Внеклассное мероприятие "К 140-летию со дня рождения Николая Карловича Метнера - композитора, педагога, пианиста"
план-конспект по музыке

Власов Анатолий Федорович

Разработка внеклассного мероприятия по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка мероприятия397.95 КБ
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc219 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области.

(Внеурочное мероприятие общекультурного направления)

для обучающихся 7 класса

ТЕМА:

         

Выполнил: учитель музыки 1 категории                                                                     Власов А.Ф.

2020

Планируемые результаты

Личностные:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; 
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные

Познавательные:

  • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности; 
  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Регулятивные:

  • использование групповых коллективных форм работы.
  • использование проектной деятельности. 

Коммуникативные

  •  планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
  • инициативное сотрудничество в сборе информации;
  • умение полно и точно выражать свои мысли.

Оборудование: Проектор, интерактивная доска, ноутбук или компьютер со звуковыми колонками, портреты композитора  Н.К.Метнера.

Форма:  Музыкальная гостиная (тематическое познавательное мероприятие).

Музыкальная гостиная – внеклассное мероприятие, которое проводится в виде лекции-концерта. Идея музыкальной гостиной: организация досуга, в которой органично сочетаются обучение и воспитание.

Тематика музыкальных гостиных разнообразна – творчество композиторов-классиков разных эпох, история музыкальных инструментов, жанры музыкального искусства, музыка композиторов России и Курской области, музыка и литература, музыка и изобразительное  искусство и т.д. Музыкальные гостиные не рассчитаны на быстрый педагогический результат, но рождают эмоциональный отклик в детских сердцах, открывают новые возможности для формирования эстетического и нравственного отношения к окружающему миру, позволяют учащимся с разным уровнем мастерства выступать в качестве артистов и ведущих.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады снова видеть вас в нашем уютном зале.

Ведущий 2:  Мы пригласили вас в нашу музыкальную гостиную, чтобы  вновь узнать что-то новое и познавательное, послушать красивую музыку и познакомиться с выдающимися композиторами, чьё имя надолго вошло в историю музыкальной культуры страны.

(Обучающиеся сами заранее распределяют роли ведущих того или иного периода жизни и творчества, и представляют проект слушателям)

Николай Метнер - необычное явление на горизонте русской музыки, не имеющее связи ни с ее прошлым, ни с настоящим. "Едва ли можно назвать другого композитора, занимающего в семье русских музыкантов более обособленное место", - писал музыкальный критик В.Г. Каратыгин. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных направлений, характерных для первой половины XX века.

Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января 1880 года. Он происходил из семьи, богатой художественными традициями: мать - представительница знаменитого музыкального рода Гедике; брат Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевдоним - Вольфинг); другой брат, Александр, - скрипачом и дирижером. Окончив в 1900 году Московскую консерваторию по специальности фортепиано у В. Сафонова с Малой золотой медалью, Метнер вскоре обратил на себя внимание как талантливый, технически сильный пианист и интересный, вдумчивый музыкант.https://www.belcanto.ru/media/images/publication/thumbnail430_19061107.jpg

Систематического композиторского образования он не получил, несмотря на рано обнаружившиеся способности к сочинению музыки. В консерваторские годы Метнер всего в течение одного полугодия посещал занятия по контрапункту и фуге у Танеева, хотя потом, как свидетельствует его жена А. М. Метнер, "очень любил показывать свои сочинения Сергею Ивановичу и бывал счастлив, когда получал его одобрение". Главным источником приобретения композиторского мастерства служило для него самостоятельное изучение образцов классической музыкальной литературы.

К моменту окончания консерватории Метнер был автором довольно большого числа фортепианных пьес, которые, однако, он не предавал гласности, считая их, по-видимому, недостаточно зрелыми и совершенными для этого.Николай Карлович Метнер / Nikolai Medtner

Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами Рахманинова и Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни  как в России, так и за рубежом. Писательница М. Шагинян вспоминала, что эти вечера были для слушателей праздником.

Впервые он выступил публично как композитор в 1903 году, сыграв в своем концерте 26 марта этого года наряду с произведениями Баха, Бетховена, Шопена несколько собственных пьес из цикла "Картины настроений". В том же году весь цикл был издан фирмой П.И. Юргенсона. Он был благожелательно встречен критикой, которая отмечала раннюю зрелость композитора и выраженное своеобразие его творческой индивидуальности.

Среди последовавших за первым опусом произведений Метнера наиболее значительным является соната фа минор, над которой композитор работал в 1903-1904 годах, руководствуясь советами Танеева. Общий тон ее взволнованно-патетический, фактура по сравнению с предшествующими ей метнеровскими сочинениями более строгая, "мускулистая", основные темы, отличающиеся сжатостью, упругостью ритма, как бы заряжены кинетической энергией, которая дает толчок дальнейшему развитию.

Начиная с этого первого, еще не вполне зрелого и самостоятельного опыта овладения новой для него формой, жанр сонаты занимает важнейшее место в творчестве Метнера.

 Им были написаны четырнадцать фортепианных сонат, три сонаты для скрипки и фортепиано, если же к этому прибавить произведения иного рода, основанные на принципах сонатной формы (концерты, квинтет, даже некоторые из пьес малой формы), то можно с уверенностью утверждать, что ни один из современников  Метнера не только в России, но и во всем мире не разрабатывал эту форму с таким упорством и настойчивостью, как он.

Но, усвоив достижения классической и романтической эпохи в развитии сонатной формы, Метнер трактует ее во многом самостоятельно, по-новому. Прежде всего, обращает на себя внимание чрезвычайное разнообразие его сонат, различающихся между собой не только по выразительному характеру музыки, но и по строению цикла. Но в любом случае, независимо от объема и количества частей, композитор стремится к последовательному проведению от начала до конца единой поэтической идеи, на которую указывают в некоторых случаях особые заглавия - "Трагическая", "Грозовая" сонаты, "Соната-воспоминание" - или предпосланный им стихотворный эпиграф. Эпически-повествовательное начало подчеркивается и такими авторскими определениями, как "Соната-баллада", "Соната-сказка". Это не дает права говорить о программности метнеровских сонат в собственном смысле слова: речь может идти, скорее, о единстве общего поэтического замысла, получающего сквозное развитие на протяжении всего сонатного цикла.

Одна из лучших у Метнера и любимых слушателями и исполнителями сонат - соната соль минор, написанная в 1909-1910 годах. Стройность, законченность формы соединяются в ней с выразительной драматической порывистостью музыки и мужественным волевым пафосом.

Будучи сам выдающимся пианистом, он полнее и ярче всего проявил себя в области фортепианной музыки. Из шестидесяти одного опубликованного им опуса почти две трети написаны для фортепиано. Значительная, нередко главенствующая роль принадлежит этому излюбленному им инструменту и в остальных сочинениях (романсы, скрипичные сонаты, квинтет). До отъезда за границу, когда условия жизни заставили его расширить концертную деятельность, Метнер выступал редко, рассматривая свои выступления как своего рода отчеты перед публикой в новых творческих достижениях.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cdb4ccac222c416775a06c6b9bf5f330-l&n=13&w=2000&h=1238

Метнер не любил выступать в больших помещениях перед многочисленной публикой, предпочитая концертные залы камерного типа.

Одним из излюбленных видов фортепианного творчества Метнера был жанр сказки - небольшого произведения лирико-эпического содержания, повествующего о различных впечатлениях виденного, слышанного, прочитанного или о событиях внутренней душевной жизни. Отличаясь богатством фантазии и разнообразием характера, сказки Метнера неодинаковы и по своим  масштабам. Наряду с простыми непритязательными миниатюрами мы находим среди них и более развернутые сложные по форме сочинения.

Слушание: «Сказка» фа - минор

Одновременно развивается и вокальное творчество Метнера. Летом 1903 года, когда он впервые начал серьезно интересоваться стихотворной литературой и вырабатывать в себе "некоторую технику в чтении стихов", немецкий поэт Гёте открыл перед ним путь к пониманию тайной силы поэтического слова. "И вот теперь, - делился он своими впечатлениями с братом Эмилием, - когда я открыл Гёте, я положительно сошел с ума от восторга". За 1904-1908 годы Метнером было создано три цикла песен на стихи Гёте. Композитор писал их на оригинальный немецкий текст, что позволило ему сохранить все особенности поэтической речи автора. Несмотря на некоторую их неровность, три гётевских цикла Метнера следует в целом отнести к высшим достижениям композитора в области камерной вокальной музыки. Они были по достоинству оценены современниками и в 1912 году удостоены Глинкинской премии.

Создав своего рода "музыкальное приношение" высоко ценимому им немецкому поэту, Метнер обращается в дальнейшем преимущественно к русской поэзии. В 1911-1914 годах появляется ряд романсов на стихи недооценивавшихся им ранее Тютчева и Фета, но основное внимание композитора привлекает поэзия Пушкина. Можно с таким же основанием говорить о "пушкинском периоде" метнеровского вокального творчества, с каким первое его десятилетие заслуживает наименования "гётевского". До этого обращение Метнера к Пушкину носило лишь случайный, эпизодический характер. В 1913-1918 годах, как подобие более ранних гётевских, Метнер создает один за другим три пушкинских цикла.http://www.fine-art-images.net/en/archive/thumbnail/045720.jpg

Вошедшие в их состав романсы весьма неравноценны, но есть среди них и несомненные удачи, а лучшие из пушкинских романсов Метнера заслуживают быть отнесенными к шедеврам русской вокальной лирики начала века. Таковы прежде всего две вокальные поэмы "Муза" и "Арион", образы которых вырастают в метнеровской музыкальной интерпретации до эпических масштабов.

Достаточно успешно протекала и педагогическая деятельность Метнера. В 1909-1910 и 1915-1921 годах Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Среди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: А. Шацкес, Н. Штембер, Б. Хайкин. Советами Метнера пользовались В. Софроницкий, Л. Оборин.

А композитору было, что сказать своим ученикам. Ведь Метнер был высочайшим мастером владения средствами полифонии. Целью его стремлений было "слияние контрапунктического стиля с гармоническим", высшим образцом которого находил он творчество Моцарта.

Внешняя, чувственная сторона звучания, звуковая краска как таковая мало интересовала Метнера. Для него главным в музыке являлась логика выражения мысли или чувства в законченной, последовательно развертывающейся гармонической конструкции, элементы которой прочно связаны между собой и подчинены единому целостному замыслу. Чрезмерное изобилие красок могло, с его точки зрения, только отвлечь внимание слушателя от развития основной мысли и тем самым ослабить силу и глубину впечатления. Характерно, что при всем своем мастерстве и всесторонней технической оснащенности Метнер был совершенно лишен ощущения оркестровой звучности. Поэтому при сочинении всех трех своих фортепианных концертов, где приходилось прибегать к помощи оркестра, он вынужден был обращаться за советами и помощью к своим друзьям-музыкантам.

Фортепианные концерты композитора монументальны и приближаются к симфониям. Лучшим из них является «Первый», образы которого навеяны грозными потрясениями мировой войны. Сравнительно небольшой одночастный концерт отличается наибольшей внутренней цельностью и единством замысла. Над ним Метнер напряженно работал целых четыре года. Летом 1917 года он писал своему брату Эмилию: "Концерт, затеянный три года тому назад, все еще не закончен. Впрочем, музыка его закончена вполне, но инструментовка рока только треть. Очень трудно мне дается инструментовка. Я по существу своему импровизатор".

Слушание:  «Концерт №1 для фо-но с оркестром» (фрагмент)

В начале 1920-х годов Метнер состоял членом МУЗО Нарком-проса. В 1921 году он уехал за границу, гастролировал во Франции, Германии, Англии, Польше, а также США и Канаде. В 1927 году композитор приезжал в СССР, концертировал с программой из своих произведений в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе.http://calendar.pskovlib.ru/2019/IMAGES/ISK_FIL/IMAGE111.JPG

В своем творчестве и за границей Метнер вновь обращается к русской поэзии. Два романса на стихи Тютчева и два пушкинских романса - "Элегия" ("Люблю ваш сумрак неизвестный") и "Телега жизни" вошли в состав опуса, написанного в 1924 году, а в конце 1920-х годов был создан еще один цикл - "Семь песен на стихотворения Пушкина". Пушкинская поэзия представлена и в последнем вокальном опусе Метнера, написанном уже на склоне его жизни. Композитора занимают в этой группе сочинений разнообразные задачи преимущественно характеристического плана. Наиболее интересная из них - высоко ценимая самим автором "Телега жизни", иносказательно характеризующая различные периоды человеческой жизни в форме удалой разухабистой дорожной песни. В последнем пушкинском цикле Метнера привлекают к себе внимание "Шотландская песня", "Ворон к ворону летит" и два испанских романса - "Пред испанкой благородной" и "Я здесь, Инезилья" с их характерным сложным, затейливо узорчатым ритмом.

В 1928 году в Германии издана последняя серия сказок Метнера, состоящая из шести пьес этого жанра, с посвящением "Золушке и Иванушке-дурачку".

Слушание:  Сказка, соч. 51 № 1 ("Посвящается Золушке и Иванушке-дурачку")

Все усиливающееся с годами чувство одиночества, чуждости всему, чем определялись не только пути развития музыкального искусства в XX веке, но и весь строй современного мира, заставляло Метнера отгораживаться от окружающего, оберегая чистоту дорогих ему духовных ценностей и идеалов. Это накладывало на его творчество печать замкнутости, порой угрюмости и хмурой нелюдимости. Эти черты метнеровской музыки не раз отмечались современниками композитора. Конечно, совсем отгородиться от того, что происходило в окружающей его действительности, он не мог, и отголоски современных событий находили сознательный или бессознательный отзвук в его произведениях. Сочиненную в начале 1930-х годов, когда в Европе уже назревало предчувствие грядущих потрясений, "Грозовую сонату" Метнер называл "самым современным" из своих произведений, "ибо в ней отражается грозовая атмосфера современных событий".

В 1935 году происходит важнейшее событие в жизни Метнера - в Париже выходит книга композитора "Муза и мода". Высказываемые в ней мысли и суждения являются итогом длительных, сосредоточенных размышлений, волновавших Метнера на протяжении всей его сознательной жизни. Резко критически оценивает автор современное ему состояние музыки, уподобляя его "расстроенной лире".

В своих рассуждениях он исходит из признания неких вечных, незыблемых основ, или, как он выражается, "смыслов" музыки, отступление от которых приводит к губительным для нее последствиям. "Выпадение смыслов" в современной музыке Метнер считает главной причиной переживаемого ею кризиса и разброда.

http://aca-music.ru/csm/wp-content/uploads/2012/01/medtner1.jpg       D:\загрузки\maxresdefault.jpg     D:\загрузки\artworks-000214250311-nu8f1c-t500x500.jpg

С 1936 года Метнер жил в Англии, где его творчество пользовалось признанием. Находясь за рубежом, он продолжал считать себя русским музыкантом и заявлял: "эмигрантом по существу никогда не был и не стану". Глубоко потрясло его нападение гитлеровской Германии на СССР: "...Москва переживается мною, как будто я нахожусь там, а не здесь" (из письма к И.Э. и Э.Д. Пренам от 27 октября 1941 года).

5 июня 1944 года Метнер выступил в концерте в пользу Объединённого комитета помощи Советскому Союзу в Лондоне, где его музыка прозвучала рядом с сочинениями Глинки, Чайковского, Шостаковича.

В последние годы жизни Метнер вынужден был из-за болезни сердца отказаться от концертных выступлений.  Он умер в Лондоне 13 ноября 1951 года.

Ведущий 1:

Вот и подошла к концу наша встреча в музыкальной гостиной. Надеемся, что она доставила вам удовольствие от прикосновения с прекрасной музыкой талантливого композитора, педагога  и пианиста Николая Карловича Метнера. В России за  последние пятьдесят лет  произведения Метнера исполнялись всё реже и реже, а потом, кажется, вообще перестали звучать со сцены концертных залов.

Ведущий 2:  5 января 2020 года мы будем отмечать 140-летие со дня рождения этого выдающегося композитора, но так и недооцененного собратьями и публикой.

Приложения.

  1. «Сказка» фа – минор.
  2. «Посвящение Золушке и  Иванушке-дурачку»
  3. Документальный фильм о биографии и творчестве Н.К. Метнера
  4. Портреты композитора.


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

О творчестве Г.В.Свиридова.

«Хочется со всей силой напомнить

об этически возвышащей функции

музыкального искусства, о том,

музыка предназначена для духовного

совершенствования человека».

Георгий Васильевич Свиридов…. Его называют последним представителем русской классической музыки. Очень рано Свиридов оказался в числе призванных классиков русской музыки. Это композитор, создавший свой мир в современной музыке – мир великого вдохновения и такого же совершенства. Его музыка вошла в нашу жизнь естественно и органично. Музыкальный критик А. А. Золотов писал: «Музыка Свиридова  - явление глубоко национальное и столь же современное. В ней природная сила, убежденность и ясность. И высота духовная и нравственная. Это музыка души. Даже самая звучная, - она тихая, всегда искреняя. Она настолько естественная, что, услышав ее однажды, трудно себе представить, что когда-то ее не было. Музыка Свиридова рождается из потребности мыслить, слушая окружающий мир. Музыка, которую, услышав, нужно вобрать в себя и не петь самому на улицах, но сохранять, как  охраняем мы душевные тайны от чужого глаза».

Свиридов вошел в музыку в очень интересное и в то же время сложное и очень противоречивое время. Это было время, которое нуждалось в крупных творцах духовной культуры. Это была пора бурного становления советской культуры, пора появления значимых личностей. И композитор, как и многие другие, стал мудрым, точным летописцем своего времени. Его волновало не только пережитое, прошедшее, он как бы заглядывал своим искусством в будущее. Его произведения – художественные документы эпохи, объемные и личностные. Главным в музыке Свиридов считал ее очищающую и облагораживающую задачу.   Настоящий символ его творчества – «Время вперед».

Г. Свиридов Время вперед! Сюита из музыки к кинофильму. Часть IV

Г. В. Свиридов родился 16 декабря 1915 года, в маленьком городке Фатеже возле Курска. Отец будущего композитора был почтовым служащим, мама – учительницей. Интерес мальчика к музыке, к народной песни проявился очень рано. С малых лет окружали его народные песни, танцы, звучание народных наигрышей. С девяти лет Георгий жил в Курске. «В Курске Свиридов продолжал учиться в школе, - пишет А. Н. Сохор. – Здесь началось его страстное увлечение книгами. Почти все свободное от школы время посвящалось чтению. Лишь постепенно на первое место в кругу его интресов стала выдвигаться музыка. Начальные уроки игры на фортепиано он получил ещё в Фатеже у домашней учительницы. Такие же занятия продолжались некоторое время послее переезда в Курск. Но они казались мальчику скучными,  все больше тяготили его и, наконец, прекратились».

Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекла балалайка. Мальчик сам научился играть на ней, и стал участником оркестра русских народных инструментов. Знакомясь с  неизвестной ему ранее музыкой, он все больше заинтересовывался ею. Любитель-балалаечник начал покупать все ноты, какие только попадались, и пробовал разбирать их.

«Пастораль» - из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной музыкальной школы. К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки. Через три года Георгий Васильевич окончил школу и переехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. В 1932 году мальчик поступает на фортепианное отделение Центрального музыкального техникума. В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. В мае 1933 года, написав две фортепианные пьесы, юноша был принят в класс композиции профессора М. А. Юдина.

Учиться было нелегко. Помогать было некому, отец умер в 1924 году, поэтому юноша играл на фортепиано в кинотеатрах и ресторанах, зарабатывая себе на жизнь. Желание учиться помогло преодолеть все трудности. Вокальный цикл из шести романсов на стихи А. С. Пушкина, созданный выпускником техникума, сразу же принес известность двадцатилетнему композитору. Талант Свиридова стал настоящим открытием советского искусства.  

«Тройка» - из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Уже, будучи членом Союза композиторов, в 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию. С 1936 года до окончания консерватории он учился в классе Д. Д. Шостаковича. В студенческие годы будущий композитор испытал большое влияние Шостаковича, у которого прошел серьезную, сторогую школу, изучал классическое нраследие и глубоко осваивал музыку XX столетия. Это влияние проявилось в инструментальныз произведениях военных и послевоенных лет (фортепианное трио, соната для фортепиано). Для Свиридова Шостакович стал не только педагогом, но и старшим другом.  

В это же время им был написан вокальный цикл «Слободская лирика», в который вошли шесть романсов на стихи А. Прокофьева. Кроме того, копозитором была создана оперетта «Настоящий жених», музыка к кинофильму «Поднятая целина», музыка к театральным пьесам.

        1950 год был ознаменован появлением вокального цикла «Страна отцов» на стихи армянского поэта Аверика Исаакяна, которая стала началом творческой зрелости. Свиридов был потрясен его вдохновенной поэзией. В эти годы композитор останавливается на камерном, хоровом и вокально-симфоническом жанрах. Круг поэтов, на чьи тексты композитор пишет свои произведения, достаточно широк: Пушкин, Блок, Есенин, Маяковский, Исаакян. В 1955 году он написал десять песен для баса и фортепиано на стихи Роберта Бернса.

        В 1955 году Свиридов увлекся поэзией Сергея Есенина и написал несколько песен на его стихи. А вскоре родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Два хора на стихи С. Есенина – «Подъезжая под Ижоры»

Д. Д. Шостакович писал: «Г. Свиридов глубоко прочувствовал и понял поэзию Сергея Есенина. Он умеет «читать» поэтические произведения, что так важно для композитора, сочиняющего вокальную музыку. Поэма «Памяти Сергея Есенина» - большой шаг вперед в творчестве Свиридова. Он развивает в ней столь близкий ему жанр вокального циклического произведения». Автор замечательно предал поэзию Есенина, его любовь к Родине, к народу, его горячую лирику.

Поэма памяти С. Есенина - «Край ты мой заброшенный»

Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры, но постепенно он перешел к более крупным формам, в частности к ораториям. Особое место среди них заняла «Патетическая оратория» на стихи В.Маяковского, оконченная в 1959 году. Композитор К. Кулиев пишет: «Георгий Свиридов – один миз крупнейших композиторов современности, выдающийся художник. В этом я уверен, не я один, в этом невозможно сомневаться, если ты знаешь, хотя бы «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическую ораторию». Линия, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамической музыке к кинофильму «Время вперед!», которая многие годы была музыкальной заставкой к информационой телевизионной программе «Время», а также оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.

«Вальс» - из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, кантата «Деревянная Русь» на стихи Есенина. В 1966 году Свиридов окончил кантату «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.

        В шестидесятые годы музыка свиридова получила международное признание. Триумфом композитора стал фестиваль русской и советской музыки во Франции в мае 1969 года. Самый восторженный прием нашли у французской публики и критики «Курские песни». Газета «Орор» в связи с этим произведением писала о Свиридове, как о композиторе, «обладающим огромным воображением и своеобразным музыкальным почерком». Кантата «Курские песни» - один из шедевров композитора. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. В музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.    

«Курские песни» - «В городе звоны звонят»

Композитор всегда был требователен к своей работе, поэтому долго и скурпулезно прорабатывал каждую деталь. «Я даю сочинению «отлежаться». Рассматриваю его со всех сторон и безжалостно отсекаю все, что кажется мне лишним. Не нужно бояться еще и еще раз переделывать сочинение. Не бояться работы!» – так говорил композитор.

Мудрость и ясность Пушкина, весенний романтизм  Блока, интеллектуализм Пастернака, конфликтность Есенина, простое благородство Бернса, народная песня и духовный стих – все это привлекает Свиридова к союзу с музыкой, чтобы воспитывать душу человека на самом великом. Композитор писал музыку о самом важном, что происходит в природе, жизни, душе человека. В его искусстве есть что-то космически крупное. Каждая нота в его творениях подчеркнута и весома. Его герои духовно красивы – он воспевает труд, любовь и верность. Его музыка как бы устремлена ввысь – композитор хочет помочь человеку стать лучше.  

        В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезировал гармонию бытия и тонкость чувств, что создавало какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность. Следует отметить «Концерт памяти А. А. Юрлова» - своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца. В поэме «Отчалившая Русь» много контрастов и моментов величаво трагического характера. Главный образ творческтва композитора – вдохновенный образ Отечества, родной земли, народа, человека с его богатым, сложным оэтическим духовным миром, нравственной чистотой, любовью к Родине. Тема России пронизывает все творчество Свиридова как сокровенная идея. А. Блок говорил о своей лирике: «Это все о Россиии». То же самое мог бы сказать и Георгий Свиридов. Сказочная, колдовская Русь, Россия-невеста, Россия-тройка, Россия как историческая реальность. Все это есть в музыке композитора. И это не только в произведениях на стихи Блока, но и на стихи Есенина, Маяковского, Некрасова, где разные лики Родины объединяются в одну величественную картину – истинно свиридовскую.

        Композитора вновь привлевает мир пушкинской поэзии и вдохновляет его на создание прекрасной музыки.

«Зимняя дорога» - романс на стихи А. С. Пушкина

Необыкновенно поэтична, образно точна музыка к кинофильму «Метель» по повести А. С. Пушкина. Даже не глядя на экран, а, только слушая музыку, можно «увидеть» картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущается какие-то трагические предчувствия. Сразу стал популярным и часто исполняемый «Романс» внешне напоминающий романсы пушкинской поры, наполненность его какими-то роковыми предчувствиями приближает к развернутой симфонической поэме.

        

«Романс» из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова – концерт для хора «Пушкинский венок». «Пушкинский венок» - не сюита, не цикл хоров, а именно Концерт для хора, в котором хор может многообразно представить свое искусство, но кроме этого – становится главным действующим лицом произведения. Хор трактован композитором как личность Автора, Поэта, Человека, испытывающего и способность выразить разные душевные состояния. Виртуозность, красочность, свобода хорового письма подчеркивают в  «Пушкинском венке» виртуозность натуры Поэта, ее необычайность, единтвенность.

«Пушкинский венок» - «Зимнее утро», «Зорю бьют».

В 1980 году Свиридов пишет маленькую хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории – сочинение яркое, сочное, праздничное.

        Обращают на себя внимание сочинения на стихи А. Блока – кантата «Ночные облака» и хоровой цикл «Песня безвременья», где Свиридов открывает поэта причудливого, со своеразной диалектикой становления, произрастания нового.

Известный певец А. Ведерников пишит: «Свиридов – один из интереснейших обеседниов, в частност, если речь захдт о живои и историии. Его познания в этой области – зганичны. Георгий Васильевич очень целеустремлен в достижении своих художественных целей – все у него направлено на них осоществление: он умеет организовать и себя и других – найти исполнителей, увлечь их своей музыкой – в этом особенность натуры композитора».

Место Г. В. Свиридова в современой музыкальной культуре глубоко оригинально. В свое время это дало повод зарубежным критикам говорить о том, что он стоит вне школы и вне направлений. «Вечно русское искусство вне времени и, может быть, даже вне нашей эпохи», - писала одна зарубежная газета. Но это не так. Свиридов – важное звено в цепи многовекового развития русской культуры.

Когда-то послушав кантату Свиридова «Курские песни», Д. Д. Шостакович сказал: «Нот мало, а музыки много». Наверное, значение и духовное содержание творчества Г. В. Свиридова гораздо больше того, что мы можем о нем сказать. Поэтому лучше послушать его музыку и соприкаснуться с настоящим искусством настоящего мастера, который умер в канун Рождественского сочельника в 1998 году.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 70-летию со дня рождения Николая Рубцова

В 2011 году исполнилось бы  70 лет Николаю Рубцову, одному из самых талантливых и пронзительных лириков XX века....

Памятные даты. Март 2014 года. Оформление информационного стенда. К 175-летию со дня рождения русского композитора М.П.МУСОРГСКОГО

К 175-летию со дня рождения русского композитора М.П.МУСОРГСКОГО.Материал подготовила студентка 3 курса отдела "Теория музыки" Елена Букреева, 2014 год....

Сценарий литературного вечера к 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина

Сценарий к 250 - летию со дня рождения Николая КарамзинаЧистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…Цели: донести до учащихся своеобразие личности Карамзина;  при помощи документальны...

Буклет к 110-летию со дня рождения Николая Наумовича Гульцева

Буклет к 110-летию со дня рождения Николая Наумовича Гульцева...

методическая разработка внеклассного мероприятия «Музыкальная гостиная.175-летию со дня рождения композитора Н. А. Римского-Корсакова посвящается»

Николай Андреевич Римский-Корсаков   - один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков, к тому же ещё дирижер и педагог.  Знакомству с его творчеств...