Урок музыки 7 класс "Циклические формы. Сюита"
методическая разработка по музыке (7 класс)
Методическая разработка урока музыки для 7 класса на тему "Циклические формы. Сюита"
Подготовка: разучить любой старинный танец с учащимися; предложить поиск материала по темам "Соната", "Симфония", "Концерт", в историческом ракурсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 1.83 МБ |
Информационная карта | 15.44 КБ |
Раздаточный материал "Эмоциональный словарь" | 14.03 КБ |
План урока | 18.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Gaudeamus
Кроссворд : повторение пройденного
Музыкальная загадка
Циклические формы в музыке. Сюита
Соната Симфония Малые циклические формы Сюита
Бальные танцы
Англез «Прихоть мистера Бевериджа »
Альфред Шнитке. Сюита в старинном стиле
Менуэт Иоганн Себастьян Бах Альфред Шнитке
«Россия» Слова: Н . Осошник Музыка: В . Осошник .
Предварительный просмотр:
Информационная карта урока
Тема: «Циклические формы в музыке» 7 класс. | ||||
Тип урока: комбинированный, получение и обобщение новых знаний. | ||||
Целеполагание для ученика | Целеполагание для учителя | |||
1. Подготовить материалы по теме «циклические формы» 2. Знать приёмы музыкальной драматургии в инструментальных жанрах. 3. Уметь сформулировать эмоционально-ценностную позицию и научиться высказывать свою точку зрения о собственных предпочтениях в музыке. 4. Научиться применять полученные знания на примере предложенных музыкальных произведений.
| 1. Предметные цели - закрепить представления о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения; - выяснить значение понятия «циклическая форма»; - акцентировать внимание на лучших образцах танцевальной сюиты; - научить понимать музыку, принимая во внимание многообразие способов изложения. 2. Цели, развивающие личностную мотивацию - создать условия для возникновения интереса к разным видам музыкального искусства; - способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и понимания музыки; - формировать у учащихся представления о нравственных, эстетических ценностях. | |||
Опорные понятия, термины | ||||
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ: соната, симфония, сюита, концерт. | ||||
Этапы урока | Время | Деятельность обучающихся | Дидактическое обеспечение | |
1. Организационный момент 2. Повторение пройденного – решение кроссворда. 3. Определение темы урока 4. Определение цели и задач урока 5. Знакомство с материалом 6. Акцент на жанре сюиты. 7. Погружение в атмосферу. 8. Знакомство с сюитой А. Шнитке 9.Сравнение менуэтов из сюит И.С. Баха и А. Шнитке. 10. Рефлексия. | 4 мин. 6 мин. 3 мин. 2 мин. 8 мин. 2 мин. 3 мин. 7 мин. 5 мин. 3 мин. | Рассадка, приветствие, исполнение песни «Гаудеамус», рассадка. Решение кроссворда. Прослушивание музыкального отрывка и определение темы урока. Мозговой штурм, активное обсуждение. Выступления детей по теме. Объяснения практического применения сюиты. Танец. Слушание музыки, обсуждение. Рассказ детей об истории создания сюиты А. Шнитке. Мозговой штурм, активное обсуждение. Выводы, итоги урока. Исполнение песни (по времени) | Компьютерная презентация Ватман на доске, маркер. |
Предварительный просмотр:
РАДОСТНО
Весело
Празднично
Звонко
Звучно
Блестяще
Бодро
Игриво
Бойко
Легко
Живо
Полётно
Ослепительно
Ярко
Лучисто
ТАИНСТВЕННО
Вкрадчиво
Причудливо
Фантастически
Загадочно
Скрыто
Затаенно
Странно
Прихотливо
ТОРЖЕСТВЕННО
Величественно
Триумфально
Победно
Призывно
Величаво
Ликующе
Восторженно
Грандиозно
Жизнеутверждающе
Оптимистично
РОБКО
Застенчиво
Смущенно
Кротко
Осторожно
Боязливо
Растерянно
По-детски
ВЗВОЛНОВАННО
Обеспокоенно
Тревожно
Сметено
СОСРЕДОТОЧЕННО
Сдержанно
Размеренно
Серьёзно
Строго
ШИРОКО
Размашисто
Наполнено
Объёмно
Масштабно
Просторно
ВЛАСТНО
Воинственно
Сурово
Чеканно
Повелительно
Волевой
РЕЗКО
Грубо
Гневно
Яростно
Неистово
ЭНЕРГИЧНО
Мужественно
Решительно
Смело
Сильно
Твердо
Упруго
Гордо
Неумолимо
С достоинством
Настойчиво
Воинственно
Властно
Уверенно
Неотступно
Непоколебимо
СУМРАЧНО
Хмуро
Угрюмо
Мрачно
Скрыто
Глухо
Тоскливо
Приглушенно
ТЯЖЕЛО
Грузно
Громоздко
Монументально
Мощно
Напряжённо
Напористо
Тягуче
Насыщенно
Массивно
ГРОЗНО
Драматично
Трагично
Зловеще
Траурно
НЕЖНО
Ласково
Любовно
Деликатно
Благородно
Трогательно
Приветливо
Чисто
ПОЭТИЧНО
Возвышенно
Мечтательно
Одухотворенно
Душевно
Сердечно
Трепетно
Напевно
Проникновенно
Чутко
Лирично
Заворожено
СПОКОЙНО
Мирно
Безмятежно
Добродушно
Просто
Наивно
Непринужденно
Светло
Неприхотливо
Простодушно
Прозрачно
Созерцательно
ЭЛЕГИЧНО
Задумчиво
Меланхолично
Грустно
Печально
Жалобно
Тоскливо
Горестно
Скорбно
Безысходно
СТРАСТНО
Порывисто
Горячо
Пылко
Бурно
Пламенно
Стремительно
Нетерпеливо
С жаром
Патетично
ЭЛЕГАНТНО
Изящно
Утонченно
Грациозно
Деликатно
Филигранно
Галантно
Желанно
Манерно
Тонко
Избирательно
Капризно
ШУТЛИВО
Насмешливо
Пикантно
Гротескно
Забавно
Колко
Шаловливо
Юмористически
Шутовски
Саркастически
Шаржировано
Надменно
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА
«ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. СЮИТА»
Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».
Задачи урока:
- выяснить значение понятия «циклическая форма»;
- акцентировать внимание на лучших образцах танцевальной сюиты;
- научить понимать музыку, принимая во внимание многообразие способов изложения.
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут:
- понимать определение «циклические формы»;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности.
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут:
- продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
- продолжить овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, распознавать художественный смысл.
- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут:
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;
- уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.
ПРОБЛЕМА УРОКА:
установить связи между различными историческими эпохами; понимание проблематики произведений А. Шнитке – человек .
Прогнозируемый результат: уметь воспринимать на слух и разбираться в структуре циклических форм музыки;
умение понимать причины обращения композиторов современности к формам классической музыки прошлого через современное концертное воплощение;
умение воплощать своё восприятие музыкального произведения через пластические формы;
умение принимать участие в совместном исполнении, элементах импровизации и творчества;
Здравствуйте! Проходите, присаживайтесь. У нас сегодня гости.
Подготовьтесь к уроку.
Давайте поприветствуем гостей студенческим гимном.
ИСПОЛНЕНИЕ «ГАУДЕАМУС»
Предлагаю вам немного освежить память, вспомнить термины, которые мы проходили на прошлых занятиях.
Решение КРОССВОРДА.
Отлично, пришло время для определения нашей новой темы. Прослушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТРЫВКА ИЗ КОНЦЕРТА П.И. ЧАЙКОВСКОГО № 1, 1 ЧАСТЬ.
Вы узнали эту музыку? Что это за произведение?
Правильно, первый концерт П.И. Чайковского. Как вы думаете, о каких музыкальных жанрах сегодня пойдёт речь?
Ответы
А есть ли какие-нибудь жанры, близкие по строению к концерту?
Ответы
Замечательно, соната, симфония. Скажите, каким общим термином мы могли бы определить все эти жанры?
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ.
Некоторые из вас подготовили небольшие сообщения по моей просьбе. Давайте послушаем их.
Выступления учащихся: циклические формы; соната; симфония; малые циклические формы; сюита.
Когда-то давным-давно и короли, и богатые вельможи, и простые крестьяне одевались по одной и той же моде, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы. А выделялись аристократы только богатством и властью. Но со временем в богатых дворцах и поместьях появилась своя мода, возникли свои манеры, стали устраивать балы, на которых танцевали свои, бальные танцы. Эти танцы значительно отличались от народных, хотя все они произошли от народных и даже сохранили их названия. И менуэт, и гавот, и вальс, и мазурка, и даже печальная, задумчивая сарабанда когда-то были народными танцами, но звучали они по-другому и танцевали их тоже иначе.
Бальные танцы появились в XV веке в Италии, а несколько позже, в XVII веке, распространились по всей Европе.
С появлением бальных танцев появились придворные музыканты. Они делали и записывали специальные обработки народных танцев, приспособленные для аристократических балов. А чуть позже придворные музыканты стали сами сочинять и записывать танцевальные мелодии. На балах вырабатывался свой этикет, который включал в себя также и определённую последовательность танцев. Как правило, бальные танцы объединялись в пары, включавшие быстрый и медленный танец. В XVI веке самой распространённой была пара, включавшая в себя павану и гальярду. (старинные испанский и итальянский танцы). Этим танцам, идущим друг за другом, придворные композиторы стали придавать общие черты. Так появилась двухчастная танцевальная сюита. Мода на танцы изменялась, популярными становились другие танцы, но, как и прежде, они объединялись в контрастные пары: медленный и быстрый. Медленная аллеманда и живая, подвижная куранта, очень медленная сарабанда – испанский танец-шествие и стремительная жига. И другие танцы со временем вошли в сюиту – менуэт, гавот, контрданс, англез. Традиция бальных сюит уходила в прошлое, но композиторы с удовольствием писали эти танцы уже просто для концертного исполнения.
Давайте попробуем немного погрузиться в атмосферу старинного бала и станцуем СТАРИННЫЙ ТАНЕЦ – АНГЛЕЗ.
(если будет время: этот танец появился в 18 веке благодаря Мистеру Бевериджу, известному танцевальному мастеру, который руководил школой танцев и оставил подробные записи. Танец очень полюбился англичанам, и более полутора столетий его танцевали на всех балах).
Сюита как жанр не исчезла, появилась в творчестве композиторов – романтиков Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, П.И. Чайковского и М. П. Мусоргского.
А в двадцатом веке снова зазвучала танцевальная сюита – в творчестве одного из лучших российских композиторов – А. Г. Шнитке. Сегодня мы познакомимся с вами с этой прекрасной музыкой «Сюита в старинном стиле».
СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТОВ СЮИТЫ (С ПРОСМОТРОМ СЛАЙДОВ).
Рассказ о создании сюиты.
Обсуждение музыки.
СЛУШАНИЕ МЕНУЭТА ИЗ СЮИТЫ И.С. БАХА И МЕНУЭТА ИЗ СЮИТЫ А. Г. ШНИТКЕ.
Сравнение стилистических особенностей. Вопрос: можно ли принять два менуэта за произведения одной эпохи? Что позволяет Шнитке так точно имитировать стиль барокко? Какие черты отличают его музыку от музыки Баха?
ВЫВОД. Подведение итогов.
Рефлексия.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «РОССИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам музыки.Построение(формы) музыки: 1,2,3-х частные формы, вариации, рондо.
Презентация к урокам музыки в начальной школе.Формы музыки: 1,2,3-х частные; вариации; рондо в графическом изображении....
Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"
Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...
Методическое сообщение "Урок музыки - основная форма развития чувства ритма"
Одна из основных задач преподавателя музыкальной школы - развитие ритмических способностей ребенка. Познакомившись с материалом можно сделать выводы, что исходным пунктом должна быть собственная деяте...
Презентация для урока музыки на тему : сюита " Пер Гюнт" Э. Грига
Презентация для урока музыки в 3 классе на тему : сюита " Пер Гюнт" норвежского композитора Эдварда Грига, в которой рассказывается содержание этой сюиты, расскрывается сюжет каждой части....
Пояснительная записка к методическому семинару «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся»
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся"
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...
Открытый урок музыки 7 класс «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. СЮИТА»
Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».Задачи урока...