Мастер-класс на тему: "Знакомство с хороводными песнями"
методическая разработка по музыке
открытый урок на уроке "Фольклорый ансамбль" в 1 классе с целью воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа,
продолжить накопление сведений о народной музыке
познакомить учащихся с особенностями хороводно-плясовых песен
развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_master-klass_-_znakomstvo_s_horovodnymi_pesnyami.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
открытый урок по предмету «фольклорный ансамбль» в 1 классе фольклорного отделения
«Знакомство с хороводно-плясовыми песнями»
(мастер-класс)
Петрова Надежда Владимировна
преподаватель
МБОУ ДОД «Янтиковская ДШИ»
с. Янтиково
Янтиковского района
Чувашской Республики
2017 г.
Цели:
- воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа,
- продолжить накопление сведений о народной музыке
- познакомить учащихся с особенностями хороводно-плясовых песен
- развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.
Музыкальный материал: инструментальные обработки русских народных песен: «Во поле береза стояла», «Светит месяц», русские народные песни «Гуси прилетели», «Заплетися плетень».
Оборудование: проигрыватель, фонограммы, музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубен)
На доске: название темы, слова «фольклор», «хоровод» иллюстрации (роспись шкатулки, работы учащихся).
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
2) Разминка
3) Дыхательная гимнастика
4) Распевки
II. Введение в тему.
Слово учителя (на фоне музыки):
Ты откуда, русская,
Зародилась песня?
'Го ли в чистом поле,
то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки -
Уронили дудки.
Пролетели гуси -
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, Не удивились.
Ну а песня?
С песней
На Руси родились.
Геннадий Серебряков (из сборника «Стихи о музыке»)
Вопрос к классу: Что значит слово «фольклор»? (Народное творчество).
Учитель. Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. «Сказка – складка, песня – быль» - говорит пословица. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами - сказителями, они хранятся в памяти народа. Со времен глубокой древности произведения народного музыкально-поэтического искусства творились непосредственно в процессе живого исполнения и передавались затем от одного музыканта-певца к другому, из одного поколения в другое. В те далекие времена еще отсутствовала письменность, и другого способа распространения музыкальных и поэтических произведений не было. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально-поэтического народного творчества.
Вопрос к классу: С какими народными песнями вы уже познакомились на уроках? (обрядовые календарные, семейно-бытовые, трудовые).
III. Работа по теме.
Учитель: Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них хороводные и плясовые песни. Послушайте плясовую мелодию «Светит месяц» в исполнении инструментального ансамбля.
(Исполнение).
Учитель. В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись хороводные песни. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, готовили яичницу, варили брагу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Иногда хоровой припев чередовался с речевыми диалогами. Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, движением колонной расходящихся пар.
А сейчас мы с вами исполним хороводную песню «Гуси прилетели» (Исполнение песни сопровождается вождением хоровода разными фигурами).
Вопрос к классу: Какими фигурами вы водили хоровод? (По кругу, “змейкой”, “восьмеркой”)
Учитель: По характеру музыкально-поэтических образов и типам напевов хороводные песни бывают медленные лирические и скорые шуточные. Для медленных хороводных песен характерны широкие, плавные напевы с выразительным распеванием слогов. Сейчас прозвучит музыкальная загадка. Вспомните название этой русской народной песни. («Во поле береза стояла»).
Учитель: Для скорых хороводных песен и плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп, четкий ритм с акцентами. Такие шуточные хороводные песни нередко сопровождаются припляской, притопыванием участников хоровода, иногда и прихлопыванием в ладоши.
Сейчас мы исполним песню «Заплетися плетень». (Исполнение)
IV. Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке прозвучало много интересной музыки.
Вопросы к классу:
С какими жанрами народных песен вы познакомились? (Хороводные песни).
Мелодии каких народных песен прозвучали на уроке? («Гуси прилетели», «Заплетися плетень», «Светит месяц», «Во поле береза стояла»).
Список источников информации и иллюстраций:
Литература:
- Жиров, М.С., Жирова, О.Я. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины / М.С. Жиров, О.Я. Жирова. – Белгород, 2002.
- Карачаров, И.Н. Песенная традиция бассейна реки Пселл / И.Н. Карачаров. – Белгород: Крестьянское дело, 2004. – 422 с., с нот.
- Мешко, Н.К. «Школа народного пения»/ Н.К. Мешко. – М.: НОУ «Луч», 1996. – 43 с.
- Народное музыкальное творчество. Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 20009. – 568 с., нотн. прим., ил.
- Песни над рекой Оскол / Экспедиционная тетрадь №4. – Белгород: издание БГЦНТ, 1998. – 70 с., с нот.
Записи использованные на уроке из школьной фонотеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"
1. Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2. Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....
Презентация к уроку музыки по теме "Хороводные песни и танцы на Руси"
Презентация раскрывает развитие музыки в хороводных песнях и танцах...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Мастер-класс "Раз-два-три-четыре-пять, будем песню сочинять"
В дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые попытки самостоятельного сочинения. наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка - словесное творчество. Игры...
Конспект мастер-класса "Аккорды авторской песни". 4 класс.
Конспект мастер-класса "Аккорды авторской песни". 4 класс....
Игровая хороводная песня "Мак маковистый"
Игровая хороводная песня "Мак маковистый" Мак маковистый,мак головистый,сизые,голубые голубочики мои. Вы слетайте,распознайте,прилетите,расскажите как сеют мак. Сеют эдак и вот эдак,сеют эдак и в...