Презентация. Жизнь и творчество Д.Д. Шостаковича
презентация к уроку по музыке
Презентация. Жизнь и творчество Д.Д.Шостаковича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Жизнь и творчество Д.Д. Шостаковича | 2.64 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) Русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, педагог, профессор, доктор искусствоведения. Родился:25 сентября 1906 г., Санкт-Петербург, Российская империя Умер:9 августа 1975 г. (68 лет), Москва, СССР В браке с: Шостакович Ирина Антоновна (1962-75 гг.), Маргарита Каинова (1956-1960 гг.), Нина Васильевна Варзар (1932-1954 гг.) Дети: Максим Дмитриевич Шостакович- дирижер, пианист Дочь- Галина Дмитриевна Шостакович Родители: Софья Васильевна Кокоулина, Дмитрий Болеславович Шостакович Партия: КПСС
15 симфоний (№7 « Ленинградская», №11 «1905 год» , №12 « 1917год») Оперы : «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена К. Мейером) Балеты : «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935) 15 струнных квартетов Цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги», для фортепиано (1950—1951) Праздничная увертюра к открытию ВСХВ (1954) Квинтет Оратория «Песнь о лесах» Кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» и « Казнь Степана Разина» Концерты и сонаты для различных инструментов Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром Оперетта «Москва, Черёмушки » Музыка для детей: « Танцы кукол», Музыка к к / ф : » Встречный»«Простые люди», «Молодая гвардия» , «Падение Берлина», «Овод» , «Гамлет» , «Черёмушки», «Король Лир» . ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Происхождение Прадед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по отцовской линии имеет польские корни, ветеринарный врач Пётр Михайлович Шостакович (1808—1871).Окончил Виленскую медико-хирургическую академию. В 1830—1831 годах он участвовал в польском восстании и после его подавления вместе с женой, Марией-Юзефой Ясинской, был выслан на Урал, в Пермскую губернию. В 40-х годах супруги жили в Екатеринбурге, где 27 января 1845 года у них родился сын — Болеслав-Артур . Дмитрий Болеславович Шостакович (1875—1922) в середине 90-х годов отправился в Петербург и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, по окончании - в 1900 году, был принят на работу в Палату мер и весов, незадолго до того созданную Д. И. Менделеевым. В 1902 году он был назначен старшим поверителем Палаты, а в 1906 году — заведующим Городской поверочной палаткой. 9 января 1905 года он участвовал в шествии к Зимнему дворцу, а позже в его квартире печатали прокламации.
Происхождение Дед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по материнской линии, Василий Кокоулин (1850—1911), родился в Сибири; окончив городское училище в Киренске, он в конце 60-х годов переселился в Бодайбо, куда многих в те годы влекла «золотая лихорадка . Его жена, Александра Петровна Кокоулина, открыла школу для детей рабочих; о её образовании сведений нет, но известно, что в Бодайбо она организовала самодеятельный оркестр, широко известный в Сибири. Любовь к музыке унаследовала от матери младшая дочь Кокоулиных, Софья Васильевна (1878—1955): игре на фортепиано она обучалась под руководством матери и в Иркутском институте благородных девиц, а после его окончания вслед за старшим братом Яковом отправилась в столицу и была принята в Петербургскую консерваторию . Яков Кокоулин учился на естественном отделении физико-математического факультете Петербургского университета, где и познакомился со своим земляком Дмитрием Шостаковичем; сблизила их любовь к музыке. Как превосходного певца Яков представил Дмитрия Болеславовича своей сестре Софье , и в феврале 1903 года состоялась их свадьба. В октябре того же года у молодых супругов родилась дочь — Мария, в сентябре 1906-го — сын, названный Дмитрием , а три года спустя — младшая дочь, Зоя.
Дмитрий Болеславович Шостакович и Софья Васильевна Кокоулина ( родители Д.Д. Шостаковича)
Детство и юность Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в доме № 2 по Подольской улице. В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова«Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера. На следующий год Шостакович поступил в Петербургскую консерваторию в класс фортепиано Л. В. Николаева. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович, он знакомится с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. Шостакович пишет «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано. В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революция, гражданская война, разруха, голод. Тяжёлая жизнь при полуголодном существовании привела к сильному истощению. В 1922 году умер отец Шостаковича . А через несколько месяцев Шостакович перенес тяжёлую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывает Глазунов, который сумел выхлопотать Шостаковичу персональную стипендию.
Здание Петербургской консерватории , куда в 1919 году Поступил тринадцатилетний Д. Шостакович.
1920-е В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 году — по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор . В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату собственного сочинения, он получил почётный диплом. В 1927 г. состоялась зарубежная премьера первой симфонии состоялась 1927 года в Берлине, затем в 1928г. в США . В 1927 году в Ленинграде- премьера оперы «Воццек», принимается за написание оперы «Нос» , по повести Н. В. Гоголя. Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича — обе с участием хора: Вторая ( «Симфоническое посвящение Октябрю» , на слова А. И. Безыменского) и Третья ( «Первомайская» , на слова С. И. Кирсанова). В 1928 году Шостакович знакомится с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работает в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольна в Москве. В 1930—1933 годах работает заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа - Театра Рабочей молодежи (ныне — театр «Балтийский дом»).
В 1927 г. Д. Шостакович стал одним из 8 финалистов на Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве, а победителем –его друг Лев Оборин.
1930-е Его опера « Леди Макбет Мценского уезда » («Катерина Измайлова» )по повести Н. С. Лескова поставлена в Ленинграде в 1934, первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати. В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии — произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, но 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году. В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в «Правде». С 1937 года Шостакович вёл класс композиции в ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова. В 1939 году он становится профессором.
1940-е Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией — «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов. В этом же 1942 г. За создание Седьмой симфонии Шостаковичу была присуждена Сталинская премия первой степени . 9 августа 1942произведение прозвучало в блокадном Ленинграде . Организатором и дирижёром выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей. Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, (посвящённую Мравинскому, («в симфонии должен быть отображён весь мир»), рисует монументальную фреску происходящего вокруг. В 1943 году композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 года профессор . У него обучались К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко , А. Мнацаканян (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. В области камерной музыки им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) .
В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию. В 1948-м обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве»(«упадничестве») и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. Только в 1961г. вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории. В 1948 году он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но оставляет его в столе (в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом –идеологией, ставящей интересы всего человечества выше интересов отдельной нации.). В1948 году Шостакович создает Первый скрипичный концерт. В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» на стихи Е. А. Долматовского , в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу Сталинскую премию.
Главные представители «формализма» в советской музыке – С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян Фото конца 1940 - х годов
1950-е Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя — И. С. Баха, — что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. В 1954 году пишет « Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получает звание Народного артиста СССР. Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956 ), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва, Черёмушки». В этом же году, композитор создаёт 11-ю Симфонию, назвав её «1905 год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: Первый концерт для виолончели с оркестром (1959). В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти. В 1957 году он становится секретарем Союза Композиторов СССР, в 1960 — СК РСФСР (в 1960—1968 — первый секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступает в КПСС. Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой
1960-е В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Симфонии №11 «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» — произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Е. А. Евтушенко — сначала написав поэму «Бабий Яр» ( для солиста-баса, хора басов и оркестра) по мотивам дискриминации и геноцида евреев, а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым «кантатную» Симфонию №13 « Бабий Яр » в 1962 г. После отстранения от власти Н. С. Хрущёва, с началом эпохи политического застоя в СССР тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный(1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока , проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) — снова «вокальной », но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных — Шостакович использует стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, связанные с темой смерти (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).
Д. Шостакович и дирижер Е. Светланов
1970-е В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969—1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15 ,(1971 г).,сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано. В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа1975 года и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Д.Д. Шостакович с детьми Максимом и Галиной
Значение творчества Шостакович — один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей. Открыто о влиянии на них музыкального языка и личности Шостаковича заявляли такие композиторы, как, Тищенко, Слонимский, Шнитке , а также многие другие музыканты . Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль».
музыка В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Г. Малера ,А. Берга- австрийских композиторов начала XX века, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, М. П. Мусоргского. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира. Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты — в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний — Пятая и Десятая, среди квартетов — Восьмой и Пятнадцатый. В творчестве Д. Д. Шостаковича заметно влияние любимых и почитаемых им композиторов: И. С. Баха (в его фугах и пассакалиях), Л. Бетховена (в его поздних квартетах), П. И. Чайковского, Г. Малера и отчасти С. В. Рахманинова (в его симфониях), А. Берга (отчасти — наряду с М. П. Мусоргским в его операх Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к Мусоргскому, для его опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в отдельных сценах оперы «Леди Макбет Мценского уезда», в симфонии №11, а также в сатирических работах.
Произведения для детей «Детская тетрадь»- сборник пьес для фортепиано 1.Марш 2.Вальс 3.Медведь 4.Веселая сказка 5.Грустная сказка 6.Заводная кукла 7.День рождения
Память 28.05.2015 года открыт первый в Москве памятник Д. Д. Шостаковичу перед зданием Московского международного Дома музыки Санкт-Петербургская государственная филармония им. Д. Д. Шостаковича
Могила Д. Шостаковича на столичном Новодевичьем кладбище
Знаешь ли ты…
Ленинграду Сталинграду Москве Курску Какому городу была посвящена симфония №7?
Годы жизни Д. Шостаковича? 1891-1953 1906-1975 1903-1978 1904-1987
Какую симфонию Шостакович написал в 1962 году? Пятнадцатую Тринадцатую Одиннадцатую Четырнадцатую
От чего умер Шостакович? Туберкулёз горла Рак лёгких Диабет Астма
Какую награду получил Шостакович за написание 7 симфонии? Сталинскую премию 1-й степени Государственную премию СССР Государственную премию РСФСР им. М.И. Глинки Орден Октябрьской революции
Ответы на вопросы 1.Ленинграду 2. Годы жизни Д. Шостаковича- 1906-1975 3.Симфония № 13 « Бабий яр» написана в 1962 году. 4. Рак легких 5.Сталинская премия I степени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского"
Презентация к урокам по теме "Биография и творчество Ф.М.Достоевского". Но говоря про Достоевского, многие представляют его как автора "Преступления и наказания" и "Идиота", а мне бы хотелось рас...
Презентация.Жизнь и творчество Агнии Барто.
Презентация доклада ученик 5 класса о жизни и творчестве русской поэтессы Агнии Барто....
Презентация "Жизнь и творчество А.С. Грибоедова"
Методический материал к уроку литературы...
Презентация"Жизнь и творчество С.Т.Аксакова"
В данной презентации даётся информация о жизни и творчестве писателя. Можно использовать на вводном уроке....
Презентация "Жизнь и творчество Л.К.Чуковской"
Устный журнал «…Вы как целая эпоха» (по страницам жизни и творчества Лидии Корнеевны Чуковской)...
Презентация "Жизнь и творчество М.И. Цветаевой"
Работа рассказывает о жизни М. Цветаевой. Рекомендуется использовать на вводных уроках по изучению творчества поэта, внеклассных мероприятиях....
Конспект открытого урока по музыкальной литературе. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 4 г.об.
Повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки,знакомство с жизнью и творчеством известного композитора....