В музыкальной гостиной для старшеклассников «Наполним музыкой сердца»
методическая разработка по музыке

Коробенкова Ирина Викторовна

создать условия для правильного восприятия поэтической лирики, «авторской песни» как уникального явления.

 

Задачи: 1. показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление нашей отечественной культуры, как один и самых массовых видов творчества;

 

2. обратившись к истории бардовской песни, познакомить учащихся с творчеством поэтов авторской песни;

 

3. способствовать восприятию песен обучающимися как величайший духовный потенциал;

 

4. способствовать воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к доброму и гармонии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 В музыкальной  гостиной для старшеклассников

                                 «Наполним музыкой сердца»

Цель: создать условия для правильного восприятия поэтической лирики, «авторской песни» как уникального явления.

Задачи: 1. показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление нашей отечественной культуры, как один и самых массовых видов творчества;

2. обратившись к истории бардовской песни, познакомить учащихся с творчеством поэтов авторской песни;

3. способствовать восприятию песен обучающимися как величайший духовный потенциал;

4. способствовать воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к доброму и гармонии.

Информационно-методическое обеспечение: презентационный материал, фрагменты видео, записи песней бардов.

(слайд 1)

(Звучит песня Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»)

(слайд 2)

Ведущий 1: Бардовскую песню еще называют авторской, самостоятельной песней

(слайд 3).

 Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей, почитателей этого жанра

(слайд 4). Наверное, не столь важно, как называть – авторская, самостоятельная или бардовская песня

 (слайд 5). Главное – глубокое содержательное поэтическое слово и душевное, щемящее сердце своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары

(слайд 6).

Ведущий 2: Барды пели самые различные песни

(слайд 7): героические баллады, религиозные, боевые, лирические, сатирические…

 К бардовским песням относятся

 (слайд 8):

городской романс (пробел);

кант (бытовая многоголосная песня) (пробел);

крестьянские песни (пробел);

творчество декабристов (пробел);

революционные молодежные песни 20-х годов (пробел);

песни беспризорников (пробел);

студенческий фольклор (пробел).

Чаще всего (хотя и не всегда) авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки – отсюда и название.

Ведущий 1: Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации – чувств

(слайд 9). Она противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важным главным образом ритм, пестрота, световые эффекты

 (слайд 10), доходчивые слова… Развлекательная песня – явление музыкальное, авторская песня – прежде всего литературное

(слайд 11). Она пишется думающими людьми для думающих людей…

Ведущий 2: Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры нашего времени появился в 50-60-х годах XX века

(слайд 12). Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава

 (слайд 13), Юрий Визбор

 (слайд 14), Владимир Высоцкий

(слайд 15) и других

(слайд 16), жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава

(слайд 17) – профессионал в поэзии, Юрий Визбор

 (слайд 18) – журналист, обаятельный , интеллектуальный, энергичный человек, ну а Владимир Высоцкий

 (слайд 19) приобрел поистине всенародную любовь своими песнями.

Ведущий 1: Основное качество бардовской песни

(слайд 20) – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится

(слайд 21).

(звучит песня Булата Окуджавы «Союз друзей»)

Ведущий 2: И   я,   забывшись   в   песенном   бреду,

Как   заклинанье,   повторяю   снова,

Что   музыкант   лишь   тот,    кто   слышит   слово,

Поэт   лишь   тот,  кто   с   музыкой   в  ладу.

Ведущий 1: Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, но суть бардовской песни была и остается неизменной.

Ведущий 2: Расскажу одну притчу

(слайд 22).

Еще за долго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами (слайд 23). Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю

(слайд 24). Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – дрида

(слайд 25). Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался – Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей свет и истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

Ведущий 1: Бардовская песня – это язык сердца и души

(слайд 26). Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво

(слайд 27). Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом, ибо не будет контакта на чувственном уровне или он будет ослаблен.

Ведущий 2: Если эстрадная песня чаще всего для телодвижения

 (слайд 28), этому способствует ритмичная музыка

 (слайд 29), световые эффекты, простые тексты

 (слайд 30), то бардовская песня чаще всего – это песня для движения души, этому способствует

(слайд 31) мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни

 (слайд 32).

Ведущий 1: Исполнитель бардовской песни должен показать, прежде всего, не свой прекрасный вокал, умение петь и играть на музыкальном инструменте, хотя это и немаловажно, он должен открыть и показать духовно богатый, чувственный мир песни, а если песня по-настоящему бардовская – она обладает этим миром

(слайд 33).

(Звучит песня Юрия Визбора «Наполним музыкой сердца»)

(слайд 34)

Ведущий 2: Лидером романтической авторской песни стал Булат Окуджава. Он вырос на Арбате, ушел на войну из Грузии

 (слайд 35). Появление его первых песен было неожиданным.

Когда во всех концах державы

(слайд 36),

Магнитной лентой шелестя,

Возникли песни Окуджавы

 (слайд 37),

Страна влюбилась в них, хотя

Какая брань, какие клички

Тем песням выпали в свой срок

(слайд 38)

Ведущий 1: Неожидан был союз содержательного поэтического слова и музыки, красивой мелодии и размышлений поэта о современности

 (слайд 39). Во всех песнях Булата Окуджавы обязателен его высокий настрой души.

Ведущий 2: Булат Окуджава – один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки

(слайд 40). Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация. Они неразрывны. Мир его песен – цветной, занятный, полусказочный, игровой (слайд 41).

(Звучит песня Булата Окуджавы «Виноградную косточку в теплую землю зарою»)

Ведущий 1: Булат Окуджава о Владимире Высоцком

 (слайд 42):

Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад.

Может, кто намеревается подлить в стихи елея

(слайд 43)

А ведь песни не горят, они в воздухе парят.

Чем им делают больнее, тем они сильнее.

(слайд 44)

В песнях Владимира Высоцкого есть сила, которая помогает выстоять слабому и обрести уверенность растерявшемуся.

Ведущий 2: Владимир Семенович Высоцкий, пожалуй,   самый любимый народный бард (слайд 45).  Лирический герой Высоцкого – это бунтарь, мятежник. Он говорил от лица людей сломленных и бунтующих, сильных и слабых. От лица рабочих, спортсменов, солдат, заключенных, моряков, альпинистов, милиционеров, крестьян

(слайд 46). Каждая отдельная песня Высоцкого – монолог, но в полном объеме,  его поэзия – хор голосов, вольный голос подневольной страны

(слайд 47).

Ведущий 1: Заслуга Высоцкого как поэта прежде всего в том, что он смело ввел в литературу яркий и сочный, многозвучный и мусорный язык улицы, все многообразие различных слэнгов - от блатарей до спортсменов

(слайд 48). Его песенные стихи, несмотря на их внешнюю обманчивую простоту, сложны  по смыслу.   Главная его интонационная находка — распевание согласных, создающее особо выразительную энергетику высказывания

(слайд 49).

Ведущий 2: К песням Владимира Высоцкого можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно

 (слайд 50). Но мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы

 (слайд 51).

Ведущий 1: Лучшие песни Владимира Высоцкого  для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность – растерявшимся

(слайд 52). На его песни можно опереться как на плечо, потому что в них звучит надежность и правда.

Ведущий 2: Несмотря на громкую славу

(слайд 53), Высоцкий как бард так и не дождался при жизни официального признания. Но  сама смерть поэта стала общенациональным событием. Провожали его сотни тысяч сограждан

(слайд 54).

(Звучит песня Владимира Высоцкого «Я не люблю») (

 (слайд 55)

Ведущий 1: Еще одно имя, которое хочется обязательно упомянуть в этот день, связано с актером, журналистом, драматургом, сценаристом, поющим поэтом Юрием Визбором (слайд 56).

Ведущий 2: Юрий  Визбор – его можно считать родоначальником студенческой и туристической  авторской песни. Его песни молодежные, улыбчивые, легкие, теплые. Автор словно позволяет простым и обыденным вещам проявить свою глубину и красоту (слайд 57).

Ведущий 1: Знаменитый бард, чьи песни мы поем уже полвека, журналист, одним из первых сумевший в годы официоза говорить нормальным человеческим языком, неисправимый романтик, воспевающий будничный героизм и мужественные профессии, бесстрашный альпинист, артист, писатель...

(слайд 58) Все это Юрий Визбор. Он никогда не был «одиноким гитаристом», круг его друзей был очень широк, его любили коллеги, обожали женщины... Он сам лепил свою судьбу

 (слайд 59).

Ведущий 2: Со времени кончины автора прошло более двадцати лет, однако творчество его не только не забыто современниками, но и привлекло внимание и следующих поколений — поколений детей и внуков

(слайд 60).

Ведущий 1: Булат Окуджава сказал о Визборе: «Он любил сильных, мужественных и добрых людей и сам был мужественным и добрым в своем искусстве. Ему были чужды громкие фразы и сложная многозначительность

(слайд 61). Его лирический герой, склонный к самоиронии, как нельзя лучше соответствовал сердечной музыке, потребности в натуральном слушателе, не падком на пустую развлекательность, жаждущем духовной сплоченности и тепла»

(слайд 62).

Ведущий 2: Его песни были любимы молодежью тогда, когда создавались, остались с нами сегодня, не устареют завтра. Песни Визбора исполняет весь мир

(слайд 63).

Визбор – это вечная молодость, внезапно открывающая для себя что-то новое: горы, тайгу, дороги, моря и океаны, подмосковную осень… Это резкое переощущение пространства и времени, истории и человека в ней.

(Звучит песня Визбора «Милая моя»)

 (слайд 64)

Ведущий 1: В авторской песне Сергей Никитин давно и прочно занял свое место. Но вот что интересно: в отличие от предыдущих авторов, он чаще всего не поэт, а композитор и исполнитель. В этом его индивидуальность, своеобразие его творчества

(слайд 65). Он пишет музыку к настоящим стихам, относясь к ним бережно, подбирая мелодию, которая как будто уже звучит в слове

(слайд 66).

Ведущий 2: Часто его песни ассоциируются кинофильмами, где они впервые прозвучали: «Почти смешная история», «Я помню чудное мгновенье», «Ирония судьбы, или  с легким паром», «Москва слезам не верит». Он пишет музыку к настоящим стихам, относясь к ним бережно, подбирая мелодию

 (слайд 67). Как будто мелодия рождается вместе со стихотворением и живет в нем. И надо только разглядеть в стихотворении-клетке мелодию-птицу и распахнуть дверцу: лети (слайд 68).

Звучит песня «Александра» (музыка Сергея Никитина на стихи Юрия Визбора и Дмитрия Сухарева). Во время песни еще

69-70-71 слайда показать

Ведущий 1: Песни

(слайд 72), о которых мы сегодня говорим, разные по теме, сюжету. Такие же разные, как сама жизнь. Среди них есть место и колыбельным песням

(слайд 73). Например, «Зеленая карета» Александра Суханова - по-детски наивная, но трогает сердце и взрослого человека. Но, главное, этим песням обязательно присуща романтика.

Ведущий 2: Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. И в авторской песне на первый план выходил «человеческий аспект» войны, причиненные ею страдания, ее античеловечность

 (слайд 74).

(Звучит песня Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!»)

Ведущий 1: Бардовская песня не пишется на заказ

(слайд 75). Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким-либо стресс-фактором

(слайд 76). Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы

(слайд 77), чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования, чувство гордости, уважения, радости, любви, тоски и многие другие стороны душевного напряжения

(слайд 78).

Ведущий 2: Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни (слайд 79). Недаром сцена Грушенского фестиваля авторской самодеятельной песни сделана в форме гитары

 (слайд 80). Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах

(слайд 81).

Ведущий 1: Гитара – самый интимный музыкальный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает (слайд 82). Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам (слайд 83).

Ведущий 2: Закончить наш классный час нам поможет песня Владимира Высоцкого «Дом хрустальный»

(слайд 84).

(Звучит песня Владимира Высоцкого «Дом хрустальный») .

(слайд 85)



Предварительный просмотр:

Викторина «Все о Масленице» (с ответами):

Какой атрибут четко указывает на то что этот праздник – действительно Масленица?
Суши
Блин
Компот

С чем ассоциируют блин в этот праздник?
С солнцем
С небом
С цветами

У русских эта неделя имеет несколько названий, которые перечислены ниже.
Один из вариантов – неверный.
Итак, какое же из названий является лишним?
a - Сырная неделя
б - Масляная неделя
в - Разгульная неделя
г - Мясопустная неделя

2 Как в старину, так и ныне на Масленицу готовят особые блюда.
Главные угощения перечислены ниже. Один из вариантов – неверный.
Какое из блюд является лишним?
a - Вареники
б - Блины
в - Хворост
г – Пельмени



3 Одна из традиционных масленичных забав.
a -
Взятие снежной крепости
б - Купание в проруби
в - Обтирание снегом
г - Бег на коньках



4 Масленица продолжается целую неделю. В течение Масленицы все сословия увлекаются разгульной жизнью и забавами, устраивают обряды проводов зимы - ряжение, сжигание старых вещей и чучела Масленицы.
По окончании Масленицы, в последний день недели есть обычай, когда все:
a - Одеваются в нарядные одежды и разъезжают по родным и знакомым
б
- Просят прощения друг у друга
в - Разводят огонь или зажигают свечи
г - Ничего не варят:  едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и прочее

5 Что начинается на следующий день после праздника Масленицы?
a - Народные гуляния
б
- Великий пост
в - Подготовка к весеннему севу
г - Свадьбы

Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин ...»:
а) колом;
б) комом;
в) маслом не испортишь;
г) отдай врагу.

 

Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, ... не расколет».
а) Полено;
б) Стекло;
в) Брюхо;
г) Голова.
(Блин не клин, брюха не расколет.)

Какое слово пропущено в пословице: «Блинцы, блинчики, блины, как ... у Весны»?
а) Лужи;
б) Колёса;
в) Глаза;
г) Лицо.

Как называются уменьшенные блины?
а) Пончики;
б) Оладьи;
в) Галушки;
г) Клёцки.

Какая разгадка у загадки: «С виду клин, развернешь — блин»?
а) Гриб;
б) Зонт;
в) Парашют;
г) Фонтан.

1) С чем связан обряд Масленицы? Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

2) От чего получила свое название Масленица? Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.

3) Отчего зависит дата начала Масленицы?  Дата начала масленицы зависит от начала Великого поста

4) Какие главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России? Блины, чучело, хороводы, игры, гулянье,

5) С какого дня начинается Широкая Масленица? С четверга  

 

 7) Как называются дни недели во время Масленицы?

Понедельник встреча.

Вторник — заигрыши.

Среда лакомки.

Четверг — разгул.

Пятница — тёщины вечерки.

Суббота — золовкины посиделки.

Воскресенье- последний день масленицы.

 

8) Какое еще название имел последний день Масленицы, и какие обряды входили в это день? Прощёное воскресенье -все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит».

 

9) На, горки, в, блины, покататься, повалятся. Какая поговорка Масленицы зашифрована здесь? На горах покататься, в блинах поваляться

 

10) Что начинается на следующий день после праздника Масленицы? Великий пост 

Загадки про Масленицу

Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)

 * * *
На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь.
(Пекутся блины.)
* * *

Берега железны, рыба без костей, вода дорога.
(Сковорода, блин и масло.)

* * *
Сидит царь-птица на золотых яичках.
(Сковорода на углях.)

* * *

Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к…
(теще на блины)!

* * *

Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, …
(икра)!

* * *

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-…
(блины)!

* * *

В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: …
("Бог простит!")!

Заклички про весну

Призыв весны

Русская народная закличка в обработке
Весна весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

***

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.

***

Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.

***

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

***

Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.

***

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

***

Весна-красна!
Весна-красна!
На чем пришла?
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке.


Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
-Масленка, Масленка,
Не видала ли Горасенка?
-А Гораска в красной шапке
На вороненькой лошадке,
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
Как на Масленой недели
Из печи блины летели,
И сыр, и творог -
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!

***

Ты не в среду-то пришла
И не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.

Блины масляные,
Шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.

А сегодня в вескресенье
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша масленица.

ПЕСНИ ПРО МАСЛЕНИЦУ

Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела.
Шла сторонкою к нам,
По закоулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост!
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста, -
Гори, сатана!

***

Ах, Масленица, обманщица!
О, мы Масленицу устречали,
Устречали, лёли, устречали,
Мы сыр с масельцем починали,
Починали, лёли, починали,
Мы блинкам гору устилали,
Устилали, лёли, устилали,
Сверху масельцем поливали,
Поливали, душа, поливали.
Как от сыра гора крута,
Гора крута, лёли, гора крута,
А от масла гора ясна,
Гора ясна, лёли, гора ясна
Да вот Масленица

ЧАСТУШКИ

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

 


Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя –
Будьте счастливы, как мы!

Как на Масленице нашей
Всем становится теплей.
Уходи, зима, подальше,
Нам с блинами веселей.

 

Уминая всласть ватрушки,
Поют девицы частушки.
Всякий люд кругом танцует,
И душа его ликует.
 


Кари глазки, серы глазки,
Голубые ни при чем.
Мы блинками с икрой, с мясом
Кого хочешь, завлечем.
 


Я на Маслену готов
Съесть полсотни аж блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
 


Напеките мне блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя–
Можно съесть и лишнего.
 


Прилетали марсиане,
Все они довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.
 


Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
 


Как на масленой неделе
На столы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
 


Блин с вареньем, блин с икрою!
С родниковою водою!
Праздник солнца к нам пришел!
На душе так хорошо!

Шире круг, шире круг,

Встаньте в круг пошире.

Не одна иду плясать –

Нас идёт четыре.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Если б не было воды –

Не было б и кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

1. У меня четыре шали.

 Пятая – пуховая,

 Не одна я боевая-

 Все мы здесь бедовые.

2. Сколько раз я зарекалась

 Под гармошку песни петь.

 А гармонь тут заиграла-

 Как на месте усидеть.

3. Веселись честной народ,

 Набивая свой живот.

 Это масленица,

 Праздна Масленица!

 4.Веселей играй гармошка,

 Масленица, не грусти!

 Приходи, весна, скорее,

 Зиму прочь от нас гони!

 5.Как на масленой неделе

 Мы все песни перепели.

 Пели – заливалися-

 Хриплыми осталися!

Я на Маслену готова

 Скушать 50 блинов.

 Закушу их сдобою,

 Похудеть попробую.

 Пятый блин я слопала,

 На мне юбка лопнула.

 Пойду юбку зашивать,

 Чтобы есть блины опять.

 Я на Масленицу ела

 Всё блины, блины, блины

 До того я потолстела

 Что не сходятся штаны.

 Напеки, кума, блинов,

 Да чтоб были пышные.

 Нынче Маслина неделя-

 Можно съесть и лишнего

 Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

 И побольше развлекайтесь!

 Масленица у ворот!

 Открывайте шире рот! 

 

Пословицы о Масленице

Состязания

  • Выучить заклички – 1
  • Найти пословицы  - 3
  • Песня блиночки
  • Бег в мешках
  • Лыжи
  • Санки спиной
  • Петушиный бой
  • Блинный аукцион
  • Частушки
  • канат



Предварительный просмотр:

Музыкальный КВН.

Рекомендуется провести в 3-4 классах на уроке музыки в конце четверти

или во внеурочное время.

                   Тема мероприятия: Музыка и мы.

Цель: приобщение обучающихся начальной школы к музыкальному

творчеству, выявление и развитие знаний в области музыкального искусства,

раскрытие творческих способностей.

Задачи:

·Пробудить в обучающихся интерес к музыке.

· Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

· любовь и уважение к музыке народов разных стран.

·Раскрывать творческие возможности обучающихся через различные виды

музыкальной деятельности.

·Развивать общую культуру обучающихся средствами музыкально-

театральной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС:

Личностные УУД: Формирование эмоционального и осознанного усвоения

содержания музыкальных сочинений на основе изучения образцов

народной и композиторской музыки.

Регулятивные УУД: Воплощать характер народных и композиторских

произведений через хоровое пение, слово, пластику движений.

Коммуникативные УУД: Участие в хоровом исполнении музыкальных

произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально-

творческой деятельности.

 

Условия игры: Формируются две команды по 7 человек, придумывается

название. Жюри оценивает команды по пятибалльной системе, если

команда не ответила на вопрос, то его можно переадресовать команде

соперников.

1 тур. РАЗМИНКА.

(Ведущий задает по 4 вопроса каждой команде)

1.Кто автор песни «Солдатушки, браво ребятушки»? (Русская народная

песня.)

2.Кто из композиторов написал детскую песню « Почему медведь зимой

спит?» (Л. Книппер )

3.Кто написал симфоническую сказку для детей, поставив цель познакомить

маленьких слушателей с инструментами симфонического оркестра?(Сергей

Сергеевич Прокофьев )

4.Как называется низкий мужской голос? (Бас )

1.Как называется детская опера, где есть Всезнайка, Болтушка, Бодайка, и

другие персонажи, кто ее написал? («Волк и семеро козлят» М.Коваль )

2.Как называется хоровое произведение без сопровождения? (а капелла )

3.Как называется точка наивысшего развития в музыке? (Кульминация)

4.Кто из композиторов написал оперу «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»

(Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор)

2 тур. МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

(Каждой команде предлагается прослушать по 3 музыкальных фрагмента)

1.В.А.Моцарт Симфония№40 1 часть.

2.С.С.Прокофьев тема Пети из симфонической сказки «Петя и волк»

3.М.Коваль Тема Болтушки из детской оперы «Волк и семеро козлят»

1.С.С.Прокофьев Тема Птички из симфонической сказки «Петя и волк»

2.П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»

3.Русская народная песня «Камаринская»

3 тур. ВЕСЕЛАЯ ОЗОРНАЯ ЧАСТУШКА.

Конкурс на лучшее исполнение частушек из школьной жизни.

4 тур. ПАНТОМИМА.

Командам раздается задание в конверте: инсценировать по 1 песне из

мультфильмов при помощи мимики и жестов. («Песенка Львенка и

Черепахи» из м\ф «Как львенок и черепаха пели песню» муз. Ген. Гладкова

сл.С.Козлова; «Песенка Зайца и Волка на карнавале» из м\ф «Ну, погоди!»

муз. Ген. Гладкова, сл. Ю.Энтина ).

Пока команды готовятся, со зрителями можно исполнить любую детскую

песенку, либо провести игру.

5 тур. ВЕСЕЛАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Команды должны определить жанр звучащей музыки: ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ.

Учитель играет для первой команды произведение С.В.Рахманинова

«Итальянская полька», для второй - П.И.Чайковского «Неаполитанский

танец». Затем каждая из команд исполняет эти произведения вместе с

учителем, который играет на фортепиано, а дети на детских музыкальных

инструментах бубнах, треугольниках , маракасах и т.д.

6 тур. УГАДАЙ КОМПОЗИТОРА.

На доске 4 портрета композиторов: Э.Григ,Л.Бетховен, П.И.Чайковский,

В.А.Моцарт. Дети должны назвать имя, фамилию композитора, страну,

которой они принадлежат, а также вспомнить по 1-2 произведения.

(Например, Э.Григ «Пер Гюнт» «Утро», «В пещере горного короля»; Л. ван

Бетховен «Веселая. Грустная», «Сурок»; П.И.Чайковский «Танец маленьких

лебедей», «Марш деревянных солдатиков»; В.А.Моцарт « Рондо в турецком

стиле», Симфония №40 Фрагмент 1 части;)

7 тур. «ГОЛОСИСТЫЕ СОЛОВУШКИ»

Конкурс на лучшее хоровое исполнение песни, которая выбирается

заранее. Обучающиеся должны продемонстрировать навыки хорового пения.

(Одновременное вступление и окончание пения, правильное формирование

гласных звуков, четкое произнесение согласных, правильное дыхание.

Динамика согласно характеру произведения, и т. д).

8 тур. « ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

Каждой команде задается по 3 вопроса, дети угадывают название песни

и исполняют по 1 куплету.

1.Песенка о самом любимом празднике в жизни каждого человека.

(«Песенка крокодила Гены » муз. В. Шаинского сл. А.Тимофеевского )

2.Песенка о «золотом» мальчике

(«Антошка » муз. В. Шаинского , сл. Ю. Энтина из м \ ф « Веселая

карусель»)

3.Песенка о «животном» у которого ушки расположены на коленках.

(«Песенка про кузнечика» муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова. Из м\ф

«Приключения Незнайки»)

1.Песенка о том, как важно сохранять хорошее настроение при

неприятностях.

(«Неприятность эту мы переживем» муз. Б,Савельева , сл. А Хайта из м\ф

«Лето кота Леопольда» )

2.Песенка о друзьях, которым весело бродить по белу свету.

(«Песня друзей» муз. Ген. Гладкова, сл. Ю.Энтина из м\ф «Бременские

музыканты» )

3. Песенка о любимом крае, где каждый из вас живет.

( «Край в котором ты живешь» муз. Ген. Гладкова, сл. Ю. Энтина из м\ф

«Край в котором ты живешь» )

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Пока жюри подводит итоги, дети вместе с учителем исполняют

чешскую народную песню-танец «Полька», используя танцевальные

движения.

После выступления жюри, команды награждаются призами. Самое

главное, чтобы хорошее настроение и удовольствие от игры получили

команды и зрители, невзирая на конечный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Наполним музыкой сердца!"

Сценарий внеклассного мероприятия в форме презентации «Наполним музыкой сердца» для учащихся 6 – 8 классов Цели: 1. Приобщение и привлечение учащихся к миру музыки, расширение кругозора детей; ...

Презентация "Наполним музыкой сердца!"

Внеклассное мероприятие, посвящённое Всемирному  Дню Музыки, для учащихся 6-8 классов....

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца....", посвященное жизни и творчеству Юрия Визбора

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца"  представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает поэт, бард, драматург, журналист, сценарис...

Классный час "Наполним музыкой сердца"

Знакомство с Ю.Визбором, бардовской поэзией...

Наполним музыкой сердца.

Об  авторской песне,бардах....

Вечер авторской песни «Наполним музыкой сердца»

Внеурочное мероприятие знакомит учащихся с творчеством бардов как одним из направлений отечественной культуры -  авторская песня....

План мероприятий по подготовке к празднованию 175-летия со дня рождения П.И.Чайковского. Проект «Музыка сердца»

План мероприятий  по подготовке к празднованию 175-летия со дня рождения П.И.Чайковского.Проект «Музыка сердца»Время работы над проектом -2013-2015 г..ЦЕЛЬ: изучение и распространение творч...