Программа по учебному предмету ансамбль флейт 4 -8 класс ФГТ
рабочая программа по музыке
Программа по учебному предмету ансамбль флейт 4 -8 класс ФГТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ansambl_fleyt_4_-8_klass_fgt.docx | 166.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ
Когалым 2019
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка 4
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета 8
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся 12
IV. Формы и методы контроля, система оценок 13
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса 15
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.
VI. Списки нотной и методической литературы 17
- Список нотной литературы;
- Список методической литературы.
- Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые инструменты».
Программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в ансамбле флейт с 4 по 8 класс обязательной части учебной нагрузки. Флейтовый ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
Класс ансамбля – неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально – эстетических представлений у учащихся, а для наиболее одаренных – важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.
План репертуара основывается на объективной оценке индивидуальных возможностей учащихся. Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего материала: дуэты, различные переложения для исполнения на две или три партии, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Особо следует отметить, что различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне. Игра в ансамбле делает учащихся равноправными исполнителями и независимо от степени трудности партий даёт возможность выступления на разнообразных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. В ансамблях суммируется всё то, чему ученик научился в музыкальной школе и в классе специальности, осуществляется практическое применение музыкальных знаний и инструментальных навыков, а также воспитывается коллективная творческая и исполнительская дисциплина.
Нельзя не отметить целесообразность такого игрового состава, как «ученик и педагог». Помимо того, что подобное единение значительно стимулирует исполнительскую деятельность педагога, неоценимо воспитательное значение такого ансамбля и для учащихся. Дети чувствуют большую ответственность, играя наравне со своими педагогами и стараясь по своему исполнительскому уровню приблизиться к более высокой ступени.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет пять лет (с 4 по 8 класс).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Срок обучения/количество часов | 4-8 классы |
Количество часов (общее на 4 года) | |
Максимальная нагрузка | 412,5 часов |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 165 часов |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 247,5 часов |
Недельная аудиторная нагрузка | 1 час |
Самостоятельная работа (часов в неделю) | 1,5 часа |
Консультации (для учащихся 4-8 классов) | 8 часов (по 2 часа в год) |
Консультативные часы являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и прочим мероприятиям.
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Мелкогрупповая: два ученика или дуэт с преподавателем.
Продолжительность урока - 45 минут.
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
• развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
• решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
• формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
• обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
• расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.
• формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста струнного ансамбля.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Основные методы и принципы, используемые для реализации программы
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
1. Методы устного изложения знаний учителем и активизации
познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа; иллюстративный метод;
2. Метод закрепления изучаемого материала: беседа, частично – поисковый метод, метод показа преподавателя;
3. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с текстом, словарем музыкальных терминов, применение ИКТ;
4. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: метод упражнения, репродуктивный метод, концертные выступления.
Для реализации программы, особенно на начальном периоде обучения, необходимо применение здоровьесберегающих технологий. Этой цели служит: 5.Игровой метод.
Работа строится по принципу доступности и соответствует уровню интеллектуального развития ребенка и технической подготовки.
Предложенные методы работы со струнным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на струнных инструментах.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для реализации данного курса необходимо иметь:
- флейты
- сборники ансамблевых произведений
- фортепиано
- пульты
- метроном
- музыкальный центр
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения | ||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | - | - | - | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | - | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Консультации (часов в год) | - | - | - | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом технических и художественных задач музыкальных произведений.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, лекториев, театров, концертных залов);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и других видах культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Учебный материал распределен по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для струнного дуэта, переложений симфонических, ансамблевых, и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;
- знание основных направлений ансамблевой музыки различных эпох;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
4 класс (1 год обучения)
На начальном этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации данного этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год ученики должны пройти 3-4 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1 произведений (возможно по нотам). Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный репертуарный список:
Э. Келлер Ансамбль
Русская народная песня «Я на горку шла»
И. Шольц «Ария»
Г.Гендель «Серенада»
Ф.Девьен Дуэт № 9
5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
- умением слушать мелодическую линию;
- умением грамотно и чутко поддерживать игру партнера;
- совместно работать над динамикой произведения;
- анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1 произведений (возможно по нотам). Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.
Примерный репертуарный список:
Швейцарская Народная песня «Кукушка»
Ф.Девьен Дуэт № 6
Ф.Девьен Дуэт № 7
П.И. Чайковский «Сладкая Грёза»
Н. Бакланова «Хоровод»
6 класс (3 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и инструментами. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 1-го и 2-го полугодия – зачет, 1 произведение (возможно по нотам).
Примерный репертуарный список:
В. Ребиков «Вальс»
Э.Вальдтейфельд «Полька»
Г.Ф. Гендель Дерзость
7- 8 класс (4-5 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Развитие музыкального мышления и средств выразительности, работа над агогикой. Воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце первого полугодия и в конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1 произведение (возможно по нотам).
Примерный репертуарный список:
Я.Ванхаль «Престо»
Ф.Девьен Дуэт № 9
Ф.Девьен Дуэт № 10
Г. Пёрсел «Ария»
Я. Ванхаль «Адажио»
III. Требования к уровню подготовки учащихся
По окончанию курса выпускник должен:
-владеть основными навыками игры в ансамбле;
-уметь читать с листа инструментальные партии (ансамблевые, оркестровые);
-понимать музыку, исполняемую как всем составом ансамбля, так и его группами;
-уметь находить в произведениях основу, подголоски, сопровождение, а также выстраивать интонационно чисто и ритмически грамотно не только свою партию (по горизонтали), но и совместно с остальными партиями (по вертикали);
-понимать художественный образ произведения, своеобразие различных стилей, жанров, форм, характера исполняемой музыки;
-исполнять свою партию в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижёра;
-иметь достаточный объём пройденных произведений ансамблевой/оркестровой музыки;
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года в 4 и 5 классе, в конце каждого полугодия с 6 по 8 класс. В 8 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.
По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится итоговая аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.
Особое внимание следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного материала с учетом возрастного фактора и степени подвинутости учащихся.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (флейтовый дуэт) является формирование правильной постановки с инструментом при совместной игре и эмоциональное взаимодействие обоих партнеров.
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения ансамблевой – оркестровой музыки, так как слушание музыки развивает музыкальную наблюдательность, интеллектуальную активность, обостряет работу воображения, способствует пониманию тонкостей выразительных средств и воспитывает эстетический вкус учащихся.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над звуковым балансом партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей на две партии (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для 3-4 исполнителей.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
С учетом того, что образовательная программа «Флейта» содержит одновременно два предмета, связанные с исполнительством на инструменте - «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью фразировки, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).
VI. Списки нотной и методической литературы
1.Список нотной литературы
Музыка для флейты Ансамбли составитель Е.Зайвей 1тетрадь Санкт-Петербург 2004г.
Музыка для флейты Ансамбли составитель Е.Зайвей 2тетрадь Санкт-Петербург 2004г.
В.П. Голиков Пьесы для солирующих духовых инструментов и ансамблей
Хрестоматия по камерному ансамблю выпуск 3 Классика XXI
Н. Мордасов Сборник ансамблей
Хрестоматия для флейты Ансамбли составитель Ю. Должиков
Сборники ансамблей составитель И. Стучинская «Вдвоём веселее»
Популярные произведения «Шире круг» составитель Н.В. Нежинской
А. Диабелли – Я. Ванхаль Сочинения для дуэта Москва 2005г.
2. Список методической литературы
1. Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19
- Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976. С.11-31.
- Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.
- Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956
- Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, кларнет, валторна, фагот) / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991
- Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта-духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно-практической конференции. М., 1997. С 45-47.
- Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.
- Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38
- Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987. С.96.
- Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956
- Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81
- Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994
- Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956
18. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994. 19. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986
20. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979
21. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник трудов. М., 1986
- Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998
- Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
- Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988
- Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации ). Минск, 1982
- Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.
- Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982
- Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990
- Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев, 1989
- Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986
- Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975
- Федотов А.А. О выразительных средствах кларнетиста в работе над музыкальным образом. Сборник статей. Вып. 4., М., С.86-109
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано". Программа по учебному предмету"Ансамбль" ПО.01.УП.02.В.02
Программа составлена с учетом федеральных государственных требований для учащихся 1-8(9) классов фортепианного отделения детской школы искусств....
Рабочая образовательная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ ДООП "Фортепиано"
Программа учебного предмета «Ансамбль» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – Программа) предназначена для обучающихся клас...
Примерная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ (фортепиано / ФГТ / 3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства (срок реализации 3 года)....
Программа по учебному предмету "Ансамбль" ФГТ
Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» по предмету "Ансамбль"...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по учебному предмету "Ансамбль" в области музыкального искусства "Народные инструменты.Баян. Аккордеон"
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по учебному предмету "Ансамбль" в области музыкального искусства "Народные инструменты.Баян. Аккордеон"...
Программа по учебному предмету ансамбль флейт 4-9класс ФГТ
программа по учебному предмету ансамбль флейт 4-9класс ФГТ...
Программа по учебному предмету Ансамбль (флейта)
ПРОГРАММА по учебному предметуАнсамбль(флейта)...