Мастер-класс на тему: "Знакомство с хороводными песнями"
методическая разработка по музыке

Петрова Надежда Владимировна

открытый урок на уроке "Фольклорый ансамбль" в 1 классе с целью    воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа,

       продолжить накопление сведений о народной музыке

        познакомить учащихся с особенностями хороводно-плясовых песен

        развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

открытый урок по предмету «фольклорный ансамбль» в 1 классе фольклорного отделения

«Знакомство с хороводно-плясовыми песнями»

(мастер-класс)

Петрова Надежда Владимировна
преподаватель

МБОУ ДОД «Янтиковская ДШИ»

 с. Янтиково

                                                                                                                                     Янтиковского района

  Чувашской Республики

2017 г.

Цели:

  • воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа,
  • продолжить накопление сведений о народной музыке
  • познакомить учащихся с особенностями хороводно-плясовых песен
  • развивать умение воспринимать музыку, музыкальный слух, память, чувства ритма.

Музыкальный материал: инструментальные обработки русских народных песен: «Во поле береза стояла», «Светит месяц», русские народные песни «Гуси прилетели», «Заплетися плетень».

Оборудование: проигрыватель, фонограммы, музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубен)

На доске: название темы, слова «фольклор», «хоровод» иллюстрации (роспись шкатулки, работы учащихся).

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Приветствие.

2) Разминка

3) Дыхательная гимнастика

4) Распевки

II. Введение в тему.

Слово учителя (на фоне музыки):

Ты откуда, русская,

Зародилась песня?

'Го ли в чистом поле,

то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки -

Уронили дудки.

Пролетели гуси -

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, Не удивились.

Ну а песня?

С песней

На Руси родились.

Геннадий Серебряков (из сборника «Стихи о музыке»)

Вопрос к классу: Что значит слово «фольклор»? (Народное творчество).

Учитель. Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. «Сказка – складка, песня – быль» - говорит пословица. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами - сказителями, они хранятся в памяти народа. Со времен глубокой древности произведения народного музыкально-поэтического искусства творились непосредственно в процессе живого исполнения и передавались затем от одного музыканта-певца к другому, из одного поколения в другое. В те далекие времена еще отсутствовала письменность, и другого способа распространения музыкальных и поэтических произведений не было. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально-поэтического народного творчества.

Вопрос к классу: С какими народными песнями вы уже познакомились на уроках? (обрядовые календарные, семейно-бытовые, трудовые).

III. Работа по теме.

Учитель: Видное место в песенном творчестве русского народа занимают песни, сопровождаемые движением, пляской, игрой. Среди них хороводные и плясовые песни. Послушайте плясовую мелодию «Светит месяц» в исполнении инструментального ансамбля.

(Исполнение).

Учитель. В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись хороводные песни. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье (пекли пироги, готовили яичницу, варили брагу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Иногда хоровой припев чередовался с речевыми диалогами. Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, движением колонной расходящихся пар.

А сейчас мы с вами исполним хороводную песню «Гуси прилетели» (Исполнение песни сопровождается вождением хоровода разными фигурами).

Вопрос к классу: Какими фигурами вы водили хоровод? (По кругу, “змейкой”, “восьмеркой”)

Учитель: По характеру музыкально-поэтических образов и типам напевов хороводные песни бывают медленные лирические и скорые шуточные. Для медленных хороводных песен характерны широкие, плавные напевы с выразительным распеванием слогов. Сейчас прозвучит музыкальная загадка. Вспомните название этой русской народной песни. («Во поле береза стояла»).

Учитель: Для скорых хороводных песен и плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп, четкий ритм с акцентами. Такие шуточные хороводные песни нередко сопровождаются припляской, притопыванием участников хоровода, иногда и прихлопыванием в ладоши.

Сейчас мы исполним песню «Заплетися плетень». (Исполнение)

IV. Итог урока.

Учитель: Сегодня на уроке прозвучало много интересной музыки.

Вопросы к классу:

С какими жанрами народных песен вы познакомились? (Хороводные песни).

Мелодии каких народных песен прозвучали на уроке? («Гуси прилетели», «Заплетися плетень», «Светит месяц», «Во поле береза стояла»).


Список источников информации и иллюстраций:

Литература:

  1. Жиров, М.С., Жирова, О.Я. Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины / М.С. Жиров, О.Я. Жирова. – Белгород, 2002.
  2. Карачаров, И.Н. Песенная традиция бассейна реки Пселл / И.Н. Карачаров. – Белгород: Крестьянское дело, 2004. – 422 с., с нот.
  3. Мешко, Н.К. «Школа народного пения»/ Н.К. Мешко. – М.: НОУ «Луч», 1996. – 43 с.
  4. Народное музыкальное творчество. Учебник / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 20009. – 568 с., нотн. прим., ил.
  5. Песни над рекой Оскол / Экспедиционная тетрадь №4. – Белгород: издание БГЦНТ, 1998. – 70 с., с нот.

Записи использованные на уроке из школьной фонотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"

1.     Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2.     Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....

Презентация к уроку музыки по теме "Хороводные песни и танцы на Руси"

Презентация  раскрывает  развитие музыки в хороводных песнях и танцах...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Мастер-класс "Раз-два-три-четыре-пять, будем песню сочинять"

В дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые попытки самостоятельного сочинения. наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка - словесное творчество.  Игры...

Конспект мастер-класса "Аккорды авторской песни". 4 класс.

Конспект мастер-класса "Аккорды авторской песни". 4 класс....

Игровая хороводная песня "Мак маковистый"

Игровая хороводная песня "Мак маковистый" Мак маковистый,мак головистый,сизые,голубые голубочики мои. Вы слетайте,распознайте,прилетите,расскажите как сеют мак. Сеют эдак и вот эдак,сеют эдак и в...