:
1. Группы формируются в начале учебного года/четверти/месяца;
2. Группа должна быть разнородной, т. к необходимо избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.
- произвольные группы, которые подразумевают деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет и т.п.). Преимущества типа:
- Гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;
2. Уместно использовать такой способ деления групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;
3. Процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры;
4. При временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.
Так чему же учит групповая работа?
- сотрудничать,
- ставить вопросы,
- решать проблемы,
- договариваться,
- слушать других,
- убеждать других,
- отвечать за себя.
Плюсы:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
Минусы:
- Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
- В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
Итак, из опыта применения групповой работы на своих уроках, я хотела бы отметить, что групповая работа способствует развитию коммуникативной компетентности и даёт возможность для самореализации в конкретном виде работы. Только в сотрудничестве (ученик – субъект + объект) легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности ребёнка, повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Современные музыкальные направления на уроке музыки в школе".
Статья на тему о введении в урок музыки в общеобразовательной школе современных музыкальных направлений....
Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)
В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...
"Современные музыкальные направления на уроке музыки в школе."
Часто увлечение современной музыкой вызывает неприяние ничего другого....
Современный урок музыки в школе
Современный урок музыки в школе...
Современный урок музыки в начальной школе в свете внедрения ФГОС.
Выступление на педсовете...
Современные задачи на уроках музыки в школе
для работы молодому учителю...
статья на тему:" Современный урок музыки в средней школе"
статья на тему:"Какой он современный урок музыки"...