Урок музыки для 5 класса «Ансамбль».
методическая разработка по музыке (5 класс)
Урок музыки для 5 класса учащихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rusaeva_urok_muzyki_5_klass.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе.
Тема урока: «Ансамбль»
Здравствуйте, ребята!
Ребята, просмотрите картины. Рассмотрев их, вы должны ответить на вопрос: что на них изображено? (разные виды ансамблей, оркестров)
Ответы детей: изображены музыканты, играют все вместе на разных инструментах. Если не могут сказать, задать вопросы:
Кто изображен? – люди
Что делают? – играют на инструментах
Одновременно играют, танцуют? – да
Т.е. исполняют « вместе»
А вы знаете, что слово «вместе» родилось во Франции и произносится оно по-французски «ансамбль». Вы слышали раньше это слово? Где? (ответы детей). Да, такое знакомое нам слово ансамбль как раз и означает «вместе»!
Давайте так и назовём наш урок:
«Ансамбль – значит вместе» (надпись на доске).
А какие, по-вашему, бывают ансамбли? (слайд 2). Что вместе могут делать музыканты? (играть – инструментальный анс., петь – вокальный ансамбль, танцевать – танцев. анс.).
Ансамбли бывают разные. Рассмотрите картинки – сколько музыкантов вы видите? (два, три и четыре)
Такие ансамбли называют дуэт, трио и квартет (названия появляются на слайде рядом с картинками). Это небольшие ансамбли. А если исполнителей гораздо больше – 15, 20, 30? Для этого в музыке есть специальное название. И звучит оно так – оркестр – это большая группа музыкантов, играющих вместе на различных типах инструментов. Посмотрите на эту картинку. (изображение оркестра и дирижера).
Как вы думаете, эти исполнители сидят кто как хочет, или есть определенный порядок? (есть определенный порядок, исполнители с одинаковыми инструментами сидят рядом).
Такое размещение необходимо, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов, интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно)
Обратите внимание, у этого музыканта в руках не инструмент, а … палочка.
Самый главный музыкант в оркестре и называется особо – дирижер. При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнением. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно, иначе невозможно добиться желаемого эффекта.
Давайте посмотрим на работу дирижера. (видеофрагмент звучания симфонического оркестра).
Мы с вами сегодня тоже создадим свой ансамбль.
Но прежде я хочу у вас спросить: что же нужно, чтобы музыка зазвучала? Что, по-вашему, необходимо, чтобы написать песню или вообще мелодию? (ноты).
На листочке, на страничке,
То ли точки, то ли птички,
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
Верно, ноты (слайд).
А вы знаете, сколько всего нот есть в музыке? (семь) И даже можете их назвать? (называют, поем вместе гамму).
Ансамбли бывают смешанные. Вот сейчас я и предлагаю создать такой смешанный ансамбль, то есть, вы и я вместе споём и сыграем на музыкальных инструментах.
Как называются инструменты? (блокфлейты)
К какому виду относится этот инструмент – блокфлейта? (духовой)
Чтобы играть правильно, красиво и выразительно на блокфлейте, давайте вместе с вами сделаем несколько подготовительных упражнений.
Сядьте удобно, придвиньтесь к спинкам своих стульев, как будто вы сидите в удобном кресле, и в этом кресле вам тепло и уютно (ВСЁ показывать).
Давайте покачаем головой как лошадки, поцокаем. А теперь повертели головой вправо, влево. Я вижу, все хорошо у вас работает, молодцы, закончили упражнение. А теперь по руке вздохнули, выдохнули, протянули ручку, дуем на нее, как будто сдуваем перышко. Достаточно. А теперь пальчики побежали по щекам быстро-быстро вверх и вниз, и еще раз вверх и вниз. Молодцы, очень хорошо.
У нас много блок-флейт, много музыкантов, я буду в роли дирижера, а вы в роли целого оркестра. Давайте сразу договоримся, что вы не будете играть в оркестре без жеста дирижера. Достанем свои музыкальные инструменты из футляров, возьмем флейты в правую руку, как карандаш. Рисуем солнышко с лучиками. Вдруг набежала тучка, и полил дождь. Снова солнышко (все показывать). Закончили. Такими упражнениями мы подготовили к игре правую руку. А теперь упражнения для левой руки:
«Жил был утенок». - Показать указательным и большим пальцами левой руки клювик утенка.
«Однажды прилетел он на болото и сел там на кочку». - Большим пальцем придерживать свирель снизу (креслице), а указательным закрыть первое отверстие. «Это раз».
«Утенок - непоседа, он все время прыгает». - Поднимая и опуская палец на отверстие, получаем тремоло.
«Утенок жил на болоте не один, а с братцем». - Соединить средний палец и большой.
«Братец тоже прилетел на болото и сел на соседнюю кочку» - Средний палец левой руки положить на второе отверстие. «Это два».
«Третий братец ленивый. Он проснулся, потянулся и тоже полетел, и сел на третью кочку. Это «три». Этим упражнением мы подготовили для игры левую руку.
Давайте вспомним:
- Дуем всегда со слогом «ТУ» и с хорошей атакой.
- Постановка пальцев при извлечении звуков всегда постоянна!
- Голову держим прямо, не перекрываем горло, флейта – это ДУХОВОЙ инструмент.
- Флейту держим под углом примерно 45.
Вспомним и сыграем ноту «си». слайд – схема звука СИ
Играем ноту, добиваемся чистого звучания.
Вспомним, что если в записи кружок белый – отверстие открыто, если темный – отверстие закрыто. Слева кружок темный – нижнее отверстие закрыто, справа кружок темный – верхнее отверстие закрыто. Сыграйте и еще раз (играем).
Зажимая нижнее отверстие и сверху 2 отверстия, мы извлечем звук «ЛЯ», играем.
Посмотрите на схему и определите, какие отверстия нужно закрыть, а какие оставить открытыми при извлечении ноты «соль»? (Левой рукой зажимаем отверстие большим пальцем внизу и 3 отверстия вверху – нота «СОЛЬ»)
А сейчас, вспомнив ноты и их расположение на флейте, мы сыграем попевку, но исполнять ее мы будем по группам: первый ряд по моему жесту играет ноту ля, второй ряд тоже ноту ля, а третий ноту си. (все показывать).
Показать – ля-ля-си-си-ля-ля-си-си-ля-ля-си-си-ля-ля-ляя.
Когда получится совместное исполнение, пропеть: «я на флейточке играю, и уже две ноты знаю, соль-соль-ля-ля-соль-соль-ля-ля-соль-соль-ля-ля-соль-соль-соль»
Согласитесь, что играть ансамблем хотя и весело, но не очень легко, потому, что нужно слушать не только то, что играешь сам, но и то, что играют и поют другие рядом с тобой. И при этом нужно стараться, чтобы песня получилась красивой. И всё это мы делали сообща, помогая друг другу, прислушиваясь друг к другу. Вот такой замечательный ансамбль получился у нас сегодня.
О чем мы сегодня говорили на уроке? (об ансамбле)
Что значит ансамбль? (вместе)
Какие ансамбли бывают? (дуэт, трио, квартет – разные по количеству, инструментальные, танцевальные, вокальные)
Как называется большая группа музыкантов, играющих на разных инструментах? (оркестр)
Кто такой дирижер? (тот, кто руководит оркестром)
И нам пора прощаться. А на прощание принято пожимать друг другу руки. Сделаем это и мы с вами, но только опять все вместе.
Давайте встанем в большой круг, возьмёмся за руки, и по кругу будем передавать друг другу своё настроение. Только надо сосредоточиться, чтобы не пропустить тот импульс, который передаст вам ваш сосед.
Упражнение «Импульс» по кругу. Сели на места.
Я от всей души надеюсь, что вы не забудете того, что сегодня узнали, потому что АНСАМБЛЬ – ЗНАЧИТ… ВМЕСТЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"
Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"
Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....