Современный урок музыки в школе
опыты и эксперименты по музыке

Мехоношина Юлия Николаевна

В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок,

созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_muzyki_v_shkole.docx22.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на августовском чтении, 2017 г.

«Современный урок музыки в школе»

В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок,

созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.

На уроках музыки учитель становится посредником между учениками и музыкой.  Ещё Дмитрий Борисович Кабалевский говорил: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».

Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

  Сегодня из приоритетных средств реализации содержания школьного образования признаются такие, которые позволяют непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствуют пониманию множественности проявлений мира. Такие средства основываются на взаимодействии учителя и учащихся.

Стандарты второго поколения уходят от парадигмы получения только знаний, все понятия ведут к личному развитию ребенка. 

      Урок обязательно должен вызывать эмоциональный отклик. Если же переживания так и не возникли и всё, что происходило на уроке, оказалось простым и понятным, то, скорее всего, этот урок оставил лишь «осадок» в памяти, а в душе - незаполненную нишу.  

На мой взгляд сегодня главное на уроке музыки – не умение «разобрать по запчастям» оперу, симфонию…, а уметь найти то главное зерно, стержень, которые составляют любое произведение не только музыкальное.

Сегодня очень важным является – формирование у обучающихся творческого отношения к действительности, где действительность предстает как система взаимоотношений с миром, с культурой.

  Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

 

В этом нам и помогают современные технологии.

Начинающий учитель придя в школу начинает вырабатывать свою стратегию проведения урока музыки. Это зависит от различных факторов: общий уровень класса, возможность музыкального кабинета и т. д.  да и  желание самого учителя.

Конечно гораздо проще провести урок в традиционной форме, нежели с применением современных технологий, т.к. такой урок требует от учителя большей подготовки, умения быстро выкручиваться из различных ситуаций, грамотно вести за собой класс и самое главное это понимание самого учителя того что он делает на уроке. При подготовке к каждому уроку и даже виду деятельности учитель всегда должен задавать вопрос: ЗАЧЕМ Я ЭТО ДЕЛАЮ? КАКОВ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

2.   Я для себя сегодня определила приоритетным работу по технологии:

совместной продуктивной творческой деятельности

Урок в данной образовательной технологии строится по следующей формуле: чувства – мысли – действия, от игры к творчеству, результатом которого будет определенный продукт.

Данная технология позволяет формировать систему поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего возраста.

Технология  продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

  • принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип природосообразности (от игры к творчеству);
  • принцип единства воспитания и образования,
  • принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
  • комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
  • одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязания).

В процессе творческой деятельности учащиеся выступают в роли композиторов, музыкантов, дирижеров, актеров-исполнителей, создают рисунки, сочиняют стихи….

Мной в данной технологии применяется: работа в группах.


Групповая форма организации учебной работы на уроке изначально предполагает подготовительные мероприятия и действия:

- на первоначальном этапе урока класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, или учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

- каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, выполняя его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

- на протяжении урока состав группы может меняться, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

- в конце урока учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого участника группы (оценивает как учитель, так и члены группы).

Таким образом, оценивается не только результат выполнения поставленной задачи на уроке, но и работа группы.

Положительное воздействие на ученика группы в том, что:

- отношения между детьми, складывающиеся в группах, приучают их выполнять существующие социальные нормы, которые несут в себе ценностные ориентиры, устанавливающиеся личностью;

- группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;

- от участников группы ученик получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять всё положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;

- группа даёт ребёнку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития.

- ребята оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микро коллективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы.

Факторы, влияющие на эффективность работы групп:

- групповые нормы - неформальные правила, которые устанавливают члены группы с целью регламентирования поведения каждого члена группы;

- размер группы - от 6 –10 человек принимают более удачные решения, чем большие, но малые группы от 2 - 5 человек имеют больше возможностей достичь консенсуса в противоречивых вопросах;

- состав группы – вынесение решений вопросов на рассмотрение группы должно рассматриваться с разных точек зрения, учитывая мнение каждого;

- сплочённость – должна присутствовать симпатия каждого члена группы по отношению к другим и желание быть членом данной группы;

- конфликтность - разнообразие мнений способствует более эффективному решению проблем, но повышает риск вероятности конфликта;

- статус членов группы – статус личности в группе может определяться рядом факторов: по возрастным критериям, по успеваемости, информированности и т.д.

Типы групп:

- разнородные группы: формируются по принципу: один «сильный», два «средних» и один «слабый» ученик, при этом в группе желательно присутствие девочек и мальчиков. Достоинства данного типа:

1. Обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;

2. «Слабые» попадают под опеку «сильных» и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;

3. В каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.

- тематические группы: в состав входят ученики с разными точками зрения.

- базовые группы: формируемая учителем на длительный срок, в соответствии с некоторыми принципами:

1. Группы формируются в начале учебного года/четверти/месяца;

2. Группа должна быть разнородной, т. к необходимо избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.

- произвольные группы, которые подразумевают деление на группы по произвольному признаку (месяц рождения, любимый цвет и т.п.). Преимущества типа:

  1. Гарантируется максимальная объективность деления на группы, поскольку оно носит случайный характер;

2. Уместно использовать такой способ деления групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;

3. Процесс формирования групп таким способом вносит разнообразие и элемент игры;

4. При временном переходе из базовой группы в произвольную ученики получают разные социальные роли.

Так чему же учит групповая работа?

- сотрудничать,

- ставить вопросы,

- решать проблемы,

- договариваться,

- слушать других,

- убеждать других,

- отвечать за себя.

Плюсы:

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.

Минусы:

  • Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  • Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
  • В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Итак, из опыта применения групповой работы на своих уроках, я хотела бы отметить, что групповая работа способствует развитию коммуникативной компетентности и даёт возможность для самореализации в конкретном виде работы. Только в сотрудничестве (ученик – субъект + объект) легче учесть индивидуальные потребности, интересы и способности ребёнка, повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные музыкальные направления на уроке музыки в школе".

Статья на тему о введении в урок музыки в  общеобразовательной школе современных музыкальных направлений....

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

"Современные музыкальные направления на уроке музыки в школе."

Часто увлечение современной музыкой вызывает неприяние ничего другого....

Современный урок музыки в школе

Современный урок музыки в школе...

Современные задачи на уроках музыки в школе

для работы молодому учителю...

статья на тему:" Современный урок музыки в средней школе"

статья на тему:"Какой он современный урок музыки"...