Игра "МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Дмитриченко Елена Сергеевна

Программа «Музыкальный ринг» разработана для летних лагерей дневного пребывания учащихся 2– 5 классов общеобразовательных школ и рассчитана на  35 - 40 человек. Продолжительность программы 40 – 50 минут. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_ring.doc722.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РИНГ

Аннотация.

   Программа «Музыкальный ринг» разработана для летних лагерей дневного пребывания учащихся 2– 5 классов общеобразовательных школ и рассчитана на  35 - 40 человек. Продолжительность программы 40 – 50 минут.

   Для успешного проведения программы необходимы: просторное помещение (музыкальный класс), два стола и стулья (для команд), места для зрителей, CD-проигрыватель или компьютер, фортепиано, синтезатор (для создания спец.эффектов), микрофон (по необходимости), набор шумовых инструментов, 2 листа формата А-4, 2 карандаша или ручки.

Участники программы:

Ведущий – педагог или старшеклассник;

Звукорежиссер – отвечает за музыкальное оформление программы: включает фонограммы, обрамляет эффектами правильные или неправильные ответы;

Арбитр -  ведет счет игры, заполняет свидетельства победившей команде;

Исполнители на разных музыкальных инструментах (педагоги или учащиеся музыкальной школы, студии). Содержание музыкальных номеров может варьироваться по желанию организаторов.

Сценарий.

Под музыку «Тико-тико» бразильского композитора Зекинья де Абреу  дети и сопровождающие их педагоги заходят в помещение и рассаживаются на места для зрителей.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас на программе "Музыкальный ринг". Сегодня у вас есть возможность проверить свои знания в области музыки, а для этого нам нужно сформировать две команды. Для того чтобы стать участником команды – нужно назвать любой музыкальный инструмент. И так, поднимаем руки, называем музыкальные инструменты!

(количество участников в каждой команде от 3 до 5 человек, в зависимости от общего числа пришедших на программу детей).

Ведущий: Уважаемые игроки, давайте с вами познакомимся!

(Дети по очереди называют свою фамилию и имя, арбитр записывает имена детей - это нужно для вручения свидетельств победителям в конце игры)

Ведущий: А теперь, пожалуйста, придумайте название команды.

(арбитр фиксирует названия, например, Домисолька и Веселые нотки)

Ведущий: Чтобы настроится на игру, я предлагаю вам прослушать музыкальный номер.

(В исполнении учащегося класса скрипки звучит «Менуэт» Й.Гадана)

Звучит ФАНФАРА (сигнал, возвещающий о начале тура).

Ведущий: В первом туре мы проведём разминку - я буду задавать вопросы по очереди каждой команде, а вы постарайтесь дать как можно больше правильных ответов.

Вопросы 1 команде.

1.Пять веревочек висят,
С них сто птичек голосят. (нотный стан и ноты)

2. Нота говорит: "Мерси!",
Ездит только на такси,
Обожает мокасины,
Силачей и апельсины. (нота си)

3. Эта нота там, где дождик,
Сладости и подорожник,
С ней и радость, и задор,
С ней добрее командор. (нота до)

4. Эта нота есть в гуляке, 
И в каляке, и в маляке,
В землянике на полянке,
А еще в стеклянной склянке. (нота ля)

5. Знает нота, что она
Населяет мир одна. (нота ми)

Вопросы 2 команде.

1. На пяти проводах
Отдыхает стая птах.

2. Эта нота в каждом доме,
В каждой будочке живет.
То лежит она в ладони,
То на лодочке плывет. (нота до)

3. Нота мчит на бал в карете,
Плещет в море и в реке, 
Есть она и в винегрете,
И в ремне, и в теремке. (нота ре)

4. Нота водится в камине,
Ест миндаль и ходит в мини,
Может мину заложить
И в милиции служить. (нота ми)

5. Нота на консоль встает
И сольфеджио поет. (нота соль)

Первый тур закончен. Арбитр объявляет результаты 1 тура.

Ведущий: В исполнении учащейся музыкальной школы звучит песня. (В.Шаинский «Мир похож на цветной луг»).

Звучит ФАНФАРА.

Ведущий: Задания второго тура рассчитаны на вашу смекалку и догадливость. В каждом вопросе содержится подсказка. Внимательно, до конца слушайте вопрос, и поднимайте для ответа руку.

  • Как называется коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах? (оркестр)
  • Назовите многократно повторяющуюся часть песни? (припев)
  • Как называется коллектив певцов, совместно исполняющий вокальное произведение? (хор)
  • Как называется музыкальное произведение, написанное специально для симфонического оркестра? (симфония)
  • Исполнитель музыкального произведения или отдельной партии, как называют такого человека? (солист)
  • Как называется упругая, туго натянутая нить, применяемая во многих музыкальных инструментах,  и служащая источником звука? (струна)
  • Как называется деревянная трость с волосяной лентой, служащая для извлечения звука на струнных смычковых инструментах? (смычок)
  • Назовите инструмент, название которого складывается из двух итальянских слов - громко и тихо (фортепиано)
  • Назовите деталь струнных инструментов, с помощью которой регулируют натяжение струн? (колок)

Второй  тур закончен. Арбитр объявляет результаты второго тура и общий счет игры.

Ведущий: Для вас играет дует баянистов. В.Шаинский «Улыбка».

Третий тур - Музыкальная викторина. На выбор ведущего программы  две темы:

  •  «Музыкальные инструменты» (Для младшего школьного возраста.)  Каждой команде выдается комплект с изображением музыкальных инструментов: фортепиано, скрипка, арфа, труба, флейта, гитара, балалайка, гармонь.
  • «Хиты классической музыки» (Для среднего школьного возраста). Каждой команде выдаются карточки с названиями произведений:1. Бетховен Л. «К  Элизе».2. Вагнер Р. «Полет валькирий» из оперы «Валькирия».3. Вебер К. «Хор охотников» из оперы «Вольный стрелок».4. Григ Э. «В пещере гонного короля» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».     5. Мендельсон Ф. «Свадебный марш» из симфонической увертюры «Сон в летнюю ночь».  6. Равель М. «Болеро». 7. Римский-Корсаков Н. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». 8. Хачатурян А. «Танец с саблями» из балета «Гаяне». 9. Чайковский П. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».10. Чайковский П. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

Звучит ФАНФАРА.

Ведущий: В третьем туре вас ожидает викторина. Вашему вниманию будут предложены отрывки из музыкальных произведений, которые вы видите перед собой на карточках:

1

К ЭЛИЗЕ

2

ПОЛЕТ ВАЛЬКИРИЙ

3

ХОР ОХОТНИКОВ        

4

В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ

5

СВАДЕБНЫЙ МАРШ

6

БОЛЕРО

7

ПОЛЕТ ШМЕЛЯ

8

ТАНЕЦ С САБЛЯМИ

9

ВАЛЬС ЦВЕТОВ

10

ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ

Ведущий: Во время звучания музыкального фрагмента вы можете совещаться в команде, и как только будете  готовы дать ответ – поднимаете руку.

Третий  тур закончен. Арбитр объявляет результаты третьего тура и общий счет игры.

Звучит ФАНФАРА.

Ведущий: В финальном туре у отстающей команды есть шанс обойти соперника. На листе бумаги, вам предлагается составить как можно больше слов, в состав которых входят названия нот. Например: дорога, река, мина, факел, соль, поляна, сенокосилка и т.д.

(команды пишут слова).

Игра со зрителями – это игра на различных шумовых инструментах  тоже имеет два варианта:

  • Сказка «Трусливый заяц» - дети озвучивают персонажей сказки.
  • Шумовой оркестр – под аккомпанемент Р.н.л. «Светит месяц» в исполнении фортепианного дуэта, дети пробуют себя в роли артистов.

Ведущий: Пока команды выполняют задание - ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ! Для этого я приглашаю шесть  смельчаков.

Каждый ребенок выбирает, не глядя, карточку с именем персонажа: Трусливый заяц, Ежик, Сова, Дятел, Лягушка квакает, Лягушка прыгает. Затем ведущий раздает шумовые инструменты для каждого участника игры.

Ведущий:  А сейчас, дорогие ребята, мы с вами побываем в студии, на записи детской радио-сказки «Трусливый заяц». Я вместо диктора буду читать текст, а вы с помощью шумовых инструментов изображать персонажей  сказки.

Ведущий читает текст сказки:

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!(целлофановый пакет)                              Испугался заяц и бежать. (кастаньеты – стучим быстро)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть.                                                                                               А дятел на сосне как застучит! (ложки изображают стук дятла)
Бросился заяц бежать. (кастаньеты – стучим быстро)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлёпаем руками себя по бокам)
Побежал заяц из леса к речке. (кастаньеты – стучим быстро)
А на берегу речки лягушки сидели. (рубель- медленно, подражая кваканью лягушек)
Увидели они зайца и прыг в воду. (металлофон – несколько раз провести быстро палочкой)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались   и смело поскакал обратно в лес.  (кастаньеты – медленно! - "смелый заяц").

Ведущий:  Спасибо, друзья, рассаживайтесь по местам. Давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Зачитывает придуманные командами слова.

Ведущий:  Перед тем как объявить окончательный счет игры и команду-победителя, я предлагаю вашему вниманию в исполнении вокального ансамбля еще один музыкальный номер. Слова и музыка Е.Сокольской «Дарите музыку».

Пока звучит музыкальный номер, арбитр подписывает свидетельства победившей команде.

Ведущий: Дорогие друзья, давайте подведем итоги сегодняшней нашей встречи: Со счетом, например,45/29 побеждает команда Домисолька!

Звучит фанфара. Ведущий вручает каждому участнику  победившей команды свидетельство.

Ведущий: Закончить нашу сегодняшнюю встречу мне хочется стихами Владимира Орлова «Лето»

 - Что ты мне подаришь, лето?

 - Много солнечного света!

В небе pадyгy-дyгy!

И ромашки на лyгy!

 - Что ещё подаришь мне?

 - Ключ, звенящий в тишине,

Сосны, клёны и дубы,

Землянику и грибы!

Подарю тебе кyкyшкy,

Чтобы, выйдя на опyшкy,

Ты погpомче кpикнyл ей:

"Погадай мне поскорей!"

И она тебе в ответ

Нагадала много лет!

До свидания, дорогие друзья, счастливого Вам лета!