Урок музыки в 3 классе
план-конспект урока по музыке

Павлова Мария Викторовна

3 класс, 4 четверть 29 урок Конспект урока музыки по теме: «Острый ритм - джаза звуки"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzhaz_3_klass.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

3 класс, 4 четверть 29 урок Конспект урока музыки по теме: «Острый ритм - джаза звуки"

Цели: 

1) познакомить со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова “Мистер Жук”;
3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
 Тип урока: комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала, этап изучения фактического материала и закрепляющий этап.
Основной метод: объяснительно- иллюстративный
Наглядность: 
Презентация POWER POINT;
картинки с музыкальными инструментами; 
сигнальные карточки; 
нотный текст песни. 
ТСО: 
муз центр;
записи с фонограммами; 
экран, проектор. 

 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 

-Музыкальное приветствие
СЛАЙД Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

«Хелло, Долли» Луи Армстронг
 У.: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.
Д.: Джаз.
У.: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?
Д.: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
У: Тема нашего урока «Острый ритм - джаза звуки» 
СЛАЙД 2

^ 2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
У.: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде. 
- Какое странное имя?
- Кличка какая-то?
- Кто он? – возмущались одни.
- Кто он!!! – восхищались другие.
- Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.
- Вы слышали, какой шум от него?
- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев! Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность. А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд.
Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.
Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?

 - Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.
Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?

- С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

^ РАБОТА С ТЕРМИНАМИ 
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились –

от серьёзного дядюшки Спиричуэлса,

грустного дядюшки Блюза,

весёлого дядюшки Регтайма.
СЛАЙД 3
Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
^ СЛАЙД 4
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. 

СЛАЙД 5
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

И ещё. Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”.

Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.

Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.

Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
Просмотр видеофрагмента «Высшее общество»
А сейчас познакомимся с инструментами, звучащими в джазовом оркестре.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7

3. ^ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Работа по учебнику (стр. 118-119) Чтение текста сопровождается слайдами.

СЛАЙД 9 СЛАЙД 10 СЛАЙД 11

Просмотр видеофрагмента «Элла Фитцжеральд»

А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Федор Шаляпин, Лариса Долина, Ирина Отиева.

СЛАЙД 12

ГЕРШВИН Джордж (1898— 1937) — американский композитор, пианист.

СЛАЙД 13

Систематического образования не получил. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.

СЛАЙД 14

Драматургия оперы связана с реалистическими традициями американского театра 20—30-х гг. ; для неё характерно сочетание трагического и жанрово-комедийного начала ; важную роль в раскрытии образа играет диалог. В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги- обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка.

СЛАЙД 15

Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.

Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент)

-Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными?

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
А теперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок.
^ ИГРА “Выбери инструменты” 
Для этого нам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него.
(Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде). 
 Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.
У.: Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает? (Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов).

^ 5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

У.: Сегодня я познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором она написана.
Разучивание песни “Мистер Жук” 
Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди 
1) Исполнение учителем 
Анализ:
^ У.: Итак, в каком стиле прозвучала песня? 
Д.: Джазовом.
У.: С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?
Д.: Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость. 
- разучивание по фразам;
- первый куплет со словами;
4) пение стоя, с движениями, с хлопками, муз. инструменты передаются по цепочке.
После исполнения – похвала:
У.: Я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в Россия, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые известны как джазовые певицы.

^ 6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

У: Дома Вы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что у каждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то – холодный, весёлый, задумчивый, ласковый.
А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мистер Жук

Муз Г.Гладкова

Сл. Дж.Чиарди


  1. Был когда-то я знаком с рыжим мистером Жуком. 


Познакомились мы так: мистер Жук – большой чудак!

Прямо честно и открыто вечером упал в корыто.

Мистер Жук – большой чудак.


  1. Я спросил его: “Куда Вы? Вот так милые забавы! 


Вы, наверное, хотите пароходом стать в корыте?”

Жук сказал, идя ко дну: “Отвяжитесь, я тону!

Отвяжитесь, я тону!”


  1. Тут при помощи крюка мне пришлось достать Жука. 


Выполз он, ворча сердито: “Кто просил Вас лезть в корыто?

Плыл я курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,

Обожаю водный спорт!


  1. Я сказал бы Вам спасибо, но, простите, слишком горд
    С детских лет, признаюсь Вам, всё привык я делать сам:
    Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
    Всё привык я делать сам.
    Ползать сам и сам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
    Всё привык я делать сам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...