методическое ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ "интеграция ВИДОВ ИСКУССТВ"
учебно-методический материал по музыке
Автономная Некоммерческая Дошкольная Образовательная
Организация «Филипп».
конспект
Опыт работы музыкального руководителя детского сада. Интегративный подход в музыкальном воспитании дошкольника.
Составила и провела: музыкальный руководитель Романова О.В.
Описание: статья информирует читателей о значимости интегративного подхода, как одном из основополагающих принципах ФГОС и пропагандирует его значение в общем развитии ребенка.
Цель: развитие творческого потенциала ребенка
Задачи: - развивать кругозор детей;
- развивать творческие способности детей;
- мотивировать детей и педагогов на разнообразие творческой деятельности.
В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющая доступ к разнообразным формам проявления культуры. Георгий Александрович Струве в своей статье «Духовность – это бескорыстие» рассматривал культуру, как способ жизнетворчества народа. Он подчеркивает, что нельзя осваивать культуру формально, отстраненно.
Освоение молодым поколением нашей национальной культуры должно соответствовать самой ее природе: это должна быть деятельно – созидательная жизнь в культуре, живое, творческое погружение в нее. Только тогда ее традиции и ценности не будут восприниматься как музейное достояние, а будут поняты и приняты как идеалы созидательной деятельности. Только тогда возможно будет воспитать человека – творца.
По – настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность – нелегкая задача для педагога. Для этого необходимы два условия: наличие педагога – мастера и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребенка.
Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве.
Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке, как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам; задачи развития сенсорного и интонационного опыта.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которые должны соответствовать программе дошкольного образовательного учреждения и решать, в том числе, задачи музыкального воспитания. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификацией и возможностями.
В педагогической науке понятие « интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования вносит в содержание образования (за счет интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Интегрированный подход позволяет:
• обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, способствующие развитию;
• строить учебный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями развития детей, спецификой и возможностями основных направлений развития ребенка;
• основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривать решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности ребят не только в рамках НОД.
Об эффективности этого подхода свидетельствуют исследования, выполненные под руководством Т С. Комаровой на кафедре эстетического воспитания В МГТУ им. М. А. Шолохова. Высокая результативность при этом обеспечивается, по ее мнению, за счет:
• интеграции разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно – образного и логического мышления, интеллектуально – эстетическому развитию;
• взаимосвязи различного материала и содержания, что повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно – значимой для каждого ребенка;
• формирования у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостного представления о мире и взаимосвязи всех его составляющих;
• включения в процесс эстетического воспитания разных видов искусства и соответствующей художественной деятельности (что предопределяет развитие разнообразных художественных способностей);
• более эффективного формирования эстетических качеств личности ребенка;
• сокращения количества занятий и времени их проведения, что имеет большое педагогическое значение, т. к. предотвращает перегрузки детей, высвобождает время для самостоятельной деятельности;
• осознанного формирования обобщенных представлений, знаний и умений, повышения эффективности воспитания и развития детей.
В образовательных областях, обозначенных в стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Социализация и коммуникация:
1. Формировать представление о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, развивать навыки игровой деятельности, формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу.
2. Развивать свободу общения о музыке со взрослыми и сверстниками.
3. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
Познавательное развитие.
1. Расширять музыкальный кругозор детей о музыке, как виде искусства.
2. Развивать сенсорику.
3. Формировать целостную картину мира средствами музыкального искусства, творчества.
Речевое развитие.
1. Развивать устную речь в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений.
2. Учить детей практически овладевать нормальной речью.
3. Обогащать «образный» словарь.
Физическое развитие.
1. Развивать физические качества в ходе музыкально – ритмической деятельности.
2. Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
3. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
4. Формировать представления о здоровом образе жизни, релаксации.
Механизмом интеграции на интегрированных музыкальных занятиях является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности: игровой
(как основной вид), коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Такая деятельность соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.
Требования к структуре интегрированных занятий:
• четкость, компактность, сжатость учебного материала;
• продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
• взаимообусловленность, взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
• большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии;
• систематичность и доступность изложенного материала;
• необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Наиболее эффективные методы и приемы интеграции: сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (мыслительная, творческий характер мышления), проблемные вопросы, задания типа «как ты узнал», «объясни», разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно – речевым эталоном, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребенку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: «Метр и ритм – сердце музыки», «Мелодия – душа музыки».
Ребенок на занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребенка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы, самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребенке.
Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке и других видах искусства, изыскивает приемы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.
Такая форма и есть творческое, живое погружение в культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения. Развивается эмоционально – волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Кроме тог, решаются задачи воспитания общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формируются предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранения и укрепления здоровья, коррекции недостатков в физическом или психическом развитии.
Литература:
Мерзлякова С. И. «Комплексные и интегрированные занятия» («Музыкальный руководитель» №3/2008)
Мерзлякова С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников»
(«Музыкальный руководитель» №2/2010)
Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. – Москва, 2009 – 104с.
Зацепина М. Б., Быстрюкова Л. В., Липецкая Л. Б. Интегрированные развлечения в детском саду. – Москва, 2013 – 112с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planrabotymo2muzruk.docx | 16.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План работы
методического объединения
музыкальных руководителей АНДОО «Филипп».
Дата проведения: 25.04.2019
Время проведения: 10.00 – 14.00
Место проведения: «Детский сад Пушкино – 1»
Руководитель методического объединения: Мазина Ольга Михайловна,
o-ti@mail.ru
Тема методического объединения: «Развитие музыкально-художественного творчества в саду»
ПОВЕСТКА ДНЯ.
- 10.00. - 10.20. Встреча гостей. Кофе-брейк.
- 10.20. – 10.30. Приветствие заведующего филиалом «Детский сад Пушкино–1» Шеленговской Татьяны Александровны. Вступительное слово методиста АНДОО «Филипп» Танниковой Е.Б. о подготовке к данному методическому объединению.
- 10.30. – 11.00. Просмотр спектакля «Красная Шапочка на новый лад» (подготовительная к школе группа). Музыкальный руководитель Мазина Ольга Михайловна и воспитатель Музафарова Сусанна Юсуфовна.
- 11.00 – 11.10. Викторина «В гостях у сказки» с участием детей подготовительной к школе группы и участников МО.
- 11.10. – 11.25. Выступление руководителя методического объединения Мазиной О.М. на тему «Развитие музыкально-художественного творчества в саду».
- 11.25. – 11.50. Проведение деловой игры «Интеграция видов искусств». Музыкальный руководитель детский сад Щелково-1 Романова О.В.
- 11.50. – 12.20. Мастер - класс «Роспись деревянной ложки».
- 12.20. – 12.40. Экскурсия по детскому саду. Заведующий филиалом «Детский сад Пушкино–1» Шеленговская Татьяна Александровна.
- 12.40 – 14.00. Подведение итогов работы методического объединения для музыкальных руководителей. Обед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план работы городского методического объединения музыкальных руководителей
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ город Канаш Чувашской Республики СОГЛАСОВАНО: ...
Протокол городского методического объединения музыкальных руководителей №1
Протокол № 11 заседания музыкальных руководителей городского методического объединения города Канаш Чувашской Республики09.09.2016 г.Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 1» г. КанашНачало...
Протокол городского методического объединения музыкальных руководителей №2
Протокол № 22 заседания музыкальных руководителей городского методического объединения города Канаш Чувашской Республики07.10.2016 г.Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 1»Нач...
Анализ работы методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, искусства, музыки МБОУ «СШ №15» г. Нижневартовск за 2016-2017 учебный год
Примечание: жёлтым цветом выделены данные учителя музыки Грошевой Татьяны Викторовны...
Анализ работы методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, искусства, музыки МБОУ «СШ №15» г. Нижневартовск за 2018-2019 учебный год
Примечание: жёлтым цветом вделены данные учителя музыки Грошевой Татьяны Викторовны...
Анализ работы (приложение к анализу) методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, искусства, музыки МБОУ «СШ№15» г. Нижневартовск за 2018-2019 учебный год
Примечание: жёлтым цветом выделены данные учителя музыки Грошевой Татьяны Викторовны...
Анализ работы методического объединения учителей технологии, изобразительного искусства, искусства, музыки МБОУ «СШ№15» г. Нижневартовск за 2019-2020 учебный год
Примечание: жёлтым цветом выделены данные учителя музыки Грошевой Татьяны Викторовны...