Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
методическая разработка по музыке
Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_vo_2_klasse_petya_i_volk.docx | 26.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки во 2 классе
по теме: «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк».
Цель:
Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Планируемые результаты:
Личностные: Приобщение к шедевру
мировой музыкальной культуры; овладение навыками сотрудничества с учителем и
сверстниками; развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющего
себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству; понимать и проявлять сочувствие к переживаниям персонажей музыкальных произведений.
Предметные: Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиции, исполнение вокально-хорового произведения,
в импровизациях; Формирование устойчивого интереса к народной музыке и и игре на русских народных ложках; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение
к музыкальным произведениям; научатся сравнивать музыкальные и поэтические образы героев; научатся слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и
изобразительные интонации, передавать настроение музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла; узнавать пройденные музыкальные произведения. Узнают понятия: симфоническая сказка, симфонический
оркестр, тембр.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: Планировать учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, оценивать музыкальные образы персонажей симфонической сказки «Петя и волк»; выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам;
использовать прием свободного дирижирования; делиться на группы.
Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке; сравнивать музыкальные образы. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: Рассуждать о содержании прослушанного музыкального произведения, о композиторе, задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и
музыкально – выразительным средствам; участвовать в создании композиций, работать в паре, группе.
Тип урока: изучения нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды деятельности на занятии:
Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
Выполнение творческих заданий.
Работа с наглядными пособиями (презентация).
Ход урока.
Вход в класс под современную обработку симфонической сказки « Петя и волк».
Учитель - Здравствуйте, ребята. Дети - здравствуйте, учитель.
Учитель - Сегодня у нас необычный урок. Я не буду сейчас называть тему урока т. к хочу, чтобы, вы мне сами ее назвали в конце нашего урока. И начнем его вот с этой фотографии. Посмотрите, ребята на экран и скажите, какой вид оркестра перед нами, под буквой А? (На доске названия трех видов оркестра - духовой, народный, симфонический.)
СЛАЙД № 2. А) Фото – духового оркестра.
Дети - Оркестр духовых инструментов.
У - Правильно. А по каким инструментам вы это определили?
Д - изображены – трубы, тубы и т. д.
У - покажите, ребята эти инструменты (показ инструментов с помощью указки)
У – определите, какой вид оркестра сейчас перед вами, под буквой Б?
Слайд № 2. Б) – Фото оркестра народных инструментов.
Д-Оркестр русских народных инструментов.
У - Правильно. По каким инструментам вы это определили?
Д - по балалайкам, баянам, ложкам.
У- покажите, ребята эти инструменты (показ инструментов с помощью указки).
А как называется этот вид оркестра, под буквой Б?
Слайд №2 . В) Фото - симфонического оркестра.
Д- Симфонический оркестр.
У - Правильно. По каким инструментам вы определили, симфонический оркестр? Покажите, ребята эти инструменты.
Д- (Дети перечисляют названия инструментов и показывают их на экране, с помощью указки). Валторны, контрабасы, скрипки, орган, фортепиано, виолончели, тромбоны, арфа, кларнет, гобой, большой барабан и другие музыкальные инструменты.
У – Молодцы!
У - Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные. В состав симфонического оркестра входят также арфа, фортепиано, орган, челеста, клавесин. Симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из пятидесяти исполнителей. Управляет симфоническим оркестром дирижер.
У - Внимание на экран. Посмотрите, вот так выглядят семейства симфонического оркестра.
СЛАЙД № 3 (Семейства инструментов)
Слайд № 4.(Фото Прокофьева)
У - Кто этот человек?
Д- Композитор, дирижер – Сергей Сергеевич Прокофьев.
У - Правильно. Какие его произведения нам уже известны. (Дети опираются на слушательский свой опыт и перечисляют ранее прослушанные произведения в первом и втором классе « Болтунья», « Утро», « Вечер» из альбома для детей « Детская музыка». С каким балетом С. С. Прокофьева вы уже знакомы?
Д- С балетом « Золушка».
У – Совершенно верно. Существует огромное количество разных музыкальных инструментов. Но, как, же мы отличаем их, по каким признакам?
Д - по внешнему виду и по звуку.
Слайд № 5. (Тембр)
У – Совершенно верно. Мы отличаем музыкальные инструменты по внешнему виду, но самое главное по тембру. Тембр – это окраска звука. А также тембр – это одно из средств музыкальной выразительности. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр. Свой тембр или свое определенное звучание имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру мы можем различать и голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
СЛАЙД №6
Слово «Тембр» переводится с французского языка как «отличительный знак».
У - Тембр в музыке – это важная характеристика для певческого голоса. На тембр человека влияет также осанка, насколько человек полон сил и скорость речи. Хорошая осанка является залогом хорошего дыхания. А правильное дыхание – залог красивого голоса. Среди мужских голосов выделяют три основных тембра голоса – бас, баритон и тенор. Среди женских голосов выделяются голоса – контральто, меццо-сопрано и сопрано.
У – Спасибо, ребята присаживаемся на свои места. С вокальными голосами разобрались. А, вот как могут звучать голоса у музыкальных инструментов мы сейчас и послушаем.
Например: послушайте, вот так звучит орган (учитель проводит показ звучания инструментов). (Звучит короткий фрагмент звучание мелодии органа). Какая окраска у звука этого инструмента?
Д (отвечают)
У - А вот так звучит флейта (звук флейты). Какая окраска звука у этого музыкального инструмента?
Д (отвечают)
У – Определите на слух, какой сейчас прозвучит музыкальный инструмент? (На синтезаторе – звучат аккордеон, пианино, барабан). А как вы определили, что именно эти инструменты сейчас прозвучали? Почему?
Д (ответы детей с краткими объяснениями)
У – Давайте, познакомимся поближе с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра. А поможет нам в этом симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Внимание на экран.
Слайд №7 .(Герои симфонической сказки « Петя и волк»).
(Учитель рассказывает содержание сказки в сокращенном варианте).
Учитель: Петя жил со своим дедушкой в деревянном доме. Вокруг дома рос красивый сад.
Как-то раз собрался Петя погулять. Он вышел из сада, оставив калитку открытой. Глядь, а следом за ним – утка. Она тоже решила пойти погулять, а заодно искупаться в пруду.
Тут и маленькая птичка прилетела, села на бережку и над уткой стала смеяться:
Птичка:
-Утка, утка, ты всегда или плаваешь или ходишь. Ну что ты за птица коли не умеешь летать?
Утка:
-А ты, что за птица, коли не умеешь плавать? –отвечала утка.
Учитель:
-Так они спорили, и каждая стояла на своем.
В это время неподалеку гуляла кошка. Тихо, незаметно ступала она в высокой траве.
Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше?
(предположения детей)
Кошка:
-Какое прелестное чириканье! Какой несравненный щебет!
У – сказала кошка, услышав пение маленькой птички.
Кошка:
- Вот кто сгодится мне на завтрак, решила она и стала подкрадываться все ближе и ближе.
Петя:
-Осторожно! закричал Петя, поняв, что птичке грозит опасность.
Учитель:
-Как вы думаете, кошка съест птичку? Почему? Что случится дальше?
Птичка в тот же миг вспорхнула на ветку дерева, а утка уплыла на середину пруда и стала недовольно крякать, поглядывая на кошку. А та смотрела на птичку и думала:
Кошка:
«Стоит ли мне лезть на дерево за этой птицей? Пока буду карабкаться, она уже улетит».
Учитель:
В это время из дома вышел дедушка.
Как вы думаете, какой дедушка по характеру? Для чего он вышел из дома?
Дедушка:
-Петя!
Учитель:
– закричал он.
Дедушка:
- Я же просил тебя не выходить из сада. Говорят, тут бродит волк. Как бы не заглянул к нам. А ты вон и калитку не прикрыл. Давай-ка, возвращайся домой!
Учитель:
-Дедушка подошел к Пете и, держа его за руку, повел к дому. Он крепко-накрепко закрыл калитку. И как раз вовремя: всего через несколько мгновений большой серый волк вышел из леса.
Что случится дальше?
Д (ответы детей)
Учитель:
Испуганная кошка забралась на старое кряжистое дерево.
Бедная утка по неосторожности ушла далеко от пруда. Волк решил поймать утку. Он проглотил ее одним махом и принялся кружить вокруг огромного дерева, где пряталась кошка. С одной стороны меж ветвей он видел кошку, которая дрожала всем телом от страха, а с другой – неподвижно сидевшую на ветке птичку.
Петя внимательно наблюдал за происходящим, стоя рядом с домом. Он вовсе не боялся волка. Высокий забор огораживал сад, а дерево стояло прямо за забором. Одна из могучих ветвей перевешивалась через забор.
У Пети возник смелый план.
Как вы думаете, что придумал Петя?
Петя ухватился за ветку, забрался на дерево и прошептал птичке:
Петя:
- Слушай меня! Ты должна летать над волком, кружась в воздухе, как ты умеешь это делать. Только будь осторожна, чтобы он не поймал тебя. Поняла?
Птичка:
-Да.
Учитель:
Петя спрыгнул с дерева и побежал в дом за большой веревкой, потом сделал на конце веревки петлю.
В это время птичка порхала прямо над волком. Как же она злила его! Как ему не терпелось съесть бедную птичку!
Как вы считаете, удастся Пете схватить волка?
Петя забрался на дерево, раскрутил веревку с петлей и ловко набросил ее на волка. И петля – вот чудо! – затянулась прямо на загривке у серого. Петя потянул за веревку посильнее и конец ее привязал к ветке. Так волк угодил в ловушку.
В это время три охотника показались из леса: они шли по следам волка. Дни и ночи напролет они преследовали его.
Что же случится с волком?
Петя:
- Не стреляйте! – Закричал Петя.
–Я уже поймал волка! Помогите мне отвести его в зоопарк!
Учитель:
- И вот Петя гордо идет по дороге, ведущей в зоопарк соседнего большого города. За маленьким мальчиком следуют три охотника, а за ним – дедушка и кошка. Над их головами радостно щебечет птичка:
Птичка:
- Вы видели, вы это видели! Мы с Петей поймали волка!
Учитель:
Дедушка бормочет себе под нос:
Дедушка:
- Это все, конечно, хорошо, но что бы случилось, если бы он не поймал волка?
Учитель:
А, если прислушаться, то можно было услышать тихий голосок:
Утка:
- Выньте, выньте меня отсюда!
Учитель:
- Это утка кричала из живота волка. Он так торопился, что проглотил ее живьем.
В зоопарке удалось спасти утку: волку пошире раскрыли пасть – и кряква выпрыгнула из нее прямо на зеленую траву. Так друзья собрались все вместе: дедушка и Петя, кошка, утка и птичка.
- Ребята, мы с вами прослушали сказку и теперь знаем, что же случилось на самом деле.
У - Уникальность этой сказки С.С. Прокофьева в том, что темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос — «тембр».
Представьте, что каждый из вас стал композитором. Ваша задача: каждому герою вы должны подобрать свой музыкальный инструмент, который, по вашему мнению, точно сможет передать характер героя.
Например, как вы думайте тему Пети, какой инструмент может озвучить? Почему именно он?
У - А тему кошки, утки, дедушки, птички, охотников?
Д- дети дают свои ответы, с объяснением.
У - Слушать музыку мы будем сейчас необычно. ( Учитель проводит слушание музыки с элементами физминутки т.е дети представляют себя дирижерами ( показывают повторяя движения дирижера) и слушают одновременно звучание симфонического оркестра).
У – Ребята, давайте все встанем и представим себя в роли дирижеров. Дирижируя музыкой, мы будем представлять себя в роли дирижеров (Тема Пети, струнные инструменты)
Видео (симфонический оркестр)- 19 сек.
У - какие инструменты симфонического оркестра исполняли тему Пети?
Д- струнные.
Слайд №8 .(Мальчик - Петя, струнные - смычковые инструменты)
У- Правильно, а по характеру, каким показывает нам музыка Петю?
Д- Веселым мальчиком, который, как и все дети любит побегать, попрыгать и поразговаривать со своими знакомыми.
У- Что мы можем сказать о мелодии?
Д- мелодия беззаботная, легко взлетающая вверх.
У- Какие жанры музыки мы слышим в теме Пети?
Д-Жанр - песня, жанр-марш, жанр-танец.
У- правильно, молодцы!
Послушайте, еще один музыкальный фрагмент, какие инструменты еще озвучивают наших героев. В видеофрагменте вы увидите и услышите, какие еще симфонические инструменты будут представлять героев этой сказки так, как решил Сергей Сергеевич Прокофьев. И вспомните пожалуйста свои ответы, в которых вы говорили о инструментах, которые могли бы звучать в этой сказке. Сравните музыкальные инструменты в своих ответах и музыкальные инструменты в музыке С.С. Прокофьева.
Сядем все как слушатели.
Видео- слушание № 2 (показ с объяснением основных тем птичка-флейта, утка-кларнет, дедушка- фагот, кошка- кларнет) – 1мин.38 сек.
У- Что вы услышали в музыке?
Д - Ответы детей с объяснениями.
У - Какой инструмент исполняет тему птички?
Д - Птичку озвучивал музыкальный инструмент флейта. Ответы детей с объяснениями.
Слайд № 9. (Схема инструментов: струнных, ударных, медных и духовых деревянных), а также всех героев симфонической сказки.
Д-Птичка, маленькая и легкая, охарактеризована высокими «чирикающими» звуками флейты.
У - Правильно. А какой инструмент озвучивает кошку? И почему такой звук?
Д-Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки кларнета.
У – какой инструмент исполняет тему утки? Почему музыкальная тема неторопливая и озвучена гобоем?
Д - т.к у утки неторопливая поступь («вперевалочку»). И ее кряканье — напоминает гнусавый звук музыкального инструмента гобои.
У - дедушка нам показан каким по характеру? И почему дедушка озвучен низким по звучанию инструментом?
Д - Сердитого и ворчливого дедушку — озвучивают низкие звуки фагота. Потому что у фагота тоже низкий звук, который подходит по своему звучанию старенькому дедушке.
У - Охотники, озвучены какими инструментами? А выстрелы охотников? Почему, именно эти инструменты вы услышали?
Д – Осторожные шаги, (не вспугнуть бы волка!), воинственных охотников передает «смешанная» краска четырех деревянных духовых инструментов: флейты, кларнета, гобоя, фагота. А их выстрелы — ударные инструменты: литавры и большой барабан.
У – Каким инструментом, какими звуками нам озвучен страшный волк?
Д - Страшного Волка изображают резкие звуки в звучании трех валторн.
У - Если прислушаться к «Заключительному шествию» в конце сказки, то становится понятным то, что Петя — герой, он со своими друзьями поймал злого Волка. Как вы считаете, ребята, как должна звучать тема Пети и его друзей? Один инструмент или много инструментов должно звучать в заключение симфонической сказки?
Д- ответы детей.
У - музыка звучит торжественно, в темпе неторопливого шествия-марша. Теперь тему Пети будут играть не только струнные инструменты, а весь симфонический оркестр, поэтому она звучит так уверенно и важно. В исполнении симфонического оркестра прозвучит тема Пети, торжественного шествия и утки.
Садимся все как слушатели и послушаем музыку.
Видео- слушание – заключение (торжественное шествие). Звучит весь симфонический оркестр. (2 мин)
У– Ребята, вам понравилась симфоническая сказка ?
Д-Ответы детей.
У- Так, как вы считаете, какая тема урока была сегодня?
Д- С.С.Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк»
У- Правильно.
Слайд № 10. (Тема урока: С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка
«Петя и волк»).
У - Д/З – Еще раз послушать сказку «Петя и волк».
Наш урок подошел к концу.
Рефлексия.
У- Перечислите названия инструментов из симфонической сказки «Петя и Волк», с которыми вы познакомились сегодня на уроке. Как называется средство музыкальной выразительности, по которому мы узнаем, какой музыкальный инструмент звучит.
Д – ответы детей.
Оценки за урок.
Слайд № 11 .Урок понравился и урок не понравился.
У - Если вам понравился урок, было интересно и всё понятно, то покажите знак здорово (кулак сжат и большой палец показывает вверх). Если нет (знак показывается пальцем вниз).
До свидания! Наш урок закончен!
Выход из класса - под современную обработку симфонической сказки
« Петя и волк».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл уроков по слушанию музыки в ДШИ и ДМШ "Композиторы детям" - "С.С.Прокофьев детям», "Симфоническая сказка "Петя и волк".
В цикле уроков, посвященных творчеству С.С.Прокофьева дети вводятся в волшебный мир музыки. Знакомство с творчеством Прокофьева усит детей чувствовать и понимать классику, получать удовольствие от соп...
Конспект урока музыки 5 класс по теме:«Всю жизнь мою несу родину в душе…». http://shkola172007.narod.ru/krasnodarski_krai.htm
ЗАДАЧИ: Развивать интерес к произведениям композиторов, поэтов и художников, прославляющих Кубань; 2) Пополнить словарный запас ...
Конспект урока для 2 класса -С.С Прокофьев симфоническая сказка "Петя и волк"
Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева и его симфонической сказкой "Петя и волк"...
Конспект урока музыки 5 класс на тему "Балет"
Конспект урока музыки 5 класс на тему "Балет"...
Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.
Технологическая карта. Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...
конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)
Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте....
конспект урока музыки 8 класс по теме: Наследие выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей классической музыки
Последние десятилетия ознаменованы бурным расцветом оперного искусства. Наибольшей популярности добиваются певцы, способствующие популяризации оперы на мировой сцене. К их числу относятся Лучано Павар...