Музыкальное воспитание в семье.
статья по музыке (5 класс)

В статье поднимается проблема музыкального и зстетического воспитания современной молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_v_seme.docx6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                    Музыкальное воспитание в семье.

Проблема эстетического и прежде всего музыкального  воспитания в семье с древних времён  привлекала к себе большое внимание древних философов (Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, И.Кант, М.С.Каган) и педагогов К.Д.Ушинскоий, П.Ф.Каптерев, Н.К.Крупская)

Среди современных   исследователей проблем  семейного  воспитания можно  назвать  Т.А.Маркову, О.Л.Звереву, Н.В.Корниенко, В.И.Безлюдную, В.К.Котврло   и др.

Однако  проблема  музыкальной культуры    специально  не  рассматривалась  и  не    изучалась. Поэтому вопросы музыкально-культурного   развития   ребёнка  изучены недостаточно.

     Складывающаяся в настоящее  время  социокультурная  ситуация ,определяется  пробудившимися  и  неуклонно  возрастающим   национальным   самосознанием  людей, стремлением  народов к возрождению  своей самобытности, традиций, идущих  из   глубины веков. В этой связи   формирование  музыкальной культурыребёнка и семьи .как неотъемлемой части музыкальной культуры общества  ,приобретает, на  наш  взгляд.особую  остроту  и  является  весьма  актуальной.

       Музыка  учит  добру. Постигая красоту в музыке  ,ребёнок  учится ценить  ее и в  жизни, и  в человеческих  отношениях. Не случайно  с  древних  времён  музыка  была важнейшим  средством воспитания. Она  привлекает возможностью  облагораживания  души  человека ,постижения им духовных  ценнностей, накопленных  людьми  приобщения  к  мировой  музыкальной культуре.

          Семья  является  первой  и  наиболее важной  ступенькой  для вхождения  маленького  человека    в мир музыки. Она  изменяется  вместе  с развитием  общества  и  достигает тех же успехов, что  и  общество. Именно родители  закладывают  основы мировоззрения  ребёнка, морали, эстетических вкусов.

     Всё  это  делает  своевременным и актуальным  постановку   проблемы  музыкального  воспитания  детей  в  семейном  социуме.

     Однако  музыка  постепенно  уходит  из  семейного  воспитания, что  связано   с  несогласованностью  семейного  и  общественного  воспитания, пассивно  позицией   определённой части  родителей  и  низким  уровнем    их  педагогической культуры, недооценкой  музыки  как   действенного  вида  искусства  в духовном  становлении  ребёнка.

     Наш  опыт  научно-практического  решения  проблемы  свидетельствует, что  всякая музыкальная  деятельность  в  семье  осуществляется. прежде  всего  в  общении с  родителями. Она  связана  с социальными  условиями  ,в которых  ребёнок  воспитывается дома, интересами  взрослых  членов  семьи, мотивами  их  отношений к  музыкальному  воспитанию, общей культурой.    

       Социологические  условия  показали, что  музыка  выходит  у детей  на первое  место и  является самым  любимым. предпочитаемым, видом искусства. Из 700 человек  опрошенных  детей  в возрасте  4-6  лет музыке  как  виду  искусства  отдают  предпочтение 78%.Сегодня  можно  отметить  и значительный рост музыкально    образованности  родителей. Более 20%респондентов  имеют  специальное  музыкальное  образование. Однако  при  всех  успехах  системы  музыкального  воспитания  было  бы глубоко  ошибочно  характеризовать   уровень музыкальной культуры  современных  родителей  лишь  с позитивной  точки  зрения.

     Анализ  результатов  исследования  показывает, что  за количественным  благополучием «потребления»  музыки  скрываются  порой  сложные  противоречия  её бытования. Это  прежде всего ,односторонняя ориентация большинства  родителей  и  детей  на эстрадно-  развлекательную  музыку, ту, которая не  требует  больших  интеллектуальных  и   нравственных  усилий  для  постижения. Такой уровень  культуры восприятия  формирует  поверхностно-потребительский  тип    музыкальной  культуры. Он  предполагает  запросы, диктуемые  престижностью. В результате  анкетирования  выявлено, что 78,5% опрошенных  предпочитают  слушать  современную  эстрадную  музыку. На  втором  месте  по  предпочтению-классическая  музыка. Ей отдают  своё  предпочтение 15.5% родителей. Наименьшей  популярностью  пользуется  народная музыка. Выявлено, что  музыкальная  активность  многих  родителей  находится на  уровне  ниже среднего.

Стиль взаимодействия родителей с детьми, их воспитательная тактика обусловлены общей и музыкальной культурой этих людей. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание детей и домашний досуг.

Поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер, и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия между:

- существующими богатейшими традициями семейного музыкального воспитания прошлого и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей;

- встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспитания в семье и отсутствием теоретической разработанности основных вопросов;

- достижениями в области отечественной музыкальной педагогики и отсутствием путей подготовки родителей к руководству семейным воспитанием детей.

Разрешение данных противоречий мы видим в попытке дошкольных образовательных учреждений через разнообразные формы работы с родителями и детьми помочь музыкальному воспитанию.

В данном выступлении приводятся данные социологических опросов родителей и детей, занимающихся в музыкальной школе №4 города Орла и детей, занимающихся в студии раннего развития про музыкальной школе №3. Необходимо отметить, что полученные данные в 2017 году практически подтвердили ситуацию 10-летней давности.

В свое время я в возрасте 5 лет начала заниматься пением. Как и большинство опрошенных детей, я отдала предпочтение этому виду искусства, т.к. считала его легким, интересным и востребованным. С каждым годом занятий музыкой я осознавала сложность работы над музыкальным произведением. Постепенно я стала воспринимать музыку не только как хобби, но и как работу, трудную и ответственную. Под воздействием музыки, несомненно, менялся и духовный мир, мои потребности и интересы. Общение с людьми творческими определило и выбор профессии в системе человек-человек. В настоящее время я продолжаю совершенствовать свои музыкальные навыки и это, по моему мнению, помогает моей социализации в обществе. Вы имели возможность видеть практическое применение полученных навыков для участия в учебной деятельности,  карьерном росте и процессе общения со сверстниками.

Таким образом, музыкальное воспитание, заложенное в семье, стало надежным помощником в жизни. Надеюсь, что творческие люди меня поддержат.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Музыкальное воспитание в семье"

Рекомендации для родителей "Музыкальное воспитание в смье"...

Консультация для родителей "Музыкальное воспитание в семье"

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье....

Музыкальное воспитание в семье

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах....

Консультация для родителей МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

            Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышат...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Консультация для родителей  Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слу...

Музыкальное воспитание в семье

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитаниядетей в семье можно назв...