РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ.
статья по музыке

Кириллова Зоя Владимировна

У младших школьников ярко проявляется творческое начало, они любознательны,  изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образы песен, сказок, музыкальных пьес. Детям этого возраста  свойственна природная творческая активность,вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Как осуществить поиск новых путей развития креативности ребят на уроках музыки? Как , с помощью чего создать благоприятные условия для развития творческой личности ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_zadaniya.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Современный учитель музыки, ищущий новые пути и подходы к преподаванию предмета неизбежно приходит к мысли о развитии творческих способностей детей.

Показателем творческого развития является креативность. Именно уроки музыки, на мой взгляд, могут способствовать развитию креативности  у учащихся начальных классов. Под креативностью я понимаю развитие творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Показателями креативности являются активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования.

В своей работе с детьми я ставлю цель: поиск новых путей развития креативности ребят на уроках музыки, создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:

- изучение и анализ психолого-педагогической  и музыкальной

литературы по теме;

- оценка уровня развития креативности детей;

- разработка системы творческих заданий по развитию креативности детей на          уроках музыки, используя опыт исследователей по данной теме;

- развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках;

- воспитание интереса и любви к искусству через творчество;

Составляя, модифицируя, подбирая творческие задания  из различных источников, я придерживалась следующих принципов:

- разнообразие форм и методов работы,  в том числе игровых;

- последовательность,  которая соответствует изучаемой теме урока, и усложняется постепенно в зависимости от возраста;

- деятельностный подход к различным видам музыкального материала;

-использование  заданий, способствующих снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Творческую деятельность на уроках необходимо подчинить единой системе творческих заданий, через которую, на мой взгляд, раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром, и происходит осмысление понятий, формирование навыков и умений.

При изучении каждой темы на уроках музыки мной применяются различные варианты творческих заданий. Система творческих заданий разработана в спектре различных видов деятельности на уроке: вокальной, инструментально-исполнительской, композиторской, литературной, изобразительной, исследовательской, танцевальной, актерской.

Приведу примеры заданий:

  • спеть ласково свое имя, имена родных; спеть вопрос низким голосом, а ответ высоким; спеть колыбельную песню любимой игрушке - задания, относящиеся к вокальной деятельности;
  • инсценировать песню, инсценировать музыкальную сказку; изобразить жестами музыкального героя (актерская деятельность);
  • под красивую мелодию исполнить танец прекрасного цветка, танец любви, танец счастья; придумать движения к песне; изобразить в танце звуки дождя, солнца (танцевальная деятельность);
  • сочинить сказку, слушая музыку, сочинить сказку на заданную тему: сочинить стихотворение; придумать окончание музыкальной сказке; написать письмо музыкальному герою, написание мини-сочинений (литературная деятельность).

Стараюсь включать творческие задания на уроках систематически, начиная с первого класса. Важно дать возможность каждому ребенку проявить себя в творчестве.

Разработанная мною система творческих заданий способствует:

-положительной мотивации к изучению музыки;

-развитию психических процессов (мышление, память, наблюдательность, интуиция, восприятие, воображение);

-формированию культуры умственного труда;

-установке физиологического баланса в работе головного мозга путем активации правого полушария;

-гармоничному развитию личности, что позволяет сохранить здоровье.

Чтобы выявить уровень креативности ребят в начале года и оценить результативность  по окончании года, я  использую следующие виды диагностики: анкетирование; беседа; диагностические контрольные задания. По результатам диагностики делаю соответствующие графики и диаграммы, что дает возможность оценить и наметить дальнейшие пути работы.

               

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ригина Г.С. Книга для учителя издательство / Учебная литература/ 2005г.

2.Курушина Т. А. Музыка 1-6классы /Волгоград Издательство Учитель/  2006г.    

3.Кабалевский Д.Б.Как рассказывать детям о музыке./М.: Просвещение/1989 г.

4.Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/М.:Аквариум/, 1997 г.

5.Немов Р.С. Психология. Книга 2./м.: Просвещение.1994г./                

               

.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»

Статья  педагога дополнительно\го образования Центра  детского (юношеского)  Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга    «Развитие самостоятельности детей м...

Методические рекомендации по коррекции слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.

Методические рекомендации. Коррекциионная работа по развитию слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки....

Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы

Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...

Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру.

Подливалова А.Е. учитель высшей категории МБОУ лицей №3 г. Сургута. Статья "Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру". "В игре формируются все стороны души человеч...

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.     Рука  настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспом...