«Эскизное разучивание музыкального произведение как воплощение одного из принципов развивающего обучения»
методическая разработка по музыке
.....Как в живописи, так и в музыке эскиз может оказаться более или менее удачным, но проигрывая его многократно, ученик постепенно постигает его выразительную сущность, эмоционально – образное содержание.
Эскизное освоение, однако, должно соседствовать с законченным выучиванием других произведений. Обе формы учебной работы должны проводиться в тесном, гармоничном сочетании друг с другом. Только при этом условии нацеленность учащегося на решение познавательных, музыкально – воспитательных задач не нанесёт урона выработке у него необходимых профессионально – исполнительских качеств, не войдёт в противоречие с требованием уметь аккуратно, точно и тщательно работать над музыкальным произведением на инструменте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odna_iz_problem_muzykalnoy_pedagogiki.docx | 25.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Эскизное разучивание музыкального произведение как воплощение одного из принципов развивающего обучения»
Одна из проблем музыкальной педагогики — соотношение профессионального обучения музыке и общее музыкальное развитие учащегося (т.е. проблема развивающего обучения).
Если в музыкальных училищах и консерваториях много молодых людей достаточно подвинутых, музыкально развитых, то в школах большая часть учащихся, обладающие обычными, заурядными способностями, имеющие ординарное, музыкальное мышление. Ясно, что именно такие учащиеся нуждаются наиболее остро в развитии музыкальных задатков.
Развитие ученика – пианиста, т.е. развитие его способностей, музыкального мышления должно выдвигаться как специальная цель в музыкальной педагогике. Достижение этой цели не менее важно для преподавателя, чем выработка у учащихся исполнительских, технических умений и навыков. Только специальная, ясно очерченная цель может определить наиболее целесообразные формы деятельности и методы обучения.
Многие ученики музыкальной школы осваивают минимальный по объёму учебно-педагогический репертуар и их исполнительские навыки очень ограничены. Большинство учащихся в практической игровой деятельности неспособно выйти за пределы узкого круга «отработанных» с педагогом пьес, исполненных на академических концертах, экзаменах, зачётах.
Каким же образом расширить репертуарные рамки за счет обращения ученика к возможно большему количеству музыкальных произведений, большему кругу художественно – стилевых явлений, как прийти к тому, чтобы ученик осваивал «многое».
Решение проблемы — в постоянном и умелом использовании на занятиях двух видов работы — чтения с листа и так называемого «эскизного» изучения произведений.
Чтение с листа открывает самые благоприятные возможности для широкого ознакомления с музыкальной литературой, это быстрая смена открытий, впечатлений, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.
«Сколько читаем — столько знаем» — это давняя истина. Чтение с листа — один из кратчайших и наиболее перспективных путей общемузыкального развития учащегося. Однако, с предельной тщательностью «оттачивая» обязательные программы, учащиеся – пианисты практически сводят до минимума возможность свободного музицирования за инструментом.
Есть и другой вид работы маленького музыканта, позволяющий расширить его музыкальный кругозор, дать ему возможность выразиться более полно и свободно. Это путь эскизного разучивания музыкальных произведений.
Овладение материалом при эскизном разучивании не доводится до концертно-исполнительской готовности. Работу над произведением можно считать законченной, если учащийся сумеет охватить образно – поэтический замысел сочинения, получить художественное представление о нём. И, далее, воплотить — пусть даже не с полной технической отшлифованностью — этот замысел на фортепиано.
«После того, как учащийся извлёк нужные для него знания и умения, заранее «запланированные» педагогом, разобрался в тексте, правильно и со смыслом играет материал, работа над произведением прекращается» — писал Л.А. Баренбойм, определяя эскизную форму разучивания, как особую форму учебной деятельности. Тем самым она может являться промежуточной между чтением с листа и доскональным изучением произведения.
Приверженцами эскизного освоения учебного репертуара издавна выступали многие педагоги и музыканты – исполнители. Эскизную форму использовали Ф. Лист, ученики В.И.Сафонова, Г.Г.Нейгауз: «После нескольких уроков Генрих Густавович давал молодому исполнителю свободу действий... до «самого последнего» этапа не доходил. Генрих Густавович сознательно не хотел доучивать пьесу вместе с учеником, «до блеска начищая» каждый выразительный штрих, каждый намеченный оттенок».
Чем же привлекала эскизная форма работы мастеров педагогики? Сокращая сроки работы над произведением, эскизная форма ведёт к существенному увеличению количества прорабатываемого музыкального материала, позволяя создать большой и разнообразный учебно-педагогический репертуар. Именно в возможности обращаться ко «многому» и «разному» причина внимания выдающихся педагогов к эскизной форме работы. Ученик «должен стремиться по возможности расширить список освоенных музыкальных произведений, должен узнать и на практике опробовать как можно больше музыки», поскольку его первоочередная задача — обладать широким музыкальным кругозором и чувствовать себя как дома во всех школах и стилях.
«В игровую практику вовлекается значительно больший и разнообразный по составу учебно – педагогический материал, тем самым, эскизная форма работы над произведением, как и чтение с листа, является развивающей формой обучения» (П.Серебряков).
ПРИНЦИПЫ ЭСКИЗНОГО РАЗУЧИВАНИЯ
Увеличение объёма используемого материала, ускорение темпов прохождения определённой части учебного материала, увеличение объёма теоретических знаний, самостоятельность и творческая инициатива учащегося.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
Репертуар—максимально разнообразный по составу, стилистике. В нём представлен более широкий круг имён, по сравнению и используемым педагогом при составлении зачётно – экзаменационных программ.
Важно, чтобы эти произведения нравились ученику, будили в нём живой эмоциональный отклик. Здесь можно обращаться к тому, что хочется играть. Репертуар может быть смелым и гибким, есть возможность идти навстречу пожеланиям ученика.
Трудности могут превышать в известных пределах реальные исполнительские возможности ученика. Поскольку эти пьесы не будут показываться в публичных выступлениях, педагог может пойти на известный риск.
Этот риск часто ведёт к ускорению общемузыкального и технического развития ученика. «Опыт показывает нам, — пишет А. Корто, — что лучшее средство стимулировать прогресс учеников состоит в том, чтобы всегда вовремя предусмотреть в плане их работы изучение какого-нибудь произведения, степень трудности которого была бы определённо выше всего того, что они знали до сих пор». И далее: «Не следует, однако, настаивать на безупречном исполнении этих «слишком трудных» произведений, частая смена которых весьма целесообразна».
Наряду с сольным репертуаром, подходящим материалом для эскизного разучивания могут послужить разного рода аранжировки.
Надо ли при эскизной форме занятий выучивать произведение наизусть?
По мнению ряда авторитетных педагогов и методистов, в этом нет необходимости.
«Нам надо добиваться того, чтобы ученики умели хорошо играть по нотам... Подчас выученную наизусть пьесу многие ученики совершенно не могут играть по нотам. А ведь будущая музыкальная жизнь гораздо чаще требует от пианиста умения играть по нотам, чем концертных выступлений». (М.Фейгин).
Заметно меняются в условиях эскизного разучивания функции и обязанности педагога, руководящего учебным процессом. Прежде всего, уменьшается, и существенно, число показов произведения на уроке. Иногда достаточно бывает 2 – 3 раза.
Основная часть работы — интерпретаторское решение, решение технических проблем ложатся на плечи учеников. Задача педагога в том, чтобы наметить конечную художественную цель, дать общее направление, подсказать наиболее рациональные приёмы и способы работы. Необходимо отметить, что приёмы и способы деятельности претерпевают здесь определённую трансформацию. Если общепринятый «типовой» стиль работы сводится к многократному проигрыванию заданного материала в медленных темпах, тщательной отработке трудных мест, то при выполнении музыкально – исполнительских эскизов, акцент смещается на целостное воплощение звукового образа, на обобщённый исполнительский охват музыкальной формы. Важно постараться сыграть произведение эмоционально , в требуемых автором темпах, без страха ошибиться, «с полным накалом как если бы дело происходило на концерте». Выдающиеся педагоги указывают на необходимость смелых, безбоязненных попыток фактически сыграть вещь «как на эстраде». Пианист ведёт своё исполнение на какой – то зыбкой грани, как бы на острие между ответственно – сдержанным «управляемым» исполнением, при котором легко могут возникнуть недочёты и даже срывы, но именно такое исполнение «на острие»:
а) сильно и неуклонно продвигает исполнителя вперёд; б) поддерживает в нём здоровый эмоциональный подъём.
Как в живописи, так и в музыке эскиз может оказаться более или менее удачным, но проигрывая его многократно, ученик постепенно постигает его выразительную сущность, эмоционально – образное содержание.
Эскизное освоение, однако, должно соседствовать с законченным выучиванием других произведений. Обе формы учебной работы должны проводиться в тесном, гармоничном сочетании друг с другом. Только при этом условии нацеленность учащегося на решение познавательных, музыкально – воспитательных задач не нанесёт урона выработке у него необходимых профессионально – исполнительских качеств, не войдёт в противоречие с требованием уметь аккуратно, точно и тщательно работать над музыкальным произведением на инструменте.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Коган Г.М. У врат мастерства. М. 1977 г.
- Иыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. 1984 г.
- Корто А. Основные принципы фортепианного урока. Советы молодым преподавателям. М. 1965 г.
- Мильштейн Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н.Игумнова. М. 1961 г.
- Баренбойм П.А. Фортепианная педагогика. М. 1937 г.
- Кременштейн Б.П. О педагогике Г.Г.Нейгауза. М. 1971 г.
- Шнабель А. Моя жизнь в музыке. Вопросы и ответы. М. 1967 г.
- Любомудрова Н.А. Фортепианные классы Московской консерватории в 60-7- годах прошлого столетия. М. 1962 г.
- Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М. 1966 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Противостояние музыкальных образов в одном музыкальном произведении
УРОК МУЗЫКИ В7 КЛАССЕ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ...
Разучивание музыкального произведения по аккордам. Журавли.
Данное занятие предусмотрено для обучения игре на гитаре....
Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".
Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....
Организация самостоятельного разбора музыкальных произведений - одно из условий обучения и воспитания интереса к исполнительству
Воспитание творческой самостоятельности всегда было в центре внимания русской музыкальной педагогики.Рассматривая эту тему, сразу же можно указать на ряд трудностей, которые осложняют работу пре...
Методическая разработка "Педагогические задачи на всех этапах разучивания музыкального произведения в классе аккордеона"
Описываются пути совместной поэтапной работы педагога и ученика по разучиванию музыкального произведения, а так же возможные допускаемые ошибки в ходе разучивания и методы их устранения....
Презентация к уроку музыки по теме "Противоборство музыкальных образов в одном произведении" 7 класс
Презентация к уроку музыки по теме "Противоборство музыкальных образов в одном произведении" 7 класс...
Урок и презентация к уроку "Противоборство музыкальных образов в одном произведении"
Урок и презентация к уроку "Противоборство музыкальных образов в одном произведении"...