Технологическая карта урока "Жанры вокальной и инструментальной музыки"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Юрченко Олеся Витальевна

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Музыка

Класс: 5

Тема урока: «Жанры инструментальной и вокальной музыки»

Учитель: Юрченко О.В..

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: углубление знаний учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки.

Задачи урока:

  • развивать общую музыкальность и эмоциональность, восприимчивость, творческий потенциал, вокально-хоровые навыки, общие музыкальные способности;
  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации и т.д.).

Результаты усвоения предмета:

личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию;

метапредметные: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов, умение

определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,

рассуждать и делать выводы;

предметные: сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность, овладение

основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во

взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и с ключевыми понятиями музыкального искусства: вокализ, песня без

слов, баркарола.

Характеристика деятельности учащихся: рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы, определять

специфику деятельности композитора, поэта, писателя.

Методы: метод обобщения через жанр, метод тождества и контраста, метод интонационно-стилевого постижения музыки, пластическое

 интонирование, беседа.

Основные понятия: вокальная, инструментальная музыка, жанр, вокализ, романс, баркарола.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано, презентация.

Музыкальный материал: Г.Свиридов «Романс», С.Рахманинов «Вокализ», Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера», Ф.Шуберт

«Баркарола», «Венецианская ночь» М. Глинки (оркестр).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Активизация внимания

Слайд №1

Музыкальное приветствие учителя

- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже ... (звонок),
Начинается ... (урок) – 
Интересная наука 
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш - ... музыка.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке  и её разных жанрах 

Организация учебной мотивации

Настраивание учащихся на деятельность

Игра «Дальше».

-Одно из главных выразительных средств музыки? (Мелодия).

-Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются  вместе музыка и литература? (Песня).

-К какому жанру музыки она относится? (К вокальной).

-Как назвать песни, написанные народом? (Народные).

-Как можно назвать песню лирического характера? (Романсом).

-Какой романс вы  знаете на  слова М.Ю. Лермонтова? («Горные вершины»).

- Кто является автором музыки? ( А.Варламов и А.Рубинштейн).

- Назовите фамилию известного исполнителя романсов (бас). (Ф.Шаляпин).

-Как называется торжественная песня, символ государства? (Гимн).

-Как называют по- другому устное народное творчество? (Фольклор).

-Назовите музыкальное произведение и композитора, написанное на основе русского фольклора? (Ан. Конст. Лядов. «Кикимора»).

-К какой музыке по способу исполнения оно относится? (К инструментальной).

-Назовите фамилию композитора- сказочника, на писавшего инстр. произв. на сюжет восточной сказки? (Н.А. Римский-Корсаков).

- Как называется это произведение? («Шахеразада»).

-К какому жанру оно относится? (К инструментальному).

-Молодцы. В основном сегодня речь шла о каких жанрах музыки по способу исполнения?

- Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок- путешествие. Мы отправимся с вами в Испанию и Италию. Эти страны стали родиной баркаролы и романса.

Слайд № 2

 Верно. И сегодня мы продолжим разговор о вокальной и инструментальной музыке, и попытаемся выяснить что общего между ними и в чем отличие.

Приветствуют учителя.

Выполняют задания мотивационной работы. Отвечают на вопросы учителя.

Личностные -развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Что же такое вокальное музыка?

Правильно. Какие жанры вокальной музыки вы знаете?

Слайд №3

Предлагаю вам послушать произведение и подумать к какой музыке оно относится, к вокальной или инструментальной

Итак, что же это за произведение? Вы узнали его?

Правильно. И мы помним что вокализ это.....

Слайд №4

- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?

Слайд №5

Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

Слайд №6

 И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Это музыка для пения.

Песня, романс, кантата, оратория, опера.

Слушают "Вокализ" С. Рахманинова.

Это «Вокализ» Рахманинова.

Это произведение для пения с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).

Чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его с лирической народной песней.

Познавательные -самостоятельное решение задач повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

 Регулятивные -выстраивание самостоятельного маршрута общения с музыкальным произведением.

Коммуникативные -умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

Личностные -определение границы собственного знания и «незнания».

Этап выявления места и причины затруднения

Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Слайд №7

Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.Слайд №8

(Звучит романс Г.Свиридова)

- Почему композитор назвал своё произведение «Романс»?

- Пел ли здесь кто-нибудь?

- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающее переборы гитары.

И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.Слайд №9

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Слайд 10

Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте,

-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?

-Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

- Открытое проявление чувств.

- Нет.

- Композитор хотел показать выразительность мелодии.

СЛУШАНИЕ:  " Песня венецианских гондольеров" Мендельсона.

- Плавная мелодия, мягкое и певучее звучание кларнета подобно голосу певца.

- Сопровождение на фортепиано вызывает ассоциации с мягким покачиванием лодки на воде.

Познавательные -умение находить главные идеи в текстовом материале, формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, построение логической цепи рассуждений, установления аналогий, классификации.

Личностные -формирование духовно-нравственных ценностей.

Регулятивные -учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Этап построения проекта выхода из затруднения.Совместное открытие новых знаний.

Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?

Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

В жанре баркаролы сочинял и Ф. Шуберт

Слайд 11

Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

СЛУШАНИЕ : «Баркарола» Ф.Шуберта)

Слайд 12

- Так почему романс назван «Баркаролой»?

- Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

- Что общего между песнями без слов и баркаролой?

Предлагаю разучить мелодию «Баркаролы».

Да.

- Присутствует ритм монотонной гребли.

- Спокойное монотонное покачивание.

- Меланхоличная мелодия.

Лирический характер песен.

- Напевная мелодия.

- Мягкое сопровождение.

Личностные -творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Познавательные -преобразование музыкального образа в пространственно-графический, анализ произведения с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Физминутка

Музыкально- мультипликационная физминутка

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Сейчас я предлагаю ещё раз прослушать Баркаролу Михаила Глинки, но в инструментальном исполнении. Текст будем читать сами. Слайд 13

СЛУШАНИЕ: «Венецианская ночь» М. Глинки (оркестр)

Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки. Что общего заметили?

Что напоминают мелодии этих произведений?

Ученик читает текст Н. Кукольника под музыку М. Глинки

-

Есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий.

-Они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание уровня усвоения.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Составить кроссворд по теме урока

Кроссворд по теме урока

Коммуникативные-совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной информацией, инициирование взаимодействия в группе

Исполнение ранее изученной песни

Исполним «школьный романс»

Ребята распеваются и исполняют песню

Исполнительские

Этап включения в систему знаний и повторения.

Продолжи предложение:

Разные виды искусства: музыка, живопись, литература тесно взаимосвязаны. Искусство слова, при помощи которого писатель передает свои мысли и чувства, -     (литература).

В самой человеческой речи есть музыкальный элемент……(интонация), что является основой выразительности музыкальной речи. С речевой интонации рождается……(мелодия).

Так возникает…..(вокальная музыка).

Когда стихи и мелодия объединяются в ….(песне), они начинают жить как новое произведение искусства, в котором музыка и литература обогащают и дополняют одна другую.

Примером этого является….(«Школьный романс»), которую мы исполнили на этом уроке. Также мы узнали, что такое….(баркарола и вокализ ) и прослушали произведения Глинки, Менднльсона, Свиридова, Рахманинова и Шуберта для того, чтобы лучше усвоить эти понятия.

.

Ответы учащихся

- Все эти произведения звучат как выразительная речь человека.

Познавательные- умение размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Регулятивные- самостоятельно выражать эмоциональное отношение к музыкальнымпроизведениям.

Коммуникативные-умение выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Личностные- развитие умения воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным содержанием, определять их характер и настроение.

Информация о домашнем задании

Слайд 14

Письменно сравнить настроение романса («Венецианская ночь» М.И. Глинки) с настроением картины «Итальянский пейзаж» А. Мордвинова. Слайд 15

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, контроль и оценка собственных учебных действий

Лестница успеха. А теперь давайте оценим свою работу на уроке. На партах лежат смайлики. Если у вас все получилось и вам понравился урок, то приклейте на первую ступеньку улыбающийся смайлик.

-Если у вас получалось, но были трудности приклейте задумчивый смайлик.

Если вам было трудно на уроке приклейте грустный смайлик.

Молодцы ребята. Вы все хорошо потрудились, все получают пятерки. Спасибо за внимание, урок окончен. Слайд 16

Музыкальное прощание.

Оценивают свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему :" Жанры вокальной и инструментальной музыки"

Презентация содержит красочные иллюстрации по данной теме....

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Открытый урок "Мир образов вокальной и инструментальной музыки"

Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.Тема: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».Тип ...

урок музыки для 4 класса "Вокальная и инструментальная музыка"

Основная цель урока:- обобщение и систематизация знаний учащихся о вокальной и инструментальной музыке; о динамических оттенках (форте, пиано)....

урок музыки "Осенние ноты в вокальной и инструментальной музыке"

Основная цель урока:- формирование знаний о вокальной и инструментальной музыке.            Образовательные задачи:- формировать у учеников знани...

урок музыки для 4 класса "Животные и сказочные персонажи в вокальной и инструментальной музыке"

Основная цель урока: систематизация знаний учащихся о вокальной и инструментальной музыке, средствах музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки).Образовательные задачи:- систематизировать...