Статья "История выхода балалайки на большую сцену"
статья по музыке
Что мы знаем об отечественной музыкальной культуре? Как часто наши дети засыпают под нежные звуки колыбельной песни? Задумываемся ли мы о наших культурных традициях, о том, как много ценных душевных, духовных, интеллектуальных составляющих личности нашего ребёнка остаются неразвитыми, порождая ограниченность, жёсткость его эмоциональной жизни. Нераскрытые способности проявляются в самых неожиданных и, иногда, «странных или пугающих» формах.
Вы привели своего ребёнка, а может быть, он пришёл САМ!!! в Центр эстетического воспитания! Это великолепно! Перед Вами открывается огромный мир музыкальной культуры и ТВОРЧЕСТВА.
Поговорим о моём любимом русском народном инструменте - балалайке: «Балалаечка поёт, приговаривает…» то радостно, то нежно, сердечно и пронзительно грустно о сердечном радовании и переживаниях человека.
Подумаешь – балалайка, три струны! А у неё – вековая история. Её – жгли, выгоняли из страны, преследовали музыкантов-балалаечников. А она накопила огромное разнообразие исполнительских приёмов, научилась передавать тончайшие оттенки настроения, мысли, стала одним из любимых инструментов в России и во многих странах мира.
В Японии, Финляндии, Франции, США и Австралии оркестры и ансамбли русских народных инструментов пользуются популярностью и имеют успех у самой разнообразной публики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_istoriya_vyhoda_balalayki_na_bolshuyu_stsenu._2019.doc | 173.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ ВЫХОДА БАЛАЛАЙКИ НА БОЛЬШУЮ СЦЕНУ
Субботин Б.В.
Педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Центр творчества и образования»
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Аннотация:
Что мы знаем об отечественной музыкальной культуре? Как часто наши дети засыпают под нежные звуки колыбельной песни? Задумываемся ли мы о наших культурных традициях, о том, как много ценных душевных, духовных, интеллектуальных составляющих личности нашего ребёнка остаются неразвитыми, порождая ограниченность, жёсткость его эмоциональной жизни. Нераскрытые способности проявляются в самых неожиданных и, иногда, «странных или пугающих» формах.
Вы привели своего ребёнка, а может быть, он пришёл САМ!!! в Центр эстетического воспитания! Это великолепно! Перед Вами открывается огромный мир музыкальной культуры и ТВОРЧЕСТВА.
Поговорим о моём любимом русском народном инструменте - балалайке: «Балалаечка поёт, приговаривает…» то радостно, то нежно, сердечно и пронзительно грустно о сердечном радовании и переживаниях человека.
Подумаешь – балалайка, три струны! А у неё – вековая история. Её – жгли, выгоняли из страны, преследовали музыкантов-балалаечников. А она накопила огромное разнообразие исполнительских приёмов, научилась передавать тончайшие оттенки настроения, мысли, стала одним из любимых инструментов в России и во многих странах мира.
В Японии, Финляндии, Франции, США и Австралии оркестры и ансамбли русских народных инструментов пользуются популярностью и имеют успех у самой разнообразной публики.
Первые шаги инструмента
История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов пока остаётся одной из наименее исследованных областей отечественной музыкальной культуры
По истории происхождения балалайки существует большое количество документов и сведений. Многие считают, что балалайка придумана на Руси, другие думают, что она произошла от народного инструмента киргиз-кайсаков – домбры. Есть ещё версия: балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере, заимствована от татар. Следовательно, и год происхождения инструмента назвать сложно.
Нельзя не согласиться с выводом А. С. Фаминцына, что балалайка в русском музыкальном обиходе заменила домру, и что произошло это где-то на рубеже двух столетий. Установив этот факт, Фаминцын пошёл дальше, утверждая, что «народ, изготовляя сам свой инструмент, перешёл от свойственной тамбуру-домре круглой формы корпуса к треугольной, как более лёгкой и удобной для самодельного сооружения.
На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает и то, что среди её любителей было немало представителей «высшего сословия». Известный аналитик русской музыкальной жизни Якоб Штелин, называя балалайку «распространённейшим инструментом во всей русской стране» и приписывая ей славянское происхождение, даёт наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида, манеры игры и картины бытования этого инструмента. Штелин с одной стороны считает балалайку «несовершенным и антихудожественным инструментом, пригодным для бренчания деревенских песен», с другой стороны он говорит о бандуристе, который добавляя к двуструнной балалайке ещё одну третью струну, играет на ней «не только арии, менуэты и польские танцы, но также целые отрывки из анданте, аллегро, и престо с необыкновенным искусством.
Прежде, чем я продолжу рассказ об истории происхождения балалайки, я расскажу о двух «официальных» документах, в которых упоминается балалайка.
Первый -- «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», относится к 1688 году и вот о каком проишествии в Москве в нём рассказывается: «В нынешнем в 196-м году июня в 13 день в Стрелецкий приведены арзамасец -- посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнёв, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…».
И второй: «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715году. В Санкт-Петербурге готовилось празднование шуточной свадьбы тацного советника князь-папы Н. М. Зотова. Свадебная церемония должна была сопровождаться грандиозным шествием ряженных, изображавших группы различных племён и народов, населявших в то время Государство Российское. Помимо большого количества других инструментов, в «Реестр» входило 4 балалайки. Тот факт, что балалайки были отданы участникам, говорит о том, что балалайка в начале XVIII века не имела широкого распространения в народе.
Всё это способствовало выдвижению из среды русских музыкантов подлинных мастеров балалаечного исполнительства. Из них в первую очередь следует отметить Ивана Евстафьевича Хандошкина. В его лице не только скрипка, но и балалайка нашли совершенного исполнителя и непревзойдённого виртуоза. Правда, И. Е. Хандошкин играл на балалайке с шаровидным кузовом, но изнутри кузов был проклеен порошком битого хрусталя, отчего звук становился чистым и серебристым.
В воспоминаниях солиста Большого театра (из записной книжки артиста, 1850-1910) упоминается имя штаб-ротмистра Радивилова, который в 50-х годах XIX века давал сольные концерты в Москве. Играл он на четырёхструнной балалайке, но нередко и на одной струне Достаточно сказать, что его приглашали участвовать в самых парадных концертах с лучшими артистическими силами.
Взлёт популярности балалайки
В.В.Андреев -- выдающийся музыкант рубежа XIX-XX веков. Дворянин по происхождению, с детства полюбивший русскую народную музыку, благодаря выдающемуся исполнительскому мастерству, «вывел» наш скромный инструмент на мировую сцену. Оркестр В.В.Андреева выступил на Всемирной выставке в Париже с таким триумфом, что завоевал Золотую медаль и объездил с концертной программой многие страны мира. Успех был неожиданным и грандиозным. М.б. Вам интересно будет узнать, что сын Императора Николая II -- Царевич Алексей прекрасно играл на балалайке. Инструменты для оркестра создавал, совершенствовал знаменитый мастер Налимов.
|
|
Выдающиеся исполнители и известные ОРНИ (оркестры русских народных инструментов)
Наиболее известные современные исполнители на балалайке: Александр Данилов, Михаил Сенчуров, Валерий Зажигин, Андрей Горбачёв, Алексей Архиповский. Наиболее известные ОРНИ созданы в Петербурге – оркестр им. В.Андреева, в Москве – оркестр им. Н.Осипова, в Барнауле – оркестр «Сибирь».
Развитие творческих способностей и формирование личности
Обучение игре на балалайке помогает осознать себя носителем национальной культуры своей Родины, способствует развитию многих полезных умений и навыков ученика, его личностных качеств:
- слуха и координации движений;
- музыкальных способностей и музыкального вкуса;
- навыков чтения разных видов текста ( вербального, т. е. словесного, нотного, графического и т.д.);
- творческого потенциала, через процесс импровизации и сочинения своей музыки;
- коммуникативных навыков.
Учебные заведения
Обучают игре на балалайке в детских музыкальных школах, школах искусств, ДТЮ. В процессе обучения учащиеся классов балалайки могут принимать участие в учебных, тематических и отчётных концертах, и конкурсах районного, городского, регионального, всероссийского и международного уровней. После окончания школы обучение можно продолжить в средних специальных учебных заведениях – музыкальных училищах: им. Н.А. Римского-Корсакова, им. М.П.Мусоргского. Музыкальное образование можно завершить в ВУЗах – Петербургской Консерватории, Университете Культуры и Искусств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный праздник - "Первый раз выходим мы на сцену!"
Все мы с музыкой успелиПодружиться навсегда,Это значит — наше сердцеБыть не может изо льда....
Сценарий и презентация концерта о творчестве Андреева и истории балалайки
Сценарий и презентация одного из концертов посвященных создателю первого оркестра русских народных инструментов Андреева. Рассказ о балалайке....
Сценарий концерта-приглашения «Что за чудо балалайка!»
Открытый урок...
В.Тикунов Рабочая программа по предмету "Балалайка"
Программа предназначена для преподавателей школ искусств для изучения народных инструментов...
Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"
Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям....
Работа над техникой в классе балалайки
В данной работе говорится о методах работы над техникой в классе балалайки....
Открытый урок на тему "Выявление драматургической линии народных сцен в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» посредством сравнительного анализа хоровых сцен"
Открытый урок с учащимися 6 класса, раздел "Русская музыка XIX века"...