Народные музыкальные инструменты
план-конспект по музыке

Щур Анна Евгеньевна

Конспект открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_narodnye_instrumenty.docx18.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытое музыкальное занятие

«Народные музыкальные инструменты»

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи:

* познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.

*формировать представления детей о народной музыке и народных инструментах;

* развивать эмоциональную отзывчивость;

* развивать чувство ритма;

* формировать певческий голос и выразительность движений.

* воспитывать любовь и интерес к русской народной музыке.

* вызвать у детей желание слушать инструментальную музыку.

Материалы и оборудование:

2 короба, музыкальные инструменты, фрагмент мультфильма «Русские потешки» 1969г., ноутбук, проектор, экран, иллюстрации, медали.

Ход занятия:

Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, образуют круг.

Муз. рук.: Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! И хочу приветствовать вас такой песенкой.

(поет) Доброе утро, улыбнись скорее,

           И сегодня весь день будет веселее.

           С добрым утром, ушки!

           С добрым утром, щечки!

           С добрым утром, ножки, и ещё ладошки!

Муз. рук.: Здравствуйте ребята

Дети: Здравствуйте

Муз. рук.: - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку:

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный….(инструмент.)

Муз. рук.: - Ребята, а вы хотите узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. А в ней музыкальные инструменты.

(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»)

Муз. рук. - Вы слышите музыку? Это же звучат наши, а исполняют они русскую народную песню.

- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. Я обещала вам рассказать про русские народные инструменты. Но для этого нам надо отправиться в одно место. Беритесь за руки, я поведу вас извилистыми тропками.

(Музыкальный руководитель под музыку заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)

Слайд №1 - лес

Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. Давайте прислушаемся.

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает из сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав,
В шуме дубрав,
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода-
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!

А вы знаете, что именно здесь, в лесу, родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался прислушиваться к звукам природы и подражать им.

Слайд №2 -  акация 

– Посмотрите, на акации висят плоды, они качаются на ветру, а в стручках семена. Когда стручки засохнут, если их потрясти, семена в них начинают греметь. Люди заметили, что этот звук успокаивает младенцев, и придумали игрушку. Так появился музыкальный инструмент, который называется погремушка. (показ картинки и погремушек)

 Погремушка – это шумовой инструмент. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)

Слайд №3 – ветер в лесу

- Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга, с треском ломаться на ветру. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. (показ картинки)

 - Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)

Игра «Поиграй на трещотке»

Дети образуют круг, под музыку передают трещотку, музыка останавливается, у кого в руках трещотка – тот выходит в круг , играет на трещотке, остальные хлопают. Игра продолжается.

Садятся на стульчики

Слайд №4 – дятел на дереве

 - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки (показ картинки)

-Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки. (ЗВУК)

(Можно пригласить гостей)

Чтобы ложки звучали красиво, их необходимо держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок. Возьмем ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом.

Игра на ложках

Слайд №5 – берег реки, камыш

 - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент, подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент, и назвал его – свирель, такое нежное у него звучание. (показ картинки+ЗВУК) А потом ещё немного подумал человек и сделал другой духовой инструмент –рожок. (показ картинки+ЗВУК)

- Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам? (Ответы детей)

Слайд №6

 - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (показ картинки)

- Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Ребята, балалайка стала музыкальным символом нашей страны. Послушайте, как она звучит. (ЗВУК)

Видео игра на балалайке

    - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю»

Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!

      Звучит русская народная песня «Калинка- малинка»

Муз. рук.: - Прислушайтесь! Это русская народная плясовая. Эта музыка никого не оставляет равнодушным. Ноги сами просятся в пляс.

Выходи, честной народ, в наш веселый хоровод.

Свободная пляска

Андрюша: - В моём коробе ещё есть много инструментов разных. Инструменты хороши, поиграйте от души! Не сходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.

Муз. рук.: - Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)

Муз. рук.: - А кто руководит оркестром?

Дети: - Дирижер!

Видео русский народный оркестр «Светит месяц»

Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Теперь вы стали настоящими знатоками русских народных инструментов.

Воспитатель приглашает детей в группу

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Марийские народные музыкальные инструменты

Презентация  подготовлена для открытого урока музыки  и знакомит  учащихся с марийскими народными музыкальными инструментами. Материал используется как часть регионального компонента в ...

РЕФЕРАТ по дисциплине: «Народные музыкальные инструменты»

В реферате представлена история возникновения и развития гармони - народного музыкального инструмента. Традиции инструментальных наигрышей и разнообразие частушечных форм, неповторимый колорит....

Путешествие в страну народных музыкальных инструментов.

В статье директор детской музыкальной школы Егиазарян Ирина Альбертовна знакомит с программой детской Филармонии, рассказывает о богатстве  и гениальности великих мастеров искусства, истории и пр...

Урок-игра по музыке в 3-4 классах на тему "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный урок расчитан на учащихся 3-4 классов. Проводится в форме игры "Поле чудес". Тематика игры - "Русские народные музыкальные инструменты"....

Презентация урок музыки 1 класс "Русские народные музыкальные инструменты"

Данная презентация помогает учителю в проведении урока музыки в 1 классе по теме : " Русские народные музыкальные инструменты".Слайды помогают учащимся наглядно представить русские народные музыкальны...

Мультимедийная презентация "Народные музыкальные инструменты"

Электронное методическое пособие мультимедийная презентация "Народные музыкальные инструменты" предназначено для проведения занятий художественно-эстетической направленности  детей от 6 до 14 лет...

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха на основе дифференциации тембров народных музыкальных инструментов «Концерт на полянке»

Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха на основе дифференциации тембров народных музыкальных инструментов «Концерт на полянке» [[{"type":"media","view_mode":"media...