Статья "История выхода балалайки на большую сцену"
статья по музыке

Субботин Борис Валерьевич

Что  мы знаем  об  отечественной  музыкальной культуре?  Как  часто наши дети  засыпают  под  нежные  звуки  колыбельной   песни?  Задумываемся  ли  мы  о  наших  культурных  традициях,  о  том,  как  много  ценных  душевных,  духовных,  интеллектуальных  составляющих  личности  нашего  ребёнка  остаются  неразвитыми,  порождая  ограниченность,  жёсткость  его  эмоциональной  жизни.  Нераскрытые  способности  проявляются  в  самых  неожиданных  и,  иногда,  «странных  или  пугающих»  формах.

Вы  привели  своего  ребёнка,  а  может  быть,  он  пришёл  САМ!!!   в  Центр эстетического  воспитания!  Это  великолепно!  Перед  Вами  открывается  огромный  мир  музыкальной  культуры  и  ТВОРЧЕСТВА.

Поговорим  о  моём  любимом  русском  народном  инструменте -  балалайке:  «Балалаечка  поёт,  приговаривает…»  то  радостно,  то  нежно,  сердечно  и  пронзительно  грустно  о  сердечном  радовании  и  переживаниях  человека.

Подумаешь – балалайка,  три  струны!  А  у  неё – вековая   история.  Её – жгли,  выгоняли  из  страны,  преследовали  музыкантов-балалаечников.  А  она  накопила  огромное  разнообразие  исполнительских  приёмов,  научилась  передавать  тончайшие  оттенки  настроения,  мысли,  стала  одним  из  любимых  инструментов  в  России  и  во  многих  странах  мира. 

В  Японии,  Финляндии,  Франции,  США  и  Австралии  оркестры  и  ансамбли  русских  народных  инструментов  пользуются  популярностью  и  имеют  успех  у  самой  разнообразной  публики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_istoriya_vyhoda_balalayki_na_bolshuyu_stsenu._2019.doc173.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ВЫХОДА БАЛАЛАЙКИ НА БОЛЬШУЮ СЦЕНУ                                                                                                

Субботин Б.В.

Педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Центр творчества и образования»

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Аннотация:

Что  мы знаем  об  отечественной  музыкальной культуре?  Как  часто наши дети  засыпают  под  нежные  звуки  колыбельной   песни?  Задумываемся  ли  мы  о  наших  культурных  традициях,  о  том,  как  много  ценных  душевных,  духовных,  интеллектуальных  составляющих  личности  нашего  ребёнка  остаются  неразвитыми,  порождая  ограниченность,  жёсткость  его  эмоциональной  жизни.  Нераскрытые  способности  проявляются  в  самых  неожиданных  и,  иногда,  «странных  или  пугающих»  формах.

Вы  привели  своего  ребёнка,  а  может  быть,  он  пришёл  САМ!!!   в  Центр эстетического  воспитания!  Это  великолепно!  Перед  Вами  открывается  огромный  мир  музыкальной  культуры  и  ТВОРЧЕСТВА.

Поговорим  о  моём  любимом  русском  народном  инструменте -  балалайке:  «Балалаечка  поёт,  приговаривает…»  то  радостно,  то  нежно,  сердечно  и  пронзительно  грустно  о  сердечном  радовании  и  переживаниях  человека.

Подумаешь – балалайка,  три  струны!  А  у  неё – вековая   история.  Её – жгли,  выгоняли  из  страны,  преследовали  музыкантов-балалаечников.  А  она  накопила  огромное  разнообразие  исполнительских  приёмов,  научилась  передавать  тончайшие  оттенки  настроения,  мысли,  стала  одним  из  любимых  инструментов  в  России  и  во  многих  странах  мира.  

В  Японии,  Финляндии,  Франции,  США  и  Австралии  оркестры  и  ансамбли  русских  народных  инструментов  пользуются  популярностью  и  имеют  успех  у  самой  разнообразной  публики.

Первые  шаги  инструмента

История  развития  и  бытования  русских  народных  музыкальных  инструментов  пока  остаётся  одной  из  наименее  исследованных  областей  отечественной  музыкальной культуры

По  истории  происхождения  балалайки  существует  большое  количество  документов  и  сведений.  Многие  считают,  что  балалайка  придумана  на  Руси,  другие  думают,  что  она  произошла  от  народного  инструмента  киргиз-кайсаков – домбры.  Есть  ещё  версия:  балалайка  была  придумана  во  время  татарского  владычества,  или,  по  крайней  мере,  заимствована  от  татар.  Следовательно,  и  год  происхождения  инструмента  назвать  сложно.

Нельзя  не  согласиться  с  выводом  А. С. Фаминцына,  что  балалайка  в  русском  музыкальном  обиходе  заменила   домру,  и  что  произошло  это  где-то  на  рубеже  двух  столетий.  Установив  этот  факт,  Фаминцын  пошёл  дальше,  утверждая,  что  «народ,  изготовляя  сам  свой  инструмент,  перешёл  от  свойственной  тамбуру-домре  круглой  формы  корпуса  к  треугольной,  как  более  лёгкой  и  удобной  для  самодельного  сооружения.

На  популярность  балалайки  во  второй  половине  XVIII  века  указывает  и  то,  что  среди  её  любителей  было  немало  представителей  «высшего  сословия». Известный  аналитик  русской  музыкальной  жизни  Якоб  Штелин,  называя  балалайку  «распространённейшим  инструментом  во всей  русской  стране»  и  приписывая  ей  славянское  происхождение,  даёт наиболее  полное  и  точное  для  XVIII  века  описание  внешнего  вида,  манеры  игры  и  картины  бытования  этого  инструмента.   Штелин  с  одной  стороны  считает  балалайку  «несовершенным  и  антихудожественным  инструментом,  пригодным  для  бренчания  деревенских  песен»,  с  другой стороны  он говорит  о  бандуристе,  который  добавляя  к  двуструнной  балалайке  ещё  одну  третью  струну,  играет  на  ней  «не  только  арии,  менуэты и  польские  танцы,  но  также  целые  отрывки  из  анданте,  аллегро,  и  престо  с  необыкновенным  искусством.

Прежде,  чем  я  продолжу  рассказ  об  истории  происхождения  балалайки,  я  расскажу  о  двух  «официальных»  документах,  в  которых  упоминается  балалайка.  

Первый --  «Память  из  Стрелецкого  приказа  в  малороссийский  приказ»,  относится  к  1688  году  и  вот  о  каком  проишествии  в  Москве  в  нём  рассказывается:  «В  нынешнем  в  196-м  году  июня  в  13  день  в  Стрелецкий  приведены  арзамасец --  посадский  человек  Савка  Фёдоров  сын  Селезнёв,  да  Шенкурского  уезду  дворцовой  Важеской  волости  крестьянин  Ивашко  Дмитриев,  а  с  ними  принесена  балалайка  для  того,  что  они  ехали  на  извозничье  лошади  в  телеге  в  Яуские  ворота,  пели  песни  в  тоё  балалайку  играли  и  караульных  стрельцов,  которые  стояли  у  Яуских  ворот  на  карауле,  бранили…».

 И  второй:  «Реестр»,  составленный  и  подписанный  Петром  I  в  1715году.  В  Санкт-Петербурге  готовилось  празднование  шуточной  свадьбы  тацного  советника  князь-папы  Н. М. Зотова.  Свадебная  церемония  должна  была  сопровождаться  грандиозным  шествием  ряженных,  изображавших  группы  различных  племён  и  народов,  населявших  в  то время  Государство  Российское.  Помимо  большого  количества  других  инструментов,  в  «Реестр»  входило  4  балалайки.  Тот  факт,  что  балалайки  были  отданы  участникам,  говорит  о  том,  что  балалайка  в  начале  XVIII  века  не  имела  широкого  распространения  в  народе.

 Всё  это  способствовало  выдвижению  из  среды  русских  музыкантов  подлинных  мастеров  балалаечного  исполнительства.  Из  них  в  первую  очередь  следует  отметить  Ивана  Евстафьевича  Хандошкина.  В  его  лице  не только  скрипка,  но  и  балалайка  нашли  совершенного  исполнителя  и  непревзойдённого  виртуоза.  Правда,  И. Е. Хандошкин  играл  на  балалайке  с  шаровидным  кузовом,  но  изнутри  кузов  был  проклеен  порошком  битого  хрусталя,  отчего  звук  становился  чистым  и  серебристым.

В  воспоминаниях  солиста  Большого  театра  (из  записной  книжки  артиста,  1850-1910)  упоминается  имя  штаб-ротмистра  Радивилова,  который  в  50-х  годах  XIX  века  давал  сольные  концерты  в  Москве.  Играл  он  на  четырёхструнной  балалайке,  но  нередко  и  на  одной  струне  Достаточно  сказать,  что  его  приглашали  участвовать  в  самых  парадных  концертах  с  лучшими  артистическими  силами.


                                                                                                                                                                                             

Взлёт  популярности  балалайки

В.В.Андреев -- выдающийся  музыкант  рубежа  XIX-XX  веков. Дворянин  по  происхождению,  с  детства  полюбивший  русскую  народную  музыку,  благодаря  выдающемуся  исполнительскому  мастерству,  «вывел»  наш  скромный  инструмент  на  мировую  сцену.  Оркестр  В.В.Андреева  выступил на  Всемирной  выставке  в  Париже  с  таким  триумфом,  что  завоевал  Золотую  медаль  и  объездил  с  концертной  программой   многие  страны  мира.  Успех  был  неожиданным  и  грандиозным.  М.б.  Вам  интересно  будет  узнать,  что  сын  Императора  Николая  II  --  Царевич  Алексей  прекрасно  играл  на  балалайке.  Инструменты  для  оркестра  создавал,  совершенствовал  знаменитый  мастер  Налимов.

   

       

     

Выдающиеся  исполнители  и  известные  ОРНИ (оркестры  русских  народных  инструментов)

Наиболее  известные современные исполнители  на  балалайке:  Александр  Данилов,  Михаил  Сенчуров,  Валерий  Зажигин,  Андрей  Горбачёв, Алексей Архиповский. Наиболее  известные  ОРНИ  созданы  в Петербурге – оркестр   им. В.Андреева,  в  Москве – оркестр   им. Н.Осипова,  в  Барнауле – оркестр  «Сибирь».

Развитие  творческих  способностей  и  формирование  личности

Обучение  игре  на  балалайке  помогает  осознать  себя  носителем  национальной  культуры  своей  Родины,  способствует  развитию  многих  полезных  умений  и  навыков  ученика,  его  личностных  качеств:

  1. слуха  и  координации движений;
  2. музыкальных  способностей  и  музыкального  вкуса;
  3. навыков  чтения  разных  видов  текста  ( вербального, т. е.  словесного,  нотного,  графического  и  т.д.);
  4. творческого  потенциала,  через  процесс  импровизации  и  сочинения  своей  музыки;
  5. коммуникативных  навыков.

Учебные  заведения

Обучают  игре  на  балалайке   в детских музыкальных  школах,  школах  искусств, ДТЮ. В процессе обучения учащиеся классов балалайки могут принимать участие в учебных, тематических и отчётных концертах, и конкурсах районного, городского, регионального, всероссийского и международного уровней.  После  окончания  школы  обучение  можно  продолжить   в средних  специальных  учебных  заведениях – музыкальных   училищах: им. Н.А. Римского-Корсакова, им. М.П.Мусоргского. Музыкальное  образование  можно  завершить  в  ВУЗах – Петербургской Консерватории,  Университете Культуры  и  Искусств.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный праздник - "Первый раз выходим мы на сцену!"

Все мы с музыкой успелиПодружиться навсегда,Это значит — наше сердцеБыть не может изо льда....

Сценарий и презентация концерта о творчестве Андреева и истории балалайки

Сценарий и презентация одного из концертов посвященных создателю первого оркестра русских народных инструментов Андреева. Рассказ о балалайке....

В.Тикунов Рабочая программа по предмету "Балалайка"

Программа предназначена для преподавателей школ искусств для изучения народных инструментов...

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"

Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям....

Работа над техникой в классе балалайки

В данной работе говорится о методах работы над техникой в классе балалайки....